Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / КРИМИНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА / OPERATION AND INVESTIGATION COOPERATION / CLASSIFICATION OF THE FORMS OF OPERATION AND INVESTIGATION COOPERATION / INTERNATIONALIZATION OF THE SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL PROCESSES / TRANSNATIONAL CRIMINAL GROUPS / CRIMINAL MIGRATION OF CAPITAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилов Геннадий Александрович

В статье рассмотрена совокупность основных признаков оперативно-розыскного взаимодействия, проанализирована сущность и дана характеристика его организационных форм. Разработаны предложения по совершенствованию оперативно-розыскного взаимодействия в целях противодействия транснациональной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнилов Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COOPERATION OF SUBJECTS OF OPERATION AND INVESTIGATION ACTIVITY TO COUNTERACT TRANSNATIONAL CRIMINALITY

The article describes a set of basic features of operation and investigation cooperation, the essence and characteristics of its organizational forms. Proposals for improving the operation and investigation cooperation to counteract transnational criminality are developed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Г. А. Корнилов

взаимодействие субъектов оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия транснациональной преступности

В статье рассмотрена совокупность основных признаков оперативно-розыскного взаимодействия, проанализирована сущность и дана характеристика его организационных форм. Разработаны предложения по совершенствованию оперативно-розыскного взаимодействия в целях противодействия транснациональной преступности.

Ключевые слова: оперативно-розыскное взаимодействие; классификация форм оперативно-розыскного взаимодействия; интернационализация социально-экономических и политических процессов; транснациональные преступные группы; криминальная миграция капитала.

В общественных науках (философия, социология, теория права, теория управления и др.) термин «взаимодействие» используется в тех случаях, когда с его помощью номинируются взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, состояние бесконечного сплетения связей и взаимоотношений личности, гражданина, общества и государства.

Там, где осуществляется групповая деятельность людей, направленная на достижение определенных совпадающих целей, возникает объективная потребность взаимного их действия [1; 2 и др.].

в соответствующих отраслях права и в юриспруденции в целом категория взаимодействия исследуется с учетом специфики содержания их предметов. теория оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изучает проблемы взаимодействия в основном с позиции их структурно-содержательных характеристик в условиях реализации оперативно-розыскных функций обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также борьбы с преступностью. При этом акцент исследований сделан на спектр взаимоотношений субъектов ОРД с другими государственными структурами, вследствие чего ряд проблем взаимодействия не получил надлежащего научного обоснования.

Попытки разрешить противоречия формулировкой универсальной дефиниции термина «взаимодействие» не устранили представление о том, что определение взаимодействия ограничено рамками понимания органами внутренних дел (овД) борьбы с преступностью и обязательности его основы на законах и подзаконных актах.

Следует отметить, что большинство исследователей давали свои формулировки, исходя из имевшейся практики, еще до выхода в свет Федерального закона

от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД») или на начальном этапе его действия. Преобладание в них интересов органов МВД России связано с тем, что тогда агентурно-оперативная работа осуществлялась всего двумя субъектами - МВД и КГБ - и рассматривалась как средство уголовного процесса. В настоящее время ОРД занимаются семь субъектов, а их деятельность стала затрагивать кроме уголовного процесса административное (в том числе таможенное) и антикоррупционное направления наряду с выявлением угроз безопасности государству [3, ст. 7; 8; 15].

При определении содержания понятия «взаимодействие» были выявлены дополнительные признаки: деятельность «равноправных структурных подразделений и служб по совместному решению стоящих перед ними задач»; «обеспечение информацией, представляющей оперативный интерес»; «использование данных, полученных оперативно-розыскным путем» [4; 5, с. 14; 6].

Отдельные авторы в содержание понятия «взаимодействие» включают систему принципов, на которых оно строится, а затем формулируют определение термина, его номинирующего, которое отражает наиболее существенные признаки понятия. Под взаимодействием они понимают сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в организации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов, присущих компетентным субъектам.

