Научная статья на тему 'Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач воспитания и развития учащихся'

Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач воспитания и развития учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / куратор / тьютор / образовательно-воспитательный процесс / средняя общеобразовательная школа / a class teacher / a curator / a tutor / a teaching and educational process / a high comprehensive school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гретинская Екатерина Олеговна

Статья посвящена установлению сходств и различий между понятиями классного руководителя, тьютора и куратора. В ней рассматриваются основы деятельности, функции и задачи вышеупомянутых профессий в системе образования и работе с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the establishment of similarities and differences between the concepts of the class teacher, tutor and curator. It covers the basics of work, functions and tasks of the above professions in the education system and work with the students

Текст научной работы на тему «Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач воспитания и развития учащихся»

Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач воспитания и развития учащихся Гретинская Е. О.

Гретинская Екатерина Олеговна / Gretinskaya Ekaterina Olegovna - преподаватель иностранного языка, Университетский экономико-технологический колледж при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении Высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»,

аспирант,

кафедра гуманитарных дисциплин, факультет управления и сервиса,

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный

инновационный университет», г. Сочи

Аннотация: статья посвящена установлению сходств и различий между понятиями классного руководителя, тьютора и куратора. В ней рассматриваются основы деятельности, функции и задачи вышеупомянутых профессий в системе образования и работе с обучающимися.

Abstract: the article is devoted to the establishment of similarities and differences between the concepts of the class teacher, tutor and curator. It covers the basics of work, functions and tasks of the above professions in the education system and work with the students.

Ключевые слова: классный руководитель, куратор, тьютор, образовательно-воспитательный процесс, средняя общеобразовательная школа.

Keywords: a class teacher, a curator, a tutor, a teaching and educational process, a high comprehensive school.

УДК 371

Актуальность исследования. Классный руководитель, педагог-наставник, куратор, тьютор, воспитатель, классная дама и даже менеджер класса - у этой профессии много названий. Еще больше -толкований ее предназначения.

Целью данного исследования является установление сходств и различий между понятиями классного руководителя, тьютора и куратора.

Основными используемыми методами являются следующие: анализ передовой литературы по вышеуказанной теме.

Классное руководство - профессия возрождающаяся и в значительной степени создающая себя заново. Пусть нас не вводят в заблуждение устаревшие формы и приемы работы, перекочевавшие из нашего собственного детства на страницы новой методической литературы для классных руководителей. Цели и задачи поменялись существенно, а значит - и формы или наполнятся новым содержанием, или изменятся вслед за целями.

Одно из важных направлений развития этой профессии - глубокая психологизация системы школьного образования [3; с. 15]. Классное руководство перестает быть деятельностью, обеспечивающей непрерывное предметное обучение и дружную социализацию школьников в заданном направлении. Оно превращается в деятельность, направленную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения, общения в целом в процессе их жизни в школе [4; с. 56]. Это в принципе меняет и функционал, и позицию специалиста в отношении педагогов-предметников, администрации, родителей, самих детей, естественно. Сегодняшний классный руководитель значительно ближе к детям, чем педагог-предметник, он иначе (тоньше, тактичнее, осмотрительнее) строит отношения с их родителями. Его отношения с педагогами-предметниками становятся неоднозначными, внутренне противоречивыми.

Надежды нового, человекоориентрованного и здоровьесберегающего образования главным образом связаны именно с фигурой классного руководителя, его деятельностью, возможностями его влияния на функционирование школьной системы и реализуемыми ею целями [4].

Значение деятельности классного руководителя в школе, ориентированной на развитие, очень велико. Именно он, часто в союзе с психологом, родителями и самими школьниками, формулирует задачи развития, намечает основные педагогические пути их решения. По сути дела, именно он определяет, чем школа может быть полезна конкретному ребенку на пути его человеческого становления. И ставит педагогические задачи перед собой и своими коллегами. Такое понимание назначения деятельности классного руководителя, конечно же, предъявляет определенные требования и к нему самому как человеку и профессионалу, и к содержанию его работы, и к выбираемым методам и приемам.

