Научная статья на тему 'Взаимодействие в материальной культуре: технический аспект'

Взаимодействие в материальной культуре: технический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / TECHNICS / INTERACTION OF CULTURES / TECHNICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филимонова Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается проблема эволюции техники в контексте взаимодействия культур от архаических обществ до современности. Выявляются основные условия взаимодействиятехники. Формулируются особенности взаимодействия всфере техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction in material culture: technical aspect

The article is devoted to the problem of evolution of technics in the context of interaction of cultures from archaic societies to the present time. Author reveals the cores conditions of interaction of technics and formulates features of interaction in technics sphere.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие в материальной культуре: технический аспект»

Библиографический список

1. Рещикова, И. П. Коммунизм: между временем и пространством / И. П. Рещикова. — Хора. — 2008. — № 3. — С. 123.

2. Эпштейн, М. Слово и молчание в русской культуре / М. Эпштейн // Звезда — 2005. — № 10. — С. 210.

НАГАПЕТЯН Карина Жирайровна, ассистент кафедры

философии Омского государственного аграрного университета, аспирантка кафедры философии Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: e-mail: kerrv- 18@vandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2010 г.

© К. Ж. Нагапетян

УДК 62:1018 Е. А. ФИЛИМОНОВА

Омский государственный педагогический университет

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ___________________

В статье рассматривается проблема эволюции техники в контексте взаимодействия культур от архаических обществ до современности. Выявляются основные условия взаимодействия техники. Формулируются особенности взаимодействия в сфере техники. Ключевые слова: техника, взаимодействие культур, технический прогресс.

Очевидно, что техника развивается в системе культуры, но она и способствует становлению культурных норм. Проблема эволюции техники, понимаемой как «система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы» [1, с. 682], является актуальной проблемой современной философии. Направления и условия становления техники определяются культурой, которая сосуществует и взаимодействует с другими культурами, находящимися на разных стадиях развития, следовательно, проблему эволюции техники необходимо рассмотреть в контексте взаимодействия культур.

Культуры архаического типа характеризуются нерефлексивным традиционализмом, а потому взаимодействие, заимствование и обмен между ними не приводили к их существенным преобразованиям [2, с. 25]. Техника в этот период понималась в анимистической картине мира, совпадала с магией и воспринималась как часть природы, с которой человек существует в единстве, следовательно, взаимодействие в сфере техники также было незначительным, а темпы развития низкими. В качестве примера можно привести отношение к огню прибрежных районов, описанное Миклухо-Маклаем. Традиция вынуждает отвергать новшества в культурах такого типа, пока они не будут канонизированы в мифах, выполняющих по отношению к технике объяснительную и проективную функции [3, с. 91]. Более того, добывание новых знаний и отработка технических процедур могли сопровождаться драматичными событиями, пока не закреплялись традицией. Как результат длительного накопления опыта вводились новшества, которые в свою очередь открывали новые возможности для технического прогресса, следствием чего стало уско-

рение темпов развития человечества. Начиная с эпохи мезолита культуры приобретают территориально ограниченный характер, и к концу архаического периода складываются первые цивилизации, лежащие на мировых торговых путях и находящиеся почти постоянно в состоянии войны. При этом взаимодействие культур в этот период охватывает более широкую сферу и вызывает изменения в материальной и духовной культуре и резкую трансформацию, выступая таким образом важным фактором прогресса [2, с. 25], например, П. Джеймс и Н. Торп подчеркивают возможность распространения информации о научных изобретениях от Европы до Китая, взаимное влияние которых сыграло роль в научном Золотом веке III в. до н.э. — II в. н.э. [4, с. 160]. Более того, новый тип земледелия, возникший в античной культуре благодаря применению железных орудий, способствовал образованию небольших государств, активно взаимодействовавших друг с другом и с Востоком. Результатом этого становится заимствование и модификация уже открытых технических первооснов, т.к. изобретать новые не было необходимости [5, с. 92].

Варваризация общества поздней Античности вела к ассимиляции народов, находящихся на разных уровнях развития, в результате такого культурного синтеза возникнет новая цивилизация — Средневековье. Последние века существования Римской империи и завоевание ее варварами привели к упадку в технике, который преодолевался медленно. Темпы развития возрастают с IX в. После крестовых походов, особенно в XIII — XV вв., наблюдаются разнообразные и яркие технические достижения, существенно возрастает количество изобретений по всем отраслям техники, формируются квалифицированные технические кадры. Большую роль в техническом развитии Западной Европы этого периода сыграло взаимодействие с арабской культурой (осо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

бенно в Испании, где взаимодействие было непосредственным). Важное значение имело также развитие международной торговли; миграции населения в пределах Европы (например, улучшение в Англии качества шерсти благодаря миграции фламандских и французских ткачей, бежавших из-за войн и религиозных преследований); путешествия с целью получения опыта и обучения; войны, в частности крестовые походы, в ходе которых европейцы познакомились с достижениями Востока; вывоз мастеров из побежденных стран; дипломатия и международная торговля, требовавшая знаний географии и астрономии и приобщавшая к культуре других стран, в частности к достижениям античной культуры.

