Катаева Алина Андреевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И КАНАДЫ ..
УДК: 327; 330.15; 339.976
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И КАНАДЫ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
ВЕЛИКИХ ОЗЕР
© 2017
Катаева Алина Андреевна, аспирант
Болонский университет (47100, Италия, Форли, ул Г. делла Торре 5, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье исследованы подходы США и Канады к эксплуатации водных ресурсов Великих озер. Выявлены сильные и слабые стороны существующей в регионе системы международных двусторонних договоров, регулирующих совместное использование водных ресурсов пресной воды. Изучены масштабные инициативы по переброске пресной воды из северных регионов США и Канады в южные, испытывающие дефицит воды. Дана характеристика существующему формату отношений США и Канады в сфере эксплуатации трансграничных водных ресурсов Великих озер, и определены перспективы их развития. Выявлены факторы, которые в ближайшем будущем осложнят совершенствование механизмов двустороннего сотрудничества в сфере предотвращения истощения ресурсов пресной воды в регионе. Автор приходит к заключению о том, что политический контекст и сложившаяся после федеральных выборов в Канаде и США система национальных приоритетов двух стран будет способствовать снижению политической значимости вопроса сохранения водных ресурсов Великих озер в повестках изученных стран. В то время как экологическая значимость будет только возрастать. Результатом снижения эффективности взаимодействия государств в данной сфере может стать националистическая ориентация, как США, так и Канады в использовании трансграничных водных ресурсов. Однако, существующий инструмент - Договор о трансграничных водах - позволяет при необходимых периодических обновлениях достаточно эффективно позволяет в современных условиях урегулировать экономические и политические противоречия этих государств, на основе совпадающих экологических интересов обеих сторон.
Ключевые слова: Великие озера, США, Канада, водные ресурсы, трансграничные воды, водная безопасность.
CANADA-US COLLABORATION IN FIELD OF EXPLOITATION OF THE GREAT LAKES
WATER RESOURCES
© 2017
Kataeva Alina Andreevna, post-graduate student
Universita di Bologna (47100, Italy, Forli, Via G.della Torre, 5, e-mail: [email protected]) Abstract. The author has researched Canadian and US approaches to exploitation of the Great lakes water resources. Strong and poor characteristics of current regional system of international bilateral agreements regulating collective utilization of common fresh water resources are identified. Large scale initiatives focused on transporting of fresh water resources from northern regions of Canada and the USA rich in water to southern regions of mentioned countries experiencing shortage of water are examined. Existing format of Canada-USA relations has been analyzed. Author reveals factors which in a short term perspective will prevent enhancement of mechanisms of bilateral collaboration in field of protection of water resources in the region. Author suggests a vision of prospects of USA-Canada relations in the field stating that current political climate in the USA and Canada and post federal elections system of national priorities may lead to decrease of political significance of the problem of the depletion of water resources in the Great lakes area invoking nationalistic water resources oriented policy of both parties while ecological water crisis in the region will deteriorate. Symptoms of militarization of the region will also negatively contribute to the crossborder collaboration. At the same time existing system of Canada-US treaty related to transboundary water resources, which requires periodic upgrade, represent rather functional mechanism of settling conflicting water issues.
Keywords: Great Lakes, USA, Canada, fresh water resources, transboundary waters, water security.
Вода является важнейшим ресурсом жизнеобеспечения на Земле. От ее наличия зависит хозяйственно-экономическое развитие как отельных стран, так и регионов в целом. Неравномерное распределение запасов пресной воды на континентах нередко становилось причиной политических, экономических и социальных противоречий. В настоящее время в связи с ростом населения, увеличением потребностей в воде промышленности и сельского хозяйства проблема водоснабжения и сохранения запасов воды неизбежно обостряется. Уязвимыми перед лицом дефицита такого ресурса как пресная вода являются в настоящее время страны с разными уровнями политического и экономического развития. Такие, страны как США и Канада обеспечены значительными запасами пресной воды, однако и они испытывают дефицит этого ресурса, несмотря на то, что они входят в первую пятерку богатейших водными ресурсами стран мира. В целях обеспечения водной безопасности региона, сохранения Великих озер в благоприятном состоянии США и Канада тесно сотрудничают на протяжении многих лет.
