Библиографический список
1. Рещикова, И. П. Коммунизм: между временем и пространством / И. П. Рещикова. — Хора. — 2008. — № 3. — С. 123.
2. Эпштейн, М. Слово и молчание в русской культуре / М. Эпштейн // Звезда — 2005. — № 10. — С. 210.
НАГАПЕТЯН Карина Жирайровна, ассистент кафедры
философии Омского государственного аграрного университета, аспирантка кафедры философии Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: e-mail: kerrv- 18@vandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2010 г.
© К. Ж. Нагапетян
УДК 62:1018 Е. А. ФИЛИМОНОВА
Омский государственный педагогический университет
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ___________________
В статье рассматривается проблема эволюции техники в контексте взаимодействия культур от архаических обществ до современности. Выявляются основные условия взаимодействия техники. Формулируются особенности взаимодействия в сфере техники. Ключевые слова: техника, взаимодействие культур, технический прогресс.
Очевидно, что техника развивается в системе культуры, но она и способствует становлению культурных норм. Проблема эволюции техники, понимаемой как «система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы» [1, с. 682], является актуальной проблемой современной философии. Направления и условия становления техники определяются культурой, которая сосуществует и взаимодействует с другими культурами, находящимися на разных стадиях развития, следовательно, проблему эволюции техники необходимо рассмотреть в контексте взаимодействия культур.
Культуры архаического типа характеризуются нерефлексивным традиционализмом, а потому взаимодействие, заимствование и обмен между ними не приводили к их существенным преобразованиям [2, с. 25]. Техника в этот период понималась в анимистической картине мира, совпадала с магией и воспринималась как часть природы, с которой человек существует в единстве, следовательно, взаимодействие в сфере техники также было незначительным, а темпы развития низкими. В качестве примера можно привести отношение к огню прибрежных районов, описанное Миклухо-Маклаем. Традиция вынуждает отвергать новшества в культурах такого типа, пока они не будут канонизированы в мифах, выполняющих по отношению к технике объяснительную и проективную функции [3, с. 91]. Более того, добывание новых знаний и отработка технических процедур могли сопровождаться драматичными событиями, пока не закреплялись традицией. Как результат длительного накопления опыта вводились новшества, которые в свою очередь открывали новые возможности для технического прогресса, следствием чего стало уско-
рение темпов развития человечества. Начиная с эпохи мезолита культуры приобретают территориально ограниченный характер, и к концу архаического периода складываются первые цивилизации, лежащие на мировых торговых путях и находящиеся почти постоянно в состоянии войны. При этом взаимодействие культур в этот период охватывает более широкую сферу и вызывает изменения в материальной и духовной культуре и резкую трансформацию, выступая таким образом важным фактором прогресса [2, с. 25], например, П. Джеймс и Н. Торп подчеркивают возможность распространения информации о научных изобретениях от Европы до Китая, взаимное влияние которых сыграло роль в научном Золотом веке III в. до н.э. — II в. н.э. [4, с. 160]. Более того, новый тип земледелия, возникший в античной культуре благодаря применению железных орудий, способствовал образованию небольших государств, активно взаимодействовавших друг с другом и с Востоком. Результатом этого становится заимствование и модификация уже открытых технических первооснов, т.к. изобретать новые не было необходимости [5, с. 92].
Варваризация общества поздней Античности вела к ассимиляции народов, находящихся на разных уровнях развития, в результате такого культурного синтеза возникнет новая цивилизация — Средневековье. Последние века существования Римской империи и завоевание ее варварами привели к упадку в технике, который преодолевался медленно. Темпы развития возрастают с IX в. После крестовых походов, особенно в XIII — XV вв., наблюдаются разнообразные и яркие технические достижения, существенно возрастает количество изобретений по всем отраслям техники, формируются квалифицированные технические кадры. Большую роль в техническом развитии Западной Европы этого периода сыграло взаимодействие с арабской культурой (осо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
бенно в Испании, где взаимодействие было непосредственным). Важное значение имело также развитие международной торговли; миграции населения в пределах Европы (например, улучшение в Англии качества шерсти благодаря миграции фламандских и французских ткачей, бежавших из-за войн и религиозных преследований); путешествия с целью получения опыта и обучения; войны, в частности крестовые походы, в ходе которых европейцы познакомились с достижениями Востока; вывоз мастеров из побежденных стран; дипломатия и международная торговля, требовавшая знаний географии и астрономии и приобщавшая к культуре других стран, в частности к достижениям античной культуры.