Крестовые походы стали первым масштабным событием встречи двух культур в Средние века, способствовавшим переходу к высшей ступени развития ремесленного производства в XIII — XV вв. (особенно в Италии) и к своеобразной переоценке техники, в связи с расширением рынка, включением в него новых групп потребителей и появлением новых потребностей [5, с. 115]. Приспособление заимствованных технологий и их доработка с учетом местных условий осуществлялась в главных центрах средневековой культуры — монастырях, бывших местом производства и экспериментирования: «Они были действительными пунктами технологического трансферта, внедрения и передачи технологий» [3, с. 162].

Техническая эволюция в этот период входит в противоречие с ее социальными условиями, что во многом объясняет замедленное развитие производства [5, с. 120]: особенности феодальной традиции затрудняли распространение технических новшеств даже в пределах государства, где они возникали. Заметное распространение началось лишь к XV в., к началу эпохи Возрождения, которая в техническом и технологическом отношении относится к Средневековью как его «лебединая песня». В эпоху Возрождения техника, выступая самостоятельным фактором опыта, играла роль посредника между двумя линиями наследования знания: развивающимся научным знанием и устной традицией передачи секретов мастерства [6, с. 194].

В XVI — XVII вв. техника концептуализируется как условие социальности культуры [7, с. 172], начинает составлять «интимную сущность» культуры Нового времени [7, с. 198], становится основой мыслительной практики, поскольку позволила справиться субъекту с движущимся миром [8]. Одним из условий развития науки и техники в мануфактурный период становится создание научных обществ и учреждений, позволивших ученым обмениваться результатами своей деятельности, а также активные географические исследования, вызванные расширением мирового рынка и активной колониальной политикой второй половины XVIII — XIX вв., в частности с 1871 г. стали созываться международные географические конгрессы.

Со второй половины XVIII в. по 70-е годы XIX в. в период промышленной революции происходит интенсивное развитие науки и техники, переход от мануфактурного к машинному производству и связанные с ним социальные изменения. Значение меж-культурного взаимодействия для эволюции техники можно проиллюстрировать на примере влияния технической и промышленной революции в Англии на развитие технического производства Франции, Германии, США и других стран в конце XVIII — начале XIX вв. через заимствование технологий, ввоз английских машин и приглашение английских мастеров для обучения.

История техники конца XIX — начала ХХ вв. свидетельствует об ее интернациональном характере. Однако ее развитие от производства, основанного на мастерстве живого труда, к производству, основанному на машинном мастерстве, и доведенному до механического автоматизма, пришло к технологическому тупику и смене технических лидеров [5, с. 160]: выход на первый план США, а затем Японии, где были другие исторические условия и традиции, чем в Европе.

С середины ХХ века начинается научно-техническая эпоха, главным признаком которой является проникновение научно-технических достижений и их следствий во все сферы жизни индивида и общества, что в свою очередь ускоряет ритм и интенсивность жизни, когда скорость перемен обгоняет скорость приспособления к ним людей. Для данного этапа характерно разомкнутое, открытое восприятие мира, конфликтная и смысловая плотность событий, кризис веры в разумное устройство мироздания наряду с тенденцией ко все большей рационализации всех сторон жизни [9, с. 178]. Более того, сейчас в условиях тотального культурного плюрализма сама техника утрачивает единство понимания и возникают техники, каждая из которых предъявляет свои возможности, свой язык, требующий отдельного перевода [8].

На основании анализа эволюции техники можно сделать вывод о ключевой роли взаимодействия культур. На протяжении тысячелетий межкультур-ные взаимодействия осуществлялись в различных формах. Поскольку эти формы определяли ход и результаты взаимодействия культур, а также эволюции культурных форм, они являются способами взаимодействия и условиями эволюции техники. В ряду постоянно действующих условий можно назвать торговлю (которая, например, способствовала техническому и культурному расцвету ренессансной Италии), путешествия (в том числе экспедиции, туризм), дипломатию, войну, в ходе которой происходит непосредственный обмен техническими достижениями, которая стимулирует развитие определенных областей техники и имеет ряд последствий для взаимодействия культур, таких как распространение влияния победителя на побежденную культуру.

Начиная с XVII в. становятся актуальными научные контакты (научные общества, конференции, системы вузов): хотя первым и главным местом практического технического развития в средние века были монастыри, которые в XII — XIII вв. сменят университеты, а затем академии, начавшие издавать печатные труды, в частности отчеты об изобретениях. В XVII в. возникают отдельные школы, готовившие техников, а в XVIII в. — инженерные общества и высшие технические школы. С этого времени начинается активный обмен информацией в области техники, способствующий ее интенсивному распространению и развитию, особенно в ХХ веке посредством радио, телевидения и Интернета. Эта группа условий имеет преимущественно целенаправленный характер взаимодействий в сфере техники, в отличие от первой группы, для которой более характерна стихийность.

