Научная статья на тему 'Взаимодействие школы и социальной среды в процессе музыкального воспитания (1917-1931 гг. )'

Взаимодействие школы и социальной среды в процессе музыкального воспитания (1917-1931 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1917-1931 ГОДЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ / 1917-1931 / MUSICAL EDUCATION / SOCIAL ENVIRONMENT / MUSICAL ENLIGHTENMENT / LECTURES AND CONCERTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леванова Татьяна Юрьевна

В статье на материале историко-педагогических, музыковедческих, музыкально-педагогических исследований анализируется проблема влияния процесса музыкального воспитания на социальную среду в первые годы Советской власти. Рассмотрены позиции выдающихся педагогов начала ХХ века, изучавших взаимодействие школы и социальной среды: педагогизация среды (С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая), социогенетическая концепция в педологии (С. С. Моложавый, А. С. Залужный, А. Б. Залкинд), педагогическая концепция А. С. Макаренко. Взаимосвязь музыкального воспитания со средой рассмотрена с позиций общей педагогики, с позиций музыкального творчества, развития музыкальных жанров (преимущественное развитие песенных жанров, попытки коллективного сочинения оперы), с позиций стихийной музыкальной жизни среды и форм воздействия на неё организованными музыкальными влияниями. Для характеристики роли музыки и музицирования в социальной среде 1920-х годов привлечены материалы газеты «Призыв» Владимирской губернии. Подчёркнута неоднородность периода 1917-1931 годов по отношению к рассматртваемой проблеме. Сделан вывод о том, что наиболее продуктивное и педагогически целесообразное взаимодействие школы и социальной среды осуществлялось в теории и практике музыкального воспитания 1917-1921 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Леванова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collaboration Between Schools and Social Environment in the Process of Musical Education (1917-1931)

The article deals with the problem of the influence of the process of musical education on the social environment, studying the musical life of the environment in the first years of Soviet power on the basis of historical, peda,gogical, musicological, musical and pedagogical studies. The positions of outstanding tea,chers of the early twentieth century who studied the intemction of the school and the social environment: the pedagogy of the environment (Stanislaus Shatsky, Valentina Shatskaya), the sociogenetic concept in pedology (Stepan Molozhavy, Alexander Zaluzhny, Aaron Zalkind), the peda,gogical concept of Anton Makarenko. The relationship between musical education and the environment is vewed from the standpoint of general pedagogy, from the standpoint of musical creativity, the development of musical genres (the predominant development of song genres, attempts to collective composition of opera), from the standpoint of the spontaneous musical life of the environment and the forms of influencing it byorganized musical influences. To characterize of the role of music and music making in the social environment of the 1920s were drawn the materials of the newspaper “Appeal” of the Vladimir province. The heterogeneity of the period 1917-1931 wa,s underlined in relation to the problem under consideration. According to the author’s observations, all major achievements in the field of musical education fall on 1917-1921. This is the period of blossoming of pedagogical creativity of Nadezhda Bryusova, Boris Asafiev, Boleslav Yavorsky The conclusion is drawn that the most productive and pedagogically expedient interaction between the school and the social environment wa,s realized in the theory and practice of musical education in 1917-1921.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие школы и социальной среды в процессе музыкального воспитания (1917-1931 гг. )»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (1917-1931 гг.)

Леванова Татьяна Юрьевна*,

150

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 600000, Владимир, Российская Федерация

Аннотация. В статье на материале историко-педагогических, музыковедческих, музыкально-педагогических исследований анализируется проблема влияния процесса музыкального воспитания на социальную среду в первые годы Советской власти. Рассмотрены позиции выдающихся педагогов начала ХХ века, изучавших взаимодействие школы и социальной среды: педагогизация среды (С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая), социогенетическая концепция в педологии (С. С. Моложавый, А. С. Залужный, А. Б. Залкинд), педагогическая концепцгм А. С. Макаренко. Взаимосвязь музыкального воспитания со средой рассмотрена с позиций общей педагогики, с позиций музыкального творчества, развития музыкальных жанров (преимущественное развитие песенных жанров, попытки коллективного сочинения оперы), с позиций стихийной музыкальной жизни среды и форм воздействия на неё организованными музыкальными влияниями. Для характеристики роли музыки и музицирования в социальной среде 1920-х годов привлечены материалы газеты «Призыв» Владимирской губернии. Подчёркнута неоднородность периода 1917-1931 годов по отношению к рассматриваемой проблеме. Сделан вывод о том, что наиболее продуктивное и педагогически целесообразное взаимодействие школы и социальной среды осуществлялось в теории и практике музыкального воспитания 1917-1921 годов.

