УДК 343.847
DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.243-251
ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ТЕПЛЯШИН,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск, Российская Федерация, e-mail: pavlushat@mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Для цитирования
Тепляшин, П. В. Взаимодействие уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества: организационно-правовые основы / П. В. Тепляшин // Уголовно-исполнительное право. -2022. - Т. 17(1-4), № 2. - С. 243-251. - DOI : 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.243-251.
Аннотация. На заседании диссертационного совета Д 203.011.03, действующего на базе Ростовского юридического института МВД России, 2 июля 2021 года прошла защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Минаевой Ирины Сергеевны на тему «Организационно-правовые основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества» по специальности 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность. Диссертационный совет под председательством доктора юридических наук, профессора А. В. Варданяна принял решение о том, что диссертация И. С. Минаевой, представляющая собой научно-квалификационную работу, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для развития юридического научного знания, а также изложены научно обоснованные разработки, способ© Тепляшин П. В., 2022
/Й)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ствующие повышению эффективности взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, соответствует требованиям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, а также о присуждении И. С. Минаевой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.11. Статья представляет собой отзыв ведущей организации на диссертацию, в котором подвергнуты анализу структура и содержание диссертации И. С. Минаевой.
Ключевые слова: повторные преступления, совместная деятельность, согласованность мероприятий, территориальные органы ФСИН России, уголовно-исполнительная инспекция, участковый уполномоченный полиции.
Повторная преступность осужденных, отбывающих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, традиционно выступает объектом всестороннего межотраслевого исследования. Однако за последние годы повторность преступлений, совершаемых данными лицами, претерпела качественные изменения, что вызвано не только непростой криминогенной обстановкой в стране, но и имеющимися пробелами в правовом поле, а также недостатками межведомственного взаимодействия. Следовательно, крайне важно содержание, принципы и проблемы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. Особую актуальность это приобретает в современных условиях, когда не совсем четко выставлены ориентиры для дальнейшего развития системы пробации, имеются объективные социально-экономические проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и появляются новые криминальные вызовы российскому обществу.
В настоящее время совместная деятельность уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений осужденными, отбывающими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, недостаточно информативно отражена на нормативном уровне. Именно здесь обнаруживаются соответствующие проблемы, которые, безусловно, выступают предметом конструктивных научных исследований [1-3]. На этом основании диссертационное исследование И. С. Минаевой представляется актуальным как в научно-теоретическом, так и в правоприменительном аспекте, является закономерной и логично обусловленной попыткой научного решения поставленной проблемы.
Диссертационное исследование обладает качеством научной новизны. Исследованием вопросов межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению преступности осужденных занимались многие ученые. Однако в юридической науке до сих пор остаются резервы для конструктивного изучения данной научной проблематики. Диссертант в условиях постоянного обновления правоприменительной практики и права противодействия преступности, а также посредством комплексного видения проблемы внес в ее разработку определенный научный вклад. Достаточно четко прослеживается авторская концепция, формируя и развивая
которую соискатель сформулировал научно востребованные и принципиальные суждения, которые ранее не высказывались другими авторами. Важнейшими выступают суждения, касающиеся:
- авторского видения концептуальных положений по реализации функции государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений;
- формируемой частной теории взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества;
- обеспечения юридических гарантий по вопросам взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел;
- уточнения детерминант повторных преступлений, совершаемых подучетными лицами;
- оптимизации механизма взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества.
Достижению глубоких по своему научному значению и гносеологически важных выводов исследования способствовал системный, взаимосвязанный и интегрированный характер объекта и предмета исследования.
Исходя из поставленных цели и задач исследования, на основе существующих научных взглядов и собственного видения проблемы И. С. Минаева на уровне диссертации изучила ретроспективные, компаративистские и теоретические представления о взаимодействии уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без изоляции от общества, организации его информационно-аналитического обеспечения и планирования, а также вынесла на обсуждение научной общественности ряд предложений по направлениям совершенствования и повышения эффективности такого взаимодействия.
