Научная статья на тему 'Взаимодействие с читательской аудиторией как инструмент творческой работы журналиста'

Взаимодействие с читательской аудиторией как инструмент творческой работы журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1532
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Е. И.

Подготовка текста статьи, репортажа, интервью или рецензии является творческим процессом. Как правило, в этом процессе рассматривается субъект, сам автор, и объект, произведение. Но тот, кто является основным адресатом сообщения, то есть читатель, зачастую остается за кадром, его интересы и запросы остаются вне поля зрения автора. Тогда как читатель является неотъемлемой частью системы массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с читательской аудиторией как инструмент творческой работы журналиста»

текста нередко подменяет реальную ситуацию абстрактной проекцией, приводя аргумент к здравому смыслу в качестве отсутствующего доказательства правомерности тех или иных утверждений. Так во время апрельского саммита стран «Большой восьмерки» значительная часть журналистских материалов в качественной прессе была посвящена важности переговоров в разрешении кризисной ситуации. При этом главный аргумент в пользу того, что определенные результаты будут достигнуты, сводился к тому, что у стран участниц саммита нет другого выхода. То есть должен восторжествовать здравый смысл. На деле подобные заявления оказались не более чем условными словоформами, а итоги саммита с большей охотой обсуждала глянцевая пресса и обозреватели светской хроники, нежели финансовые аналитики деловых изданий. В данном случае не вызывают вопросов и лидирующие позиции Коммерсанта и Российской газеты по числу аргументов к здравому смыслу и общей динамике данного типа маркированности. Значительная масса протокольных мероприятий, не предполагающих быстрых и эффективных решений, вынуждает качественную прессу строить прогнозы и предоставлять читателю неаргументированные проекции текущей ситуации. В

схожих условиях глянцевая и массовая печать предпочитают не давать никаких комментариев и прогнозов.

В целом на качественную прессу возложена непростая миссия по донесению до читателя основной массы политической и экономической информации. Как мы уже говорили, за рассмотренный период это более пятнадцати тысяч статей. Учитывая то, что политических журналистских текстов в массовой и глянцевой прессе 6084 и 241 соответственно, масштаб и значение идеологии в качественной печати нельзя недооценивать. Это наиболее обширный пласт политической журналистики, влияние которого на наше восприятие экономической и политической реальности следует признать доминирующим.

Список литературы

1. Grimes, T. Media violence and aggression : science and ideology / T. Grimes, L. Bergen, J. Anderson. . NY. : Sage Publications, 2007.

2. McChesney, R. Rich media, poor democracy : communication politics in dubious times. NY : The New Press, 2000.

3. Thompson, J. Ideology and modern culture. Critical social theory in the era of mass communication. NY., 1990.

Е. и. морозова

взаимодействие с читательской аудиторией как инструмент творческой работы журналиста

Подготовка текста - статьи, репортажа, интервью или рецензии - является творческим процессом. Как правило, в этом процессе рассматривается субъект, сам автор, и объект, произведение. Но тот, кто является основным адресатом сообщения, то есть читатель, зачастую остается за кадром, его интересы и запросы остаются вне поля зрения автора. Тогда как читатель является неотъемлемой частью системы массовых коммуникаций.

Ключевые слова: творческая деятельность журналиста, читательская аудитория, журналистское произведение.

Оказывая воздействие на аудиторию посредством текста, журналист задает параметры оценки эффективности своего труда - отклик от читателей. Текст хотя и не является единственным способом взаимодействия с читателями, представляет собой один из ключевых каналов этого взаимодействия. Вслед за Т. Д. орловой обозначим два направления влияния на поток информации, идущей от аудитории. Во-первых, прямая организация (целенаправ-

ленный заказ материалов, зондирование общественного мнения, журналистские акции и др.) - назовем такую работу организационным методом - и, во-вторых, использование текстов (побуждение к откликам с помощью определенного содержания и формы журналистских материалов) - текстовой метод1.

Что касается аудитории средств массовой информации - то это отдельный полюс для ученых и их исследований. Так, проблему взаимо-

действия аудитории и СМИ рассматривает Б. Н. Лозовский. Он обращается к интересной и актуальной, на наш взгляд, проблеме возникновения и встраивания в коммуникативный процесс новых аудиторий, которые появляются вслед за перестройкой и исторической модификацией системы средств массовой информации2.

Приведем определение В. Ф. Олешко, которое он дает применительно к деятельности редакции по установлению контактов с аудиторией. Оперативные формы связи с аудиторией СМИ - это технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (коммуникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией, а также способствующие формированию его имиджа и в конечном итоге - реализации коммуникативной функции СМИ в обществе3. Этот термин раскрывает суть рассматриваемого нами понятия и отражает характер взаимодействия редакций и их аудитории в сегодняшнее время.

Если в эпоху советской формации в редакциях существовали целые отделы по работе с читателями, то новый режим в стране принес перемены и в штатных расписаниях средств массовой информации. Многие СМИ резко сократили или даже исключили затраты на изучение своей аудитории. Отделы по работе с письмами были расформированы. Отработанные годами способы взаимодействия с читателями были утрачены, следом ослабла, а в некоторых случаях и вовсе прервалась связь редакций и аудитории. Сотрудники редакции посвящали себя новым задачам - продвижению СМИ, обеспечению его экономической успешности, привлечению рекламодателей. на рубеже веков создалась ситуация, когда журналисты и редактора в большей степени ориентировали

Рейтинг инфор

СМИ на рекламодателей, чем на читателей. Отстраняясь от аудитории многие СМИ попросту потеряли приверженных читателей, а вслед за ними и рекламодателей. Таким образом, между журналистами и читателями образовался рубеж непонимания, отчуждения и недоверия.