Ключевые слова: 1917-1931 годы, музыкальное воспитание, социальная среда, музыкальное просвещение, лекции-концерты.

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. И. Дорошенко.

COLLABORATION BETWEEN SCHOOLS AND SOCIAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF MUSICAL EDUCATION (1917-1931)

Tatiana Yu. Levanova*,

Vladivir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, 600000, Vladivir, Russian Federation

Abstract. The article deals with the problem of the influence of the process of musical education on the social environment, studying the musical life of the environment in the first years of Soviet power on the basis of historical, pedagogical, musicological, musical and pedagogical studies. The positions of outstanding teachers of the early twentieth century who studied the interaction of the school and the social environment: the pedagogy of the environment (Stanislas Shatsky, Valentina Shatskaya), the sociogenetic concept in pedology (Stepan Molozhavy, Alexander Zaluzhny, Aaron Zalkind), the pedagogical concept of Anton Makarenko. The relationship between musical education and the environment is viewed from the standpoint of general pedagogy, from the standpoint of musical creativity, the development of musical genres (the predominant development of song genres, attempts to collective composition of opera), from the standpoint of the spontaneous musical life of the environment and the forms of influencing it byorganized musical influences. To characterize of the role of music and music making in the social environment of the 1920s were drawn the materials of the newspaper "Appeal" of the Vladimir province. The heterogeneity of the period 1917-1931 was underlined in relation to the problem under consideration. According to the author's observations, all major achievements in the field of musical education fall on 1917-1921. This is the period of blossoming of pedagogical creativity of Na-dezhda Bryusova, Boris Asafiev, Boleslav Yavorsky. The conclusion is drawn that the most productive and pedagogically expedient interaction between the school and the social environment was realized in the theory and practice of musical education in 1917-1921.

Keywords: 1917-1931, musical education, social environment, musical enlightenment, lectures and concerts.

151

* Scientific supervisor -

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor S. I. Doroshenko.

152

Идея взаимодействия школы и социальной среды в отечественной педагогике 1917-1931 годов

В истории отечественной педагогики 1917-1931 годы характеризуются как период развития Единой трудовой школы и борьбы с концепцией «школы учёбы». Границы этого периода определяются революционными событиями 1917 года и постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931), которое привело «...к отказу от педагогического идеала 20-х годов и возрождению в полном объёме "школы учёбы", причём преимущественно в её авторитарном варианте» [1, с. 220].

Идея взаимодействия школы и социальной среды представлена в творчестве П. П. Блонского [2, с. 129-135], А. В. Луначарского [3], Н. К. Крупской [4], А. С. Макаренко [5], С. Т. Шацкого [6] и др.

В трудах С. Т. Шацкого была реализована идея «педагогизации среды»: «В концепции "педагогизации среды" традиционная система педагогических отношений "учитель-ученик" сохранялась лишь как частный случай, включаясь в более широкую систему взаимодействия социальной среды, учителя и ученика, в которой среда могла выступать как посредником между учителем и учеником. так и своеобразным результатом педагогического воздействия» [7, с. 174]. Педагог выступал и исследователем социальной среды, и организатором социально-педагогического процесса.

А. С. Макаренко, работая в колонии для малолетних правонарушителей, тоже пришел к необходимости выстраивания взаимодействия между воспитательным учреждением и социальной средой [8].

Рассматриваемая идея реализовалась также в педагогическом творчестве педологов - представителей со-циогенетической концепции. «Социо-генетики С. С. Моложавый, А. С. За-лужный, А. Б. Залкинд. акцентировали внимание на определяющей роли в воспитании и формировании личности внешних факторов» [9, с. 16-17]. С точки зрения С. С. Моложавого, изучение окружающей ребёнка среды могло проводиться двумя путями:

«1. Непосредственное изучение среды ближайшего окружения ребёнка (вне детучреждения и в детучреж-дении).

2. Опосредованное изучение среды через изучение ребёнка как носителя влияний среды» [10, с. 151].

Преобразование социальной среды связывалось с новыми требованиями к учителю. «В Наркомпросе шла дискуссия о необходимости преобразовать все имеющиеся в стране курсы, учительские институты в высшие учебные заведения, чтобы расширить приток в школу учителей из пролетарской и беднейшей крестьянской среды» [11, с. 33-34].

Исследования социальной среды в 1920-е годы были массовыми. Несмотря на чрезмерную идеологизацию, был получен и проанализирован объективный и ценный социально-педагогический материал.

