Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И ВЛАСТИ В ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И ВЛАСТИ В ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлов Дмитрий Олегович

Информационная политика в Российской Федерации нуждается в особом внимании. Проблемы ее реализации, рассматриваемые через призму взаимодействия традиционных средств массовой информации и власти, в той или иной степени находятся в стадии реформирования. Каждое из рассмотренных направлений государственной информационной политики России говорит о всестороннем развитии и формировании российского информационного общества. Проработка проблемных сторон информационной политики позволяет Российской Федерации выходить на мировую информационную арену, что укрепляет ее статус в мировом сообществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TRADITIONAL MEDIA AND AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE INFORMATION POLICY OF RUSSIA

Information policy in the Russian Federation needs special attention. The problems of its implementation, viewed through the prism of the interaction of traditional mass media and the authorities, are to some extent under reform. Each of the considered directions of the state information policy of Russia speaks about the comprehensive development and formation of the Russian information society. The elaboration of problematic aspects of information policy allows the Russian Federation to enter the world information arena, which strengthens its status in the world community

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И ВЛАСТИ В ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communication. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space// Communication. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

■ ■ ■ Взаимодействие традиционных СМИ и власти в вопросах реализации государственной информационной политики России

Михайлов Д.О.

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва. Российская Федерация.

Аннотация. Информационная политика в Российской Федерации нуждается в особом внимании. Проблемы ее реализации, рассматриваемые через призму взаимодействия традиционных средств массовой информации и власти, в той или иной степени находятся в стадии реформирования. Каждое из рассмотренных направлений государственной информационной политики России говорит о всестороннем развитии и формировании российского информационного общества. Проработка проблемных сторон информационной политики позволяет Российской Федерации выходить на мировую информационную арену, что укрепляет ее статус в мировом сообществе.

Ключевые слова: государственная информационная политика, традиционные СМИ, политические институты, общество, власть.

Для цитирования: Михайлов Д.О. Взаимодействие традиционных СМИ и власти в вопросах реализации государственной информационной политики России// Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 2. C.34-42.

Сведения об авторе: Михайлов Дмитрий Олегович, магистрант факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Адрес: 119606, Москва, Проспект Вернадского, 84. E-mail: mih98do@yandex.

Статья поступила в редакцию 22.03.2022. Принята к печати: 12.06.2022.

Введение

Средства массовой информации являются одним из важнейших социальных институтов государства, которые выполняют большое количество различных функций. Это позволяет поддерживать взаимоотношения между обществом и властью. При этом средства

массовой информации, являясь «четвертой властью» обладают определенными возможностями, позволяющими влиять на государственную информационную политику России.

Прежде всего, появление проблем в деятельности средств массовой информации было связано с кардинальным изменением политики работы: от полной цензуры средства массовой информации перешли на формат свободы слова и мысли. К середине 90-х годов XX века различные СМИ ощутили на себе всю проблематичность смены рабочего вектора, поскольку они также вошли в кризисное состояние, как и вся остальная страна [Дьякова: 115].

По мнению Союза журналистов, причинами кризиса в данной среде являлись:

— отсутствие сформулированной политики и отношения власти к средствам массовой информации;

— наличие пробелов в законодательстве;

— выход средств массовой информации из «собственности» государства;

— отрицательное урегулирование действий средств массовой информации законом о СМИ.

Современные тенденции развития мирового сообщества диктуют свои правила, учитывая которые необходимо уделять особое внимание информационной сфере и проводить целенаправленную национальную информационную политику, т.к. без этого ни одно государство не может претендовать на достойное место в данном сообществе. В индустриально развитых странах это является актуальной и, что следует подчеркнуть, одной из приоритетных государственных задач. Ввиду этого актуальной комплексной проблемой является разработка парадигмы государственной информационной политики, которая отвечала бы интересам и потребностям общества, а также её практическая реализация посредством государственного регулирования информационной сферы. Информационная политика представляет собой одну из существенных составляющих государственного управления. Она призвана играть важную роль в формировании гражданского общества, обеспечивать не только взаимопонимание между обществом и властью, но и партнёрское взаимодействие между ними [Роль СМИ...: С. 5].

Взаимодействие власти с медиапространством

Говоря о прямом взаимодействии власти и медиаполя, можно отметить некоторую последовательность: любой политический процесс возникает благодаря определенному объему и содержанию некоторых информационных сообщений. Также возникают ситуации, когда в процессе зарождения новых политических отношений в «игру» вступают сторонние субъекты отношений. Например, подобными могут оказаться определенные личности. Подобные взаимоотношения можно

охарактеризовать понятием «снежного кома», поскольку вокруг какого-либо политического события собирается различная информация, обладающая различающимися смыслами, но при этом близкая для восприятия аудиторией [Шарков, Юдина: 36-43].

