Научная статья на тему 'Взаимодействие школы-лицея и вуза как основа для реализации системы непрерывного образования'

Взаимодействие школы-лицея и вуза как основа для реализации системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / SYSTEM OF EDUCATION / TARGETED ORIENTATION / DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL / FORMATION OF PROFESSIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Д.

В статье автор на основе всестороннего и глубокого анализа отечественных и зарубежных источников даёт чёткую картину состояния исследуемой проблемы, определяет её задачи в новых условиях социально-экономических отношений. Кроме того, на основе обобщения и сопоставления различных научных концепций определяются научно-теоретическое состояние и педагогическая разработка проблемы, подготовки будущих учителей к профориентационной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of School-Lyceum and Higher School as Foundation for Effectuation of the System of Incessant Education

Designing on the premise of versatile and profound analysis of home and foreign original sources the author gives an accurate picture concerned with the state of the problem explored, she determines its goals under the new conditions of socio-economic relations. Into the bargain, proceeding from the assumption of generalization and correlation of different scientific conceptions she determines a theoretico-scientific state and pedagogical elaboration of the problem in regard to the preparation of future teachers for their professional orientation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие школы-лицея и вуза как основа для реализации системы непрерывного образования»

— 218 - " НОМАИ донишгох Э

Д. Юсупова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ И ВУЗА КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: система непрерывного образования, целевая ориентация, развитие личности, формирование профессиональных интересов

В условиях перехода страны на новый социально-экономический путь развития вопрос обучения и воспитания молодежи приобретает еще большую актуальность. При этом, как отмечается в «Законе об образовании», генеральной целью является подготовка современного человека, инициативного, творчески мыслящего, обладающего новым политическим мышлением, широким политехническим кругозором, знанием современной экономики и маркетинга, готового к активной производственной и общественной деятельности в условиях глубоких преобразований в социальной сфере, политике, в условиях ускоренного научно-технического прогресса (1, 5-6).

Поставленные задачи обучения и воспитания должны решаться в единой системе непрерывного образования, представляющей собой комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

При этом исключительно большое значение имеет понимание того, что речь идет не просто о конгломерате различных видов и форм образовательных учреждений, а именно об единой системе, в рамках которой их функционирование теснейшим образом взаимообусловлено и подчинено общим для всей системы целям и задачам.

Само непрерывное образование с социально-философской точки зрения имеет два аспекта: непрерывное образование как процесс и как институт, позволяющие определить возможные пути использования преимуществ данного образования для разработки методики формирования профессиональных интересов учащейся молодежи в современных социально-экономических условиях страны.

Процесс всегда ориентирован на цель, т.е. имеет целенаправленный характер, а также характеризует какую-то деятельность.

На основе методологического анализа непрерывное образование можно представить как новый способ образовательной деятельности, целевой ориента-цией которого является процесс целостного развития личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала, сущностных сил и способностей.

Одним из существенных моментов непрерывного образования является то, что каждый учащийся имеет возможность двигаться вперед своим темпом в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей. Педагог при этом выполняет функцию организатора деятельности учения, призван обеспечить индивидуальный подход не только по форме, но, главным образом, по содержанию образования. В этой связи воспитание познавательных интересов учащихся, интереса к будущей профессиональной деятельности играет существенную роль при формировании положительной мотивационной сферы учения, которая превращается в могучую побудительную силу познания и способствует становлению личности учащегося как субъекта учебно-воспитательного процесса.

В качестве основного метода непрерывное образование предлагает использование проблемно-практического метода,

_ 220 НО МАИ донишгох )

который носит характер творчества и ставит задачей дать не только знания, но и умения ими воспользоваться. Практическая работа становится здесь ведущим началом обучения. Отсюда следует, что ориентация школьников на будущую профессиональную деятельность, проба сил учащихся в предпрофессиональной деятельности, и, следовательно, их допрофессиональная подготовка могут осуществляться только на основе и при условии реализации непрерывного образования.

Таким образом, продуктом непрерывного процесса образования становится развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни общества.

В институциональном аспекте непрерывное образование предстает как учебный комплекс, действующий на основе субординации дошкольного, школьного, послешкольного звеньев, внутри которого координируются по назначению формальные и неформальные учреждения, способные по мере необходимости перестраиваться, изменять свою структуру (2, 54-58).