Содержащиеся в работе научные положения, выдвигаемые автором для публичной защиты, обладают достаточной степенью структурированности, обоснованности и логичности, взаимосвязаны и отражают общую теоретическую канву диссертационного исследования. На основе общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности изучен достаточный теоретический и эмпирический материал, состоящий из научных трудов, посвященных исследуемой проблеме, итогов проведенного анкетирования 800 сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (здесь и далее имеются в виду филиалы федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция»), результатов изучения 50 комплексных планов совместной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, а также опроса 35 курсантов-бакалавров по вопросам подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций, анализа справочной информации, материалов правоприменительной и судебной практики.
В диссертации используется достаточный объем первоисточников.
Проведенное исследование имеет определенную практическую значимость. Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, в учебном процессе юридических образовательных организаций и научно-исследовательской работе при дальнейшем изучении поставленной проблемы. В целом результаты диссертационного исследования могут использоваться при оптимизации взаимодействия уголовно-исполнительной системы и
органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными, отбывающими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества.
Диссертация написана единолично и представлена в виде специальной рукописи, состоящей из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Между главами и соответствующими параграфами обнаруживается прочная смысловая связь, обеспечивающая логику излагаемого материала и внутреннее единство всей работы. Задачи исследования решены, использование методов научного поиска свидетельствует о творческом подходе автора к разрабатываемой проблематике и личном вкладе И. С. Минаевой в развитие отечественной юридической науки. Содержание работы раскрывает положения, выносимые на защиту. Предложенные в диссертации новые решения аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными научными достижениями. Объем работы составляет 244 страницы.
Во введении [4, с. 3-19] автор раскрывает актуальность и степень научной разработанности темы, формулирует объект и предмет, цель и задачи диссертационного исследования, представляет его методологическую, нормативную и эмпирическую основу, демонстрирует научную новизну и излагает положения, выносимые на защиту, приводит сведения о теоретической и практической значимости исследования, показывает апробацию и внедрение результатов исследования, приводит обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования.
Первая глава диссертационного исследования «Эволюция организационно-правовых основ взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы» [4, с. 20-75] состоит из двух параграфов. В первом параграфе с задействованием исто-рико-правового, сравнительно-правового и статистического методов познания правовой действительности рассматриваются теоретические основы организационно-правового обеспечения взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы. Автором демонстрируется сложность, многогранность и социальная направленность анализмируемой совместной деятельности правоохранительных органов. В целом положительной оценки заслуживают выделенные и раскрытые диссертантом функции уголовно-исполнительных инспекций. Можно одобрить подход автора к сопоставлению видов организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел и характеристике принципов такого взаимодействия. В контексте исследуемой проблемы И. С. Минаева обращается к зарубежному опыту, международному сотрудничеству, рассматривает в ретроспективе аспекты взаимодействия правоохранительных органов и организации исполнения альтернативных лишению свободы наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Достаточно аргументированными видятся критические замечания относительно корректировки карательной политики государства, которая отразилась на характере работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
В рамках второго параграфа, в котором приводится современное состояние организационно-правовых основ взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы, диссертант анализирует соответствующие нормативные и подзаконные правовые акты, причины недостаточной результативности
предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц. Существование данного параграфа в тексте диссертации обосновано анализом научной проблемы с помощью дедуктивного подхода - от общего к частному. Верной является мысль о том, что важно не допускать формального подхода к рассматриваемому взаимодействию. Заслуживает внимания вывод И. С. Минаевой о целесообразности повышения эффективности организации обмена значимой информацией между филиалами федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» и подразделениями органов внутренних дел. Нельзя отрицать резонность вывода о том, что в настоящее время требуются дополнительные меры организационно-правового характера по повышению эффективности совместной деятельности рассматриваемых ведомств. Данный и иные выводы открывают новые перспективы исследования механизмов противодействия повторной преступности осужденных, отбывающих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества.
