«продажность» информации
взаимодействие спроса и предложения
на рынке информационных продуктов
_Аннотация
Рассмотрена проблема модификации механизмов взаимодействия спроса и предложения в информационной экономике. Автор делает вывод о неприменимости традиционных закономерностей материального производства (спроса и предложения, ценообразования) к исследованию информационной экономики. Предлагаются собственные подходы к решению проблем формирования стоимости и цены на рынке информационных продуктов.
Ключевые слова: информационная экономика, спрос, предложение, информационный продукт, цена информационного-продукта, закон убывающей отдачи, закон возрастающей отдачи, монополия производителя, знания
Информационная экономика является динамично развивающимся сектором национального хозяйства, а предоставляемые ею услуги переходят в разряд массовых. Мировой рынок информационных технологий по темпам роста обгоняет традиционные отрасли производства, а по абсолютной величине вполне сопоставим с ними. Так, размер рынка тяжелого машиностроения в 2003 году оценивался примерно в 1850 млрд долларов США, нефти - в 841 млрд долл., стали - в 700 млрд долл., а информационных технологий - в 1090 млрд долл. В 2004-2005 гг. размер последнего составил 1300 млрд долл. При этом рынок информационных технологий рос среднегодовыми темпами, равными 7% [1]. В целях исследования информационной экономики необходимо, прежде всего, рассмотреть простейшее из экономических отношений, а именно обмен информационными продуктами с точки зрения его основных составляющих - спроса и предложения.
Красильникова Елена Валериевна
кандидат экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, Поволжская академия государственной службы
им. ПА Столыпина [email protected]
Информационный продукт, его признаки и свойства
Под информационным продуктом мы понимаем результат интеллектуальной, творческой деятельности человека, который представляет собой определенный набор знаков и символов и может быть передан другому лицу посредством материальных носителей, средств связи и телекоммуникаций. Информационный продукт имеет специфические признаки и свойства, отличные от подобных характеристик традиционного товара материального производства. Признаки информационного продукта зависят от специфических ресурсов, необходимых для его создания, - информации и знаний, рождающих новые знания и информацию. Сформулируем отличительные признаки информа-
_ _ ционного продукта: ^^ ^ ^ ^^ ^
• ге
ематериальность; низкая цена носителя;
I»
• неотчуждаемость от источника, в отличие от отчуждаемости носителя информации;
• неограниченность копирования и использования; зобилие и неоднозначность потребительских
ств;
ократность покупки и неоднократность зования;
• почти вечная сохранность (при наличии исправных носителей;
• подверженность моральному износу (актуальная информация может быстро устаревать). Таким образом, информационный продукт имеет многие признаки общественного блага.
признаки
продукта зависят от специфических
_ресурсов,
_необходимых
для его создания,
информации и знаний, _рождающих новые
Информация как «общественное благо»
По мнению Т. Стюарта, «информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их «общественным благом». Это означает, что знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же, чего не скажешь, например, о порции мороженого или о месте в автобусе» [2]. Отсюда вытекает двойственность информационного продукта, которая заключается в его нетоварном содержании и товарной форме.
креативная экот
омика, 2011, № 5
Многие экономисты отмечают, что отношения, возникающие в информационной экономике, выходят за рамки традиционных экономических законов. Стандартные модели спроса и предложения, используемые для описания рыночного механизма ценообразования на рынке обычных экономических благ, могут оказаться неприменимыми или иметь ограниченное применение, когда речь идет об описании рыночного механизма обмена информационными продуктами.
Ортодоксальная экономическая теория опирается на принцип убывающей отдачи факторов производства в условиях ограниченности ресурсов, что объясняет положительный наклон кривой предложения. Несмотря на это, даже приверженцы неоклассической школы высказывают определенные сомнения по поводу степени применимости данной теории в современных условиях. Вместе с тем еще А. Маршалл в своем знаменитом труде «Принципы экономической науки», заложившем основы неоклассической теории, писал о трех возможных состояниях производства, которым соответствуют три случая, соответственно, убывающей, постоянной и возрастающей отдачи [3]. В случае возрастающей отдачи факторов производства кривая предложения по А. Маршаллу почти совпадает с кривой спроса (см.рис. 1 «а» на с. 122). В условиях же неограниченности ресурсов (каковыми являются знания и информация) точка равновесия спроса и предложения с неизбежностью стремится к отметке нулевой цены (см. рис. 1 «б» на с. 122). Подобное состояние социума, по терминологии К. Маркса, можно назвать «обществом свободы» (в отличие от «общества необходимости»), главным фактором производства которого становится сам человек, его умственные и духовные способности. «Царство свободы, - писал он, - начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства» [4].