Это гибкая, открытая, развивающаяся система образования, которая предоставляет каждому человеку возможность на любом этапе жизни подключиться к ней для приобретения любых потребовавшихся ему знаний. Она нацелена на целостное развитие человека, повышает возможности профессиональной и социальной ориентации на мир интересов, склонностей и способностей каждого, вглубь внутреннего процесса человеческого жизнесозидания, содействует всестороннему становлению и развитию личности (1,4).

Именно системность непрерывного образования резко расширяет его возможности, повышает уровень приспособляемости к окружающим общественным условиям, дает возможность гибко и оперативно откликаться на изменение потребностей общества, социальных групп, отдельных личностей.

Ведущей идеей, положенной в основу концепции непрерывного образования, является осознание того факта, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка есть не только этап, во время которого он готовится к «настоящей жизни», но и

является неотъемлемая составная часть этой жизни, перманентно продолжающаяся на протяжении всего его существования.

Следствием этой идеи является представление о том, что концепция непрерывного образования признаёт учение необходимой деятельностью человека во все периоды его жизни и подразумевает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, пополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.

Признание необходимости для каждого гражданина постоянного повышения своего общеобразовательного, профессионального и культурного уровня основывается не только на потребностях современного этапа общественного развития, но в первую очередь на интересах самих людей, среди которых профессиональный интерес играет ведущую роль.

В настоящее время социальная среда, окружающая каждого человека, настолько усложнилась, что чувствовать себя в ней достаточно свободно и независимо может только индивидуум, обладающий солидными познаниями в самых разных областях человеческой деятельности. Появляется необходимость в правильном, на хорошем методическом уровне организованном усвоении новых знаний, осуществляемом в рамках каких-либо учебных учреждений или постоянного совершенствования человеческой личности, повышения ее интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего ей уверенно чувствовать себя в современном обществе.

В связи с этим цели и задачи отдельных подсистем непрерывного образования претерпевают изменения, т.к. непрерывное образование состоит не столько в непрекращающемся процессе обучения, сколько в таком изменении целей и задач отдельных элементов учебной системы, которые могли бы привести к максимальному эффекту непрерывного образования (3, 60-64).

Словосочетание «система непрерывного образования» - не случайное. Практической реализацией этой концепции должно быть не просто дальнейшее совершенствование работы отдельных

— 222 - НОМАИ донишгох 5

типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов или размаха их деятельности (такие, ставшие уже традиционными пути развития образования приведут лишь к частному решению общей задачи и не могут сегодня считаться достаточными), а создание именно системы непрерывного образования, организационным принципом и основой построения которой должен быть системный подход (2,22-27).

Понимая под системой некоторое множество взаимосвязанных элементов, созданное для достижения определенной цели и учитывая, что в данном случае речь идет о создании искусственной (не природной) организационной системы, следует помнить правила конструирования сложных систем, сформулированные в системотехнике. Например:

1. Правило субоптимизации утверждает, что независимая оптимизация каждой из подсистем в общем не приводит к оптимальности системы в целом. Это значит, что слишком большое совершенствование какого-либо одного вида из образовательных учреждений, без учета воздействия этого совершенствования на другие виды, может затруднить работу всей системы образования. Так, чрезмерное увлечение факультативами в школе в виде вузовских курсов и кажущаяся затем легкость обучения учащихся в вузе, а потом отставание в учебе, подтверждают вышеизложенное. И наоборот, студенты испытывают затруднения при столкновении в вузах с проблемными методами обучения (улучшение подсистемы «Высшая школа»), если они ранее учились в общеобразовательных школах, где в основном применялся объяснительно-иллюстративный метод.

2. Правило явлений с малой вероятностью состоит в том, что система не должна быть рассчитана на решение ситуаций, имеющих малую вероятность, т.к. она может оказаться чересчур сложной, чтобы быть работоспособной и эффективной.

3. Правило централизации требует от системы стремления к централизации руководства и принятию решений. Его полная реализация возможна при условии высокого уровня сбора и обработки информации, средств связи, методов принятия решения.

Итак, «под непрерывным образованием как процессом мы понимаем систему объединяющую в единую непрерывную цепь систему знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования» (3, 60-64).

Под системой непрерывного образования в институциональном аспекте мы понимаем множество элементов, а именно: дошкольные воспитательные учреждения, дневные, вечерние, заочные школы, различные учебные заведения профессионально-технического образования, дневные, вечерние, заочные высшие и средние специальные учебные заведения, аспирантуру, институты, факультеты и курсы повышения квалификации, систему политической и экономической учебы, лекционные курсы и прочие организационно-оформленные виды и формы получения знаний, взаимосвязанных между собой для достижения целей образования социально-демографических и профессиональных групп населения (2,53-59).