Идея взаимодействия образовательных и просветительских институтов

с социальной средой в музыковедении, музыкальном образовании и просвещении

Идея включения социальной среды в процессы музыкального образования, просвещения, воспитания тесно

связана с рядом направлении развития музыкальной жизни, которые интенсивно развивались в 1920-е годы:

• изучение музыки среды;

• создание открытой музыкально-просветительской среды для детей и для рабоче-крестьянских масс;

• ориентация в музыкальном творчестве на массовую песню;

• стимулирование массового, коллективного музыкального творчества.

Указанные направления последовательно воплощались в жизнь. Некоторые из них не были прямым следствием революции. Так, интерес к народной музыке возник значительно раньше, а в 1920-е годы он был идеологически трансформирован, сохранён и развит как направление музыковедческой деятельности. В эти же годы проводились фольклорные экспедиции, вырабатывалась технология обработки материалов [12, с. 15-16].

Как указывает М. К. Бурьяк, в 2030-е годы прошлого столетия народное песенное искусство изучалось и пропагандировалось как средство воспитания активного художественно-музыкального сознания, а также как средство пробуждения «массовой пе-сенности» [13, с. 17].

В рассматриваемый период педагоги-музыканты включались в процесс сбора народных песен. Записывались и исследовались не только народные песни, но и вообще «музыка среды» (это направление прослеживается в музыкально-воспитательной системе В. Н. Шацкой) [14].

Создание открытой просветительской среды было важнейшим направлением деятельности педагогов-музыкантов. Господствовала распределительная система, согласно которой билеты в музыкальные театры, концерт-

ные залы распространялись по школам и трудовым коллективам. Ведущие музыканты занимались музыкально-просветительской деятельностью. Например, Р. М. Глиэр «возглавил созданную по его инициативе организацию общедоступных концертов в столице и её области и стал проводить в рабочих клубах, на предприятиях и в воинских частях камерные и даже симфонические концерты» [15, с. 100].

Н. Я. Брюсова стала вдохновительницей создания Первой музыкальной артели, задачей которой было «содействовать распространению музыкального просвещения в рабочих массах и музыкальному воспитанию детей» [16, с. 44].

Особые надежды возлагались на воспитательное влияние песни. Это до некоторой степени тормозило развитие других жанров музыкального искусства: «В РАПМе с её сильной коммунистической фракцией нашли прибежище композиторы весьма средних способностей. Для них декларируемый РАПМом магистральный путь развития советской музыки с его ориентацией на массовую песню и элементарные жанры был спасением» [17, с. 572-573].

Идея налаживания взаимодействия с социальной средой затронула профессиональных музыкантов. Предпринимались даже попытки коллективного сочинения оперы: «Наиболее колоритным эпизодом раннесоветско-го времени, касающимся Киевской консерватории, осталось сочинение студентами композиторского класса коллективной революционно-патриотической оперы, прославляющей объявленную Троцким Программу всеобщего военного обучения» [18, с. 305].

Как видим, в деятельности педагогов и музыкантов 1920-х годов просма-

153

154

тривается ориентация на социально-средовые влияния, на активное преобразование, музыкальное просвещение среды.

Характеристика социальной среды

1920-1930-х годов в контексте проблем музыкального воспитания

Для реализации идеи взаимодействия школы и социальной среды необходимо было решить вопрос о том, что делать с веяниями среды: принимать их или бороться с ними. Документы 1920-х годов раскрывают удручающую картину социальной среды, на фоне которой нужно было осуществлять целенаправленное музыкальное воспитание: «На станции Владимир ещё до отхода поезда в вагон вошли два маленьких мальчугана, лет приблизительно восьми... Мальчиками были исполнены частушки на злобу дня, местами очень безнравственного содержания. После этого по вагону начался сбор, лучшей платой считался хлеб, брались и деньги, которые тут же поделили между собой» [19]. Музыкальный опыт детей формировался в чрезвычайных условиях и мало способствовал тому, чтобы от него «перекидывать мостки» к организованному музыкальному воспитанию. Работа кружков, которые теснее всего взаимодействовали со средой, тоже давала неоднозначные результаты. Было в этой работе и принуждение, и противодействие новой власти. Возмущённый активист писал в газете «Призыв»: «Перед Рождеством я случайно зашёл в культпросветкружок села Т. Юрьевского уезда и немало удивился, видя перед собою и слыша церковный хор. <...> Руководитель объяснил мне, что они, мол, поют "не ради религии, не ради церкви, а ради искусства"» [20]. Противоречия между естественной му-

зыкальной жизнью социальной среды и политизированными задачами музыкального просвещения здесь очевидны. Напряжённость отношений между официальными просветительскими задачами и музыкальной жизнью среды повышалась и в связи с тем, что музыкальная деятельность была одной из сфер осуществления социального протеста. Например, казаки на Дону «под видом музыкальных репетиций и устройства концертов» собирались и «шушукались, изливая свои горести и обиды» [21].

