Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы'

Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8142
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Продиблох Надежда Евгеньевна

Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Однако, проблема взаимодействия современного общеобразовательного учреждения и семьи остается без достаточного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы»

УДК 37.018.1 ББК 74.00 П - 78

Продиблох Надежда Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89094567606.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

(рецензирована)

Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Однако, проблема взаимодействия современного общеобразовательного учреждения и семьи остается без достаточного внимания.

Ключевые слова: воспитание, взаимодействие семьи и школы, партнерство, воспитание, социальный институт, развитие личности ребенка.

Prodyblokh Nadezhda Evgen’jevna, Cand. Sociol. Sci., assistant professor of state and municipal governing department at the faculty of management, Maikop State Technological University

FAMILY AND SCHOOL INTERACTION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS

The school is one of the major social institutes providing educational process and real interaction of the child, parents and society. However, the problem of interaction of modern educational institution and a family demands more sufficient attention.

Keywords: education, family and school interaction, partnership, education, social institute, development of the person of the child.

Семья и школа - изобретения культуры, заинтересованной в предельно эффективном формировании человека.

Проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» проблем. Анализ отечественной историкопедагогической литературы показывает, что проблема воспитания и роли семьи и школы, их взаимоотношений в этом процессе постоянно привлекала внимание педагогов. Дореволюционный опыт исследования этого вопроса (особенно интересен период со второй половины XIX по начало XX вв.) мало востребован и практически не изучен. В 2030-е годы XX в. проблемы взаимодействия семьи и школы прямо или косвенно рассматривались в работах многих ученых (В.В.Зеньковский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, и др.) [1]. Шестидесятые-восьмидесятые годы XX столетия стали периодом пристального и глубокого внимания к проблеме отношений школы и семьи. В это время появились многочисленные научные работы и публикации на эту тему. На выявление сущности и наиболее эффективных форм взаимодействия субъекта и объекта воспитательного процесса в различных институтах воспитания были направлены исследования В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова и др. [2]. Процесс взаимодействия семьи и школы непосредственно в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К.Бабанского, И.В.Гребенникова [3]. Роль взаимодействия семьи и школы раскрывалась в более узких направлениях воспитания: идейно-политическое

(Т.П.Деусова), нравственное (Л.Д.Бобылева), эстетическое (Н.Н.Савина) [4]. Разрабатывались вопросы, связанные с педагогическим просвещением родителей, исследовалась подготовка учителей к работе с семьей (Р.М. Капралова, О.Н. Урбанская)

[5]. Таким образом, к концу 70-х годов XX в. проблема взаимодействия семьи и школы была достаточно изучена, и оба эти социальных института органично вписывались в воспитательную формулу «школа-семья-общественность-производство».

Проблема в том, что на современном этапе эта система утратила свою значимость.

Школа как социальный институт за последние десять лет оказалась практически в новых условиях. Прежде всего, современная школа раскрепощена для творчества, перед ней открылась свобода выбора, в ней начались процессы гуманизации, определяемые новой парадигмой образования (личностно-ориентированным и индивидуальноориентированным подходами). Но ситуация в конкретной школе зачастую не совпадает с общепринятой образовательной парадигмой.

Отсюда следуют противоречия между провозглашенными целями, принципами, установками и их практической реализацией. Абсолютизация рыночных отношений, современные реалии приводят к тому, что под влиянием возросшего прагматизма деформируются сами цели образования, педагогический процесс в школе сводится к «накачке» школьников знаниями. Что касается воспитания, то можно в ряде случаев говорить об отказе от него как от целенаправленной педагогической деятельности. Понятие «воспитание» стало вытесняться из школьной практики, его реже употребляют в научно-методических публикациях. В результате наметилась тенденция непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы.

Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Однако, проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи остается без достаточного внимания.

На наш взгляд, развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Вместе с тем, увлечение многих школ платными образовательными услугами в расчете на высокооплачиваемых родителей или инновации, порожденные внутришкольными проблемами в ущерб интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях.

Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании процесса разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе. Среди основных причин кризиса называются:

- непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводимости;

- конфликтность отношений между членами семьи;

- массовая малодетность (1-2 ребенка);

- низкая эффективность социализации детей.

Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия.

Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности.

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы необходимо строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни - это результат совместных усилий семьи и школы. Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья - это один замкнутый мир, одна культура, школа - другой мир и другая культура, а переменка и улица - третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей

- исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.

Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

УЧИТЕЛЬ

При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:

Учителя:

- родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;

- дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны;

- возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему

труду.

Родители:

- школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям;

- не все проблемы решаются оперативно;

- отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.

Дети:

- учителя задают много заданий;

- часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание;

- в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении

успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог.

Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их

стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.

Образовательно-просветительская деятельность (учебная) - это изучение типов семей и приёмов улучшения взаимодействия с ними, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организация родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с врачами психологами, работниками библиотеки, опытными родителями, другими учителями.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебновоспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.

Формы внешкольного сотрудничества «семья - ребенок - школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.

В результате социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и снизить напряженность во взаимоотношениях.

ДЕТИ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

Таким образом, школа и семья должны искать новые формы взаимодействия, понимая, что родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребенка.

Литература:

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.

Париж, 1934; Крупская Н.К. О воспитании и обучении: сб. избран. пед. произведений / сост.: Н.А. Константинов, Н.А. Зиневич. М.: Учпедгиз, 1946. 317 с.; Каиров И.А. А.В. Луначарский - выдающийся деятель социалистического просвещения. М., 1966;

Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. М., 1936.

2. Бочарова В. Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся // Социально-

педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. М., 1981; Вульфов Б.3.

Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. № 5, 6.

3. Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1982. №5; Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М. 1976.; Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 190 с.

4. Деусова Т.П., Кавашкина О.Д. Воспитательные возможности семьи. М., 1980; Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2003. № 5. с. 64 - 75; Савина Н.Н. Роль этических и правовых знаний в подготовке будущих учителей // Вестн. Оренбург. пед. ун-та. 2001. № 2. С. 93-99.

5. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. 190 с.; Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение. 1986. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.