Степанов А. В., Бурнасов А. С., Ковалев Ю. Ю., Байсалбекова М. Э., Нюсупова Г. Н. *
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
(на примере нефтепровода «Атырау-Самара»)
Baisalbekova M., Nyusupova G. Burnasov A., Kovalev Y., Stepanov A.**
INTERACTION RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC KAZAKHSTAN IN FIELD OF OIL TRANSPORTATION (Atyrau-Samara oil pipeline)
Аннотация: В статье рассматриваются особенности становления и развития взаимоотношений РФ и Казахстана в сфере становления и развития транспортной инфраструктуры. Показано место и роль нефтепровода как важного фактора экономического взаимодействия государств в сфере топливно-энергетического комплекса. Подчеркивается международная функция транспортировки казахстанской нефти через нефтетранспортную систему ПАО «Транснефть» на мировые рынки энергоносителей.
Ключевые слова: Россия, Казахстан, приграничное сотрудничество, нефтепровод.
Abstract: The article discusses the features of the formation and development of relations between the Russian Federation and Kazakhstan in the field of the formation and development of transport infrastructure. The place and role of the pipeline as an important factor in the economic interaction of states in the field of the fuel and energy complex is shown. The international function of transporting Kazakh oil through the Transneft oil transportation system to the world energy markets is underlined. Keywords: Russia, Kazakhstan, transboundary cooperation, oil pipeline.
* Степанов Анатолий Владиславович - кандидат географических наук, доцент, Зав. кафедрой экономики и права ИППК УрФУ.
Байсалбекова М.Э. - магистр кафедры географии, землеустройства и кадастра Казахского национального университета им. Аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан.
Нюсупова Г. Н. - д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии, землеустройства и кадастра Казахского национального университета им. Аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан.
Бурнасов Александр Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, Зав. каф. теории и истории международных отношений УрФУ.
Бурнасов Александр Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, Зав. каф. теории и истории международных отношений УрФУ.
** Baisalbekova M.E.- Master of Geography, Land Management and Cadastre of the Kazakh National University. Al-Farabi, Almaty, Kazakhstan.
Nyusupova G. N. - Doctor of Geological Sciences, Professor, Head. Department of Geography, Land Management and Cadastre of the Kazakh National University. Al-Farabi, Almaty, Kazakhstan.
Burnasov A.S. - Candidate of Historical Sciences, Ural Federal University. First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Kovalev Yu.Yu. - Candidate of Geography Sciences, Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Stepanov A.V. - Candidate of Geographical Sciences, Ural Federal University. First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Взаимодействие Российской Федерации и Республики Казахстан в сфери транспортировки нефти (на примере оефтепровода «<Атырау-Самара»>)
В условиях современной глобализации мировой экономики растущие объемы добычи углеводородного сырья в прикаспийском регионе и, прежде всего, нефти, приобретают стратегическое значение для потребителей, как в Европе, так и в других регионах мира. В этой связи к числу приоритетных, стоящих перед каспийскими государствами, относятся задачи по выводу энергоресурсов на мировой рынок. Подписанная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 12 августа 2018 г. главами пяти прикаспийских стран (России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана) на саммите в Актау расширяет возможности между странами в сфере топливно-энергетического комплекса.
Казахстан, как одно из ключевых государств региона, как в силу своего геополитического положения, так и ввиду наличия крупных запасов энергоресурсов, крайне заинтересован в решении этих задач и стремится проводить активную политику в области экспорта нефти. Это обусловлено тем, что богатый ресурсный потенциал страны представляет собой важный источник экономического роста, обеспечивая не только значительную часть внутренних потребностей страны в сырье и топливе, но и формируя значительную часть валютных поступлений от экспорта [Евразийское...].
Нефтегазовая промышленность является стратегической отраслью экономики Республики Казахстан. Одним из важнейших направлений ее развития является создание привлекательных условий для транспортировки и транзита нефти, путем реализации трубопроводных проектов. В этой связи следует отметить, что главный нефтепроводный оператор Казахстана, компания «КазТрансОйл», добился больших результатов в реализации трубопроводных проектов, установлении и укреплении международных связей [КазТрансОйл.].
