Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников'

Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / нравственное воспитание / школьник / семья / школа. / interaction / moral education / schoolchild / family / school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш. И. Булуева, Р. Я. Юсупова, Х. М. Балаева

В статье изучен процесс проектирования системы взаимодействия школы и семьи как условие нравственного воспитания школьников. Структура проектирования педагогом воспитательного процесса для школьников и семьи включает ряд компонентов: понимание и методологическое видение нравственного воспитания как феномена педагогической науки и действительности; понимание и методологическое видение нравственного воспитания и развития личности школьника; обоснование актуальности необходимости; формулировка ожидаемых результатов; планирование (тематические) воспитательной деятельности в данном направлении. Каждый младший школьник индивидуален и имеет свою специфику. Именно поэтому важно уметь анализировать личность ученика, чтобы в дальнейшем составить план работы и обязательно обосновано представить его всем заинтересованным лицам, в том числе и самому себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ш. И. Булуева, Р. Я. Юсупова, Х. М. Балаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOLS AS THE CONDITION OF MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article studies the process of designing a system of interaction between school and family as a condition for the moral education of schoolchildren. The structure of the design of the educational process by the teacher for students and families includes a number of components: understanding and methodological vision of moral education as a phenomenon of pedagogical science and reality; understanding and methodological vision of moral education and personality development of the student; substantiation of the relevance of necessity; statement of expected results; planning (thematic) educational activities in this direction. Every junior student is different and has his own specifics. That is why it is important to be able to analyze the student in order to make a working plan in the future and to be sure to justify it to all interested parties and to the teacher himself.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников»

Библиографический список

1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г N 1493. Available at:

2. Коценко В.Н. Понятие «Патриотизм» как интегративное качество личности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

3. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников. Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Ставрополь: Издательство СГУ 2001.

4. Гришаков Д.Ю. Условия и средства воспитания у школьников и молодежи гражданственности и патриотизма. Ученые заметки ТОГУ. 2016; Т. 7, № 4-2: 345 - 349.

5. Музей Гжельского государственного университета. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14

6. Иванова Н.И., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

References

1. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. N 1493. Available at:

2. Kocenko V.N. Ponyatie "Patriotizm" kak integrativnoe kachestvo lichnosti. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

3. Vasyutkin D.V. Shkol'nyj muzej sredstvo patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Sovremennye problemy obrazovaniya: opyt i perspektivy. Stavropol': Izdatel'stvo SGU, 2001.

4. Grishakov D.Yu. Usloviya i sredstva vospitaniya u shkol'nikov i molodezhi grazhdanstvennosti i patriotizma. Uchenye zametki TOGU. 2016; T. 7, № 4-2: 345 - 349.

5. Muzej Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14

6. Ivanova N.I., Filimonyuk L.A. Razvitie professional'nyh kompetencij pedagogov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 371

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

Yusupova R.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: Usupova69@mail.ru

Balaeva Kh.M, senior teacher, Department of Physical Education, Ingush State University (Magas, Russia)

INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOLS AS THE CONDITION OF MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article studies the process of designing a system of interaction between school and family as a condition for the moral education of schoolchildren. The structure of the design of the educational process by the teacher for students and families includes a number of components: understanding and methodological vision of moral education as a phenomenon of pedagogical science and reality; understanding and methodological vision of moral education and personality development of the student; substantiation of the relevance of necessity; statement of expected results; planning (thematic) educational activities in this direction. Every junior student is different and has his own specifics. That is why it is important to be able to analyze the student in order to make a working plan in the future and to be sure to justify it to all interested parties and to the teacher himself.

Key words: interaction, moral education, schoolchild, family, school.

Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

Р.Я. Юсупова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: Usupova69@mail.ru

Х.М. Балаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье изучен процесс проектирования системы взаимодействия школы и семьи как условие нравственного воспитания школьников. Структура проектирования педагогом воспитательного процесса для школьников и семьи включает ряд компонентов: понимание и методологическое видение нравственного воспитания как феномена педагогической науки и действительности; понимание и методологическое видение нравственного воспитания и развития личности школьника; обоснование актуальности необходимости; формулировка ожидаемых результатов; планирование (тематические) воспитательной деятельности в данном направлении. Каждый младший школьник индивидуален и имеет свою специфику. Именно поэтому важно уметь анализировать личность ученика, чтобы в дальнейшем составить план работы и обязательно обосновано представить его всем заинтересованным лицам, в том числе и самому себе.

