Научная статья на тему 'Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с другими государственными органами в сфере борьбы с оборотом контрафактной продукции'

Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с другими государственными органами в сфере борьбы с оборотом контрафактной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8570
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ РФ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / TRANSPORT PROSECUTOR'S OFFICE / CUSTOMS AUTHORITIES / PROTECTION OF EXCLUSIVE RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FEDERAL SERVICE FOR INTELLECTUAL PROPERTY / PATENTS AND TRADEMARKS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамагомедова С. А.

Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из ведущих функций таможенных органов Российской Федерации. Ее реализация представляет собой механизм, эффективное функционирование которого во многом зависит от взаимодействия таможенных органов с другими ведомствами. Важнейшие среди них: органы внутренних дел, транспортная прокуратура, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации и другие. Взаимодействие осуществляется в различных формах и на различных этапах выявления и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Особую актуальность данное сотрудничество приобретает в условиях Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агамагомедова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between customs authorities of the Russian Federation with other state bodies in the fight against counterfeit goods trafficking

Protection of exclusive rights to intellectual property is one of the main functions of customs authorities. Its realization is a mechanism which effective functioning depends on the interaction between customs authorities and other agencies, such as the bodies of internal affairs, Transport Prosecutor's Office, Federal Service for intellectual property, patents and trade marks of the Russian Federation, etc. The interaction is carried out in various forms and at different stages of detection and suppression of violations in the field of human intellectual property rights. This cooperation is of great importance for the functioning of the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с другими государственными органами в сфере борьбы с оборотом контрафактной продукции»

взаимодеиствие таможенных органов российской

ФЕДЕРАЦИИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННыМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ

борьбы с оборотом контрафактной продукции

С.А. Агамагомедова

(старший государственный таможенный инспектор Пензенской таможни, кандидат социологических наук; saniyat_aga@mail.ru)

Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является одной из ведущих функций таможенных органов Российской Федерации. Ее реализация представляет собой механизм, эффективное функционирование которого во многом зависит от взаимодействия таможенных органов с другими ведомствами. Важнейшие среди них: органы внутренних дел, транспортная прокуратура, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации и другие. Взаимодействие осуществляется в различных формах и на различных этапах выявления и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Особую актуальность данное сотрудничество приобретает в условиях Таможенного союза.

Ключевые слова: таможенные органы, защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, органы внутренних дел, транспортная прокуратура, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ, Таможенный союз.

Проблема борьбы с контрафактной продукцией является сегодня одной из наиболее острых в экономике не только России, но и других ведущих государств мира. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование действующей системы защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности как на внутреннем рынке, так и при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

За первое полугодие 2010 года таможенными органами Российской Федерации задержано 5 млн единиц контрафактной продукции, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года [1].

Таможенные органы Российской Федерации выполняют целый ряд функций, важнейшими среди которых являются осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; взимание таможенных пошлин, налогов; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу и другие. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции является одной из ведущих

функций таможенных органов Российской Федерации согласно п. 5 ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) [2].

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) также определяет основные функции таможенных органов, при этом в нем используется термин «задачи». Так, основными задачами, решение которых обеспечивают таможенные органы на таможенной территории Таможенного союза, являются: содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза; обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств

- членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля; взимание таможенных платежей и другие. Согласно п. 9 статьи 6 ТК ТС к ним отнесена также задача обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции [3].

Таким образом, функции таможенных органов по законодательству Российской Федерации соотносятся с задачами таможенных органов в соответствии с за-

Юридическая наука и правоохранительная практика конодательством Таможенного союза и в целом совпадают.

На наш взгляд, данная функция таможенных органов не может рассматриваться как отдельно взятая, обособленная и независящая от других. Вся совокупность функций (задач) таможенной службы представляет собой целостную систему, в которой все элементы неразрывно связаны друг с другом. Так, осуществление таможенного оформления и таможенного контроля предусматривает создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, а также обязательное взимание причитающихся таможенных пошлин, налогов. Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу связано с соблюдением прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и т.д. Рассматриваемая функция таможенных органов по обеспечению в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности не может быть реализована без осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, а также без соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу и т.д.

Ее реализация представляет собой механизм, который обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза таможенными органами в пределах своей компетенции.