Таких примеров множество. Они показывают, что при попытках опереться на музыкальный опыт, приобретённый в социальной среде, часто приходилось лавировать между откровенно антихудожественными и художественными, но не отвечающими советской идеологии элементами этого опыта.

Тем не менее работа по изучению средовых влияний на музыкальный опыт детей развивалась. Так, музыкальный отдел Института эстетического воспитания изучал вопрос влияния окружающей среды на детское творчество. «Был собран большой фактический материал. Например, проводились исследования о влиянии улицы на зрительные и слуховые ощущения и впечатления, на развитие детской психики. Подробный отчёт о проделанной работе был опубликован в виде статьи А. К. Покровской в осеннем номере «Вестника просвещения» [16, с. 46].

Роль музыки и музицирования в социальной среде в 1920-е годы

В послереволюционные годы возможности музыкального воспитания связывались с преобразованием среды,

с внедрением в неё новой идеологии средствами искусства. Предполагалось создание нового, социалистического быта, содержание которого обрисовывалось средствами массовой агитации и пропаганды. «Под новым бытом понимались, прежде всего, такие формы общественно-политической жизни, как... митинги-концерты, политкарнавалы с организованным движением колонн, живыми и механическими агитфигура-ми, массовым пением, конными и автомобильными платформами, агитсу-ды...» [22, с. 31-32]. Во многих номерах Владимирской губернской газеты «Призыв» публиковались отчёты о просветительских мероприятиях. Например, в Неделю тыловика в г. Вязники проводился литературно-музыкально-вокальный вечер (отметим, что в эти годы музыка и пение не идентифицировались в сознании людей, что было связано с противопоставлением музыкального образования церковной и светской ориентации [23, с. 8]): «На данном вечере красноармейцы могли прослушать пение лучших певцов города, скрипку, игру на гармониках, декламацию, пение группы красноармейцев» [24]. Подобные мероприятия проводились и в Неделю ребёнка: «Для детей были устроены концерты-митинги и спектакли» [25]. Даже в Губтюрьме «10 февраля. состоялся спектакль-митинг в здании, где раньше была тюремная церковь» [26]. Было широко распространено пение революционных песен всеми участниками мероприятий. К примеру, в заметке «Открытие дворца труда» (г. Судогда) читаем: «Вечер закончился хоровым пением революционных песен» [27].

В начале 1920-х годов велись реквизиция и конфискация «музыкальных инструментов и принадлежно-

стей к ним, а равным образом музыкальных книг, нот, нотной бумаги (№ 163 "Известий ВЦИК" за 1920 г.)» [28]. Все эти предметы рассматривались как средства агитации и пропаганды. Из строк этого постановления становится ясно: в чьих руках музыка, тот и обладает властью.

Проблемы организации взаимодействия образовательных и просветительских институтов с социальной средой в процессе музыкального воспитания 1917-1931 годов

В период 1917-1931 годов реали-зовывались такие формы организации музыкального воспитания, как урок музыки, кружковая работа, лекции-концерты, концерты-митинги, проекты. Большинство форм организации музыкального воспитания было направлено на взаимодействие с социальной средой. Особенно значительным в этом направлении оказался опыт С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой на Первой Опытной станции Нарком-проса [14].

Хотя Опытные станции Нарком-проса и создавались как раз для того, чтобы формировать и распространять опыт педагогической деятельности по всей стране, мы не видим реализованной последовательной линии внедрения идей В. Н. Шацкой о педа-гогизации музыкальной среды в масштабах страны.

Здесь нужно заметить, что рассматриваемый период истории музыкального образования распадается на отдельные этапы. Историки музыкального образования фиксируют тот факт, что в 1918-1921 годы произошёл всплеск развития разнообразных форм музыкального образования и воспитания, а

155

156

затем случился спад. Так, в Сибири к 1922 году «.созданные творческие коллективы, учебные заведения повсеместно снимались с госбюджета и переводились на самоокупаемость. Многие из них в конце 1921 - начале 1922 года прекратили своё существование. Ликвидировали и Сибирскую консерваторию, преобразованную к лету 1921 года в Омский музыкально-педагогический техникум» [29, с. 125].

