УДК 372.882
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ТЕКСТ - ЧИТАТЕЛЬ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «СИТУАЦИИ ПОНИМАНИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
INTERACTION "TEXT - READER" AS PART OF "THE SITUATION OF UNDERSTANDING" DEVELOPMENT IN LITERATURE CLASSES IN THE PROCESS
OF STUDYING FICTION
© И.Ю. Латыпова
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 3»
(Россия, Стерлитамак)
© I. Yu. Latypova Municipal autonomous educational institution Lyceum № 3 (Russia, Sterlitamak)
В статье рассматривается проблема читателя с литературоведческой и методической позиций. Представлены пути анализа художественного произведения, способствующие созданию «ситуации понимания» на уроках литературы.
The paper considers the problem of a reader from the literary and methodological points of view. It shares the ways of analyzing a literary text and, therefore, contributing to "the situation of understanding" development in Literature classes.
Ключевые слова: читатель; текст; «ситуация понимания»; читательский опыт; освоение; содействие; сотворчество.
Keywords: reader; text; "the situation of understanding"; reader's experience; practice; contribution; co-creation.
Проблема читателя весьма актуальна в современном литературоведении. В настоящее время все большую популярность приобретает постмодернистская концепция «смерти автора», т. е. применительно к литературе остаются только текст и читатель, расставляющий контексты. Читатель выступает как теоретико-литературное понятие.
В современной науке заговорили о тексте как дискурсе. Текст рассматривается в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими и иными факторами. Понимание текста как дискурса предполагает и событийный аспект: любой текст мы изучаем в данное время, в данном обществе, в данной культурной ситуации.
В методике преподавания литературы проблема «текст - читатель» и создание «си-
туации понимания» также являются актуальными.
Обратимся к басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Традиционное понимание басенных образов следующее: Муравей - трудолюбивый, а Стрекоза -беззаботная, ленивая.
Известный ученый Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» приводит следующий пример: детское восприятие делает главной героиней басни Стрекозу, а не Муравья. Дети сочувствует Стрекозе (она ведь пела), а Муравья считают жестоким. Ученый высказал мысль о том, что художественный образ вызывает про-тивочувствие [см.: 3, с. 134-139].
Опираясь на учение о тексте М.М. Бахтина, мы считаем, что на уроке литературы
Взаимодействие «текст - читатель» как условие формирования «ситуации понимания» на уроках литературы..
должна создаваться «ситуация понимания», о которой он писал: «Воспроизведение текста субъектом (читателем) есть новое, неповторимое событие в жизни текста, новое звено в цепи речевого общения. Подлинная сущность текста всегда раскрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов». Иными словами, чтение художественного произведения должно выйти на уровень встречи двух субъектов [2].
Что подразумевается под субъектом применительно к образовательному процессу? Учитель и ученик. А текст? Между учащимся (читателем) и текстом также возникают субъект-субъектные отношения, т. к. текст - это чье-то речевое высказывание, в котором представлена целостная картина мира, система ценностей.
ТЕКСТ
УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ
Рис. 1. Треугольник взаимодействия
В свете сказанного ключевым для нас стал следующий вопрос: как добиться «ситуации понимания» и возникновения субъект-субъектных отношений между читателем (учащимся) и текстом?
Распространенная и стандартная методика работы педагогов-словесников по анализу текстов художественных произведений не позволяет достичь соответствия современным требованиям прочтения и понимания учащимися литературных произведений. В этой связи инновационные действия направлены на активизацию читательской деятельности, на то, чтобы ученик выступал в роли субъекта освоения худо -жественного текста. Соответственно, происходит не усвоение знаний, а их освоение. Читательская деятельность становится процессом, способствующим всестороннему развитию личности.
При таком подходе общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художе -ственными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации.
Понятие опыта (в широком смысле этого слова) является доминантой научной работы В.Ф. Асмуса «Чтение как труд и творчество»: «Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из кувшина в другой, - из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем, но по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной и духовной деятельностью читателя» [1, с. 58].
Приведем пример, иллюстрирующий создание «ситуации понимания» текста, из практики преподавания литературы в средней школе.