Полагаем методически обоснованным философский подход к определению термина «взаимодействие» как групповой деятельности людей, направленной на достижение определенных совпадающих целей и вызывающей объективную потребность их взаимного действия, сущность которой можно раскрыть посредством следующих системообразующих признаков:

- общность целей и задач, решаемых субъектами ОРД (таможенных органов), с другими правоприменительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность страны. Кроме субъектов ОРД это иные государственные правоохранительные органы, межведомственные инспекции и счетная палата; органы субъектов РФ, местной и судебной власти; юридические лица, хозяйствующие субъекты; общественные организации; средства массовой информации; правоохранительные органы других государств;

- согласованность мероприятий и действий субъектов правоприменения при выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений (в таможенной сфере) в форме совместной деятельности при решении конкретных оперативно-тактических задач взаимодействия;

- паритетность взаимодействия, которая выражается в равенстве участвующих в нем субъектов, при необязательности их прямого подчинения друг другу, при единстве целей и задач борьбы с противоправными проявлениями;

- динамичность, которая заключается в непрерывном планово организованном процессе согласования этапов работы, наращивании эффективности тактических приемов борьбы с преступностью;

- персональная ответственность взаимодействующих субъектов, которая означает равенство, индивидуальность ответственности за результаты проводимых согласованных мероприятий.

Совокупность рассмотренных признаков позволяет сформулировать следующее определение: взаимодействие - это такая организационная форма

деятельности, которая основывается на общности целей и задач, определяемых правовыми нормами, согласованная по времени и месту функционирования компетентных субъектов по рациональному применению имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия совершаемых преступлений, обеспечения безопасности его участников. На наш взгляд, такое определение создает научную основу системного подхода к решению профессиональных задач взаимодействующими субъектами.

Изложенный методологический подход к сущности понятия «взаимодействие» позволяет все многообразие его организационных форм классифицировать по трем родовым признакам: 1) внутриведомственные; 2) межведомственные; 3) международные.

Такая классификация не противоречит мнению ведущих теоретиков и экспертов. Так, профессор В. А. Жбанков считает, что таможенные органы реализуют правоохранительные функции разнообразными способами, среди которых можно выделить осуществление ОРД, организацию взаимодействия между подразделениями таможенных органов с подразделениями иных правоохранительных органов РФ и учреждениями других ведомств, а также с правоохранительными органами и иными организациями зарубежных стран [7, с. 113-116].

Внутриведомственное взаимодействие оперативно-розыскных подразделений (ОРП) таможенных органов с другими подразделениями представляет собой сложную структурную подсистему, охватывающую субъектов различной функциональной специализации:

- первую классификационную группу составляют подразделения и службы, наделенные функцией ОРД в борьбе с преступностью. Это может быть взаимодействие между ОРП внутри таможенного органа, а также по вертикали и горизонтали (ОРП других таможенных подразделений, Региональное оперативно-поисковое управление, Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры);

- вторую классификационную группу субъектов внутриведомственного взаимодействия составляют подразделения таможенных органов, осуществляющие дознание по делам о преступных посягательствах в таможенной сфере, не требующих предварительного следствия или относящихся к категории смешанной подследственности;

- третью классификационную группу субъектов внутреннего взаимодействия составляют все другие службы и подразделения таможенных органов РФ, объединенные общностью их целей и задач как органов исполнительной власти, реализующих непосредственно государственную политику в области таможенного дела и осуществляющих в пределах своих полномочий государственное управление данной сферой общественных отношений [8, с. 118-157].

Межведомственное взаимодействие ОРП предполагает согласование стратегии и тактики выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела с теми субъектами, которые по своим полномочиям в той или иной степени имеют возможность содействовать выполнению правоохранительной функции государства.