Многие из исследований по проблеме непрерывности образования в странах СНГ посвящены выявлению основных блоков и «стыковочных узлов» системы, меры преемственности между ними. Ряд публикаций, решая общие проблемы непрерывного образования, рассматривают пути всестороннего развития личности в этой системе. Поднимается и такая крупная проблема, как взаимоотноше-ние профессиональной и учебной деятельности на всех этапах жизненного пути.

Важно учесть, что образование может выступать в качестве непрерывного, когда оно сопутствует профессиональной деятельности. Единство познавательной и практической деятельности становится обязательным для всех этапов овладения профессиональной деятельностью и ее последующего осуществления. Это и обусловило открытие лицеев, оптимальное функционирование которых возможно в условиях взаимодействия с высшей школой, которая приобрела интегрирующую роль во всей системе образования. Ее связь с общеобразовательной школой обуславливает взаимодействие подсистем непрерывного образования, школы и вуза, по подготовке молодежи к выбору профессии,

по формированию профессиональных интересов учащихся, по подготовке их к овладению будущей профессией.

Наиболее направленный характер влияния вузов на учебные заведения наблюдается при их сотрудничестве со школами с целью подготовки учащихся к получению высшего образования определенного профиля, то есть профессии и специальности.

Опыт университетов, педагогических вузов республики показывает, как активное участие вузовских преподавателей в обучении и воспитании школьников, работа спецкружков влияет на формирование профессиональных интересов. Реальным шагом в реализации непрерывного образования стало объединение педагогических систем просвещения: профессионально технического, среднего специального и высшего образования. Создаются сгрукгуры типа «школа - вуз», «ГПУ

- школа - вуз», «колледж - вуз».

Факторами, влияющими на состояние целостности педагогической системы «лицей - вуз», а также их относительной самостоятельности, являются преемственность и интеграция. Под преемственностью в педагогических явлениях и процессах понимается такая связь старого с новым и нового со старым, когда возникающие в условиях этой связи диалектические противоречия разрешаются путем организованного взаимодействия соответствующих компонентов (2, 57-60).

Преемственность призвана разрешать противоречия между необходимостью обеспечения непрерывности и целостности педагогического процесса, его результатами и дискретным характером обучения. В конкретных педагогических явлениях эти противоречия приобретают различный характер. Их разрешение возможно путем перестройки структуры учебного плана, вариаций содержания, методов, форм организации и средств обучения, осуществляемых по определенным знакам. Способы реализации меняются в зависимости от целей обучения, особенностей педагогических явлений и возникающих противоречий (2, 77,112,114).

Исходя из рассмотрения сущности понятия преемственности как действенного системообразующего фактора, способствующего созданию педагогических условий реализации целостности и результатов обучения, можно дать определение принципу преемст-

венности. Это категория, дидактически отражающая закономерности перестройки структуры содержания учебного материала, оптимизации методов, организационных форм и средств обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения, и характеризующая изменение способов реализации этих закономерностей в зависимости от целей обучения, воспитания и развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе: Шарки озод, 2003

2. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и современное образование.-Душанбе,2006

3. Мешалкина К.Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. -1990,-№ 1

4. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе, 2004

Взаимодействие школы-лицея и вуза как основа для реализации системы непрерывного образования

Д.Юсупова

Ключевые слова: система непрерывного образования, целевая ориентация, развитие личности, формирование профессиональных интересов

В статье автор на основе всестороннего и глубокого анализа отечественных и зарубежных источников даёт чёткую картину состояния исследуемой проблемы, определяет её задачи в новых условиях социально-экономических отношений. Кроме того, на основе обобщения и сопоставления различных научных концепций определяются научно-теоретическое состояние и педагогическая разработка проблемы, подготовки будущих учителей кпрофориен-тационной работе.

Interaction of School-Lyceum and Higher School as Foundation for Effectuation of the System of Incessant Education

D. Yusupova

Key words: the system of education, targeted orientation, development of an individual, formation ofprofessional interests

Designing on the premise of versatile and profound analysis of home and foreign original sources the author gives an accurate picture concerned with the state of the problem explored, she determines its goals under the new conditions of socio-economic relations. Into the bargain, proceeding from the assumption of generalization and correlation of different scientific conceptions she determines a theoretico-scientific state and pedagogical elaboration of the problem in regard to the preparation of future teachers for their professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.