Проблематике сохранения Великих Озер и связанных с этим отношений США и Канады в отечественной научно литературе уделяется недостаточное внимание. Несмотря на наличие широкого круга публикаций, часто российские исследователи обращаются к этой проблеме при изучении иных аспектов или в комплексе более масштабных вопросов [1-6].
Различные структуры организации потребления
воды в США и Канаде обуславливают различные проблемы, связанные с предотвращением загрязнения водного ресурса, интенсивностью потребления, истощением и воспроизводства ресурса. Так к Канаде, в основном, массивное потребление пресной воды связано с энергетикой и промышленностью, а в США - с промышленностью и сельским хозяйством. Как следствие, например, в юго-западном и западном районе США, а также в зоне интенсивного производства зерна в Канаде наблюдается высокий уровень недостатка воды. Причины усугубления проблемы могут иметь как экономический, так и политический характер. Все вышеобозначенные хозяйственные сектора развиваются в обеих странах. Расширение производства требует действий, направленных на сохранение в частности водных ресурсов, но зачастую это происходит без внедрения систем по сохранению и ограничению водного потребления. Как отмечает Г.О. Ярыгин в статье «Прогнозы развития углеводородного сектора энергетики Канады и его воздействия на окружающую среду» [3] ухудшение состояния окружающей среды Канады является непосредственным результатом увеличения роста добычи нефти и природного газа. В тоже время по мнению Д.А. Ланко, ухудшение водохозяйственной обстановки неразрывно связано с неспособностью сторон договориться о конкретных обязательствах по снижению нагрузки на воду и о проведении совместных водохозяйственных мероприятий [4]. Экологическая безграмотность приводит к катастрофам
Катаева Алина Андреевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И КАНАДЫ ...
и истощению природных запасов воды. Сопоставление различных данных приводит к выводу, что ежегодно в мире загрязняется от 12 до 17 тыс. км3 поверхностных вод, то есть порядка половины доступной пресной воды. Загрязнение водных объектов является доминирующей причиной дефицита воды [6].
Бассейн Великих Озер Северной Америки - крупнейшее водохранилище в мире, которое содержит 18% мировых запасов пресной воды. На Великих Озерах располагаются крупнейшие и одни из самых густонаселенных городов США и Канады: Чикаго, Милуоки, Буффало, Кливленд, Детройт, в этом же регионе находится второй по величине город Канады - Торонто. Великие озера соединены с бассейнами реки Миссисипи системой судоходных каналов, начинающейся у города Чикаго, и реки Гудзон каналом, берущим начало из озера Эри. США и Канада имеют протяженную совместную границу, которая пересекает более 150 рек и озер, включая Великие озера. Межгосударственные водные отношения раньше ограничивались вопросами судоходства и торговли. Начиная с середины XIX века актуальность приобретают аспекты качества воды, водозабор, трансграничное вредное воздействие и другие проблемы, требующие более глубокого правового регулирования. С тех пор и в настоящее время ведется постоянный мониторинг ситуации, касающейся качества воды в бассейне Великих Озер.
Для наиболее эффективного сотрудничества в области охраны и поддержания качества вод в 1909 году был подписан рамочный Договор между США и Великобританией о пограничных водах [7]. Однако со временем проявляется множество спорных ситуаций, которые сложно регулировать, руководствуясь этим документом. Для разрешения подобных споров была создана Международная совместная американо-канадская комиссия (МСК) (International Joint Commission (IJC), которая была наделена соответствующими полномочиями в целях разрешения возникающих конфликтов. Данный орган имеет право принимать решения вне зависимости от позиции государства. На государства накладываются обязательства исполнять принятые Комиссией решения. В Договоре от 1944 года сказано, что «пограничные воды - бесценный ресурс, принадлежащий народам Канады и США», и что правительства обеих стран «несут ответственность за управление этими ресурсами и обеспечение безопасного и обильного снабжения чистой водой».
