Научная статья на тему 'Взаимодействие следователя ОВД и милиции при расследовании преступлений (по материалам Республики Таджикистан)'

Взаимодействие следователя ОВД и милиции при расследовании преступлений (по материалам Республики Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хошимов Х. Д.

Рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия следователя и милиции при расследовании преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хошимов Х. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие следователя ОВД и милиции при расследовании преступлений (по материалам Республики Таджикистан)»

УДК 343.22:351.74:343.98

Х.Д. Хошимов (Москва, Академия управления МВД России)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОВД И МИЛИЦИИ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

Рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия следователя и

милиции прирасследовании преступлений.

Рассматривая полномочия следователя ОВД как основного субъекта взаимодействия при расследовании преступлений, необходимо проанализировать положения ст. 44 УПК Республики Таджикистан. В соответствии со ст. 38 УПК Республики Таджикистан, предварительное следствие по уголовным делам производят назначенные в установленном законом порядке следователи органов прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи налоговой полиции и следователи органов государственной безопасности в пределах их компетенции, предусмотренной законом. Следователь ОВД осуществляет только предварительное следствие. По мнению Пашкова A.C., «предписания уголовно-процессуального закона, регламентирующие взаимодействие, призваны обеспечить его эффективность. Для этого они должны предусматривать не только полномочия участников взаимодействия, но и оптимальные варианты их деятельности»1.

Следователь ОВД по расследуемым уголовным делам вправе давать поручения и указания милиции о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя ОВД для милиции являются обязательными в соответствии со ст. 45 УПК Республики Таджикистан.

Согласно ст. 115 УПК Республики Таджикистан, при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания, в том числе и милиция, возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Тем самым закон создал реальные предпосылки для оптимального использования работников дознания, в том числе и милиции, в раскрытии преступлений на первоначальном этапе их расследования. Наибольшими возможностями по раскрытию преступлений, как отмечает В.А. Михайлов,

1 См.: Пашков A.C., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы // Советское государство и право. — 1970. — № 13. — С. 41.

располагают органы дознания, уполномоченные осуществлять оперативнорозыскную деятельность и наделенные в этой связи достаточным материалами, техническими и специальными средствами и правом проведения оперативно-розыскных мероприятий1.

Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Смысл уведомления — обеспечить осуществление прокурорского надзора за производством дознания. Однако важно также обеспечить возможность непосредственного выполнения неотложных следственных действий следователем либо подготовить его к своевременному принятию дела к своему производству. Поэтому в органах внутренних дел установлено, что об обнаруженном преступлении и начатом дознании информируются дежурный следователь органов внутренних дел или прокуратуры, а также начальник следственного подразделения (в зависимости от подследственности преступления).

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 117 УПК Республики Таджикистан, обязан передать дело следователю.

Необходимо отметить, что вынесение постановления о направлении уголовного дела следователю может иметь место не только по инициативе органа дознания, но и по требованию следователя, поскольку он вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных следственных действий.

Неотложные следственные действия, как указано в законе, выполняются для обнаружения и закрепления следов преступления. На практике милиция при выполнении неотложных следственных действий уделяет внимание главным образом обнаружению и закреплению доказательств, изобличающих определенное лицо в совершении преступления, и недооценивают установление других обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Это ведет к односторонности и неполноте материалов, полученных милицией, а иногда и к утрате возможности получения доказательств.

Неотложные следственные действия должны быть направлены на установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В противном случае может осложниться установление каких-то отдельных компонентов предмета доказывания либо возникает необходимость повторного выполнения некоторых следственных действий, особенно допросов.

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, ор-

1 См.: Курс уголовного судопроизводства: учебник: в 3 т. / под ред. В.А. Михайлова. — Т. 2: Досудебное и судебное производство. — М., 2006. — С. 35.

ган дознания, в том числе и милиция, продолжает принимать оперативнорозыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Пределы деятельности органа дознания, средства и методы, выбираемые им в целях выполнения поручения, зависят от того, какую помощь просит оказать следователь. Если он ставит перед органом дознания задачу установить какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, выявить свидетелей, задержать скрывшегося обвиняемого или подозреваемого, начальник органа дознания или исполнители по своему усмотрению определяют розыскные меры, требующиеся в данном случае для выполнения поручения.

Деятельность органа дознания в рамках процессуального взаимодействия определяется выполнением отдельных поручений по уголовным делам, а также участием при проведении следственных действий, проводимых следователем. Неотложные следственные действия проводятся совместно следователем и оперативными сотрудниками, например, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Направление деятельности сотрудников органов дознания должен определять следователь.