Важную роль в эффективном функционировании данного механизма играет взаимодействие различных ведомств в выявлении и пресечении правонарушений в области законодательства об интеллектуальной собственности. Речь идет о таких ведомствах, как таможенные органы, органы внутренних дел, транспортная прокуратура, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ и др. Рассмотрим некоторые особенности функционирования данного механизма в регионе деятельности Пензенской таможни.

Согласно п. 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

утвержденного Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

- взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

- издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

- выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности [4].

Учитывая тот факт, что в практике таможенного дела преступления в сфере интеллектуальной собственности выявляются редко (носят единичный характер), данные формы координации успешно применяются и во взаимодействии с правоохранительны-

68

ми органами в сфере выявления и пресечения административных правонарушений в области интеллектуальной собственности. Существенную часть дел об административных правонарушениях, возбуждаемых и расследуемых таможенными органами Российской Федерации, составляют правонарушения, предусмотренные статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и заключающиеся в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров [5]. За 2009 год данная категория дел составила более 10 % от числа всех дел об административных правонарушениях, возбужденных и расследованных в регионе деятельности Пензенской таможни.

В практике Пензенской таможни успешно применяется процедура передачи материалов, свидетельствующих о наличии признаков нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, в Управление внутренних дел по Пензенской области (далее - УВД). Данный механизм реализуется в целом ряде случаев. Рассмотрим их подробнее.

1. В практике таможенного дела нередки ситуации, когда признаки правонарушения выявлены отделами таможенной инспекции таможни в рамках проводимых таможенных проверок (до вступления в действие ТК ТС - таможенных ревизий), а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительных подразделений таможенных органов. В случае отсутствия доказательств факта перемещения товаров и транспортных средств при рассмотрении данной категории дел в арбитражных судах нередко возникают вопросы о компетенции таможенных органов в отношении возбуждения дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием товарного знака или другого средства индивидуализации, в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ.

В подобных случаях целесообразной является передача соответствующих материалов в УВД согласно ч. 3 ст. 411 ТК РФ.

2. Признаки правонарушений в сфере законодательства об объектах интеллектуальной собственности выявляются также в рамках совместных рейдов сотрудников таможенных и других органов (территориальных управлений внутренних дел, Роспотребнадзора и др.) на внутреннем рынке страны. В данных случаях при отсутствии подтверждения факта перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации материалы по результатам совместных рейдов также передаются в другие органы, должностные лица которых правомочны возбуждать дела данной категории.

В 2009 году в регионе деятельности Пензенской таможни около 10 % всех дел об административных правонарушениях, возбужденных по статье 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака, были возбуждены в рамках совместных мероприятий с Управлением внутренних дел по г. Заречный Пензенской области.

3. При выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных, в процессе таможенного оформления и таможенного контроля достаточно часто возникает ситуация, когда товарный знак (средство индивидуализации, наиболее распространенное в практике таможенного дела) незаконно используется не только участником внешнеэкономической деятельности (далее

- ВЭД), но и производителем продукции, то есть товар перемещается через таможенную границу не производителем, а другим лицом. В данной ситуации при наличии заявления правообладателя таможенные органы правомочны возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ, только в отношении участника ВЭД.

Что же касается производителя, который незаконно использует товарный знак при изготовлении и вводе в гражданский оборот Российской Федерации своей продукции, то в этих случаях также необходимо передавать соответствующие материалы, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения, в

Юридическая наука и правоохранительная практика УВД. В противном случае производитель контрафактной продукции избежит ответственности в соответствии с законодательством, так как должностные лица таможенных органов обладают соответствующими правомочиями по возбуждению административного производства только в отношении лиц, перемещающих продукцию через таможенную границу, то есть являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.

На наш взгляд, следует особо отметить взаимодействие таможенных органов в сфере защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности с территориальными органами транспортной прокуратуры. При этом передача материалов, свидетельствующих о наличии признаков правонарушений в области интеллектуальной собственности, осуществляется на различных этапах:

- при обнаружении признаков правонарушения (первичное поступление информации, например, получение таможенным органом заявления правообладателя с требованием привлечь к ответственности участника внешнеэкономической деятельности за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации);

- на этапе административного расследования;

- на завершающей стадии административного расследования (для передачи материалов в суд) и др.

В первом полугодии 2010 года около 14 % всех возбужденных дел данной категории были направлены в Пензенскую транспортную прокуратуру для последующей передачи в арбитражный суд.