Среди основных тенденций во взаимодействии печатных изданий и их аудитории на рубеже веков можно назвать следующие. Во-первых, передача в руки журналистов практически полного объема функций по подготовке издания, сокращение во многих редакциях таких должностей как ответственный секретарь, специалист по работе с корреспонденцией читателей. Во-вторых, сокращены каналы взаимодействия с аудиторией, читатель в большей степени рассматривается как потребитель продукта, то есть информации, нежели участник в создании этого продукта. В-третьих, из-за расцвета «желтой» и бульварной прессы общее доверие аудитории к СМИ снизилось, читатели перестали рассматривать издания как возможности для изменения текущей ситуации общественной жизни и приняли правила игры товарно-денежных отношений4.

К сожалению, многие редакции стали пренебрегать таким ресурсом в редакционной работе, как аудитория. Хотя Гуревич С.М. в своей работе «Газета: вчера сегодня завтра»5 уже обращался к вопросу привлечения читателей в работе над созданием журналистских материалов. Хотя описанные ими способы предложены в качестве инструмента для газетных редакций, они вполне могут быть успешно использованы и при подготовке журналов, радиопрограмм и телепередач.

Пока, к сожалению, процесс вовлечения аудитории в творческую работу журналистов не велик. Существует некоторый социальный снобизм - журналисты считают, что сами создают новости и делают события более значимыми, ационной емкости

1. Редакция или телекомпания 69 %

2. Обмен информацией с коллегами из других СМИ 66 %

3. Различного рода пресс-службы 34 %

4. Неофициальное общение с бывшими героями публикаций 24 %

5. Диспетчерские службы, оперативные дежурные 11 %

6. Домашняя кухня, родственники 10 %

7. Городской транспорт 8 %

8. Афиши и объявления 6 %

9. Жилищно-эксплуатационное управление, его службы 4 %

обратив на них внимание и осветив на своих страницах. Для иллюстрации этого тезиса приведем данные исследования В. Ф. Олешко, в котором приняли участи триста журналистов Екатеринбурга6.

То есть в лидерах мы можем увидеть профессиональное сообщество, общение с коллегами. С одной стороны, результат вполне логичен и обусловлен тем, что специалисты проводят достаточно много времени в профессиональном социуме, но с другой стороны - такой ответ журналистов свидетельствует об их отстраненности, отчужденности от потребителей информации, или аудитории. То есть можно отметить также такую особенность, что большую часть среди источников информации для самих журналистов занимают институты, заинтересованные в распространении этой самой информации (пресс-службы - 34 %, диспетчерские службы - 11 %). Речи о заинтересованной в получении информации, а соответственно стороны, имеющей на нее запрос, по определенным причинам не стоит вовсе.

Вопрос участия аудитории в подготовке журналистских материалов СМИ в основном рассматривается теорией журналистики и социологией и имеют научную основу. Социология в значительной степени пополнила арсенал журналистских приемов сбора информации. В последнее десятилетие журналисты стали особенно охотно использовать социологические методы сбора информации, ориентированные на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, выяснение закономерностей изменений, происходящих в социальной действительности, наконец, на воссоздание тех процессов, которые невозможно объяснить анализом статистических данных7.

но социология дает журналистам только часть методов, которые зачастую помогают собрать лишь количественные и в меньшей степени качественные данные о мнение и настроении аудитории. Для полномасштабного исследования и выявления глубинных настроений, как правило, требуются значительные ресурсы, как материальные, так и человеческие, а журналисты ими зачастую не располагают.

Практические методы, которые сегодня использует редакция, стоят на стыке творческой деятельности и связей с общественностью и зачастую курируются разными службами и сотрудниками. От этой рассогласованности эффективность используемых приемов может несколько снижаться. А значит, участие ауди-

тории в творческом процессе требует помимо прочего решения организационных задач редакции.

Обратим также особое внимание на классический и важнейший источник информации, забытый на время, но получивший новую популярность. Это редакционная почта. Воскрешению и новому развитию редакционной почты в большей степени способствовало развитие электронных сетей, в частности, Интернет. Общедоступность электронных способов общения вытеснила традиционные бумажные письма, зато придала процессу общения читателей и аудитории большую оперативность и вариативность. Сегодня большинство СМИ имеют электронную версию в Интернете с возможностью комментирования материалов. Есть форумы, своеобразные полемические площадки, где можно обсудить те или иные темы, оставит свое мнение, по затронутым в журналистских текстах темам.

Возможности интерактивного общения с читателями посредством Интернет многогранны: от опросов общественного мнения до вовлечения читателей в процесс создания новых статей. Вопрос использования этих методов стоит только в желании редакции налаживать связь со своей аудиторией. Ведь как показывает опыт последних лет СМИ - это только часть системы коммуникации и без читателей, их участия и интереса, эта система попросту не будет функционировать.

Примечания

1 Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

2 Лозовский, Б. Н. Аудитория и СМИ : взаимодействие и манипулирование // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56. С. 277-291.

3 Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. : РИП-холдинг, 2003.

4 Там же.

5 Гуревич, С. М. Газета : вчера, сегодня, завтра : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2004.

6 Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. : РИП-холдинг, 2003.

7 Свитич, Л. Г. Журналистское образование : взгляд социолога / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева. М., 1997. С. 154-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.