К наиболее близким по целевому предназначению и частоте проведения согласованных действий взаимодействующими субъектами можно считать следующие ведомственные структуры: Федеральную службу безопасности (ФСБ России) с ее

пограничной службой; Министерство внутренних дел РФ (МВД России); Федеральную налоговую службу (ФНС России); Службу внешней разведки РФ (СВР России) и др. Для повышения эффективности выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела имеются все основания использовать потенциальные возможности хозяйствующих субъектов, государственных и ведомственных контролирующих подразделений и служб.

Проблемам межведомственного взаимодействия при осуществлении ОРД уделяли внимание российские ученые и практики таможенного дела. Так, А. Ю. Козловский выделяет взаимодействие на различных уровнях: министерств и ведомств, подразделений центральных аппаратов, региональных управлений, территориальных органов. он же приводит перечень основных форм взаимодействия: совместный анализ и мониторинг оперативной обстановки и планирование; законотворческая и нормотворческая межведомственная деятельность; совместное проведение мероприятий; обмен опытом и совместное обучение сотрудников [9].

оказание взаимопомощи таможенными органами РФ базируется на выполнении фискальной и правоохранительной функций, зачастую ориентированных на использование полученных от зарубежных таможенных служб ответов на международные запросы.

Ряд авторов говорят о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей сотрудничество с зарубежными странами, начиная с разработки инструкции о порядке подготовки международных запросов.

тем не менее международные нормативные акты не препятствуют таможенным органам РФ активно применять инструменты оРД в борьбе с преступностью. Сыскная деятельность ОРП таможенных органов, осуществляемая с использованием специальных сил, средств, форм и методов, является основным видом деятельности таможенных органов РФ в борьбе с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и иных противоправных деяний, что позволяет собирать материалы, необходимые для формирования уголовно-процессуальных доказательств.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об ОРД» право осуществления сыскной деятельности имеют семь государственных органов. оРП таможенных органов практически взаимодействуют с каждым из них: МВД России, ФСБ России, Федеральной службой охраны, СВР России, Федеральной службой исполнения наказания, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. С одной стороны, общность задач оперативных подразделений, а с другой - различия в ведомственной принадлежности и компетенции, зачастую их территориальная разобщенность предопределяют необходимость взаимодействия с тем, чтобы в общегосударственном масштабе ими эффективно выполнялись задачи борьбы с преступностью.

Международное взаимодействие. Всесторонний анализ криминальной ситуации показывает, что преступность в России все больше приобретает транснациональный характер. таможенные органы РФ находятся в состоянии стабильного противодействия с хорошо подготовленной криминальной системой.

В преступных комбинациях по незаконному ввозу-вывозу товаров, уклонению от уплаты таможенных платежей, невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте участвуют десятки коммерческих структур, расположенных вдали от пропускного пункта либо за рубежом.

Преступность имеет три уровня проявления: глобальный (всемирный), региональный, национальный, которые могут иметь существенные отличия [10].

Для эффективной борьбы с преступными проявлениями в сфере таможенного дела жизненно важна организация международного сотрудничества с правоохранительными ведомствами различных стран. На международное сотрудничество по борьбе с преступностью оказывает влияние множество объективных факторов:

- интернационализация социально-экономических и политических процессов и фактическая открытость границ, что позволяет, например, рыбакам сбывать улов в районе промысла без таможенного и пограничного оформления;

- нарастающая активность деятельности транснациональных преступных групп и сообществ, действующих как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья;

- возрастание степени коррумпированности должностных лиц, злоупотреблений и нарушений законности;

- отставание правовой базы международной правоохранительной деятельности от реальных процессов, происходящих в правоохранительной практике России и взаимодействующих государств.

В сфере ОРД взаимодействие проявляется в обмене информацией, полученной из непроцессуальных источников, о наличии фактических данных о коммерческих структурах, поддерживающих криминальные связи с транснациональными преступными организациями; обмене штатными должностными лицами для проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и тактических операций по документированию преступных действий разрабатываемых; оперативно-розыскном обеспечении государственной защиты субъектов ОРД и участников уголовного процесса и др.