Ключевые слова: взаимодействие, нравственное воспитание, школьник, семья, школа.

Создание и поддержание правового общества - задача социального развития, построение экономики - задача государства, нравственное воспитание школьника - задача школьного образования и семьи. В современном мире школьники уделяют большую часть времени школе и дополнительным занятиям. Но на этапе формирования ребенка как личности важно участие семьи. Учитель - это проводник в мир знаний и открытий, семья - это бесценный дар, который идет с человеком по жизни. Безусловно, на этапе обучения в школе учащемуся необходимы внимание и поддержка как учителя, так и семьи.

Современные методики преподавания воодушевляют своей разнообразностью. В век информационных технологий каждый человек может найти для себя именно то, что ему необходимо, в любой сфере. Но даже с таким количеством информации и возможностей некомпетентный человек не сможет воспользоваться этими знаниями. И тем более передать эти знания ребенку. Если соединить знания учителя и заботу семьи, то на выходе во взрослую жизнь мы получим правильно сформированную личность. Человека, который адаптирован к жизни, отличает коммуникабельность, заинтересованность в познании чего-либо нового, готовность к переменам.

В современных школах большая часть времени уделяется общеобразовательным предметам. Учебный план состоит из параграфов, тем, упражнений, проверочных работ. От большого потока информации ребенок, а зачастую и

взрослые не могут грамотно спланировать свою деятельность. Одно тянется за другим, и в итоге мы получаем пробелы в знаниях, замкнутость и страх у ребенка. Для того чтобы деятельность ребенка несла в себе логику и положительный результат, необходимо тщательно планировать то, как преподносить учащемуся новые знания и умения. Во всем должна быть своя система, задача и последовательность. На данный момент многие учителя и родители не могут грамотно построить эту деятельность. И именно поэтому необходимо сплотить все стороны и соблюдать четкие правила.

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». Основная идея системного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. При этом родители должны контролировать процесс познания чего-то нового. Если у ребенка выходные или каникулы, семья должна непрерывно продолжать деятельность, которую ребенок осуществлял в школе. Для этого необходимо

выяснить у учителя вид деятельности, с которым на данном этапе обучения работает ученик.

Педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения, и направленных на формирование личности и нравственного поведения школьника.

Если рассматривать две стороны, а именно учителя и семью, необходимо понимать, что системы воспитания будут отличаться. Если учитель - это специалист, который получил диплом, прошел полный курс лекций, этапы проверки знаний и на постоянной основе занимается самосовершенствованием, то мы можем говорить о том, что учитель выступает в качестве консультанта для семьи ученика. В то же время учитель должен понимать схему передачи информации родителям. Прежде чем предложить конкретную систему обучения или познания, с ней необходимо познакомить родителей и ребенка.

Если мы рассмотрим подход к системе родителя, то важно понимать разницу и учесть индивидуальные особенности семьи. Безусловно, без желания семьи стремление свести систему воспитания к одному консенсусу равно нулю, но учитель должен удостовериться в том, что родитель действительно не проявляет желания или априори не верит в системный подход. Но есть ситуации, когда семья желает присоединиться к этому воспитанию, но не видит конечного результата. В этих случаях учитель должен как можно лучше продемонстрировать возможные положительные изменения в ученике при выходе из начальной школы.

Для того чтобы система дала свои результаты, необходима целостность -взаимосвязь между педагогом, семьей и школьником. Если рассмотреть определение системы, то можно увидеть идентичную идею, т.е. подтверждение соединений всех элементов для получения результата.

Не всегда играет роль только взаимодействие между заинтересованными лицами. Важно соблюдать ряд особенностей возраста ребенка и его интересов. Мы рассмотрели основные моменты системного подхода, которые должны соблюдаться при воспитании, а именно: обоснование, образовательная игра, организация жизненного пространства, позиционное взаимодействие участников, схематизация. Важно понимать, что системный подход не будет реализован, ели одна из сторон проявит незаинтересованность.