в информационной экономике повышение ценности продукта приводит к тому, что его себестоимость снижается, в пределе стремится к нулю
Информация и издержки
По мнению А.В. Бузгалина, в информационной экономике, в частности, отрицается один из фундаментальных законов рынка - чем выше спрос, тем выше
Р А
О
> О
(а)
(б)
Рис. 1. Спрос ф) и предложение (Б) в условиях возрастающей отдачи и неограниченности ресурсов
изменение цены
_и информационного
товара искусственно
ограничено
монопольными
барьерами
и законодательством _о защите авторских
прав
и интеллектуальной
собственности
цена. Для информационных продуктов характерна иная связь: чем большее количество пользователей заинтересовано в использовании созданной вами информации, тем ниже удельные издержки на ее создание, которые должен компенсировать каждый пользователь. Противоположность ценностных оценок рыночного мира и мира информационных ценностей оказывается абсолютно очевидной. В рыночном мире рост спроса на продукт вызывает увеличение его цены для потребителя. В информационной экономике повышение ценности продукта приводит к тому, что его себестоимость снижается, в пределе стремится к нулю [5]. Таким образом, на первый взгляд возникает противоречие: с расширением количества пользователей полезность и ценность информационного продукта растет, а цена его единичной копии падает. На самом деле никакого противоречия здесь нет, так как совокупная полезность и ценность информационного продукта возрастает, а относительная (предельная) - падает по мере распространения его многочисленных копий. Однако в условиях частной монопольной собственности на информацию данная зависимость деформируется. В рыночной экономике информационный продукт с необходимостью принимает товарную форму. Наиболее ярко это проявляется в процессе ценообразования, так как цена информационного товара в малой степени может быть связана с издержками его производства. Объясняя данный феномен,
Р
гя экономика, 2011, № 5
Т. Сакайя пишет, что в этих условиях цена «формируется потребителями в зависимости от того, какое у них складывается представление о «надлежащей» цене. Помимо затрат, существует ряд факторов, формирующих у потребителя ощущение того, что та или иная оценка имеет «правильный» характер. В итоге получается, что цена порой оказывается в несколько раз выше объема затраченных на производство данного блага средств, а разница эта формируется за счет представлений потребителя» [6]. На наш взгляд, нельзя согласиться с подобными туманными рассуждениями по поводу образования цены на информационные блага, прежде всего, потому, что в данном случае мы уходим из экономической области в область психологии. Действительно, цена информационного продукта может во много раз превосходить его себестоимость. Но причина подобного явления не «представления потребителя», а режим ограничений в использовании информационных благ, искусственно поддерживаемый крупнейшими 1Т-корпорациями, и неэквивалентный обмен, складывающийся на основе частной монопольной собственности на информацию.
Стоимость информации в теории и... на практике
Главная черта рыночного ценообразования в информационной экономике состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции на рынке несовершенной конкуренции. Изменение цены и информационного товара искусственно ограничено монопольными барьерами и законодательством о защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Все это позволяет владельцам этого продукта извлекать монопольную сверхприбыль в результате его контролируемого (при помощи лицензий, паролей, ключей) распространения. Выскажем собственную гипотезу о формировании стоимости и цены на информационные блага. Согласно общему правилу, цена должна отражать стоимость (ценность) соответствующей копии информационного продукта. Поэтому стоимость и цена оригинала (первой копии) будет высока, так как она является выражением действительной ред-
цена данного товара устанавливается на уровне стоимости лицензионной копии информационного продукта, которая, помимо затрат на тиражирование, включает в себя денежную оценку авторских прав и интеллектуальной собственности своего создателя
законы о защите
авторских прав
и объектов
интеллектуальной
собственности
обусловливают
существование
монополии
производителя
на информационный
товар, что позволяет
устанавливать
цену на него выше
равновесной
он
-----Мо
кости интеллектуального труда (с точки зрения теории предельной полезности) и больших трудозатрат (с точки зрения трудовой теории стоимости). Стоимость (а значит, и цена) второй и последующих копий будет пропорционально уменьшаться. В идеале она должна быть равна стоимости (цене) оригинала (первой копии) информационного продукта, поделенной на общее количество последующих копий, приобретенных пользователями. Чем большее распространение имеет та или иная актуальная информация, тем ниже ее стоимость и цена, которая в конечном итоге будет стремиться к стоимости (цене) материального носителя. Таким образом, по мере распространения информационный продукт теряет свою товарную форму и становится адекватен своему нетоварному содержанию. Однако реальный процесс ценообразования в информационной экономике пока далек от совершенства.
ожно предположить, что на первых порах спрос на новый информационный продукт будет опережать его предложение. Поэтому первые единицы продукта могли бы продаваться по наиболее высокой цене. В дальнейшем по мере насыщения рынка ,ения спроса цена информационного продукта на снижаться до уровня стоимости материаль-носителя. Однако на практике цена данного ра устанавливается на уровне стоимости лицензионной копии информационного продукта, которая, помимо затрат на тиражирование, включает в себя денежную оценку авторских прав и интеллектуальной собственности своего создателя.
Вывод
Таким образом, в информационной экономике происходит модификация основных хозяйственных закономерностей, справедливых для сферы традиционного материального производства. Законы о защите авторских прав и объектов интеллектуальной собственности обусловливают существование монополии производителя на информационный товар, что позволяет устанавливать цену на него выше равновесной.
Литература
1. Сухарев О.С. Информационная экономика: аспекты развития [Текст] // Финансы и кредит, 2009. - №5.
юмика, 2011, № 5
2. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций [Текст] // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. ВЛ. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2 [Текст] / Пер. с англ. - М.: Прогресс», 1993.
4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. Кн. 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч.2 [Текст]. - М.: Политиздат, 1984.
5. Бузгалин А.В. К теории социально-экономических трансформаций эпохи заката экономической формации [Текст] // Экономика XXI века как переходная. Очерки теории и методологии (под ред. проф. А.В. Бузгалина) - М.: Слово, 2002.
6. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего [Текст]. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
Elena V. Krasilnikova
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Accounting, PA Stolypin Volga Region Academy of Public Administration
Interaction of supply and demand at information products market
_Abstract
The article considers the problem of modification of mechanisms of interaction of supply and demand in informational economy. The author concludes that traditional patterns of material production (supply and demand, pricing) cannot be used in the research of informational economy. The author offers specific approaches to solution of the problem of pricing and value formation on the market of informational products.
Keywords: informational economy, demand, supply, price of the informational products, laws of decreasing and increasing efficiency, monopoly of producer, knowledge