Крестовые походы стали первым масштабным событием встречи двух культур в Средние века, способствовавшим переходу к высшей ступени развития ремесленного производства в XIII — XV вв. (особенно в Италии) и к своеобразной переоценке техники, в связи с расширением рынка, включением в него новых групп потребителей и появлением новых потребностей [5, с. 115]. Приспособление заимствованных технологий и их доработка с учетом местных условий осуществлялась в главных центрах средневековой культуры — монастырях, бывших местом производства и экспериментирования: «Они были действительными пунктами технологического трансферта, внедрения и передачи технологий» [3, с. 162].
Техническая эволюция в этот период входит в противоречие с ее социальными условиями, что во многом объясняет замедленное развитие производства [5, с. 120]: особенности феодальной традиции затрудняли распространение технических новшеств даже в пределах государства, где они возникали. Заметное распространение началось лишь к XV в., к началу эпохи Возрождения, которая в техническом и технологическом отношении относится к Средневековью как его «лебединая песня». В эпоху Возрождения техника, выступая самостоятельным фактором опыта, играла роль посредника между двумя линиями наследования знания: развивающимся научным знанием и устной традицией передачи секретов мастерства [6, с. 194].
В XVI — XVII вв. техника концептуализируется как условие социальности культуры [7, с. 172], начинает составлять «интимную сущность» культуры Нового времени [7, с. 198], становится основой мыслительной практики, поскольку позволила справиться субъекту с движущимся миром [8]. Одним из условий развития науки и техники в мануфактурный период становится создание научных обществ и учреждений, позволивших ученым обмениваться результатами своей деятельности, а также активные географические исследования, вызванные расширением мирового рынка и активной колониальной политикой второй половины XVIII — XIX вв., в частности с 1871 г. стали созываться международные географические конгрессы.
Со второй половины XVIII в. по 70-е годы XIX в. в период промышленной революции происходит интенсивное развитие науки и техники, переход от мануфактурного к машинному производству и связанные с ним социальные изменения. Значение меж-культурного взаимодействия для эволюции техники можно проиллюстрировать на примере влияния технической и промышленной революции в Англии на развитие технического производства Франции, Германии, США и других стран в конце XVIII — начале XIX вв. через заимствование технологий, ввоз английских машин и приглашение английских мастеров для обучения.
История техники конца XIX — начала ХХ вв. свидетельствует об ее интернациональном характере. Однако ее развитие от производства, основанного на мастерстве живого труда, к производству, основанному на машинном мастерстве, и доведенному до механического автоматизма, пришло к технологическому тупику и смене технических лидеров [5, с. 160]: выход на первый план США, а затем Японии, где были другие исторические условия и традиции, чем в Европе.
С середины ХХ века начинается научно-техническая эпоха, главным признаком которой является проникновение научно-технических достижений и их следствий во все сферы жизни индивида и общества, что в свою очередь ускоряет ритм и интенсивность жизни, когда скорость перемен обгоняет скорость приспособления к ним людей. Для данного этапа характерно разомкнутое, открытое восприятие мира, конфликтная и смысловая плотность событий, кризис веры в разумное устройство мироздания наряду с тенденцией ко все большей рационализации всех сторон жизни [9, с. 178]. Более того, сейчас в условиях тотального культурного плюрализма сама техника утрачивает единство понимания и возникают техники, каждая из которых предъявляет свои возможности, свой язык, требующий отдельного перевода [8].
На основании анализа эволюции техники можно сделать вывод о ключевой роли взаимодействия культур. На протяжении тысячелетий межкультур-ные взаимодействия осуществлялись в различных формах. Поскольку эти формы определяли ход и результаты взаимодействия культур, а также эволюции культурных форм, они являются способами взаимодействия и условиями эволюции техники. В ряду постоянно действующих условий можно назвать торговлю (которая, например, способствовала техническому и культурному расцвету ренессансной Италии), путешествия (в том числе экспедиции, туризм), дипломатию, войну, в ходе которой происходит непосредственный обмен техническими достижениями, которая стимулирует развитие определенных областей техники и имеет ряд последствий для взаимодействия культур, таких как распространение влияния победителя на побежденную культуру.
Начиная с XVII в. становятся актуальными научные контакты (научные общества, конференции, системы вузов): хотя первым и главным местом практического технического развития в средние века были монастыри, которые в XII — XIII вв. сменят университеты, а затем академии, начавшие издавать печатные труды, в частности отчеты об изобретениях. В XVII в. возникают отдельные школы, готовившие техников, а в XVIII в. — инженерные общества и высшие технические школы. С этого времени начинается активный обмен информацией в области техники, способствующий ее интенсивному распространению и развитию, особенно в ХХ веке посредством радио, телевидения и Интернета. Эта группа условий имеет преимущественно целенаправленный характер взаимодействий в сфере техники, в отличие от первой группы, для которой более характерна стихийность.
