УДК 614.8: 656.1
Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2009
Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Л.М. Склярова, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Аннотация
Рассмотрено взаимодействие различных ведомств, необходимое для эффективного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), рациональное распределение задач, сил и средств при их ликвидации.
Ключевые слова: управление в кризисных ситуациях, пострадавшие, ликвидация последствий ДТП, информирование, обеспечение безопасности, взаимодействие органов управления, координация действий органов управления, карточка учета ДТП, эвакуация, медицинская помощь, силы и средства.
Interaction of different departments in traffic accidents elimination
ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009
L.G. Odintsov, VNII GOChs L.M. Skliarova, VNII GOChs
Abstract
Interaction of different departments for efficient assistance for suffered in traffic accidents and rational distribution of tasks, forces and means is examined in the article.
Key words: management in crisis situations, suffered , liquidation of the traffic accidents consequences, informing, providing safety, coordination of management bodies, coordination of management bodies actions, evacuation, medical aid, forces.
/66
^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)
Существо взаимодействия состоит в том, что каждое структурное образование решает свои, четко очерченные задачи и создает определенный вклад в достижении общей цели — спасение людей и ликвидация последствий ДТП.
Основными задачами различных ведомств по ликвидации последствий ДТП являются:
а) для органов внутренних дел:
• информирование (оповещение) органов управления и служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП о факте и о характере происшествия. Карточка учета ДТП (первичный учетный документ) должна отражать не только информацию, интересующую органы управления ГИБДД, но и показатели, характеризующие действия сотрудников других министерств и ведомств (степень зажатия, степень тяжести травм, состав привлекаемых сил и средств, время их прибытия и т.п.);
• содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия транспортных средств спецслужб;
• принятие мер по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП;
• обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП;
• обеспечение оперативно-следственных действий;
• принятие мер к оповещению участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП;
• обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
• ограничение или запрещение движения в районе места ДТП, направление транспортных средств в объезд места ДТП;
• контроль за проведением аварийно-спасательных работ (в части не нарушения первичной обстановки места происшествия и сохранения вещественных доказательств и следов до проведения фиксации обстановки);
• охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП.
б) для органов здравоохранения города, района:
• привлечение имеющихся сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания медицинской помощи пострадавшим;
• обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП;
• оказание пострадавшим медицинской помощи.
• привлечение наличных сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания медицинской помощи пострадавшим;
• обеспечение эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
• оказание пострадавшим медицинской помощи.
в) для дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ) и дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) Минтранса России:
• обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий;
• восстановление элементов дороги, поврежденных в результате ДТП.
г) для отделений (управлений) железной дороги МПС России:
• участие в ликвидации последствий ДТП, связанных с объектами железнодорожного транспорта (железнодорожные переезды и др.).
д) для органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города, района и их структурных подразделений:
• организация:
координации действий всех органов управления, сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП,
связи и оповещения на месте ДТП;
• обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;
• организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
• организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблюдением режимов радиационной, химической и других требований безопасности;
• обеспечение доставки на место ДТП бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
• привлечение сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к ликвидации последствий ДТП;
• обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями аварийно-спасательных формирований непосредственно по прибытии на место ДТП (в случае отсутствия сотрудников МВД России, инспектора по дознанию ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фотосъемки.
е) для Комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектовых комиссий:
• назначение руководителя ликвидации последствий ДТП (при чрезвычайной ситуации местного и территориального уровня);
• организация передачи оперативной информации:
в центр управления в кризисных ситуациях; в информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
в региональные информационно-управляющие центры;
в информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации;
• в абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• в информационные центры организаций;
• принятие решения о привлечении сил и средств для ликвидации последствий ДТП;
• руководство работами по ликвидации последствий ДТП;
• организация эвакуационных мероприятий, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации последствий ДТП в места постоянного проживания;
• обращение при недостаточности собственных сил и средств за помощью к органам исполнительной власти;
• информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, в целях оказания помощи пострадавшим в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.
Можно значительно снизить количество погибших в ДТП, уменьшить количество пострадавших с частичной или полной потерей трудоспособности, значительно сократить размеры материального ущерба при при возникновении рассматриваемых ситуаций, если каждое структурное образование будет решать свои, четко очерченные задачи в достижении общей цели — спасение людей и ликвидация последствий ДТП.
Литература_
1. ФЗ № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
2. ФЗ №196 от 10 декабря 1995 г «0 безопасности дорожного движения».
3. ФЦП «Повышение дорожного движения в 2006-2012 годах»
4. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД, МЧС и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП, утвержденное заместителями Министров МВД, МЧС и Минздрава России 17.04.2003 г.
5. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.
6. Журнал «Автомобильные дороги». 1985-2008 гг.
7. Журнал «Автомобильный транспорт». 1985-2008 гг.
8. Журнал «За рулем». 1985-2008 гг.
9. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.
10. Отчет о НИР «Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий», 2008. - М.: ООО «е-Стаил Инжиниринг».
11. Гончаров С.Ф., Рябинкин В.В., Макаров Е.П. Виды медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях при дорожно-транспортных и других происшествия // «Медицина катастроф», № 2 (62).
Сведения об авторах
Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.
Людмила Михайловна Склярова: старший научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.