[гиена и санитария 1/2012
4. Головкова И. П., Лескина Л. М. // Медицина труда и пром. экол. - 2001. -№ 12. - С. 28-32.
5. Измеров Н. Ф. Медицина труда. Введение в специальность: пособие для последипломной подготовки врачей. - М., 2002.
6. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2004. -№ 6. - С. 11-14.
7. Миннибаев Т. Ш., Кузнецова Л. Ю., Михеева Л. В. и др. // Вестн. РАМН. - 2001. -№ 12. - С. 11-13.
8. Новикова И. И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Омск, 2006.
9. Онищенко Г. Г. // Социально-гигиенический мониторинг -практика применения и научное обеспечение. - СПб., 2000. - Т 1. - С. 13-21.
10. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. - М., 2004.
11. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2005. -№ 2. - С. 3-6.
12. Романова Т. А. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей и подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2008.
13. Сухарева А. Г. // Гиг. и сан. - 2002. -№ 4. - С. 64-67.
14. Тутелъян В. А. // Социально-гигиенический мониторинг -практика применения и научное обеспечение. - СПб., 2000. - Т 2. - С. 295-307.
15. Тутелъян В. А. // Вестн. РГМУ. - 2004. -№ 7. - С. 31-36.
16. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестн. РАМН. - 2009. -№ 5. - С. 37-40.
17. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. - Новосибирск, 2003.
18. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления состоянием здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. -СПб., 2001.
Поступила 20.05.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:616-053.2-084:614.2
Л. М. Медведь, А. В. Ляхович, А. Н. Коломенская, Н. Б. Мирская, М. Р. Гутман
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Учащихся
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова
В статье отражены наиболее приоритетные в методологическом плане формы взаимодействия семьи и школы, необходимые для результативного сотрудничества по формированию здоровья школьников. Представлены результаты исследования, проведенного в экспериментальных школах, которое показало уровень реализации здоровъесберегающих, воспитательных и образовательных функций семьи.
Ключевые слова: здоровъесбережение учащихся, взаимодействие семъи и школы, информированность, мотивация
L. М. Medved, А. VLyakhovich, А. N. Kolomenskaya, N. В. Mirskaya, М. R. Gutman — FAMILY-SCHOOL INTERACTION IN SOLVING THE PROBLEM OF PUPILS' HEALTH PRESERVATION
Research Institute of Public Health and Public Health Care Management
I. M. Sechenov First Moscow State Medical Academy, Moscow
The paper covers the most methodological priority forms of a family-school interaction, which are necessary for effective collaboration in molding children’s health. It gives the results of a study conducted at experimental schools, which showed the level ofperformance of heath-preserving, tutorial, and educational functions of a family.
Key words: pupils ’ health preservation, family-school interaction, awareness, motivation
Здоровъесбережение школьников остается насущной проблемой общеобразовательных учреждений. Формирование гигиенической мотивации осуществляется наиболее успешно в коллективе, где сохранение здоровья его членов выступает в качестве цели и конечного результата. В частности, таким коллективом является коллектив школьного комплекса в
Медведъ Л. М. - философ, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, ст. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)246-22-83); Ляхович А. В. - д-р мед. наук, проф., зав. отд. проблем формирования общественного здоровья (т. 8(499)245-19-42); Коломенская А. Н. - врач-педиатр, невролог, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (akolomenskaya@ mail.ru); Мирская Н. Б. - врач-гигиенист, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, д-р мед. наук, зав. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)245-13-28); Гутман М. Р. - врач, науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)245-13-28).
общеобразовательных учреждениях, имеющих статус школы здоровья. Школьный комплекс - это особая образовательная структура, в которой приоритетными являются все его субъекты - учащиеся и их родители, педагоги, администрация школы и медицинские работники.
Целью эксперимента по обучению здоровью в учебном процессе школ является создание коллектива единомышленников в отношении ценности здоровья и его формирования в период школьного обучения. Добиться этого можно, воздействуя на сознание участников этого процесса путем выявления потребностей в информации, заполнения информационных ниш, формирования мотивации на основе представления о здоровье как основополагающей ценности и вовлечения всех членов школьного сообщества в повседневную деятельность по сохранению этой ценности.
Ожидаемым результатом этого воздействия станет формирование стереотипа поведения учащихся, адекватного здоровью.