Классный руководитель - педагог, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. В настоящее время в отечественной школе имеется несколько типов классного руководства [5; с. 29]:

- учитель-предметник, преподающий отдельную школьную дисциплину, т. е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

- классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

- классный наставник (вариант должности освобожденного классного руководителя);

- тьютор (лат.: защитник, покровитель, опекун) и др.

Функции классного руководителя: аналитическая, организационно -координирующая,

коммуникативная.

Аналитическая функция включает в себя изучение и анализ индивидуальных особенностей отдельных учащихся и коллектива класса, особенностей семейного воспитания [2].

Организационно-координирующая функция предполагает организацию внеурочной деятельности детей, индивидуально-педагогическую деятельность с каждым учащимся и коллективом класса, установление и поддержку связи школы и семьи.

Коммуникативная функция заключается в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, учителями и учащимися, обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.

Права и обязанности классного руководителя определяются Уставом образовательного учреждения.

Деятельность классного руководителя координируется планом воспитательной работы школы и строится по следующим направлениям [6; с. 57]:

- организация и совершенствование учебной деятельности учащихся;

- формирование здорового образа жизни школьников;

- организация общественно полезной и досуговой деятельности учащихся;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании.

В российских школах появится новая административная единица - тьютор [9; с. 19]. Это преподаватель-наставник, который возьмёт на себя функции классного руководителя, причём будет курировать несколько классов одного возраста или даже создаст собственные группы. Суть работы тьютора - помощь в коммуникации учеников между собой и с учителями, помощь в самостоятельном обучении и в выборе будущей профессии.

Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в связи с масштабной модернизацией российского образования, где ключевым моментом стало вступление в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» с 01.09.2013 года, а также реализация таких направлений, как экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений, дистанционное и электронное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, появление единого учебника по истории, выбор обучающимся индивидуальной образовательной программы, повышение мобильности профессионального образования, тьюторство и т. д.

Как и любая вновь возникающая деятельность (практика), тьюторство проходит сложный путь институционального оформления. Все возрастающий интерес в российском педагогическом сообществе к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.

Таким образом, тьюторство - это более многогранная должность, чем классный руководитель. Тьютор не просто руководит классом. Он управляет процессом профессиональной ориентации и самообучения учащихся, координирует систему отношений «родители - ученики - тьютор - школа».

Куратор - это человек, который обеспечивает реализацию учебно-воспитательной концепции в своем классе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то -то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе), и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким-то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

Куратор обязан обеспечивать [11; с. 67]:

- нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т. е. жив, здоров и оптимистически настроен);

- максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

- максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

- воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

Таким образом, между понятиями «классный руководитель», «тьютор», «куратор» можно установить следующие отличия и сходства.

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию учебно -воспитательной работы вверенного ему класса. Его педагогические функции являются относительно ограниченными.

По сути, все вышеуказанные профессии обозначают лиц, руководящих классом в средней школе. Правда, в данном случае именно куратор обладает большей свободой действий, так как он вправе принимать решения без руководства школы, основываясь на собственном субъективном мнении и наблюдениях за классом. К тому же, куратора в классе может быть два-три, а классный руководитель и тьютор - только один.

Задача же тьютора - это, прежде всего, рассмотреть склонности учащихся к тем или иным профессиям и, соответственно, направить учащихся в нужное профессиональное русло.

Таким образом, из трёх представленных педагогических профессий именно у куратора и тьютора больше возможностей эффективно управлять образовательно-воспитательным процессом. Автор полагает, что введение данных должностей в российских школах положительно скажется на всей системе российского образования.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[Электронный ресурс]. URL: http://www.tusur.rU/ru/education/documents/federal/1.3 -2012.rtf (дата

обращения 01.05.2015).

5. Алоева В. А., Бейсова В. Е. Настольная книга классного руководителя: 5-8 классы. - Ростов: Феникс, 2004. - 239 с.

6. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. - СПб. КАРО, 2007. -275 с.

7. Дереклеева Н. И. Классный руководитель: основные направления деятельности. - М.: Верум, 2006. -304 с.

8. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации), - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 246 с.

9. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения. // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

10. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции по истории российской педагогики. - СПб.: КАРО, 2002. - 301 с.

11. Шилова О. Н., Лебедева М. Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. - М: ИНТУИТ.РУ, 2006. - 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.