Вторая глава «Правовое регулирование и организация взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы» [4, с. 76-122] включает в себя два параграфа. В первом параграфе рассматривается организация информационно-аналитического обеспечения взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений и иных правонарушений осужденных без лишения свободы. В данном параграфе наиболее ярко используются такие частнонаучные методы, как анкетирование, анализ документов, статистический анализ. Соискатель последовательно анализирует существующие проблемы информационно-аналитического обеспечения рассматриваемого взаимодействия. Обращает на себя внимание перечень причин повторной преступности осужденных без лишения свободы. Вызывают научный интерес рассуждения диссертанта о факторах, негативно влияющих на результативность розыскной работы при организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с оперативными подразделениями территориальных органов ФСИН России.
Второй параграф посвящен анализу организации планирования взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы. Исследование в рамках данного параграфа преимущественно основывается на методах прогнозирования и моделирования. Достаточно резонным видится тезис о том, что планирование взаимодействия облегчает организацию контроля и оценки рассматриваемого вида совместной деятельности правоохранительных органов. Небезынтересным выглядит рассмотрение практики подготовки, принятия и реализации плана комплексных мероприятий, направленных на обеспечение взаимодействия ведомств. Глубоким по своему содержанию выступает анализ этапов такого планирования. Имеет большой научно-познавательный интерес вывод о том, что «одной из причин недостаточной эффективности реализации планов и соответственно предупреждения преступлений и иных правонарушений подучетных лиц является отсутствие в них преамбулы...» (4, с. 108). Диссертант указывает на оптимальный перечень структурных элементов планов рассматриваемого взаимодействия. В целом достаточно удачно интерпретированы методы оптимизации плановых решений применительно к совместной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений лиц, состоящих на учете.
В третьей главе «Совершенствование правовых и организационных основ взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы» [4, с. 123-167] заключено два параграфа. В первом параграфе диссертант исследует основные направления совершенствования взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными без лишения свободы. В параграфе используется широкая гамма методов научного поиска, в том числе герменевтический и метод анкетирования (опроса), что позволило прийти к научно обоснованным выводам. Следует признать правильной позицию соискателя о целесообразности усиления ст. 178 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положением о привлечении работников соответствующих служб органов внутренних дел к осуществлению контроля за соблюдением осужденным условий отсрочки. Автор верно постулирует проблемные области проектирования организационной структуры уголовно-исполнительной системы. Небезынтересны рассуждения о развитии структуры и кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций в ГУИН России и ФСИН России. Достаточно выверенным представляется исследование процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций. Глубоко проанализированы недостатки методического обеспечения совместной деятельности рассматриваемых ведомств.
В заключительном параграфе диссертант обращается к вопросам повышения эффективности организации взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения повторной преступности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций. В данном параграфе грамотное и взаимосвязанное использование общенаучных и частнонаучных методов познания позволило сформулировать заключительные, логично выстроенные суждения и выводы. Так, можно поддержать тезис о том, что крайне важно обеспечить высокий уровень мероприятий информационного характера при совместной предупредительно-профилактической работе с несовершеннолетними осужденными. Нельзя не согласиться с выводом о том, что следует учитывать индивидуальные факторы риска совершения несовершеннолетними лицами повторных преступлений. Конструктивными видятся предложения по реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы.
С положительной стороны можно отметить, что свои выводы диссертант подкрепляет результатами проведенного опроса и анкетирования различных когорт респондентов, что повышает их научную репрезентативность и практическую обоснованность.
В заключении [4, с. 168-172] автор, подводя общие итоги, демонстрирует основные выявленные проблемы исследования, формулирует выводы и предложения теоретического и практико-ориентированного характера.
Таким образом, данная работа представляет собой серьезное творческое и самостоятельное исследование, отличается существенным спектром изученных вопросов и умением автора применять широкую гамму методов научного поиска, характеризуется основательностью и аргументированностью выводов, использованием значительного теоретического и эмпирического материала и имеет достаточную апробацию результатов исследования.
Вместе с тем при всей очевидной состоятельности и значимости результатов исследования отдельные положения диссертации вызывают частные замечания.
1. Дискуссионным видится мнение соискателя о том, что одной из главных причин недостаточной результативности предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц является «отсутствие контроля со стороны службы участковых уполномоченных полиции... отсутствие профилактических мероприятий со стороны территориальных ОВД» [4, с. 67]. Правоприменительная практика показывает, что органами внутренних дел такая работа в действительности ведется. Однако именно недостаточное взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями и организациями, в которых осужденные отбывают уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, занижает эффективность предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц.