Хотя в центре России советская власть утвердилась раньше, подобные процессы происходили и здесь. Например, в г. Гороховце Владимирской губернии в 1920 году была организована Народная музыкальная школа. Но «вскоре у музыкальной школы отобрали здание (передали Губпрофобру), и от неё осталось только два класса: рояля и сольного пения» [30, с. 302].

Последующее (начиная с 1922 года) развитие музыкального воспитания в его связи с социальной средой в большей степени опирается на кружковую работу. Народные консерватории, музыкальные классы и школы в большинстве своём прекращают существование. С. И. Дорошенко пишет об этом печальном этапе в истории музыкального образования: «Уездные музыкальные школы Владимирской губернии начала 1920-х годов жили не больше трёх-четырёх лет. Прекращение их существования надолго прерывало линию организованного начального профессионального образования в малых городах губернии» [Там же].

В трудовой школе в 1923-1925 годах реализовывались комплексные программы, построенные по трём блокам: «труд», «природа» и «общество». Искусство как отдельный блок отсутствовало. Музыкальное воспитание растворялось в содержании блока

«общество». Взаимодействие школ, в том числе уцелевших музыкальных школ, с социальной средой сохранялось, но терялась самоценность музыкального искусства. Все основные достижения в области музыкального воспитания приходятся на 1917-1921 годы. Сборники «Музыка в единой трудовой школе» [31], «Музыка в школе» [32] выходят именно до 1921 года. Не случайно, например, В. И. Адищев осуществил исследование музыкального воспитания детей в первые годы после Октября (до 1920 года) [33], О. А. Апраксина, анализируя рассматриваемый период, заинтересованно и сочувственно пишет о деятельности Н. Я. Брюсовой, Н. Ковина, Б. В. Асафьева до 1921 года [34, с. 23-24], а затем упоминает лишь о сомнительном влиянии музыкальных объединений, действовавших, по её словам, «на музыкальном фронте» [Там же, с. 23].

Парадоксальным образом идея взаимодействия школы и социальной среды в отечественном музыкальном воспитании стала искажаться и отрицать сама себя в результате насильственного объединения музыкальной и общественно-политической жизни.

Проведённый анализ можно подытожить следующим образом. В советской педагогике 1917-1931 годов большое значение придавалось взаимодействию школы и социальной среды. Наиболее продуктивной для музыкального воспитания была концепция «педагогизации среды», реализованная в творчестве С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой и опиравшаяся на музыкальные традиции и культуру той местности, где действует школа.

В формирующемся советском музыковедении и в теории музыкального воспитания наиболее значимыми при-

знавались: изучение музыки среды, в том числе народной музыки; создание открытой музыкально-просветительской среды для детей и рабоче-крестьянских масс; ориентация в музыкальном творчестве на массовую песню; стимулирование массового музицирования и музыкального творчества.

Музыкальный быт в основном не отвечал предъявлявшимся к нему идеологическим требованиям, что во многом поставило под сомнение продуктивность изучения музыки, бытующей

в среде (в том числе народной), а затем вообще идеи осуществления связи школы с социальной средой в деле музыкального воспитания.

Наиболее активно и плодотворно идея обращённости процессов музыкального воспитания и образования к широкой социальной среде реализо-вывалась с 1917 по 1921 год. Это был период наиболее значительных достижений в развитии идеи взаимодействия школы и социальной среды в отечественном музыкальном воспитании.

Автор выражает благодарность научному руководителю доктору педагогических наук Светлане Ивановне Дорошенко и преподавателям кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых за обсуждение представленного материала и высказанные пожелания при подготовке статьи к публикации.

The author is grateful to scientific supervisor doctor of pedagogical Sciences Svеtlana I. Dowshenko and teachers of the Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute of Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs for a discussion of the material presented and suggestions in preparing the manuscript for publication.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнетов, Г. Б. История педагогики [Текст] : учеб. пособие / Г Б. Корнетов. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.

2. Блонский, П. П. Школа социального труда [Текст] // П. П. Блонский. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. И. Блон-ская, А. Д. Сергеева. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 129-135.

3. Луначарский, А. В. Воспитательные задачи советской школы [Текст] / А. В. Луначарский // Народное просвещение. -1928. - С. 1-14.

4. Крупская, Н. К. Идеалы социалистического воспитания [Текст] / Н. К. Крупская // Вопросы коммунистического воспитания молодёжи. - М. : Госполитиздат, 1959. - С. 5-12.

5. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. - М. : Педагогика, 1984. - С. 59-115.