Так, многообразие видов таможенных пошлин, налогов и сборов, способов их расчета и уплаты, а также сложный порядок их правового регулирования позволяют недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) использовать эти факторы для осуществления противоправной деятельности [11, с. 103].

Практика таможенных органов также показывает, что криминализация сфер экспортного перемещения нефти характерна и для государств-членов Таможенного союза. Выявлены, например, факты, когда даже беспошлинная поставка предназначенной для переработки в Казахстане российской нефти проходит таможенную процедуру экспорта как «остатки от переработки нефти» и направляется в третьи страны. Используется схема реэкспорта в связи с тем, что в Казахстане действуют ставки вывозных таможенных пошлин, в два-три раза меньшие, чем российские [12]. Естественно, что указанные и другие преступные схемы, используемые недобросовестными участниками ВЭД, распространяются на множество материальных ценностей, перемещаемых в сферах экспорта-импорта. Для их выявления, документирования и пресечения необходимо владеть не только методиками экономико-правового анализа или методами ОРД, но и иметь надежное партнерство как на межведомственном, так и на международном уровне.

Начало функционирования Единого экономического пространства и Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и иных международных договоров повлияли на правовой статус таможенных органов. При этом, как полагают ученые Российской таможенной академии, необходимо

сохранять и развивать взаимодействие с иностранными таможенными администрациями и международными организациями [13].

В международной системе правового регулирования значительная роль отведена актам Европейского союза, в которых взаимное содействие таможенных служб рассматривается в качестве эффективного инструмента борьбы с транснациональной преступностью в таможенной сфере. Нередки ситуации, когда возникает необходимость раскрывать правонарушения «по горячим следам» или проводить оперативно-розыскные действия и мероприятия на территории другого государства, для чего должны создаваться международные оперативно-следственные группы. Правовое регулирование выполнения обязательств в рамках межправительственных и межведомственных договоров о сотрудничестве в таможенных делах осуществляется на основании Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По мнению Д. А. Постновой, многие международные правовые акты допускают такие направления и формы международного сотрудничества, которые не предусмотрены для таможенных органов РФ внутренним законодательством [14, с. 9].

наряду с законным ростом доходов населения получает развитие тенденция роста незаконных доходов, большая часть которых вывозится за пределы России с целью их невозврата [15]. При этом исследования специалистов показывают, что трансграничное перемещение криминального капитала напрямую связано с последующей его легализацией и наличием транснациональных преступных организаций [16, с. 4]. Под капиталом здесь понимается все, что способно приносить доход от производства товаров и услуг [17, с. 14]. Это явление характеризуют:

- трансграничность - перемещение капитала через таможенную границу страны-донора и таможенную границу государства-реципиента;

- бессрочность - капитал перемещается без обязательства возврата его в страну-донор;

- невозвращение дивидендов от вывезенного из страны-донора капитала.

Криминальная миграция капитала позволяет лицам, ее осуществляющим,

уклониться от уплаты налогов и других обязательных платежей; снизить инвестиционные риски, защитить себя от инфляции и падения национальной валюты; легализовать доходы.

Часть деяний, связанных с криминальной миграцией капитала, образует состав деяний, влекущих уголовную ответственность, а иные - гражданскую или административную. Однако все они вызывают общественно опасные последствия для России, такие как: углубление инвестиционного кризиса; снижение эффективности экономической политики; криминализация экономики; влияние на валютный курс и состояние валютного рынка; влияние на формирование доходной части бюджета; снижение возможности государства обслуживать государственный долг; ограничение эффективности трансакций и др. [18, с. 80-87].

таким образом, рассмотренные проблемы взаимодействия в предупреждении, пресечении и раскрытии преступных посягательств в сфере таможенного дела позволяют определить первоочередные меры, способные активизировать борьбу с транснациональной преступностью. К ним следует отнести:

- дополнение национальных и международных правовых актов определениями термина «международные оперативно-следственные группы»;

- обеспечение легитимного пребывания представителей одного государства на территории другого государства для совместного проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий, направленных на установление состава преступления и лиц, его совершивших, исходя из законодательства страны-инициатора или страны гражданства подозреваемых;

- признание процессуальных норм национального законодательства запрашиваемой страны при исполнении запросов, в том числе электронных форм представления материалов (опросов и допросов свидетелей, копий финансовых и бухгалтерских документов, заключений экспертиз и др.).

