Научная статья на тему 'Взаимодействие с родителями по реализации в МАДОУ ЦРР - ДС № 108 Г. О. Самара гендерного подхода в социализации дошкольников'

Взаимодействие с родителями по реализации в МАДОУ ЦРР - ДС № 108 Г. О. Самара гендерного подхода в социализации дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / GENDER APPROACH / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / INTERACTION WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Лыгдэнова Оксана Станиславовна, Радаева Людмила Михайловна

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия с родителями при реализации гендерного подхода в социализации дошкольников. Анализируются результаты изучения мотивированности участия родителей в данной работе. В статье описываются активные формы взаимодействия с родителями, которые решают задачи эмоционального, когнитивного и поведенческого аспекта социализации их детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Лыгдэнова Оксана Станиславовна, Радаева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH PARENTS AS PART OF GENDER APPROACH IMPLEMENTATION IN PRESCHOOLERS’ SOCIAL ADJUSTMENT (AS EXEMPLIFIED IN MAPEI -CHILDCARE CENTRE № 108, C.D. SAMARA)

Interaction with preschool children’s parents in the process of children socialization and gender approach implementation as its part is of great assistance in personal growth competences development. The article focuses on the active forms of work that help to solve emotional, cognitive and behavioral problems in the process mentioned above.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с родителями по реализации в МАДОУ ЦРР - ДС № 108 Г. О. Самара гендерного подхода в социализации дошкольников»

И.Н. Белкина,О.С. Лыгдэнова, Л.М. Радаева ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ .

УДК 372.3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В МАДОУ ЦРР - ДС № 108 Г.О. САМАРА ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2014

И.Н. Белкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

О.С. Лыгдэнова, заведующий Л.М. Радаева, методист

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка -

детский сад № 108, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы взаимодействия с родителями при реализации тендерного подхода в социализации дошкольников. Анализируются результаты изучения мотивированности участия родителей в данной работе. В статье описываются активные формы взаимодействия с родителями, которые решают задачи эмоционального, когнитивного и поведенческого аспекта социализации их детей.

Ключевые слова: социализация; гендерный подход; гендерная идентичность; взаимодействие с родителями.

Социализация дошкольников является важным вопросом теории и практики современной педагогики. Социализация предполагает обеспечение развития личности дошкольников, предупреждение трудностей их учения в школе и успешную реализацию ими жизненных планов, в том числе в семейной сфере [1, 2, 3, 4]. В настоящее время в обществе возрос интерес к усилению гендерной составляющей развития человека, так как возникают серьёзные проблемы в вопросах формирования человека как представителя определённого пола. Возрастает интерес к усилению гендерной составляющей обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Истоки гендерной социализации обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Однако в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений пока еще не всегда учитываются гендерные особенности человека. Игнорирование этой составляющей, вкупе с другими факторами, является причиной недостаточной сформированности у мальчиков психологических качеств, необходимых мужчине, и качеств, нужных женщине, у девочек. Это может привести и зачастую приводит к недостаточной зрелости личности дошкольников, к трудностям их учения в школе и в реализации ими жизненных планов, в том числе в семейной сфере.

Таким образом, существует противоречие между потребностью современной дошкольной педагогики в технологиях социализации детей дошкольного возраста, учитывающих их гендерную специфику, и отсутствием в настоящее время описаний эффективного применения таких технологий.

В настоящее время в МАДОУ ЦРР - ДС №9 108 городского округа Самара ведется работа по реализации ген-дерного подхода в социализации дошкольников. Работа проводится с тремя участниками образовательных отношений - детьми, педагогами и родителями. Сущность работы проектной площадки по данной теме - в создании для дошкольников психолого-педагогических условий, учитывающих их гендерную сущность, для формирования у них знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной социализации. Эффективность реализации гендерного подхода в социализации детей дошкольного возраста обеспечивается полноценным включением в эту работу их родителей.

С целью оценки уровня знаний об особенностях ген-дерного подхода в воспитании детей и оценки мотивированности участия родителей в данной работе в МАДОУ ЦРР - ДС № 108 городского округа Самара проводилось анкетирование, которое предполагало возможность ответа на следующие вопросы (по шкале, предполагающей разную степень согласия с текстом вопроса):

1. Считаете ли Вы, что воспитание мальчиков и девочек различается?

2. Достаточно ли Вам Ваших знаний об особенно-

стях мальчиков и девочек?

3. Достаточно ли Вам умений, необходимых для воспитания вашего ребёнка в соответствии с его половой принадлежностью?

4. Проводится ли в ДОУ специальная работа по воспитанию дошкольников с учётом их половой принадлежности?

5. Оцените, пожалуйста, своё желание повысить свою компетентность в воспитании девочек и мальчиков.

В анкетировании приняли участие 50 родителей обоего пола (42 мамы и 8 пап).

1. При ответе на вопрос о различии воспитания девочек и мальчиков 50% родителей выбрали ответ «скорее «да», чем «нет»», 40% считают, что воспитание девочек и мальчиков различается абсолютно во всём, 10% родителей затруднились ответить. Однако в беседе никто не смог ответить на вопрос: «А в чем именно заключается различие, как организовать воспитание, если в семье, например, есть и сын, и дочка»?