Одним из проблемных вопросов данной формы взаимодействия является отсутствие механизма так называемой «обратной связи», то есть материалы, свидетельствующие о наличии признаков правонарушений в области интеллектуальной собственности, таможенным органом переданы в УВД или транспортную прокуратуру, но последующая «судьба» данных материалов остается для таможенного органа неизвестной. Ни решения суда, ни

какой-либо другой информации о результатах проведенных мероприятий таможенный орган не получает. Выходом из данной ситуации является регламентация механизма «обратной связи» в межведомственных соглашениях с описанием конкретного алгоритма отработки направляемых в соответствующий орган материалов.

За рубежом накоплен определенный опыт совместных действий правоохранительных органов с фискальными службами в процессе профилактики, предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений [6]. В связи с этим особую актуальность приобретает обмен опытом в данной сфере с зарубежными коллегами.

Характеризуя взаимодействие таможенных органов Российской Федерации в направлении защиты прав интеллектуальной собственности, следует отметить, что должностные лица таможни сотрудничают не только с правоохранительными структурами. Важнейшей службой, оказывающей различную помощь в предотвращении, выявлении и пресечении правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ (Роспатент). Так, в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, взаимодействия между таможенными органами и правообладателями 30 июля 2007 года было заключено Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам [7].

Сотрудничество на уровне федеральных служб предполагает тесное взаимодействие по различным направлениям деятельности. В соответствии с изменениями и дополнениями от 8 мая 2009 года к данному Соглашению предусмотрено предоставление Роспатентом в ФТС России на безвозмездной основе информации о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров, об общеизвестных

70

товарных знаках и др. [8] Доступ к информационным ресурсам Роспатента призван исключить направление в Роспатент запросов информации, которая в настоящий момент может быть получена с использованием специального программного средства, что значительно упрощает и ускоряет осуществление таможенного контроля в сфере интеллектуальной собственности.

Таким образом, взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с правоохранительными и иными государственными органами при осуществлении функции защиты прав интеллектуальной собственности происходит как на федеральном, так и на региональном уровне. В регионе деятельности Пензенской таможни широко применяются такие формы взаимодействия, как заключение Соглашений о взаимодействии с территориальными управлениями правоохранительных органов (УВД, УФСБ и др.), создание совместных рабочих групп по направлению деятельности (состав рабочей группы по борьбе с оборотом контрафактной продукции ежегодно обновляется), организация совместных совещаний и рабочих встреч с сотрудниками других ведомств, организация и проведение совместных оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, разработка и реализация совместных планов по направлениям деятельности и другие.

Ряд исследователей справедливо отмечают тот факт, что порядок взаимодействия различных проверяющих ведомств с правоохранительными органами регулируется отдельными нормативными актами, что обусловливает значительные трудности на практике [9]. Однако, несмотря на это, необходимо совершенствовать традиционные формы взаимодействия между органами, поднимать их на качественно новый уровень, а также разрабатывать новые, более прогрессивные и позволяющие получить больший эффект.

Следует также обратить внимание на то, что в связи с вступлением в силу ТК ТС в сфере защиты таможенными органами исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности может возникнуть ряд проблемных вопросов,

требующих дальнейшей регламентации в правовом отношении. Например, при перемещении товаров и транспортных средств на территории ТС, но между государствами ТС, возможны ситуации, когда при выявлении признаков правонарушений в сфере объектов интеллектуальной собственности таможенные органы отдельной страны

- участника ТС будут не правомочны возбуждать дела об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности в связи с тем, что таможенное оформление товаров и транспортных средств отсутствует.

Правоприменительная практика в области возбуждения, расследования и рассмотрения в судах категории дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием товарного знака и другого средства индивидуализации, свидетельствует о том, что обязательным условием удовлетворения судом заявления таможни по данной категории дел является наличие подтвержденного факта перемещения товара через таможенную границу и, соответственно, полномочий таможенных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Одним из вариантов выхода из данной ситуации нам видится механизм передачи материалов, свидетельствующих

о возможных нарушениях в сфере интеллектуальной собственности, в территориальные УВД, транспортную прокуратуру и др.

В связи с вступлением в силу ТК ТС также возможно столкновение тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков и других средств индивидуализации, зарегистрированных в установленном порядке в различных странах ТС.