Можно отметить увеличение условий взаимодействия в историческом процессе на фоне увеличения частоты самих взаимодействий. Если архаические культуры практически не вступали во взаимодействия и, следовательно, развитие техники было замкнутым в связи с ее сакральным характером, то уже в Средневековье в ходе крестовых походов происходит расширение круга вещных потребностей и разрушение
всей картины мира [5, с. 138-139]. А начиная с XV в. европейские культуры, становясь более открытыми, начинают активное взаимодействие друг с другом и с неевропейскими культурами, в частности в результате великих географических открытий, следствием чего становится активное распространение и ускоряющаяся эволюция техники.
Рассмотренный материал позволяет выявить ряд особенностей взаимодействия в сфере техники. Заимствуемые технические достижения должны удовлетворять потребности культуры-реципиента, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития культуры, следовательно, эти достижения должны быть актуальными и соответствовать уровню техники культуры-реципиента: «Материальное и техническое насыщение имеет своим следствием то, что нематериальные и нетехнические ценности обретают социально более высокий статус» [10, с. 254], в то время как «в бедных и отсталых в своем развитии обществах удовлетворение первичных потребностей имеет абсолютный приоритет» [10, с. 253]. Также важно учитывать взаимосвязь между научно-техническим развитием и развитием общества, подчиняющуюся законам эволюции: успешность развития общества зависит от степени его адаптации (т.е. способности перестраивать общественную структуру) к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и его возможным тенденциям [9, с. 222]. В связи с этим активно воспринимает и заимствует, создавая при этом новое, социум, находящийся на переломе, не подавленный окостеневшими социальными институтами, способными пресечь интеллектуальное и техническое восприятие [5, с. 224]. Заимствуемые элементы не должны встретить противостояния со стороны религии, идеологии и культурных норм, поскольку вместе с техническими системами одновременно должна перениматься инфраструктура и соответствующие методы труда, т.е. вместе с техникой должен импортироваться и ориентированный на технику образ жизни: «успешная передача техники связана с соответствующей передачей культуры» [10, с. 84]. Это ставит вопрос об угрозе потери самобытности при заимствовании, что особенно актуально в условиях современных глобализационных процессов. Необходимо отметить, что внедрение новшества не произойдет, если образ техники культуры-донора не будет приближен (хотя бы в определенной области) к идеалу техники (образу техники) культуры-реципиента, иначе достижения не будут оценены как достижения. Также необходимы определенные благоприятные условия для принятия и — главное — распространения новшества.
Создание новой техники возможно лишь на основе техники прошлого поколения, однако, в настоящее время создание новых образцов происходит со все увеличивающейся быстротой, это ставит проблему
самоускоряющегося научно-технического прогресса со всеми его негативными последствиями. Рассмотрение эволюции техники в контексте взаимодействия культур позволяет выявить новые аспекты этой проблемы, что представляется особенно важным в современных условиях глобализации и мультикульту-рализма.
Библиографический список
1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. П. Понов. — М.: СЭ, 1983. - 840 с.
2. Взаимодействие древних культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза [Текст]: материалы методолог. семинара / РАН, Ин-т истории материальной культуры // Ред. В. М. Массон. — СПб., 1994. — 105 с. — (Археологические изыскания. Вып. 13).
3. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники [Текст] / В. Г. Горохов. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 608 с.
4. Джеймс, П. Древние изобретения [Текст] / П. Джеймс, Н. Торп ; перевод с англ. — Мн. : ООО «Попурри», 1997. — 768 с.
5. Николин, В. В. Техника в потоке истории (социальные факторы технической эволюции) [Текст] / В. В. Николин, Д. М. Федяев. — Челябинск ; Омск : Изд-ва Челябинского и Омского пединститутов, 1992. — 246 с.
6. Котенко, В. П. История и философия технической реальности [Текст] / В. П. Котенко. — М. : Академич. проект; Трикста, 2009. — 623 с. — (Са^еашш).
7. Розин, В. М. Понятие и современные концепции техники [Текст] / В. М. Розин. — М. : ИФ РАН, 2006. — 255 с.
8. Философия техники. История и современность [Текст] / В. Г. Горохов и др. ; отв. ред. В. М. Розин ; РАН. Ин-т философии. — М., 1997. — 283 с.
9. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст] / В. Ф. Шаповалов. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с.
10. Философия техники в ФРГ [Текст] : Сб. ст. / Сост. и пре-дисл. Ц. Г. Арзаканяна, В. Г. Горохова ; пер. с нем. и англ. Ц. Г. Ар-заканяна и др. — М. : Прогресс, 1989. — 528 с.
ФИЛИМОНОВА Екатерина Алексеевна, аспирантка кафедры философии.
Адрес для переписки: E-mail: filimonova_k@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2011 г.
© Е. А. Филимонова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