40
Материалы и методы
Важнейший методологический принцип Комплексной программы “Здоровье в общеобразовательной школе”1 - участие родителей в решении проблемы формирования здоровья школьников при взаимодействии с коллективом школьного комплекса [1, 2].
С целью выявления мнений и представлений родителей школьников о формах сотрудничества семьи и школы был проведен углубленный опрос родителей учащихся двух общеобразовательных школ ЮгоЗападного и Северного округов Москвы, имеющих статус школы здоровья (163 опрошенных) по анкете, содержащей 155 позиций, характеризующей образ жизни и менталитет семьи в отношении здоровья. Структура анкеты отражает наиболее приоритетные в методологическом плане аспекты взаимоотношений семьи и школы, необходимые для результативного сотрудничества. Выявляются представления родителей о роли и месте здоровья в системе иерархических ценностей, которые показывают как личное отношение респондентов к социальному статусу здоровья и здорового человека, так и мнение об общественной значимости здоровья. Вопросы анкеты позволяют определить ранговые места факторов, влияющих на здоровье, и оценить в аспекте здоровья образ жизни школьников.
Анкета содержит блок вопросов, отражающих реализацию здоровьесберегающих, воспитательных и образовательных функций семьи, медицинскую активность и самооценку здоровья. Анкета также позволяет выявить потребность родителей в информации по проблемам здорового образа жизни (ЗОЖ) и формы ее получения, возможности интерактивного сотрудничества семьи и школы при максимальной активности школы с учетом предпочтений и пожеланий родителей.
Социальная характеристика выборки: среди опрошенных родителей высшее образование имеют 46,2%, незаконченное высшее - 13,9%, среднее специальное - 30,1%, общее среднее - 9,8%. Состоят в браке 82,7% родителей, разведены 9,8%, овдовели 7,5%. Большинство семей имеют одного ребенка (36,2%) и двух детей (48,7%). Многодетные семьи (3 ребенка и больше) составляют около 15%. В анкетировании наибольшее участие приняли матери учеников (79,8%), остальные анкеты заполнены другими членами семьи.
Также не менее значимым методологическим принципом Комплексной программы является опора на педагогические кадры, как на основных носителей культуры здоровья в школьном коллективе, имеющих специальную подготовку. В процессе исследования был проведен опрос педагогов (161 опрошенный) московских школ с применением анкеты преимущественно закрытого типа по 86 позициям. Анализ результатов анкетирования позволил выявить представления учителей о ценности здоровья в жизни человека, о соотношении влияния на здоровье образа жизни и поведения, наследственности, медицинской помощи, экологических факторов и воспитания в семье и школе; выявить потребности в информации и наиболее приемлемые
комплексная программа (методология, условия реализации, критерии эффективности, модульный принцип, программы уроков для учащихся 5-11-х классов) опубликована в методической газете для учителей “Здоровье детей”, № 13, 1-15 июля 2005 г. - Издательский дом “Первое сентября”.
формы получения знаний, а также мнения педагогов о необходимости проведения специальных занятий по вопросам здоровья школьников для педагогов и родителей учащихся и о роли педагога в этой работе.
Результаты и обсуждение
Опрос родителей показывает, что происходящие в настоящее время в общественном сознании процессы адекватно отражены в представлениях и мнениях различных социальных групп. На вопрос об изменениях в отношении к здоровью как к ценности ответы респондентов распределились следующим образом: 34,9% опрошенных позитивно оценивают отношение к здоровью, признавая, что оно становится истинной ценностью. Кроме того, меняется представление о социальном статусе здоровья и здорового человека, поскольку многие начинают понимать, что быть здоровым престижно - 36,2%. В то же время почти треть (27,6%) опрошенных не разделяют оптимизма в трактовке общественной значимости здоровья (истинной, а не декларативной), отмечая, что здоровье остается в нашем обществе ценностью только на словах.
В оценке реального проявления заботы о своем здоровье сохраняется многолетняя тенденция, выражающаяся во мнении о том, что “каждый человек должен всегда заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья”, с некоторым снижением позитивных показателей (86,2%) и увеличением числа тех, кто считает, что заботиться о здоровье необходимо в условиях его дефицита (12,8%). Большинство (90,8%) родителей разделяют точку зрения о том, что здоровье - необходимое условие полноценной жизнедеятельности. Тем не менее есть небольшое число тех, кто предпочитает жить, не думая о здоровье (1,4%) и отмечает наличие других ценностей, не менее важных, чем здоровье (4,8%).