По поручению следователя милиция обязана производить также следственные действия. Прямых указаний на то, какие следственные действия могут быть поручены органу дознания, в законе Республики Таджикистан (УПК) не содержится. Однако во всех случаях следователь не вправе поручать органу дознания назначение экспертизы и допрос обвиняемого, а также ряд действий, связанных с предъявлением обвинения. А.И. Михайлов считает, что «следователь должен сам производить следственные действия, требующие глубоких знаний материалов дела или могущие дать важные данные для раскрытия преступления»1.

Производя неотложные следственные действия по делу, по которому предварительное следствие обязательно, сотрудники милиции из числа состава органа дознания, несомненно, оказывают следователю большую помощь в расследовании и раскрытии преступления. Некоторые преступления без взаимодействия оперативных работников и без их помощи вообще невозможно раскрыть.

Следователь организует и направляет деятельность входящих в следственно-оперативную группу сотрудников на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей. Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя при производстве им осмотра места происшествия и других следственных действий (п. 2.7 Инструкции о взаимодействии, объявленной приказом №-136-2006 МВД Республики Таджикистан). Контроль за реализацией намеченых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их выполнении осуществляет начальник следственного подразделения, начальник

1 См.: Михайлов А.И. Отдельное поручение следователя. — М: Юридическая литература, 1971. — С. 11.

органа дознания или оперативного подразделения, а также начальник ОВД (милиции).

Реализация оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела может быть осуществлена как следователем, так и органом дознания. При этом возбуждению уголовного дела должно предшествовать совместное их рассмотрение руководителем органа дознания и следственного подразделения, разработка согласованного плана координации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Например, первоначальные материалы о хищениях чужого имущества путем присвоения и растраты, как правило, до возбуждения уголовного дела должны обсуждаться и оцениваться следователями и их руководителями.

При возвращении материала для дополнительной проверки следователь составляет письменное заключение с изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для установления имеющихся пробелов (п. 2.12 Инструкции о взаимодействии).

Так, для раскрытия и расследования хищений чужого имущества в крупных и особо крупных размерах, других тяжких преступлений, когда это связано с выполнением большого объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, по совместному решению руководителей органа дознания и следственного подразделения могут создаваться специальные следственно-оперативные группы (п. 2.13 Инструкции о взаимодействии).

Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому следователем преступлению или об иных фактах преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по уголовному делу, своевременно знакомит с нею следователя, при этом он принимает меры, исключающие разглашение источников и способов ее получения.

Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию данной информации в процессе расследования дела. Они несут ответственность за неразглашение без разрешения следователя материалов следствия.

Поручения и указания следователя органам дознания о производстве розыскных и следственных действий, не предусмотренных согласованным планом, направляются их руководителям в письменной форме. Письменное поручение следователя может касаться одновременно розыскных и следственных действий. Если следователь поручает органу дознания розыскные мероприятия и производство следственных действий, необходимость которых возникает в результате осуществления розыскных мер, то орган дознания вправе действовать самостоятельно. Например, с помощью розыскных мер орган дознания нередко может получить данные, являющиеся основаниями для производства задержания, обыска, освидетельствования и других неотложных следственных действий. В таких ситуациях

поручение следователя позволяет органу дознания самому принимать решения и выносить постановления о производстве таких следственных действий. В них должны быть четко сформулированы вопросы, подлежащие выяснению, и изложена информация, которая необходима для выполнения поручения.

Оперативный работник обязан информировать следователя обо всех фактах, имеющих значение для дела. Он вправе задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения следователя.

Инструкция по организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными, экспертно-криминалистическими и другими службами органов внутренних дел при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений Республики Таджикистан к принципам взаимодействия относит также: согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; непрерывность в организаторской работе по раскрытию и расследованию преступлений.

Перечисленные принципы взаимодействия следователя органов внутренних дел, оперативных работников и экспертно-криминалистических подразделений проявляются в отдельных способах взаимодействия, основными из них являются: незамедлительное взаимное информирование по сообщениям о преступлениях; организация одновременного проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; своевременное задействование патрульных нарядов, ГАИ, участковых инспекторов милиции, сил и средств служб органов внутренних дел на установление и задержание преступников; согласованное планирование дальнейших следственных действий и розыскных мероприятий; взаимный обмен последующей информацией; совместное использование находящейся в распоряжении органов внутренних дел техники, средств связи и транспорта.

347.124

О.С. Коновалова (Волгоград, ВАГС)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

Рыночные отношения обусловили необходимость введения принципа свободы осуществления гражданских прав. Безоговорочное применение этого принципа породило злоупотребление этой свободой, ущемляющее права других участников гражданского оборота. Между тем осуществление гражданских прав допустимо в пределах, установленных законом.

Переход к рыночной экономике обусловил изменения базовых экономических отношений, это создало объективные предпосылки для право-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.