2. При ответе на второй вопрос мнения родителей разделились сильнее. Половина родителей (50%) считают, что им «скорее достаточно, чем недостаточно» знаний об особенностях мальчиков и девочек, 10% родителей «знают об особенностях всё», 10% родителей «знают об особенностях мало», 30% родителей затруднились ответить на данный вопрос, что характеризует средний уровень знаний этой группы родителей по указанному вопросу.

3. Свои умения родители оценили следующим образом. Не нашлось ни одного человека, который бы заявил о том, что у него совсем нет умений, необходимых ему для воспитания ребёнка в соответствии с его половой принадлежностью. 70% родителей оценили свои умения как «хорошие и высокие», 22% родителей «затруднились ответить» и 8% родителей решили, что «их умений недостаточно».

4. Категоричными оказались ответы родителей на вопрос, касающийся их информированности о проводимой в саду проектной деятельности. Родители либо «ничего об этом не знают» (16%), либо считают, что такая работа «проводится активно» (84%).

5. Только 4 родителя, все - папы (8% от общего количества отвечавших), признались, сославшись на занятость, что у них «среднее» желание повысить свою компетентность в вопросах воспитания своих дочерей и сыновей (что, впрочем, далеко от полного отсутствия у них такого желания!). Остальные родители (92%) оценили своё желание как «высокое» (32%) и «выше среднего» (60%), что, конечно, наглядно демонстрирует их желание «быть хорошим родителем».

В пожеланиях, касающихся оптимизации работы по социализации детей с учётом их половой принадлежности, родители поблагодарили за проводимую работу, выразили желание и готовность участвовать в ней, пред-

И.Н. Белкина,О.С. Лыгдэнова, Л.М. Радаева ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ...

ложили организовывать такую работу чаще, в том числе в активной игровой форме, с применением сценок, заданий.

В соответствии с планом работы и пожеланиями родителей в дошкольной образовательной организации проводится проектная деятельность по реализации гендерного подхода в социализации детей дошкольного возраста. Целью занятий с родителями является формирование педагогической компетентности в вопросах воспитания их детей-дошкольников.

Задачи взаимодействия с родителями

Когнитивный компонент

Передача родителям и членам семей знаний об особенностях: развития мальчиков и девочек; формирования представлений о статусе мальчиков/мужчин и девочек/женщин; формирования гендерных характеристик у мальчиков и девочек; создания среды для формирования в семье гендерных характеристик у мальчиков и девочек.

Эмоциональный компонент: развитие представлений об эмоциях и о связи эмоций с различными сторонами жизни мужчины/мальчика и женщины/девочки; развитие эмоциональной сферы: работа с эмоциями, дифференциация/принятие эмоций, расширение эмоционального словаря, гармонизация эмоциональной сферы.

Поведенческий компонент: создание семейной среды для усвоения сыновьями типичных мужских моделей поведения, а дочерьми - женских.

Для эффективности взаимодействия выполняются следующие условия:

- применение различных категорий форм работы: долгосрочных, периодических и разовых;

- применение в работе разнообразных и преимущественно активных форм психологической и педагогической работы;

- активное применение медиаресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий.

При реализации гендерного подхода в социализации дошкольников в нашей дошкольной образовательной организации применяются следующие виды и формы взаимодействия с родителями:

- теоретические: тематическое сообщение; сообщение об опыте работы; чтение специальной, научно-популярной и художественной литературы; информиро-

вание родителей об электронных источниках и сайтах, содержащих теорию и практические рекомендации по формированию тендерной идентичности дошкольников в соответствии с их полом; рассылка родителям информации (тексты и презентации) по электронной почте и ответы на вопросы; памятка; буклет.

- практические: групповое и индивидуальное обсуждение проблемных ситуаций; арт-терапевтическое занятие; дискуссия; беседа.

В частности, проводились такие занятия, как: обсуждение книги «Мужественные всегда побеждают» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов); обсуждение книги «Семь дорог женственности» (Т. Зинкевич-Евстигнеева); беседа «Девочка - девушка - женщина»; беседа «Мальчик - юноша - мужчина»; беседа «Мужские архетипы»; арт-терапевтическое занятие для мам «Секрет моей женственности»; арт-терапевтическое занятие для пап «Я - мужественный». В работе с родителями участвовали педагог-психолог, воспитатели и специалисты учреждения.

Приобретаемые родителями компетенции способствуют социализации их детей на основе гендерного подхода, формированию гендерной идентичности дошкольников, что подтверждается результатами диагностики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 161-164.

2. Верхозина Л.Г. Становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 56-58.

3. Старостина Ю.А. Форсирование развития ребенка дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 204-207.

4. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 441-444.

INTERACTION WITH PARENTS AS PART OF GENDER APPROACH IMPLEMENTATION IN PRESCHOOLERS' SOCIAL ADJUSTMENT (AS EXEMPLIFIED IN MAPEI -CHILDCARE

CENTRE № 108, C.D. SAMARA)

© 2014

I.N. Belkina, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of special

education and psychology Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

O.C. Lygdenova, head L.M. Radaeva, Methodist

Municipal autonomous preschool educational institution, Child Development Center - Childcare center

№ 108, Samara (Russia)

Annotation: Interaction with preschool children's parents in the process of children socialization and gender approach implementation as its part is of great assistance in personal growth competences development. The article focuses on the active forms of work that help to solve emotional, cognitive and behavioral problems in the process mentioned above. Keywords: socialization; gender approach; gender identity; interaction with parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.