Педагогам и родителям в анкете было предложено высказать свою субъективную точку зрения на проблему о степени значимости тех или иных факторов, влияющих на здоровье. Проведено сравнение мнений родителей учащихся и педагогов школ об этих факторах. Эти группы показали в целом правильные и совпадающие по ряду позиций представления о роли образа жизни и поведения самого человека в сохранении своего здоровья. Ранговые места факторов представлены в следующей последовательности: роль здравоохранения и медицинской помощи, по мнению педагогов и родителей, наименьшая - пятое ранговое место; воспитание в семье и школе - четвертое; экология - третье; наследственность, по мнению педагогов, оказывает более сильное влияние на здоровье по сравнению с образом жизни и занимает первое место, а образ жизни - соответственно второе. Мнение родителей в наибольшей степени соответствует научным данным, поскольку в их шкале влияние образа жизни на здоровье человека превалирует по отношению к наследственным факторам и занимает первое место.
Программным вопросом для всех субъектов школьного комплекса является вопрос об оценке образа жизни учащихся и его влиянии на здоровье. Педагогам и родителям было предложено выступить в качестве экспертов по оценке образа жизни школьников. Наиболее высокую планку в оценке образа жизни школьников задают именно родители. Они адекватно и строго дифференцируют степень соблюдения требований ЗОЖ в образе жизни и поведении школьников. Небольшое число
41
[гиена и санитария 1/2012
(5,3%) родителей оценивают образ жизни школьников как здоровый. Как педагоги, так и родители (35,5%) считают, что поведение подростков не всегда соответствует требованиям ЗОЖ. 29% родителей и 45% педагогов считают, что школьники имеют привычки, наносящие вред здоровью. Родители более категоричны в негативной оценке образа жизни школьников по сравнению с педагогами, утверждая, что образ жизни многих подростков наносит вред их здоровью (36,2%). Эту точку зрения поддерживают 14% педагогов.
Как было указано в характеристике баз проведения исследования, школы, в которых были опрошены родители, имеют статус школ здоровья [5]. 75,7% родителей знают об этом и положительно оценивают этот факт; 5,3% родителей об этом не знают; 17,3% знают, но в силу недостаточности информации не могут оценить преимущества школы, имеющей такой статус. В школьном сообществе, где усилиями администрации, педагогов и медицинских работников создаются благоприятные условия для реализации потребности в здоровье, к родителям учащихся предъявляются более высокие требования к осуществлению здоровьесберегающих, воспитательных и образовательных функций семьи.
Почти 100% родителей по результатам опроса мотивированы на партнерство семьи и школы в деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей. Разница проявляется в том, что 69,1% из них полностью поддерживают такую точку зрения, а 28,9% родителей поддерживают ее, но недостаточно хорошо представляют свою роль в партнерских отношениях семьи и школы. Представления родителей о наиболее востребованных формах взаимодействия семьи и школы распределились следующим образом: проведение занятий для родителей по вопросам здоровья детей считают необходимым 19,7% родителей, обеспечение родителей специальной литературой (памятки, брошюры, лекционный материал) - 17,8%, информирование родителей о результатах медосмотров детей - 76,5%, участие родителей в различных мероприятиях школы по оздоровлению детей - 22,4%. Анализ открытых ответов по этому вопросу выявил в численном выражении незначительное, но очень важное пожелание родителей о необходимости проведения не формальной, а качественной диспансеризации учащихся. Наибольшее число (69,8%) родителей (и это закономерно) основной своей задачей считают создание в семье условий для ведения ЗОЖ. Меньшее число (27,6%) родителей проявляют готовность к выполнению рекомендаций специалистов. Столь низкая готовность родителей к выполнению рекомендаций медицинских работников требует приложения максимума усилий для ее повышения как со стороны педагогического коллектива школ, так и со стороны специалистов и медиков. Этот показатель вступает в противоречие с указанной выше высокой потребностью родителей в получении информации о результатах медицинских осмотров в школе, поскольку ее получение должно мотивировать родителей к выполнению рекомендаций специалистов.
Обучение ребенка умению заботиться о своем здоровье считают своей задачей 93,4% родителей. Роль детских дошкольных учреждений в формировании таких навыков отмечают лишь 9,9% родителей, роль медицинских учреждений - 12,5%. Также 20,4% родителей рассматривают школу как среду, в которой возможно формирование этих навыков.