Помимо вышеперечисленных условий системного подхода необходим постоянный контроль результата пройденной работы. Контроль должен осуществляться как учителем, так и семьей. Мы рассмотрели основные методы контроля, с помощью которых учитель, семья и младший школьник получают возможность осмыслить свою деятельность:

• Метод наблюдения. Учитель использует метод наблюдения в классе: наблюдение за учеником в стенах школы, устный опрос, взаимодействие ученика и учителя, ученика с классом; семья использует метод наблюдения вне школы: поведение с семьей, взаимодействие со сверстниками на прогулке, в гостях, поведение в общественных местах, проявление интереса к культуре, желание помочь кому-либо.

• Метод коллективного анализа деятельности, размышления. Применяя данный метод, учитель может проанализировать восприятие учеником системы в коллективе. Создать искусственную ситуацию, разыграть сценку с участием класса, распределив роли между учениками. Посмотреть, насколько каждый из учеников преуспевает в нравственном воспитании. Этот метод хорош тем, что за короткое время учитель может проанализировать уровень воспитания у большого количества младших школьников. Но есть и другая сторона данного метода. Так как каждый из учеников индивидуален и, как упоминалось ранее, имеют свою специфику характера и ситуацию в семье, анализ может быть недостаточно точный.

• Метод рефлексии - самопознание младшего школьника своей роли и отношения к событиям. Это один из немногих методов, в котором сам ученик может проанализировать свой уровень воспитания. Это может быть предложенная учителем ситуация, а ученик оценивает свои действия с помощью карточек. Каждый цвет карточек имеет свой уровень нравственности: высокий, средний низкий. После нескольких предложенных учителем ситуаций проводится подсчет цветов, дается характеристика цветов. После урока каждый из школьников может подойти к учителю и совместно проанализировать полученный результат.

• Метод тестирования и анкетирования. Данный метод больше подходит учителю. С помощью данного метода он может провести тестирование для учеников в классе. Помимо тестирования младших школьников учитель должен провести анкетирование родителей. Это может быть анкета для понимания учителем степени заинтересованности семьи и актуальности системы воспитания [1].

Педагогический процесс, оперируя понятием педагогическое воспитание, подразумевает систематическое осуществление коммуникативных действий всех участников воспитательного процесса, основными направлениями которого являются:

• использование возможностей школы для раскрытия особенностей обучающихся и реализации творческого потенциала коллектива. Данное направление ориентируется на дополнительные возможности для всех участников процесса воспитания. Школьник находится в том возрасте, в котором все восприятие происходит через интерес. Если интерес присутствует - учащийся будет воспринимать информацию;

• стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время. Направление стиму-

лирования должно на протяжении всего периода воспитания присутствовать как в школе, так и в семье. Важно говорить и показывать ребенку возможный результат. Школьник воспринимает информацию через игру. Именно поэтому важно не просто рассказывать ребенку, но и вовлечь его в этот процесс с помощью творческой деятельности и на уроках, и вне школы;

• стимулирование научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов и семьи. Мы должны понимать, что процесс воспитания должен быть направлен на результат не только ребенка, но и всех остальных участников. Положительным будет считаться только тот результат, в котором все участники получат новые знания и умения. Повысить квалификацию учит как педагог так и психолог, в этом случае родители будут больше знать о воспитании школьников;

• проведение системной оценки школьника учителем и семьей. На

протяжении всего времени важно контролировать результаты работы системы. Если система дает сбой, необходимо незамедлительно внести корректировки и выяснить истинную причину неудачи. Помимо школы важно оценивать результаты дома, т.к. зачастую поведение школьника в стенах школы разительно отличается от поведения дома, в кругу семьи. После оценивания педагог и семья должны проанализировать и обсудить актуальность системы;

• повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы. Все вышеперечисленные процессы работают только при одном условии: должна быть заинтересованность всех участников. Но что делать, если одна из сторон не проявляет должного внимания к процессу воспитания? В этом случае должна вестись работа педагога с привлечением в процесс семьи. Безусловно, словесный подход в данном случае не совсем подойдет, т.к. если семья изначально не заинтересована в процессе воспитания младшего школьника, иллюзия перемены отношения после краткого разговора у педагога не должна присутствовать. Данный процесс должен быть ориентирован на создание интересных и запоминающихся методов вовлечения [2];

• создание информационного пространства школы. Школьник проводит достаточно большое количество времени в стенах школы. Реализации нравственного воспитания способствует приятное, комфортное для ребенка место. Ему должно быть уютно в классе, приятно общаться с учащимися и педагогом. Но помимо окружающей его среды школьник должен развивать свои способности с помощью дополнительных материалов. Нравственному воспитанию в настоящее время уделяется достаточно пристальное внимание. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится [3], что он направлен на обеспечение нравственного развития и воспитания обучающихся. Стратегия развития воспитания до 2025 года [4] подчеркивает приоритет восприятия в решении задач формирования личности гражданина.