Можно отметить увеличение условий взаимодействия в историческом процессе на фоне увеличения частоты самих взаимодействий. Если архаические культуры практически не вступали во взаимодействия и, следовательно, развитие техники было замкнутым в связи с ее сакральным характером, то уже в Средневековье в ходе крестовых походов происходит расширение круга вещных потребностей и разрушение

всей картины мира [5, с. 138-139]. А начиная с XV в. европейские культуры, становясь более открытыми, начинают активное взаимодействие друг с другом и с неевропейскими культурами, в частности в результате великих географических открытий, следствием чего становится активное распространение и ускоряющаяся эволюция техники.

Рассмотренный материал позволяет выявить ряд особенностей взаимодействия в сфере техники. Заимствуемые технические достижения должны удовлетворять потребности культуры-реципиента, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития культуры, следовательно, эти достижения должны быть актуальными и соответствовать уровню техники культуры-реципиента: «Материальное и техническое насыщение имеет своим следствием то, что нематериальные и нетехнические ценности обретают социально более высокий статус» [10, с. 254], в то время как «в бедных и отсталых в своем развитии обществах удовлетворение первичных потребностей имеет абсолютный приоритет» [10, с. 253]. Также важно учитывать взаимосвязь между научно-техническим развитием и развитием общества, подчиняющуюся законам эволюции: успешность развития общества зависит от степени его адаптации (т.е. способности перестраивать общественную структуру) к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и его возможным тенденциям [9, с. 222]. В связи с этим активно воспринимает и заимствует, создавая при этом новое, социум, находящийся на переломе, не подавленный окостеневшими социальными институтами, способными пресечь интеллектуальное и техническое восприятие [5, с. 224]. Заимствуемые элементы не должны встретить противостояния со стороны религии, идеологии и культурных норм, поскольку вместе с техническими системами одновременно должна перениматься инфраструктура и соответствующие методы труда, т.е. вместе с техникой должен импортироваться и ориентированный на технику образ жизни: «успешная передача техники связана с соответствующей передачей культуры» [10, с. 84]. Это ставит вопрос об угрозе потери самобытности при заимствовании, что особенно актуально в условиях современных глобализационных процессов. Необходимо отметить, что внедрение новшества не произойдет, если образ техники культуры-донора не будет приближен (хотя бы в определенной области) к идеалу техники (образу техники) культуры-реципиента, иначе достижения не будут оценены как достижения. Также необходимы определенные благоприятные условия для принятия и — главное — распространения новшества.

Создание новой техники возможно лишь на основе техники прошлого поколения, однако, в настоящее время создание новых образцов происходит со все увеличивающейся быстротой, это ставит проблему

самоускоряющегося научно-технического прогресса со всеми его негативными последствиями. Рассмотрение эволюции техники в контексте взаимодействия культур позволяет выявить новые аспекты этой проблемы, что представляется особенно важным в современных условиях глобализации и мультикульту-рализма.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. П. Понов. — М.: СЭ, 1983. - 840 с.

2. Взаимодействие древних культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза [Текст]: материалы методолог. семинара / РАН, Ин-т истории материальной культуры // Ред. В. М. Массон. — СПб., 1994. — 105 с. — (Археологические изыскания. Вып. 13).

3. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники [Текст] / В. Г. Горохов. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 608 с.

4. Джеймс, П. Древние изобретения [Текст] / П. Джеймс, Н. Торп ; перевод с англ. — Мн. : ООО «Попурри», 1997. — 768 с.

5. Николин, В. В. Техника в потоке истории (социальные факторы технической эволюции) [Текст] / В. В. Николин, Д. М. Федяев. — Челябинск ; Омск : Изд-ва Челябинского и Омского пединститутов, 1992. — 246 с.

6. Котенко, В. П. История и философия технической реальности [Текст] / В. П. Котенко. — М. : Академич. проект; Трикста, 2009. — 623 с. — (Са^еашш).

7. Розин, В. М. Понятие и современные концепции техники [Текст] / В. М. Розин. — М. : ИФ РАН, 2006. — 255 с.

8. Философия техники. История и современность [Текст] / В. Г. Горохов и др. ; отв. ред. В. М. Розин ; РАН. Ин-т философии. — М., 1997. — 283 с.

9. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст] / В. Ф. Шаповалов. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с.

10. Философия техники в ФРГ [Текст] : Сб. ст. / Сост. и пре-дисл. Ц. Г. Арзаканяна, В. Г. Горохова ; пер. с нем. и англ. Ц. Г. Ар-заканяна и др. — М. : Прогресс, 1989. — 528 с.

ФИЛИМОНОВА Екатерина Алексеевна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: E-mail: filimonova_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2011 г.

© Е. А. Филимонова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.