А.Э. Сулейманов в своей статье «Отражение политической реальности в СМИ» говорит о том, что «средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества, их роль практически невозможно переоценить [Попов: 460].

Начавшееся в середине двадцатого столетия стремительное развитие информационных технологий положило начало формированию информационного общества, в котором информация занимает первостепенное значение, по сравнению с другими продуктами деятельности человека. Если обратиться к отечественной истории, то в России в начале XXI века масс-медиа все глубже начинают проникать в политическую сферу, тем самым превращаясь в один из важных инструментов отражения и конструирования политической реальности.

На современном этапе, политический процесс в современной России представляет собой широкую палитру целенаправленных и стихийных политических взаимодействий разнообразных субъектов социально-политических отношений. Последствия таких взаимодействий достаточно противоречивы и оцениваются различными политическими участниками неоднозначно.

Ведущие средства массовой информации той или иной страны своей основополагающей целью представляют не только информирование населения, но и формирование общественного мнения, взглядов, убеждений, принципов и стереотипов в определенном государством формате.

В этой связи, политический дискурс является прямо интегрированным в медиадискурс, соответственно, СМИ называют «четвертой властью» [Шарков, Баранова].

В условиях становления информационного общества формирование политических взглядов и убеждений граждан происходит, в первую очередь, благодаря СМИ, поскольку они представляют собой основное информационное пространство функционирования политики. Учитывая данные обстоятельства, представляется необходимым эффективное информационное сопровождение государственной политики и устранение сложившихся в данной сфере проблем. Текущая ситуация в мировой информационной сфере наглядно демонстрирует тот факт, что она становится областью не только международного сотрудничества, но также и полем противоборства» [Попов].

Субъектом информационной политики выступают органы государственной власти, а также само государство. Говоря об объекте информационной политики государства, можно сказать о том, что им, в

первую очередь является одна из наиболее важных общественных сфер -информационная [Шарков, Юдина].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих создание, сбор, хранение, распространение и использование информации, а также системы регулирования общественных отношений, возникающих при этом. Исходя из этого, можно сказать о том, что формирование государственной информационной политики, а также определение ведущих направлений развития ГИП, прежде всего, зависят от содержания информационных продуктов, распространяемых в рамках коммуникационного взаимодействия, а также от контроля коммуникационных каналов [Бакир, Макстей].

Самыми распространенными способами передачи массовой информации являются средства массовой коммуникации. Они, в свою очередь, берут на себя роль определенных каналов, распространяющих информационные сообщения с помощью специальных современных технических средств.

Телевидение выступает в качестве одного из самых востребованных средств коммуникации в современном мире. В сфере политики телевидение широко используется как для саморекламы, так и для пропаганды [Мокряк].

Развитие технологий никак не отразилось на задачах телевидения, основная цель телевещания в политической жизни граждан - доносить аудитории актуальную информацию о внутренней и внешней ситуации в мире. Основная роль новостей и политических телеграмм заключается в освещении значимых политических процессов. В особенности хорошо с этой целью справляются общественно-политические ток-шоу, поскольку они не только освещают события, как это делают новостные выпуски, но и анализируют, ищут пути решения сложившимся политическим проблемам. Помимо обсуждения важных вопросов в студии у телезрителей есть возможность следить за ходом избирательной компании и смотреть различные теледебаты.

Технологии политического воздействия

Идеи, исходящие из источника информации, изначально попадают в умы лидеров общественного мнения, а через них - к менее активным частям населения. Таким образом, наряду с передачей происходит и взаимовлияние, поскольку лидеры мнений представляют свои собственные версии увиденного, сопровождаемые собственным видением проблемы [Маслов].

На уровне отдельного человека политическая информация, поступающая с телеэкранов, не играет существенной роли, но когда она

проникает в группы, то может оказывать существенное влияние на аудиторию через дискуссии [Михеева: 101], таким образом, нельзя отрицать влияния телевидения на формирование политических взглядов общества.

В процессе своего развития телевидение научилось применять разного рода методы и средства воздействия на общественность. Выполняя задачу элиты по ведению эффективной пропаганды, журналисты постоянно осваивают эффективные инструменты и методы. Достаточно действенным выступает метод фрагментации событий и клипмейкерства [Зверева: 174]. Он заключается в целенаправленном представлении информации в едином потоке, что не позволяет установить закономерность и осмыслить происходящее. Зритель не успевает критически воспринять информацию, ему остаётся зафиксировать некоторые фрагменты и поверить комментатору на слово. Этот метод является формой психопрограммирования массового сознания [Бакир, Макстей].

Другим эффективным методом политического воздействия является технология изменения значения слов или семантическая манипуляция. Существует тщательный отбор слов и терминов, которые вызывают положительную или отрицательную реакцию. С другой стороны, фрагменты видеоряда создают сообщение, в котором ранее произнесённые слова меняют своё значение и, таким образом, меняется контекст всего сообщения, что не имеет ничего общего с реальностью.