Комиссия стала активно заниматься вопросами защиты окружающей среды после Второй мировой войны, когда возросло общественное беспокойство обеих стран качеством воды Великих Озер. В 1964 году по данному вопросу США и Канада обратились с запросом в Комиссию. Ответом на этот запрос послужил заключительный доклад МСК 1970 года, содержащий всестороннюю оценку загрязнения в Озерах Эри и Онтарио и конкретные рекомендации по достижению «целей качества воды» [8]. В 1972 году после доклада Комиссии 1970 года было подписано Соглашение о качестве вод в Великих Озерах и совместных действиях по его улучшению [9]. США и Канада приняли решение о проведении совместных работ по очистке Великих озер, результатом которых стало не только повышение качества воды, но и резкое снижение сбросов загрязняющих веществ. Позднее, в 1978 году в Соглашение были внесены поправки, согласно которым необходимо придерживаться экосистемного подхода при проведении природоохранных мероприятий и вести борьбу с устойчивыми химическими загрязнителями. Протоколом к Соглашению 1987 года [10] в природоохранной политике приоритеты были расставлены в пользу сокращения фосфатной нагрузки, загрязнений, которые поступают из воздуха и с суши, а также решения проблем, связанных с загрязнением дна, для предотвращения вторичного загрязнения подземных вод. Итогом всех запланированных мероприятий стало сокращение сбросов в озера токсичных хи-
мических загрязнителей. В период с конца 1980-х годов произошло сокращение объема токсичных веществ на 82%. Но с 1990 года ситуация стала меняться в худшую сторону. Одним из негативных факторов, постоянно оказывающих влияние на качество воды в Великих Озерах, были признаны кислотные дожди. Было установлено, что до 96% хлорсодержащих химических веществ попадает в воду из атмосферы. По мнению Ноа Холла, актуальность трансграничного водного сотрудничества между США и Канадой очевидна. Договор должен быть сохранен и доработан, так как Комиссия обладает недостаточными возможностями для разрешения возникающих споров в данной сфере между государствами [11].
В начале 1990-х годов США и Канада, продолжая сотрудничество с целью сохранения водных запасов Великих Озер, сформировали Стратегию защиты Великих Озер от загрязнения токсичными веществами. Данный проект подразумевает проведение совместных мероприятий по замене высокотоксичных химикатов в промышленных циклах на малотоксичные с поэтапным отказом от веществ, опасных для здоровья людей и окружающей среды.
Многие эксперты высоко оценивают сотрудничество США и Канады по вопросу сохранения Великих Озер, однако, несмотря на целый ряд совместных мероприятий по реализации планов предотвращения загрязнения и истощения водных ресурсов, все же существуют серьезные разногласия в процессе осуществления задуманных идей. Основной причиной подобных разногласий являются политические и национальные интересы государства. Остро встает вопрос об экспорте и импорте воды. Канада является обладателем территорий, где проблемы с обеспечением воды минимальны, а США заинтересованы в том, чтобы постоянно осуществлялись поставки воды в засушливые районы, такие как: запад и юго-запад страны. В 1892 году было изменено направление течения реки Чикаго, что позволило улучшить дренажную систему и уменьшить загрязнение реки. В 1903 году США выдвинули предложение отвести воду из реки Санкт Мэри в реку Молочную в (штат Монтана), которые несли воды в провинцию Альберта (Канада), на что последовали возражения Канады. Но США продолжили приготовления к реализации своих намерений, в ответ на это канадское Правительство объявило о принятии подобных контрмер в отношении рек, верховья которых находятся в Канаде. Принятый в 1909 году Договор предполагает систему совместного управления разделенными водами, при котором нельзя получить одностороннее преимущество, так как это невозможно, поскольку решения принимаются голосованием Специально уполномоченных Сторон Договора, которые представлены в МСК на паритетной основе. Действия, которые могут повлечь неблагоприятные последствия, блокируются механизмом голосования - в этом несомненное преимущество решений МСК перед федеральными судебными решениями. Позднее также появлялись идеи развернуть течение и других рек, таких как Колумбия и Красная река, но данные проекты потребуют больших финансовых затрат. Были разработаны масштабные планы и проекты с целью перенаправить воды Канады и Аляски на юг, чтобы решить водные проблемы южных регионов Канады и США. В этих целях в 1950-е годы были разработаны проекты «НАВАПА» Североамериканский водный и энергетический альянс (North American Water and Power Alliance (NAWAPA) и Великий североамериканский канал (The Great Recycling and Northern Development (GRAND) Canal of North America) Однако, чрезмерно высокая стоимость помешала осуществлению обоих проектов. Идеи проекта заключалась в том, чтобы перенаправить реки в гигантский резервуар, который вмещал бы достаточное количество воды для обеспечения запада США, Канады и даже Мексики, или строительства разветвленной сети водных и судоходных каналов для обеспечения водных
Катаева Алина Андреевна политические
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И КАНАДЫ ... науки
и транспортных потребностей. Однако экологи выступали с осуждением проектов, указывая на его «беспрецедентное разрушение» окружающей среды.