Исследуя любой контингент в рамках общественного здоровья, мы в качестве одной из важнейших задач всегда рассматривали максимально глубокое выявление потребности в информации в аспекте сопряжения здоровья и образования. Учитывая влияние образа жизни на здоровье, в то же время нельзя недооценивать возможность получения субъектом достоверных, соответствующих современному уровню развития науки знаний как факторов формирования того или иного стиля поведения. Знания в процессе своего влияния на поведение субъекта проходит ряд этапов, таких как оценка, включение информации в сферу превалирующих интересов, определение степени потребности именно в этих сведениях. Итогом этого процесса выступает побуждение, которое в свою очередь запускает механизм мотивации.
Сфера интересов родителей учащихся экспериментальных школ, имея ряд особенностей, в целом отражает тенденцию нашего многолетнего исследования с учетом новых модных направлений в области сохранения здоровья. Именно эти модные тренды благодаря “горячей” ротации в средствах массовой информации обусловили выдвижение на второе ранговое место потребности в информации о новейших методиках оздоровления. Первое ранговое место в сфере потребности в информации семьи занимают проблемы профилактики стресса, что соответствует результатам долгосрочных наблюдений. Около 40% опрошенных родителей нуждаются в пополнении своих знаний о стрессоустойчивости в связи с конфликтными ситуациями в семье.
Сфера семейных интересов, в частности в семьях, воспитывающих детей, всегда активизирует вопросы полового воспитания (третье ранговое место), профилактики наркотизма (четвертое ранговое место) и актуальные в последнее десятилетие вопросы о нормах использования мультимедиа. Эти вопросы потеснили с лидирующих позиций очень важные в образе жизни семьи аспекты рационального сбалансированного питания (шестое ранговое место). С небольшим процентным снижением седьмое ранговое место заняли проблемы профилактики ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путем. Менее 10% родителей нуждаются в информации по предупреждению детского травматизма, что свидетельствует о недооценке родителями важности этой проблемы, несмотря на рост детского травматизма в современных условиях. В связи с этим необходимо усиление акцента на эту проблему при составлении планов школьного университета здоровья.
Выявлены также предпочтения родителей по формам и источникам получения информации о здоровье. Традиционные книги, журналы (41,5%), лекции и беседы специалистов (31,6%) наиболее востребованы родителями, что не исключает роли компьютерных программ (23,6%), учебных пособий (19,7%), обучения на специальных занятиях (9,9%) и использования видеоматериалов (8,6%). В целом более 80% родителей считают полезным для себя посещение специальных занятий по вопросам здоровья детей, однако 14,1% родителей не считают это необходимым и 7,1% затруднились ответить. Большинство родителей предпочитают, чтобы такие занятия проводили врачи и специалисты. В то же время более 20% родителей считают возможным проведение таких занятий педагогами школы - преподавателями ОБЖ, педагогами-предметниками.
42
Следующий блок вопросов анкеты очерчивает вопросы, связанные с половым и антинаркотическим воспитанием школьников.
Следует отметить, что проблема полового воспитания школьников остается в настоящее время дискута-бельной (особенно это касается встраивания вопросов полового воспитания и сексуальной культуры в учебный процесс школ). Родители показывают осторожное отношение к проведению занятий по этой тематике в школе, в частности считают это необходимым 38,8% опрошенных. Настороженность родителей вызывают в первую очередь вопрос о том, кем будут проводиться такие занятия, и степень владения преподавателем/ лектором материалами и методиками его изложения. В силу этого 55,6% родителей убеждены в том, что вопросы указанной тематики должны освещаться в учебном процессе школ только специалистами. Около 6% родителей выразили негативное отношение к необходимости проведения таких занятий, 5,3% затруднились ответить на этот вопрос. В то же время большинство родителей мотивированы на проведение бесед по половому воспитанию и сексуальной культуре в семье.
Изучение полового и антинаркотического воспитания в семье заслуживает особого внимания. (Под наркотизмом мы в данном случае понимаем злоупотребление алкоголем и курение, приобщенность к наркотикам.) Большинство (72,4%) родителей считают необходимым проведение ими бесед по вопросам полового воспитания и сексуальной культуры, и отмечают, что такие беседы могут проводить и другие члены семьи (10,5%). Менее 1% опрошенных не видят в этом необходимости и 4,6% затруднились ответить. Среди опрошенных 13,3% родителей считают невозможным самим самостоятельно освещать вопросы полового воспитания и сексуальной культуры, поскольку, по их мнению, это прерогатива специалистов.