6. Шацкий, С. Т. Новая общественно-педагогическая работа [Текст] / С. Т. Шацкий // Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 1 / под ред. И. А. Каирова. - М. : Просвещение, 1962. - С. 195-286.

7. Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование [Текст] / С. И. Дорошенко. - Владимир : Изд-во ВГПУ, 1999. -212 с.

8. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма [Текст] / А. С. Макаренко. - М. : Изд-во ИТРК, 2003. - 736 с.

9. Фрадкин, Ф. А. Педология: мифы и дей-

157

158

ствительность [Текст] / Ф. А. Фрадкин. -М. : Знание, 1991. - 80 с.

10. Лисицкая, В. П. Исследование среды как педагогическая проблема в концепции С. С. Моложавого [Текст] / В. П. Лисицкая // Диалог продолжается... Сб. науч. трудов / сост. Л. И. Богомолова, Л. А. Кирсанова, Е. Ю. Рогачёва, Е. Н. Селиверстова. - Владимир : Изд-во ВГПУ, 1995. -С. 150-156.

11. Фрадкин, Ф. А. Теоретические предпосылки построения системы образования в Советской России (20-е годы) [Текст] / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова // Диалог продолжается : сб. науч. трудов / сост. Л. И. Богомолова, Л. А. Кирсанова, Е. Ю. Ро-гачёва, Е. Н. Селивёрстова. - Владимир : Изд-во ВГПУ, 1995. - С. 30-41.

12. Лобкова, Г. В. Из истории отечественной этномузыкологии: вклад Б. В. Асафьева в становление санкт-петербургской музыкально-этнографической школы [Текст] / Г. В. Лобкова // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: сборник материалов Всероссийских конференций 2008-2010 годов. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2013. - С. 9-21.

13. Бурьяк, М. К. Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.02 / М. К. Бурьяк. - М., 2016. - 39 с.

14. Дорошенко, С. И. В. Н. Шацкая об интеграции урока музыки и внеурочной музыкально-воспитательной деятельности [Текст] / С. И. Дорошенко, Т. Ю. Левано-ва // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2015. - № 3 (11). - С. 148-158.

15. Гулинская, З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр [Текст] / З. К. Гулинская. - М. : Музыка, 1986. - 222 с.

16. Минор, Н. Н. История музыкального образования [Текст] : учеб. пособие /

Н. Н. Минор. - Саратов : Научная книга, 2011. - 65 с.

17. Коробова, Т. ПРОКОЛЛ в статьях и воспоминаниях Д. В. Житомирского [Текст] / Т. Коробова // Наследие: Русская музыка - мировая культура. Вып. 1 / сост. Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2003. -С. 572-573.

18. Вишневский, И. Музыкальная жизнь Киева в 1916-1919 годах (по материалам из архива В. Дукельского) [Текст] / И. Вишневский // Наследие: Русская музыка - мировая культура. Вып. 1 / сост. Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2003. - С. 295-310.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. И. С. Маленькие певцы в вагоне ученического поезда [Текст] / И. С. // Призыв. -1921. - 5 марта. - С. 2.

20. Орлов М. В культ.--просв. кружке (Юрь-евск. у.) [Текст] / М. Орлов // Призыв. -1921. - 22 января. - С. 4.

21. Перов, С. С. Выражение эмоций в среде пролетариата городов Кубани и Дона в 1920-1930 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://scientificmagazine.ru/ images/PDF/2017/14/vyrazheme-emotsij-v-srede-proletariata.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

22. Сотникова, Е. В. Музыкальное и театральное образование и просвещение в Советской Сибири 1920-х - начала 1930-х гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук. 07.00.02 / Е. В. Сотникова. - Новосибирск, 2009. - 34 с.

23. Николаева, Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х - середина XVII столетия [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Николаева. - М. : Владос, 2006. - 208 с.

24. Неделя тыловика [Текст] // Призыв. -1921. - 13 января. - С. 2.

25. Работницы в Неделю ребёнка. Гусь-Хрустальный [Текст] // Призыв. - 1921. -21 января. - С. 2.

26. В Губтюрьме [Текст] // Призыв. - 1921. -2 марта. - С. 2.

27. Открытие Дворца труда [Текст] // Призыв. - 26 февраля. - С. 2.

28. Обязательное постановление // Призыв. -1921. - 2 марта. - С. 2.