2. Вызывает определенную критику подход И. С. Минаевой к обоснованию механизма взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений осужденными, отбывающими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества. При формировании данного механизма диссертант не уделяет должного внимания социальным качествам преступления, за совершение которого осужденный был подвергнут соответствующей мере уголовно-правового характера, а также самой мере (наказанию). Представляется, что структура данного механизма должна информативно ставиться в зависимость, во первых, от характера и направленности совершаемых повторно подучетными лицами преступлений и правонарушений, во вторых, от вида наказания или меры уголовно-правового воздействия, которые были назначены осужденному.
3. Спорной выступает точка зрения о том, что метод вариантов «можно применить к совместной деятельности УИИ и ОВД по предупреждению преступлений и иных правонарушений лиц, состоящих на учете УИИ» [4, с. 117]. Ведь данный метод используется в процессе подготовки соответствующих планов, но его применение к самой «совместной деятельности» нецелесообразно, поскольку такая деятельность выступает сложным социальным механизмом, в котором вариативность несовместима с достижением согласованности осуществляемых мероприятий. При этом следует учитывать, что для уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел свойственна субординация, преимущественное единоначалие, оперативность, что также крайне осложняет использование метода вариантов.
4. Вызывает сомнение в своей предупредительной резонности предложение о необходимости в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, организации посещения исправительных учреждений региона [4, с. 154]. Данное предложение не в полной мере согласуется с принципом гуманного обращения с несовершеннолетними, который закреплен в ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Кроме того, не совсем ясно, к какой форме профилактического воздействия, которые закреплены в ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», можно причислить такое посещение, что снижает правовую обоснованность рассматриваемого предложения диссертанта. Важно также отметить, что посещение исправительного учреждения может повысить криминальный статус и авторитет осужденного среди своих сверстников, то есть сыграть отрицательную
роль. Посещение же образцово-показательных исправительных учреждений (например, Канской воспитательной колонии) лишь развеет возможные страхи несовершеннолетнего, осужденного без изоляции от общества, перед перспективой оказаться в местах лишения свободы.
Однако высказанные замечания носят дискуссионный характер и принципиально не влияют на качество исследования. Представляется, что их учет позволит вскрыть имеющиеся резервы данного весьма перспективного направления научного исследования и укрепить соответствующие выводы в дальнейшей работе над поставленной проблемой.
Содержание диссертации свидетельствует о научной состоятельности и новизне проведенного исследования, о его достаточно высоком научном уровне и вполне определенном прикладном значении. Выводы и предложения автора способны послужить расширению теоретических представлений о сущности, социальном назначении, видах, организационно-правовом обеспечении и перспективах оптимизации взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений осужденными, отбывающими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества.
Содержание автореферата соответствует содержанию диссертации. Автореферат диссертации и само исследование написаны хорошим научным языком. Опубликованные работы соискателя отражают основные выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании. Основные результаты проведенного исследования прошли глубокую апробацию, что выразилось в 15 опубликованных научных статьях и тезисах, 8 из которых опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
На основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что выполненное диссертационное исследование полностью соответствует требованиям пп. 9-11, 13-14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (в редакции от 1 октября 2018 г., с изменениями от 26 мая 2020 г.), предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата юридических наук, является самостоятельной научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задач, имеющих существенное значение для криминологии, уголовного права, соответствующего законодательства и практики, а ее автор - Минаева Ирина Сергеевна заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 12.00.11 -судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
Библиографический список
1. Гришин Д. А. Профилактика преступлений, совершаемых осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4(57). С. 247-251.
2. Скиба А. П., Харитонович Е. Д. Проблемы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении больных осужденных в условиях
стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1(37). С. 96-102.
3. Смирнова И. Н., Громова У. Ю., Петренко Н. И. Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия при организации правоохранительной деятельности по предупреждению преступлений осужденных без лишения свободы // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4(46). С. 161-164.
4. Минаева И. С. Организационно-правовые основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества : дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2021. 244 с.