Альтернативным способом решения проблемы обеспечения водными ресурсами США является опреснение воды, что намного дешевле по сравнению с масштабным перебросом воды. В настоящее время США готовы платить за опреснение вместо разработки и внедрения систем по перекачке воды. Проблемы с обеспечением водой в США связаны с провалом политики по развитию производственных мощностей в национальном масштабе, которая привела к массовому нерациональному распределению и как следствию - дефициту воды в Калифорнии, Аризоне, Колорадо и Рио-Гранде.
В Канаде существует проблема противоположного характера. Канада в национальном масштабе обеспечена огромными запасами пресной воды. В частности, в провинции Онтарио, регионе наибольшего потребления воды, известняк насыщен водой Великих Озер и ежегодно каждый метр земли обогащается водой. При этом национальное и провинциальное водоохранное законодательство отличается гибкостью и не может быть охарактеризовано как строгое. При этом в некоторых регионах страны промышленность чрезмерно развита, а системы водоочистки и системы ресурсосбережения воды ограничено развиты. По мнению многих исследователей, введение для промышленных и сельскохозяйственных объектов повышенной платы за использование воды будет способствовать снижению объемов ее потребления из первичных источников и повышению объемов и качества рециркуляции воды, как в национальном масштабе, так и в глобальном. В тоже время повышение платы, станет стимулом к внедрению новых водосберегающих технологий, которые в конечном итоге приведут к снижению общих затрат на водопотребление [12].
Уровень воды является важным показателем состояния водных ресурсов Великих озер и в последние годы он снижается. Это происходит как по естественным причинам, так и в силу антропогенного фактора, заключающегося в чрезмерном использовании водных ресурсов и развитии гидроэлектроэнергетики. Данная проблема приводит к осложнению навигации и столкновению интересов транспортного сектора и гидроэнергетического, а также интересов собственников прибрежной территории. По результатам исследований МСК, проведенных еще в 1976 году, были опубликованы схемы возможного регионального баланса воды, прогнозы возможного влияния реализации систем регуляции воды, порядок действий в экстренных ситуациях. В 1993 году произошло резкое увеличение уровня воды в Великих озерах, в связи с чем, правительства обратились к Международной комиссии изучить факторы, отрицательно влияющие на колебания уровня воды в Великих озерах. В своем Докладе Комиссия рекомендовала правительствам США и Канады разработать и внедрить новые программы по регулированию уровня воды, с учетом экосистем-ного подхода и принципов, лежащих в основе тесного сотрудничества правительств.
В данном контексте отдельно следует рассмотреть проблему изменения уровня воды в озере Онтарио, где он регулируется с помощью плотины, возведенной в 1958 году. Плотина снижала уровень воды в Онтарио, и при этом в других частях Великих Озер уровень воды оставался достаточно высоким. В 1998 году планировалась реконструкция плотины, однако она так и не была реализована, так как Комиссия после проведения экспертной оценки, дискуссий и слушаний с общественностью, пришла к выводу о том, что отсутствует информация по влиянию на окружающую среду предлагаемого проекта. Комиссия продолжила работу и в 2006 году опубликовала новый отчет. Несмотря на все прилагаемые усилия решение так и не было принято, так как в 2008 году общественность не одобрила предлагаемый Комиссией план, аргументировав свое видение наличи-242
ем поляризации интересов. В результате проведенных в разные периоды исследований выяснилось, что колебание уровня воды представляют собой естественное явление. В настоящее время в силе находится решение об отказе от попыток регулировать уровень воды в озерах по причине неисключенной вероятности отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением естественного течения вод.