29. Белокрыс, М. А. К проблеме музыкального образования в Сибири (1917-1920-е годы) [Текст] / М. А. Белокрыс // История музыкального образования: новые исследования : материалы Международного семинара 6-й сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В. И. Адищев, К. В. Зенкин. - М. -Пермь : Изд-во Науч. совета по проблемам истории музыкального образования; Все-рос. музейного объединения муз. культуры им. М. И. Глинки; Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2017. - С. 116-128.

30. Дорошенко, С. И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX-XX вв. [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / С. И. Дорошенко. - Владимир, 2012. - 466 с.

31. Музыка в Единой трудовой школе [Текст]. -Пг. : Музык. отд. Н.К.П. Учёная и просветительская ассоциация, 1919. - 54 с.

32. Музыка в школе [Текст] : материалы по общему музыкальному воспитанию в школе. - М. : ГИЗ, 1921. - 54 с.

33. Адищев, В. И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.) [Текст] : учеб. пособие / В. И. Адищев. - Пермь : Изд-во ПГПИ, 1991. - 115 с.

34. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. -М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

REFERENCES

1. Kometov G. B. Istoriya pedagogiki. Ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo URAO, 2002, 268 p. (in Russian)

2. Blonskij P. P. Shkola social'nogo trada. In: P. P. Blonskij. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Sost. N. I. Blonskaya, A. D. Sergeeva. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1961, pp. 129-135. (in Russian)

3. Lunacharskij A. V. Vospitatel'nye zadachi sovetskoj shkoly. In: Narodnoe prosveshche-nie. 1928, pp. 1-14. (in Russian)

4. Krupskaya N. K. Idealy socialisticheskogo vospitaniya. In: Voprosy kommunistichesk-ogo vospitaniya molodyozhi. Moscow: Gos-politizdat, 1959, pp. 5-12. (in Russian)

5. Makarenko A. S. Lekcii o vospitanii detej. In: Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. T. 4. Moscow: Pedagogika, 1984, pp. 59-115. (in Russian)

6. Shackij S. T. Novaya obshchestvenno-peda-gogicheskaya rabota. In: Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. T. 1. Pod red. I. A. Kai-rova. Moscow: Prosveshchenie, 1962, pp. 195-286. (in Russian)

7. Doroshenko S. I. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-pedagogicheskoe issledo-vanie. Vladimir: Izd-vo VGPU, 1999, 212 p. (in Russian)

8. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema. Moscow: Izd-vo ITRK, 2003, 736 p. (in Russian)

9. Fradkin F. A. Pedologiya: mify i dejstvitel'- 'uu nost'. Moscow: Znanie, 1991, 80 p. (in Russian)

10. Lisickaya V. P. Issledovanie sredy kak peda-gogicheskaya problema v koncepcii S. S. Molozhavogo. In: Dialog prodolzhaet-sya... Sb. nauch. trudov. Sost. L. I. Bogomo-lova, L. A. Kirsanova, E. Yu. Rogachyova, E. N. Selivyorstova. Vladimir: Izd-vo VGPU, 1995, pp. 150-156. (in Russian)

11. Fradkin F. A. Teoreticheskie predposylki postroeniya sistemy obrazovaniya v Sovets-koj Rossii (20-e gody). In: Dialog prodol-zhaetsya... Sb. nauch. trudov. Sost. L. I. Bo-gomolova, L. A. Kirsanova, E. Yu. Rogachy-ova, E. N. Selivyorstova. Vladimir: Izd-vo VGPU, 1995, pp. 30-41. (in Russian)

160

12. Lobkova G. V. Iz istorii otechestvennoj etno-muzykologii: vklad B. V. Asaf'eva v stanov-lenie sankt-peterburgskoj muzykal'no-etno-graficheskoj shkoly. In: Narodnaya tradi-cionnaya kul'tura v obrazovatel'nyh pro-grammah i nauchnyh issledovaniyah: sbornik materialov Vserossijskih konferencij 20082010 godov. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013, pp. 9-21. (in Russian)

13. Bur'yak M. K. Fenomen russkoj narodno-pesennoj tradicii v muzykal'nom obrazova-nii. Extended abstract of Doctoral dissertation (Pedagogy). 13.00.02. Moscow, 2016, 39 p. (in Russian)

14. Doroshenko S. I., T. Yu. Levanova. V. N. Shackaya ob integracii uroka muzyki i vneurochnoj muzykal'no-vospitatel'noj deyatel'nosti. In: Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2015. No. 3 (11), pp. 148-158. (in Russian)

15. Gulinskaya Z. K. Rejngol'dMoricevich Gli-er. Moscow: Muzyka, 1986, 222 p. (in Russian)

16. Minor N. N. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie. Saratov: Nauch-naya kniga, 2011, 65 p. (in Russian)