Глобальная проблема современности - борьба с наркотизмом - напрямую адресуется семье. Почти 90% родителей убеждены в необходимости антинаркотического воспитания в семье и осуществляют его, в то же время 5,7% родителей недостаточно информированы по этим вопросам, что затрудняет проведение работы. Неадекватной следует признать позицию 4,4% родителей, которые считают, что проблема наркотизма не касается их семей.
Отдельный блок вопросов анкеты посвящен здоровьесберегающим функциям семьи. Ранговые места соблюдения требований ЗОЖ в повседневной жизни семьи совпадают с представлениями родителей о вкладе того или иного фактора ЗОЖ в формирование здоровья. Первые места с небольшой вариабельностью (по результатам многолетних собственных наблюдений различных малых социальных групп) занимают режим питания, дня, двигательная активность, режим сна, личная гигиена, поддержание в семье благоприятного психоэмоционального климата.
Наиболее наглядно это проявляется в аспекте соблюдения режима и рациона питания (по мнению родителей, этот фактор вносит наибольший вклад в формирование здоровья). И тем не менее более половины (52,7%) опрошенных родителей показывают, что “стараются организовать питание семьи регулярно 3-4 раза в день, но это не всегда получается в силу занятости”. В 6% семей вообще не соблюдается режим питания и в 41,2% - режим питания соблюдается.
В связи с этим особую актуальность приобретает своевременное информирование о рациональном питании всех субъектов школьного комплекса, в первую очередь школьников и их родителей, поскольку оно имеет результирующее значение для коррекции пищевого поведения. В частности, добавление в рационы питания школьников продуктов, обогащенных витаминами и минералами, позволяет снизить распространенность функциональных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы [3, 4].
Еще ниже позитивные показатели по проведению закаливающих процедур в семье: положительно ответили на этот вопрос 23,2% родителей.
Все опрошенные родители стараются проводить свободное время с детьми и уделять им как можно больше внимания.
Для ведения ЗОЖ очень важны формы проведения досуга и распределение свободного времени, но если для 75,5% родителей максимальное внимание и совместные с детьми занятия в свободное время - необходимая составляющая образа жизни семьи, то 23,8% опрошенных признают, что они редко проводят свободное время с детьми.
При анализе ответов родителей о формах досуга выявлено, что наиболее распространенными занятиями с детьми в свободное время являются различные виды занятий, связанные с пребыванием на свежем воздухе и двигательной активностью. Более 73% родителей стараются как можно чаще совместно с детьми проводить время на свежем воздухе, совершать прогулки, отдыхать на даче, на реке, в лесу, в парке, что подразумевает определенную степень двигательной нагрузки. Показатели спортивной нагрузки во время досуга, способные обеспечить необходимую для подростков степень двигательной активности, значительно ниже. Лишь в 17,3% семей из выборки проводятся совместные занятия физкультурой и спортом, включающие зимние и летние виды спорта, спортивные коллективные игры, катание на велосипедах, роликах, коньках и престижную в настоящее время верховую езду. Этот показатель соответствует низкой тенденции приобщенности школьников к физической культуре, и это направление в формировании ЗОЖ семьи требует максимального приложения усилий. Также недостаточно высоки и показатели совместного культурного досуга: 42% родителей посещают совместно с детьми кино, театры, концерты, музеи, выставки. Остальным это, видимо, не удается и поэтому не является стилем жизни этих семей.
Известно, что современные подростки и в свободное время, и для выполнения домашних заданий и обучения много времени уделяют работе на компьютере. Также известно, что существуют определенные возрастные нормативы зрительной и интеллектуальной нагрузки при работе на компьютере. Большинство (75,3%) родителей информированы об этих гигиенических нормах, остальные признали, что они не знают нормы работы (игры) на компьютере для подростков. К тому же информированность о нормах еще не означает их неукоснительное соблюдение, и этот аспект так же, как и в целом свободное время, спорт и досуг в семье, требует дополнительного освещения в беседах, лекциях, а также в средствах массовой информации.