Великие озера являются одним из крупнейших источников пресной воды, который снабжает миллионы людей и обеспечивает тем или иным образом около половины торгового взаимодействия США и Канады, таким образом, существует возможность усугубления конфликтов, спровоцированных водным вопросом, между двумя странами. Новые гидроэлектростанции в заливе Джеймса, в том числе предназначенные для подачи воды в северо-восточную часть США создают экологическую угрозу населению Канады. Большое количество серы и азота до сих пор попадает из американских промышленных центров в канадские пресные воды и почву. Несмотря на то, что со временем выбросы загрязняющих веществ сократились, в водах озер по-прежнему сохраняется большое количество вредных веществ, и они могут продолжать оказывать окисляющий эффект. Прилегающая почва становится непригодна для роста лесов из-за высокого уровня щелочи, что в свою очередь, затормаживает процесс очистки воды от окисления.
При этом США предпринимают активные действия по демонстрации военизированного присутствия в регионе Великих озер: в 2006 году Соединенные Штаты организовали вооруженную охрану Великих Озер, аргументируя данные действия тем, что вода - ресурс будущего и уровень воды в Великих Озерах настолько низкий, что это угрожает национальной безопасности США. Канада с осуждением реагирует на подобные действия, так как на основе старых, но все еще действующих договоров предполагалось совместно решать любые проблемы, связанные с безопасностью Великих озер. Губернаторы ряда северных штатов США проигнорировали принципы МСК, осуществляющей контроль над качеством воды Великих озер, приняв поправку к договору по отводу воды для новых населенных пунктов США.
Мнение о том, что запас пресной воды в Великих Озерах неисчерпаем, ошибочно. В бассейнах озер обновление воды происходит крайне медленно, среднее время обновления вод составляет более 90 лет. Основное озеро Великих озер - Верхнее озеро обновляется за 200-300 лет. По этой причине в целях сохранения устойчивого цикла возобновления этого водного ресурса постоянно использоваться может лишь небольшой объем вод Великих озер. Согласно ряду климатических прогнозов, падение уровня воды в Озерах может достичь 1 метра, а отток может быть уменьшен на 30% в ближайшие полвека.
Существует множество проектов по транспортировке воды Великих озер, экспортируя ее за пределы региона, перенаправляя ее в засушливые районы США, но даже незначительное снижение уровня воды и оттоков может привести к потере миллионов долларов на производстве гидроэлектростанций. Необходимо учитывать и тот факт, что работы по заглублению дна в мелководных каналах очень дорогостоящи и оказывают значительное влияние на состояние экосистем. Работы по заглублению дна в реках Сэнт Клэр и Детройте уже понизили уровень воды в озерах Мичиган и Гурон более, чем на 30 см [13].
Ухудшение качества воды в районе Великих озер, ухудшение водохозяйственной ситуации в регионе связано не только с изменением климата, но и с неспособностью США и Канады договариваться о конкретных обязательствах и устанавливать регламенты, согласно которым осуществлялся бы контроль внутри отдельной страны. В 2012 году США и Канада договорились о внесении поправок в двухстороннее Соглашение о качестве АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)
Катаева Алина Андреевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И КАНАДЫ ...
воды в Великих озерах 1978 года, однако они не содержат никаких конкретных предложений по тому, как следует действовать с целью снижения нагрузки на водные запасы Озер. Подводя итог подобному сотрудничеству Дж. Брюс и К. Вуд отмечали, что качество воды Великих озер неизбежно ухудшается [14].
С одной стороны, сегодня США и Канада все больше осознают ценность своего богатства под названием «Великие озера», с другой стороны, многие тенденции говорят о том, что целью государств становится не совместное сотрудничество в целях сохранения и обогащения водных ресурсов, а приватизация и обеспечение контроля над территориями, в том числе водными, для удовлетворения собственных потребностей. Помимо нерационального использования воды, которое наблюдается как в бедных водой регионах США, так и в обеспеченных водными ресурсами регионах Канады, с обеих сторон границы отсутствует видение единой политики ценообразования на воду. На современном этапе ожидание сдвигов в вопросе совершенствования режима совместного водопользования в регионе затянулось. После прошедших федеральных выборов в Канаде в 2015 году и в США в 2016 году перспективы для инициирования очередного раунда переговоров по водному вопросу так не наметились. Экологическая политика Канады с приходом либеральной администрации к власти не ушла от своей ориентации на энергетические императивы. Республиканская администрация США и деятельность Агентства по охране окружающей среды подают все более консервативные сигналы в сфере сохранения окружающей среды и предотвращения истощения природных ресурсов.