Основным направлением в проектировании работы, направленной на нравственное воспитание, должно быть объединение усилий работы школы и семьи. В виду специфики данной работы большую часть проектирования должен взять на себя педагог Сложность данной работы состоит в том, что педагогу предстоит не только спроектировать ее с младшими школьниками, но и создать проект работы с семьей, грамотно донести все этапы и цели, помочь с реализацией данного проекта.

Структура проектирования педагогом воспитательного процесса для школьников и семьи включает ряд компонентов:

• Понимание и методологическое видение нравственного воспитания как феномена педагогической науки и действительности. В любом деле должно присутствовать понимание и логика. Особенно это применимо в работе с младшими школьниками и их семьями. Зачастую от педагога зависит дальнейшее социальное положение ученика. Поэтому важно понимать и принимать методы нравственного воспитания. Так как учитель выступает в качестве приемника педагогической науки, важно помнить о правиле запрета внушения своей личной позиции. Каждое действие должно сопровождаться четкими указаниями. В этом деле самодеятельность может быть опасна, и возможен конфликт участников. В данной работе важно не задевать религиозные чувства семьи и ребенка, не настаивать на интересах, а находить путь реализации процесса воспитания.

• Понимание и методологическое видение нравственного воспитания и развития личности школьника. Данная работа должна проводиться с участием семьи. Педагог должен понимать особенности младшего школьника. Но так как поведение ребенка в школе может значительно отличаться от его поведения дома, учитель не может в полной мере проанализировать личность ученика. В этот этап необходимо подключить родителей. Таким образом учитель сможет методически грамотно составить план системы и обосновать его семье младшего школьника.

• Обоснование актуальности необходимости. Это проектирование тесно связано с предыдущим пунктом. Как мы и говорили ранее, для достижения результатов необходимо понимать, для чего это необходимо, что ожидается от этого, и каким путем необходимо идти для положительного результата. Каждый младший школьник индивидуален и имеет свою специфику. Именно поэтому важно уметь анализировать личность ученика, чтобы в дальнейшем составить план работы и обязательно обосновать его всем заинтересованным лицам, в том числе и самому учителю. Ведь зачастую, каким бы квалифицированным специалист не был, результат получается неоднозначный, потому что изначально был план, но не было обоснования того, почему был выбран именно этот путь.

• Формулировка ожидаемых результатов. Обосновывать свою деятельность всегда важно. Но помимо анализа результатов важно знать, как их грамотно сформировать и составить хронологию. Если этап формулировки произойдет верно, то в конечном итоге участники смогут сделать выводы и понять ключевые моменты. Перед проектированием работы необходимо проработать каждый его этап. Но это практически невозможно сделать, пока не будет четкой формулировки конечного результата. Если сравнить значимость этапов: сначала формулируем результат, затем составляем этапы работы, то в голову приходит составление заключения выпускной квалификационной работы. Невозможно сделать вывод о проделанной работе, пока нет самого исследования.

• Планирование (тематическое) воспитательной деятельности в данном направлении. Школьник лучше воспринимает информацию во время игры или занимательного, с сюжетной линией урока.

Библиографический список

В рамках школы это могут быть тематические внеклассные мероприятия, походы в музей, театр. На этом этапе важно завлечь школьника до этого процесса. Если Вы запланировали урок или поездку заранее, сообщите об этом классу. Некоторым ученикам можно дать дополнительное задание. Если мы рассматриваем воспитательную деятельность вне школы, необходимо донести всю необходимую информацию до семьи. Возможно, составить план посещений культурных мероприятий, проконсультировать родителей, как они могут обыграть эти мероприятия.