При изучении здоровьесберегающих функций семьи ряд вопросов анкеты посвящены очень важной проблеме: самооценке здоровья, поведению в ситуации
43
[гиена и санитария 1/2012
болезни и оценке психологического климата в семье. Эти вопросы всегда включаются в разрабатываемые нами опросники. Для данной возрастной группы (большинство опрошенных родителей не старше 45 лет), как показывают наши многолетние исследования, характерно некоторое завышение самооценки здоровья: как хорошее оценивают здоровье более 70% родителей, как отличное - 4,3%. Соответственно удовлетворительным признали свое здоровье 23,9%, а плохим - лишь 1,4% родителей.
Не вполне объективной представляется также и оценка психологического климата в семье: 87,3% семей характеризуют психологический климат в семье как благоприятный, с редко возникающими конфликтами, 8,9% - как недостаточно благоприятный, с частыми конфликтными ситуациями, 3,7% - как неблагоприятный, с постоянно возникающими конфликтами.
Наиболее перспективным путем улучшения состояния здоровья детей школьного возраста является профилактика его нарушений непосредственно на базе общеобразовательных учреждений. Преимуществом такой формы работы в свою очередь является неразрывность учебного и оздоровительного процессов при взаимодействии медицинского и педагогического персонала, родителей при активном участии самих школьников.
В рамках общей методологии по формированию здоровья в школьном комплексе на первом этапе реализации Комплексной программы выделился ряд методологических направлений, приоритетных для разработчиков программы и социально значимых.
В период 2002-2010 гг. были разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс экспериментальных школ:
• методология профилактики курения;
• методология профилактики потребления психоактивных веществ;
• методология профилактики нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС);
• методология партнерства семьи и школы в формировании здоровья школьников.
Успешно и эффективно складывается сотрудничество семьи и школы в аспекте профилактики нарушений и начальных форм заболеваний КМС учащихся. Достигнутое взаимопонимание между медицинскими работниками, педагогами и родителями учащихся и осознание необходимости объединения усилий имело результирующее значение [3]. Позитивную роль в этом процессе имело регулярное индивидуальное консультирование родителей с учетом конкретных рекомендаций для каждого школьника, имеющего нарушения и заболевания КМС. Консультирование детей и родителей проводится силами сотрудников лаборатории - врачей-педиатров; родители обеспечиваются необходимыми учебнометодическими материалами. Выполнение медицинских рекомендаций контролируется медицинским персоналом школы, педагогами и родителями. Работа с коллективом школьного комплекса проводится в рам-
ках школьного университета здоровья и на родительских собраниях.
По всем указанным выше методологическим направлениям экспериментальные школы обеспечиваются новыми учебно-методическими материалами по здоровьесбережению в условиях школы, разработанными научными сотрудниками лаборатории.
Выводы
1. Выявлено противоречие между высокой потребностью в получении информации о результатах медицинских осмотров и низкими показателями выполнения рекомендаций специалистов родителями учащихся.
2. Родители показали высокую готовность к проведению антинаркотического и полового воспитания в семье и нуждаются в пополнении знаний по этим проблемам. Более половины (55,6%) опрошенных родителей считают, что занятия по половому воспитанию и формированию сексуальной культуры в учебном процессе школ должны проводиться только специалистами.
3. Выявлена необходимость оптимизации здоровьесберегающих функций семьи по соблюдению режима дня, отдыха, питания, двигательной активности, физической культуры и спорта и проведению закаливающих процедур.
4. Готовность родителей учащихся к пополнению знаний по вопросам здоровья детей нуждается в подкреплении организацией специальных занятий с учетом выявленных потребностей в информации при составлении планов работы школьного университета здоровья.
5. Большинство родителей ориентированы на активность школы в их сотрудничестве по охране здоровья школьников и в меньшей степени готовы к активным формам сотрудничества со своей стороны.
6. Партнерство семьи и школы в здоровьесбережении учащихся имеет приоритетное методологическое значение и способствует формированию мотивации на сохранение здоровья у всех субъектов школьного комплекса.
Литер атура
1. Ляховин А. в., Медведь Л. М., Маркова А. И. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - М., 2004. - № 5. - С. 26-34.
2. Ляховин А. В. и др. // Здоровье детей. - 2005. - № 13. - 1-15 июля.
3. Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Медведь Л. М. и др. // Пробл. управления здравоохр. - 2009. - № 3 (46). - С. 81-88.
4. Мирская Н. Б. Инновационные технологии реализации концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников: Ав-тореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2010.
5. Школы здоровья в Европе и в России / Бейс Г., Кучма В. Р, Сухарева Л. М. и др. - М., 2009.
Поступила 23.05.11
44