В условиях обостряющейся конкуренции за водные ресурсы в Северной Америке эффективность Договора 1909 года и Соглашения по качеству вод Великих озер снижается. На этом фоне необходимо признать тот факт, что на сегодняшний день система управления и контролирования вод Великих Озер 1909 года является лучшей из всех действующих, хотя и требует усовершенствования. В связи с требованиями времени есть потребность создания новых программ и пересмотра приоритетов политики с целью улучшения качества воды. Создание многочисленных учреждений, организаций, сообществ, в ведении которых находятся Великие Озера, также является отрицательным фактором на пути к эффективному функционированию существующих принципов. Зачастую, члены Конгресса США и Парламента Канады затрудняются с ответом, в чем заключается различие тех или иных организаций, действующих в сфере эксплуатации и сохранения водных ресурсов Великих озер.
Статус-кво водного вопроса Великих озер заключается в том, что конфликт интересов государств, владеющих трансграничными водными ресурсами, представляет собой объективное явление. В таких условиях США и Канада создали и поддерживают механизм Договора о трансграничных водах, который при необходимых периодических обновлениях достаточно эффективно позволяет в современных условиях урегулировать экономические и политические противоречия этих государств, на основе совпадающих экологических интересов обеих сторон. В перспективе одним из осложняющих факторов в отношениях двух стран по вопросам водных ресурсов станет милитаризация региона Великих озер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Румянцев В.А., Драбкова В.Г., Измайлова А.В. Крупнейшие озера мира и перспективы их дальнейшего использования // Вестник Российской академии наук. 2014. Том 84. № 1. С. 52-61.
2. Лаврентьев А. В. Сравнительный опыт водоснабжения в Канаде. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 496 - 504.
3. Ярыгин Г.О. Прогнозы развития углеводородного сектора энергетики Канады и его воздействия на окружающую среду // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. Вып.4 С. 57-63.
4. Ланко Д.А. Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта // Балтийский регион. 2013. №1. С. 27-37.
5. Комкова Е.Г. Канадские провинции, американские штаты, трансграничные регионы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 2. С. 75-90.
6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Потребление воды: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. - М.: Наука, 2006.
7. Treaty between the United States and Great Britain relating to boundary waters, and questions arising between the United States and Canada, Jan 11, 1909 // International Joint Commission (IJC) - URL: https://www.ijc.org/en_/ BWT (дата обращения: 12.01.2017)
8. International Joint Commission (1970). Pollution of Lake Erie, Lake Ontario and the International Section of the St. Lawrence River. International Joint Commission (IJC) Digital Archive. http://scholar.uwindsor.ca/ijcarchive/12 (дата обращения: 12.01.2017)
9. Great Lakes Water Quality Agreement, U.S.-Canada, April 15, 1972.
10. Protocol on Great Lakes Water Quality, as amended on October 16, 1987, Amending the 1978 Agreement Between the United States of America and Canada, U.S. -Canada, November 18, 1987.
11. Linton J., Hall N. The great lakes: A model of trans-boundary cooperation. In Water Without Borders? Canada, The United States and Shared Waters. University of Toronto Press. 2013. pp. 221-243.
12. Gleick P.H. Global Freshwater Resources: Soft-Path Solutions for the 21th Century // Science. 2003. Vol. 302. Issue 5650. Pp. 1524-1528; Swain Harry. Water in Canada: Myths and Realities // Atlantic Canada Water and Wastewater Conference proceedings, 2009.
13. Schindler D. W., Hurley A. Potential Problems with Cross-Border Water Issues: The U.S. and Canada in the 21st Century // Canada and New American Empire. URL: https:// www.uvic.ca/research/centres/globalstudies/assets/docs/ publications/Poten=tialProblemswithCrossBorderWaterIssu es.pdf (дата обращения: 14.01.2017).
14. Bruce J.P., Wood C. Canada - U.S. Water Quality: One Step Forward, Two Steps Back // The Star (Toronto). 2012. September 16.