Реализация государственной информационной политики

Для того, чтобы реализовывать государственную информационную политику в современном российском обществе, необходимо придерживаться плюрализма мнений. Это достигается путем столкновения в медиапространстве подконтрольных государству средств массовой информации, а также негосударственных СМИ, деятельность которых регулируется владельцами [Нисневич: 17]. Ключевыми инструментами и механизмами реализации информационной политики государства в Российской Федерации являются так называемые СМИ первого уровня. Их применение в реализации различных задач ГИП регулируется, прежде всего, масштабностью телевещания и уровнем контроля государственными органами.

Свободным пространством для осуществления коммуникативных связей является, по мнению И.Н. Засурского, четвертый уровень СМИ -глобальная сеть Интернет. Подобная позиция является верной лишь отчасти. Это связано с тем, что такой инструмент, как социальные сети, позволяет обычным пользователям Интернета становиться полноценными участниками политической информационной войны. Говоря об отдельных ресурсах (блоги, печатные средства информации, интернет-издания, сетевые ресурсы и т.п.), можно сказать, что они также демонстрируют

определенные политические взгляды в Интернет-пространстве. Помимо того, существует ряд ресурсов и сервисов в Интернете, которые представляют интересы государства [Шарков, Назарова, Жуков]. К данной классификации также необходимо отнести средства массовой информации, которые работают на территории Российской Федерации на русском языке, при этом обладая иностранными владельцами в виде агентств или отдельных граждан. Но подобные каналы коммуникации очень часто сталкиваются интересами с государственными органами и находятся под их постоянным контролем, поскольку одной из их ключевых задач является защита информационной безопасности нашей страны [Зверева: 174].

Подобное распределение свидетельствует о том, что СМИ обладают разными подходами к обслуживанию и управлению, являясь определенными инструментами для осуществления информационной политики государства.

Созданием определенных позиций и поддержанием конкретных точек зрения и общественного мнения в целом сквозь формирующуюся информационную повестку занимаются средства массовой информации. Данная информация лишний раз подтверждает роль средств массовой информации в качестве одного из основных инструментов в процессе реализации информационной политики российского государства.

Среди внутренних информационных проблем наибольшую опасность представляет деструктивная информационно-пропагандистская деятельность радикальных оппозиционных СМИ, искажающая реальную государственную политику. Существующее несоответствие информации в государственных и оппозиционных СМИ образовывает новую актуальную проблему: общество настороженно относится к получаемой информации, а в ряде случаев подобные противоречивые сообщения могут вызвать негативную реакцию населения, приводящую к дестабилизации социально-политической обстановки. Следствием этого являются затруднения при проведении сбалансированной информационной политики [Роль СМИ.. ,:27].

Заключение

Каждое средство массовой информации обладает индивидуальными источниками финансирования, определенными территориями вещания, сформированными политическими позициями и транслируемым общественным мнением, что, в свою очередь, неотъемлемо влияет на роль СМИ в медиапространстве. Также от данных факторов, безусловно, зависит формирование информационной повестки каждого отдельного средства массовой информации.

Средства массовой информации, обладающие статусом трансляции федерального уровня, зачастую имеют особое значение в отношении

формирования определенных взаимоотношений между властью и обществом.

Говоря о формировании региональной или местной информационной политики, стоит упомянуть, что на соответствующих уровнях существуют средства массовой информации, которые зачастую не обладают государственной финансовой поддержкой. Подобным средствам массовой информации просто необходимо обладать определенным набором механизмов и инструментов, а также правовой и административной поддержкой, чтобы оставаться конкурентными наравне с более крупными каналами передачи информации.

Средства массовой информации, обладающие статусом федерального уровня, зачастую имеют особое значение в формировании определенных взаимоотношений между властью и обществом.

Источники

Бакир, В., Макстей, А. Фейковые новости и экономика эмоций: проблемы, причины, решения // Цифровая журналистика. 2018. N0 6 (2). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [https://doi.org/10.1080/21670811.2017.1345645]. (Дата обращения: 22.05.2022).

Детинко Ю.И., Куликова Л.В. (2021). Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа // Красноярск, С. 168.

Дьякова Е.Г. (2002). Массовая коммуникация и власть // Екатеринбург, С. 115.

Зверева И.А. (2017). Приоритетные направления развития государственной информационной политики в Российской Федерации// М., С. 174.

Кольцова О.Ю. (2001). Кто и как влияет на производство новостей в современной России // М., С. 92.

Маслов А.С. (2020) Государственная информационная политика: проблемы формирования и организации // Воронеж, С. 352.