Использованные источники

1. Борантазиев У. К. Координация и взаимодействие в деятельности оперативных подразделений таможенных органов. М., 1996.

2. Голубев Н. А. Основы информационного взаимодействия уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.

3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Проспект, 2012.

4. Милюткин В. А. Организация взаимодействия отраслевых служб ОВД в профилактике преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

5. Клюйко А. Н. О понятии взаимодействия следователя органов внутренних дел и органа дознания // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. Киев, 1978.

6. Цалко А. В. Об организации борьбы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России с транснациональными организованными группами // Оперативник (сыщик). 2009. № 4 (21). С. 26-30.

7. Жбанков В. А. Задачи, содержание и направления правоохранительной деятельности таможенных органов // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2009.

8. Козловский А. Ю. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

9. Козловский А. Ю. Использование результатов ОРД в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.

10. Ведерников О. Н. О состоянии преступности в стране и мире, криминалистике и антиглобализме // Российский криминологический взгляд. 2005. № 2.

11. Козловский А. Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

12. Дударец М. А. Изучение оперативной обстановки в целях организации противодействия преступлениям при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 105-107.

13. Рыльская М. А., Боброва О. Г. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: монография. М., 2012.

14. Постнова Д. А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

15. Прокудин А. А. Утечка капиталов из России: просчеты ВСФР // Таможенное дело. 2006. № 2.

16. Слюнява И. Н. Криминальное перемещение капитала: характеристика и социальный контроль. М.: Высшая школа, 2003.

17. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.

18. Евстигнеев А. С., Слюняев И. Н. Криминальная трансграничная миграция капитала // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. М., 2009.

В. Г. Макаренко

совершенствование порядка назначения экспертизы оружия должностными лицами таможенных органов

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с назначением экспертиз различных видов оружия в экспертно-криминалистические подразделения таможенных органов, а также предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: холодное оружие; огнестрельное оружие; эксперт-баллист; специальные знания; судебная баллистическая экспертиза; заключение эксперта.

Динамичный рост преступности и постоянно меняющиеся способы совершения преступлений с использованием оружия обусловливают необходимость совершенствования противопоставляемых криминалистических средств и методов борьбы с ними. Пресечению подобных видов общественно опасных деяний способствуют своевременное обнаружение и последующее достоверное и объективное исследование объектов совершения преступлений и их следов. Оружие, в том числе холодное и метательное, с использованием которого совершаются преступления, во многих случаях проникает в страну незаконным путем. Следует отметить значимую роль таможенных органов в процессе недопущения проникновения на территорию РФ различных видов оружия.

Процесс доказывания виновности лица по такой категории дел, как контрабанда огнестрельного оружия, является достаточно сложным. Почти каждый экземпляр оружия, фигурирующий в уголовных делах подобного рода, становится объектом экспертного исследования, в том числе и с целью решения вопроса об относимости предмета к оружию. Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях роль эксперта в доказывании по делам о таможенных преступлениях возрастает в связи с использованием при подготовке, совершении и сокрытии преступлений новейших технических достижений, в том числе в сфере информационных технологий; применением организованными преступными сообществами (нередко имеющими транснациональный характер) отлаженных схем преступной деятельности; наличием угроз со стороны криминального мира в отношении участников процесса; оказанием серьезного противодействия субъектам доказывания со стороны защиты [1]. Возникающие вопросы об отнесении того или иного предмета к оружию рассматриваются криминалистическим оружиеведением.

Криминалистическое оружиеведение - это отрасль криминалистической техники, изучающая различные виды оружия, боеприпасов, взрывных устройств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.