В практике Пензенской таможни неоднократно выявлялись факты использования при перемещении через таможенную границу товарного знака, зарегистрированного как на территории Российской Федерации, так и на территории другого государства. Если до образования Таможенного союза в данном случае таможенные органы интересовал только объект

Юридическая наука и правоохранительная практика интеллектуальной собственности, зарегистрированный и охраняемый на территории Российской Федерации, и они защищали исключительные права правообладателей, включивших свои объекты интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России, то в условиях ТС ситуация меняется. Решение данных спорных ситуаций в условиях действующего ТК ТС еще предстоит как на уровне Таможенного союза, так и на национальных уровнях государств - членов ТС. Однако уже сейчас ясно, что оно будет базироваться на механизме взаимодействия между таможенными органами стран - членов ТС, а также на системе сотрудничества таможенных служб ТС с национальными государственными структурами и ведомствами.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Таможенные органы выполняют целый ряд функций, важное место в системе которых занимает обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции. Реализация данной функции связана с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечением соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу и другими основными функциями современных таможенных органов.

Эффективный механизм реализации данной функции в современный период невозможен без взаимодействия различных организаций и учреждений в выявлении и пресечении правонарушений в области законодательства об интеллектуальной собственности. В деле борьбы с контрафактными товарами таможня активно взаимодействует с органами внутренних дел, транспортной прокуратурой, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ.

Данное взаимодействие осуществляется на федеральном и региональном (местном, уровне конкретного органа) уровнях. При этом на примере взаимодействия таможенных органов с Роспатентом можно

сделать заключение о том, что взаимодействие на федеральном уровне способствует оптимизации процесса взаимодействия на местах.

Координация совместной деятельности таможенных и иных государственных органов осуществляется в следующих формах: проведение координационных

совещаний руководителей органов; обмен информацией; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения правонарушений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности и др.

В рамках обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в регионе деятельности Пензенской таможни успешно применяются такие формы взаимодействия, как процедура передачи материалов, свидетельствующих о наличии признаков нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, в территориальные органы внутренних дел и транспортной прокуратуры; заключение соглашений

о взаимодействии с территориальными управлениями правоохранительных органов, создание совместных рабочих групп по направлению деятельности, организация и проведение совместных оперативнорозыскных и проверочных мероприятий, разработка и реализация совместных планов по направлениям деятельности и другие. Данные формы позволяют повысить эффективность механизма защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза таможенными органами в пределах своей компетенции. При исследовании такой формы взаимодействия, как передача материалов, свидетельствующих о наличии признаков нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, в другие правоохранительные органы, выявлено отсутствие механизма «обратной связи». В качестве конкретного предложения по совершенствованию деятельности Пензенской таможни, а также любого другого таможенного органа предлагается регламентация механизма «обратной связи» в меж-

72

ведомственных соглашениях с описанием конкретного алгоритма отработки направляемых материалов и отчетом, направляемым в соответствующий орган.

Данные формы взаимодействия не теряют своей актуальности и в условиях Таможенного союза, законодательство которого, безусловно, внесет свои коррективы в рассматриваемый механизм.

1. О борьбе с незаконным перемещением контрафактной продукции. ФТС России: Официальные новости [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ivs/ru/press/ of_news/index.php?id286=33140. (дата обращения: 6 авг. 2010 г.).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ: ред. от 28.11.2009 [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. Ц^: http://www.consultant. ги. (дата обращения: 1 авг. 2010 г.).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru. (дата обращения:

1 сент. 2010 г.).

4. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: указ Президента РФ от 18 апр. 1996 г. № 567 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Ц^: http://www.consultant. т. (дата обращения: 1 сент. 2010 г.).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Российской Федерации от 30 дек. 2001 г № 195-ФЗ: ред. от 01.07.2010 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения:

1 авг. 2010 г.).

6. Семенов А.С. Зарубежный опыт взаимодействия правоохранительных органов и фискальных служб: анализ информационных ресурсов как способ борьбы с налоговыми правонарушениями преступлениями [Электронный ресурс] // Налоги и налогообложение. 2009. № 11. Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 1 сент. 2010 г.).

7. Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 30 июля 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rupto.ru/sotr_org_ isp_vlas/sod/fts.html. (дата обращения: 17 сент. 2010 г.).

8. Изменения и дополнения к Соглашению о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 8 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rupto. ru/sotr_org_i sp_vlas/sod/fts_izm. html. (дата обращения: 17 сент. 2010 г.).

9. Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Пра-

вовые аспекты взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений в ходе проверок и ревизий [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2008. № 8 // КонсультантПлюс: URL: http://www. consultant.ru. (дата обращения: 1 сент.

2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.