Проектирование педагогом воспитательного процесса есть не что иное, как создание образа всей работы по нравственному воспитанию. Данные образы будут отличаться у разных педагогов, т.к. очень много зависит от особенностей школьника и его семьи.

1. Макаренко А.С. О воспитании. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983; Т. 1.

2. Сухомлинский В.А., Россел Б. О препозициях: что они собой представляют и каким образом обозначают Избранные труды об обозначении. Новосибирск, 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2011.

4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015 - 2025). Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html References

1. Makarenko A.S. O vospitanii. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983; T. 1.

2. Suhomlinskij V.A., Rossel B. O prepoziciyah: chto oni soboj predstavlyayut i kakim obrazom oboznachayut. Izbrannye trudy ob oboznachenii. Novosibirsk, 2007.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2011.

4. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF (2015 - 2025). Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 371

Yavbatyrova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: Burliyat76@yandex.ru

Mamaeva S.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: mm.salya@mail.ru

THE STYLE OF ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY (THE CASE STUDY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS). The authors in the article consider a problem of adaptation of primary schoolchildren and younger adolescents, as well as the psychological characteristics of primary school students to educational activities. The task of the article is to study styles of adaptation to new educational conditions of primary school children and younger adolescents. The study of the individual characteristics of the adaptation of children who enter the first grade of the school, as well as students who move from one stage of the continuing education system to another, namely, from primary to secondary. The article concludes that to ensure students good mental and physical health during the adaptation period, it is necessary to apply individual methods (studying the physical and mental condition of the students, from age characteristics, establishing the level of the students' preparedness for the educational process. It is necessary to create a business relationship between teachers of each of the subjects and the class leader from the primary school in order to share the experience of adapting students.

Key words: adaptation, adaptation styles, educational activity.

Б.Г. Яебатыроеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Burliyat76@yandex.ru

С.М. Мамаева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: mm.salya@mail.ru

СТИЛЬ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ)

Автор в статье рассматривает проблему адаптации младших школьников и подростков, а также психологические особенности младших школьников. Целью статьи является изучение стилей адаптации к новым условиям учебной деятельности младших школьников и подростков; изучение индивидуальных особенностей адаптации детей, поступивших в 1 класс школы, а также учащихся, перешедших из одной ступени системы непрерывного образования в другую, а именно из начальной школы в среднюю. В статье делается вывод: чтобы обеспечить учащимся хорошее состояние психического и физического здоровья в адаптационный период, необходимо применять индивидуальные методы (изучение физического и психического состояния учеников из возрастных характеристик, установление уровня подготовленности учащихся к образовательному процессу). Необходимо создать деловую связь между учителями каждого изучаемого предмета и классным руководителем из начальной школы, чтобы обмениваться опытом адаптации учащихся.

Ключевые слова: адаптация, стили адаптации, учебная деятельность.

Все основные изменения, которые в последнее время коснулись Российской Федерации, оказали существенное влияние на каждую из сфер жизни социума. Не обошли стороной они и жизнь общеобразовательных учреждений, в частности школ. Ввиду того, что школа является неотъемлемым элементом современной повседневной жизни, а учащиеся - непосредственными её частями, им приходится приспосабливаться и адаптироваться к реалиям нынешней жизни. Окружающая действительность требует от индивида оперативно и правильно отражать реакцию на непрерывно трансформирующиеся условия, а также быть открытым к любым изменениям, которые происходят не только в его частной жизни, но и во всем обществе [1 - 7].

Помимо этого ученики вынуждены искать методы приспособления не только к глобальным переменам, касающимся каждой сферы общества, но и к ми-

кросоциуму, который представляет собой школьную жизнь. В эту область входят: большое количество образовательных учреждений разнообразных профилей, огромная учебная нагрузка, многочисленные учебные программы и материалы и др.

Подобная ситуация формирует острую проблему, которая представляет собой защиту психического благополучия и здоровья детей. На сегодняшний день этот вопрос становится все более очевидным и требующим незамедлительного решения, поскольку в последнее время заметно возросло число случаев психических и нервных расстройств у подростков и детей. Многочисленные аспекты данного вопроса образуют предмет теоретического исследования и практической деятельности разных наук, среди которых медицина, психология, педагогика и др. Очевидно, что при отсутствии возможности обеспечения оптимального об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.