Михеева А.М. (2016). Влияние средств массовой информации на современное общество // Научный журнал. С. 101.

Мокряк В.И. (2012). Средства массовой информации и идеологическая борьба на современном этапе // М., С. 122.

Нисневич Ю.А. (2003). Проблемы государственной информационной политики России // М., С.17.

Попов В.Д. (2003). Информационная политика. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС. С. 460.

Роль СМИ в политическом процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_processy_ponyatie_i_osobennosti/rol_smi _v_politicheskom_processe/]. (Дата обращения: 23.05.2022).

Сулейманов Э.А. (2017). Отражение политической реальности в СМИ// М.: С.

51-52.

Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Информация в XXI веке: роль и влияние. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2018. 164 с. С. 5., 27.

Шарков Ф.И., Баранова В.И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10 (258). С. 106-110.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение //

Коммуникология. 2020. Т. 8. № 3. С. 52-62.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. 2013. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Interaction of traditional media and authorities in the implementation of the state information policy of Russia

Mikhailov D.O.

Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Moscow. Russian Federation.

Abstract. Information policy in the Russian Federation needs special attention. The problems of its implementation, viewed through the prism of the interaction of traditional mass media and the authorities, are to some extent under reform. Each of the considered directions of the state information policy of Russia speaks about the comprehensive development and formation of the Russian information society. The elaboration of problematic aspects of information policy allows the Russian Federation to enter the world information arena, which strengthens its status in the world community.

Keywords: state information policy, traditional media, political institutions, society, government.

For citation: Mikhailov D.O. Interaction of traditional media and authorities in the implementation of the State Information Policy of Russia // Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol.7. No 2. C.34-42.

Inf. about the author: Mikhailov Dmitry Olegovich, Graduate student of the Faculty of Journalism of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84 Vernadsky Avenue, Moscow, 119606. E-mail: mih98do@yandex.

Received: 22.03. 2022. Accepted: 12.06.2022. References

Bakir, V., McStay, A. Fake news and the economics of emotions: problems, causes, solutions// Digital Journalism. 2018. No. 6 (2). [Electronic resource]. - Access mode: [https://doi.org/10.1080/21670811.2017.1345645 ]. (Accessed: 05/22/2022). (In Rus.).

Detinko Yu.I., Kulikova L.V. (2021). Political communication: the experience of multimodal and critical discourse analysis // Krasnoyarsk, p. 168. (In Rus.).

Dyakova E.G. (2002). Mass communication and power // Yekaterinburg., p. 115. (InRus.).

Zvereva I.A. (2017). Priority directions of development of the state information policy in the Russian Federation// M., p. 174. (In Rus.).

Koltsova O.Yu. (2001). Who and how influences the production of news in modern Russia // M., p. 92. (In Rus.).

Maslov A.S. (2020) State information policy: problems of formation and organization // Voronezh, p. 352. (In Rus.).

Mikheeva A.M. (2016). The influence of mass media on modern society // Scientific Journal, p. 101. (In Rus.).

Mokryak V.I. (2012). Mass media and ideological struggle at the present stage // M., p. 122. (In Rus.).

Nisnevich Yu.A. (2003). Problems of the state information policy of Russia // M., p.17. (InRus.).

Popov V.D. (2003). Information policy. Russian Academy of State Services under the President of the Russian Federation. - Moscow: Publishing House of RAGS., p. 460. (In Rus.).

The role of the media in the political process. [electronic resource]. - Access mode: [https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_processy_ponyatie_i_osobennosti/rol_smi _v_politicheskom_processe/]. (Date of reference: 05/23/2022). (In Rus.).

Suleymanov E.A. (2017). Reflection of political reality in the media// Moscow, pp. 51-52. (In Rus.).

Suleymanova Sh.S., Ryabova E.L. (2018). Information in the XXI century: role and influence. - Moscow: International Publishing Center «Ethnosocium», pp. 5, 27. (In Rus.).

Sharkov F.I., Baranova V.I. (2005). Audience and media monitoring/In: Sociological research. No. 10 (258), pp. 106-110. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension/In: Communicology. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space/In: Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

■ ■ ■ Особенности подготовки телепрограмм на криминальную тематику

Фомина Е.А.

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва. Российская Федерация

Аннотация. На современном телевидении на протяжении нескольких последних лет появляются и формируются передачи и фильмы расследования документального характера, которые основываются на поиске, а также глубокой аналитике и исследовании полученной информации. Каждое из действий подразумевает активное использование новейших разработок в технической и научной областях. Точно так же это касается и последних достижений в процессе визуализации комплексной информации. Авторы, работающие с расследовательской и криминальной информацией, в процессе набора данных сталкиваются с запутанными и скрытыми обстоятельствами современных и исторических происшествий и событий, а также производят работу с людьми, историческими документами и другими источниками получения информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.