В 6 классе изучаем пьесу-феерию М. Метерлинка «Синяя птица» (программа Р.Н. Бунеева, Школа 2100). Драматургический жанр сложно воспринимается учащимися на любой ступени обучения. «Синяя птица» - произведение непростое, глубоко символическое. Изучению пьесы отводится четыре урока. На заключительном уроке шестиклассники должны ответить на проблемный вопрос: «Нашли ли герои счастье, и в чем, по мнению драматурга, заключается счастье?». Вопрос философский, вполне доступный для осмысления подростком, но, будучи наивными реалистами, учащиеся шестого класса, отвечая на поставленный вопрос, обращаются к своему опыту и моментально отходят от текста.
Задача педагога - выслушать мнения учащихся, создавая доверительную обстановку (ребята говорят о сокровенном), а затем из мира их представлений «вернуть» в литературу, в текст, чтобы они увидели, что герои Метерлинка обрели счастье, они счастливы.
И.Ю. Латыпова
Для этого мы условно обозначаем путь героев пьесы Метерлинка «Синяя птица» (см. рис. 2).
Рис. 2. Путь героев Метерлинка
Ребята отмечают, что в начале пьесы герои находятся дома, в хижине Дровосека, и туда же возвращаются в финале, проделав непростой путь в поисках счастья. Обозначаем с учащимися и другие точки пребывания героев: например, У Феи, Страна Воспоминаний, Дворец ночи и т. д. Шестиклассники без труда видят, что герои Ме-терлинка из реального пространства и времени переносятся в пространство и время нереальные (здесь вводим понятие хронотопа) и снова возвращаются в реальность, домой.
Для чего же они проделывают такой путь? Читаем описание хижины Дровосека в начале произведения и в финале. Замечаем, что описание дается глазами детей, мальчика Тильтиля и девочки Митиль.
Тильтиль. На то они и богатые... Ах, до чего же у них красиво!..
Фея. У тебя не хуже.
Тильтиль. Ну да!.. У нас темно, тесно, пирожков нет...
Фея. Никакой разницы, только ты этого не видишь...
Тильтиль (долгим взглядом окидывает хижину). Папа, мама, что вы сделали с нашей комнатой?.. Все на своем месте, но все теперь гораздо красивее...
Отец Тиль. Как это - красивее?..
Тильтиль. Ну да, все выкрашено, все отделано заново, все сверкает, блестит...
В прошлом году было не так... [4]. (Курсив наш. - И.Л.)
Предлагаем учащимся подумать над вопросом: «Что же произошло с героями, почему они по-другому увидели свой дом и все, что их окружает?». Совместно приходим к выводу, что герои изменились сами. Они счастливы, что снова дома, что рядом близкие люди, что могут совершить добрый поступок (Тильтиль отдает свою птицу больной девочке, а в начале пьесы он этого не сделал). Затем анализируем заключительную фразу пьесы «Синяя птица»:
Тильтиль. Ничего, не плачь, я ее поймаю!.. (Выходит на авансцену и обращается к зрителям.) Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем... [4].
Приходим к выводу и отвечаем на поставленный в начале урока вопрос: ключевой темой «Синей птицы» является довольно многогранное понятие «счастье». Символом счастья в пьесе выступает мифическая Синяя птица. На пути к счастью дети обретают те знания, которые помогают человеку понять смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека - свое.
Заканчиваем урок небольшим сочинением «О чем меня заставила задуматься пьеса Метерлинка?». Многие ребята приносят свои иллюстрации - новое видение окружающих их предметов.
Думается, не случайно В.Ф. Асмус сравнивает читателя с моряком, бросающим лот в море: «Каждый достигнет той глубины, на который рассчитан его собственный лот» [1, с. 61]. Только благодаря взаимодействию «ученик - текст - учитель» (см. рис. 1) возможно возникновение «ситуации понимания» на уроках литературы, о которой писал М.М. Бахтин [2].
Взаимодействие «текст - читатель» как условие формирования «ситуации понимания» на уроках литературы...
Литература
1. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М. : Искусство, 1968. 654 с.
2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 574 с.
4. МетерлинкМ. Синяя птица. URL : http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m4.txt.
Сведения об авторе
Латыпова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 3», г. Стерлитамак. E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 453124, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Мира, 47. Телефон: 8 (3473) 25-04-52.