17. Korobova T. PROKOLL v stat'yah i vospo-minaniyah D. V. Zhitomirskogo. In: Nasle-die: Russkaya muzyka - mirovaya kul'tura. Vyp. 1. Sost. E. S. Vlasova, E. G. Sorokina. Moscow: NIC "Moskovskaya konservatori-ya", 2003, pp. 572-573. (in Russian)

18. Vishnevskij I. Muzykal'naya zhizn' Kieva v 1916-1919 godah (po materialam iz arhiva V. Dukel'skogo). In: Nasledie: Russkaya muzyka - mirovaya kul'tura. Vyp. 1. Sost. E. S. Vlasova, E. G. Sorokina. Moscow: NIC "Moskovskaya konservatoriya", 2003, pp. 295-310. (in Russian)

19. I. S. Malen'kie pevcy v vagone uchenichesk-ogo poezda. In: Prizyv. 1921, 5 marta, p. 2. (in Russian)

20. Orlov M. V kul't.-prosv. kruzhke (Yur'evsk. u.). In: Prizyv. 1921, 22 yanvarya, p. 4. (in Russian)

21. Perov S. S. Vyrazhenie emocij v srede prole-tariata gorodov Kubani i Dona v 1920-1930 gody. URL: http://scientificmagazine.ru/im-ages/PDF/2017/14/vyrazhenie-emotsij-v-srede-proletariata.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2017). (in Russian)

22. Sotnikova E. V. Muzykal'noe i teatral'noe obrazovanie i prosveshchenie v Sovetskoj Sibiri 1920-h - nachala 1930-h gg. Extended abstract of PhD dissertation (History). 07.00.02. Novosibirsk, 2009, 34 p.

23. Nikolaeva E. V. Istoriya muzykal'nogo obra-zovaniya: Drevnyaya Rus': Konec X - se-redina XVII stoletiya: ucheb. posobie. Moscow: Vlados, 2006, 208 p. (in Russian)

24. Nedelya tylovika. In: Prizyv. 1921, 13 yan-varya, p. 2. (in Russian)

25. Rabotnicy v Nedelyu rebyonka. Gus'-Hrustal'nyj. In: Prizyv. 1921, 21 yanvarya, p. 2. (in Russian)

26. V Gubtyur'me. In: Prizyv. 1921, 2 marta, p. 2. (in Russian)

27. Otkrytie Dvorca truda. In: Prizyv. 26 fe-vralya, p. 2. (in Russian)

28. Obyazatel'noe postanovlenie. In: Prizyv. 1921, 2 marta, p. 2. (in Russian)

29. Belokrys M. A. K probleme muzykal'nogo obrazovaniya v Sibiri (1917-1920-e gody). In: Istoriya muzykal 'nogo obrazovaniya: novye issledovaniya. Materialy Mezhdun-arodnogo seminara 6-j sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya. Red.-sost. V. I. Adishchev, K. V. Zenkin. Moscow - Perm': Izd-vo Nauch. soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya; Vseros. muze-jnogo ob'edineniya muz. kul'tury im. M. I. Glinki; Mosk. gos. konservatorii im. P. I. Chajkovskogo; Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta, 2017, pp. 116-128. (in Russian)

30. Doroshenko S. I. Dialog kul'tur stolicy i pro-vincii v otechestvennom muzykal'nom obra-zovanii XIX-XX vv. Doctoral dissertation (Pedagogy). Vladimir, 2012, 466 p. (in Russian)

31. Muzyka v Edinoj trudovoj shkole. Petrograd: Muzyk. otd. N.K.P. Uchyonaya i prosveti-tel'skaya associaciya, 1919, 54 p. (in Russian)

32. Muzyka v shkole. Materialy po obshchemu muzykal'nomu vospitaniyu v shkole. Moscow: GIZ, 1921, 54 p. (in Russian)

33. Adishchev V. I. Muzykal'noe vospitanie detej v pervye gody posle Oktyabrya (19171920 gg.): ucheb. posobie. Perm': Izd-vo PGPI, 1991, 115 p. (in Russian)

34. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole. Moscow: Prosveshche-nie, 1983, 224 p. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 28.04.2017 The article was received on 28.04.2017

Леванова Татьяна Юрьевна, аспирант кафедры педагогики e-mail: [email protected]

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 600000, Владимир, Российская Федерация

Tatiana Yu. Levanova, Post-graduate student at the Department of Pedagogics e-mail: [email protected]

Vladivir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, 600000, Vladivir, Russian Federation

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.