В силу исторической и географической близости, интегрированно-сти нефтетранспортной инфраструктуры «КазТрансОйл» рассматривает сотрудничество с российскими компаниями как приоритетное [Евразийское.]. Нефтегазовые месторождения Казахстана уже связаны нефтегазопроводами различной протяженности с объектами переработки сырья в Российской Федерации (РФ) (города: Орск, Оренбург, Самара), непосредственно в Казахстане (города Атырау, Актау, Жанаозен). Однако все эти магистральные сооружения функционируют уже достаточно длительное время и, кроме как снабжение действующих мощностей отмеченных заводов нефтью и газом, никаких других функций не несут.
Формирование отвечающей современным требованиям трубопроводной системы потребовало серьезных организационных преобразований, совершенствования работы действующих нефтепроводов и дальнейшего расширения транспортной инфраструктуры. За последние годы в Казахстане проведена большая работа по развитию системы магистральных нефтепроводов, направленная на повышение конкурентоспособности и надежности существующих и строительство новых мощностей по транспортировке и перевалке нефти, а также на создание необходимой договорной базы
44 Степанов А. В., Бурнасов А. С., Ковалев Ю. Ю., БиИсилЛeкоаи М. Э., Нюсуопоа Г. Н.
для обеспечения транзита нефти по территориям транзитных государств. «КазТрансОйл» стал проводником государственной политики в обеспечении экономических интересов Республики Казахстан в вопросах транспортировки, экспорта и импорта нефти, оптимизации структуры управления предприятиями, привлечения инвестиций, проведения единой тарифной политики для всех магистральных нефтепроводов.
Важнейшим направлением энергетического сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие в отраслях нефтегазового комплекса. За годы независимого существования государств была создана соответствующая база межправительственных соглашений. Ключевые документы включают соглашения «О сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов» от 25 декабря 1993 г. с ежегодными Протоколами к нему, «О техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях» от 25 февраля 1997 г., «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» от 6 июля 1998 г., «О сотрудничестве в газовой отрасли» от 28 ноября 2001 г. [Зеркалов Д.В.]
Кооперация между АО «КазТрансОйл» и трубопроводными компаниями России, Беларуси, в том числе с ПАО«Транснефть», РУП «Гомельтранснефть», Новополоцкое предприятие по транспорту нефти «Дружба», является важной составляющей экономического сотрудничества, поддержания и углубления взаимной интеграции между странами Евроазиатского экономического союза. Примером укрепления взаимной заинтересованности государств в развитии сотрудничества в области транспортировки нефти стало подписание 7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о транзите нефти. Данным документом, предусматривается возможность гарантированного транзита казахстанской нефти по системам нефтепроводов «Транснефти» в объемах не менее 15 млн тонн в год по направлению Атырау-Самара и не менее 2,5 млн тонн в год по трубопроводу Махачкала-Новороссийск. [КазТрансОйл] Данное соглашение придало импульс дальнейшему развитию сотрудничества двух стран в сфере транспортировки углеводородов. На протяжении ряда лет в направлении «Атырау-Самара» наблюдается поступательный рост объемов транспортировки нефти.
В настоящее время в РК имеются следующие направления, обеспечивающие доставку сырья на внешние рынки. Нефтепровод «Узень-Аты-рау-Самара» (мощность до 15-18 млн т). Через него прокачивается около 75% общего объема добываемой казахстанской нефти на месторождениях Атырауской и Мангистауской областей. Основной объем сырья транспортируется по этому нефтепроводу на Атырауский нефтеперерабатывающий завод и в систему «Атырау - Самара». Далее сырье экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. Нефтепровод пролегает по территории Аты-рауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей РК, а также
Взаимодействие Российской Федерации и Республики Казахстан в сфери трансп ортировси нефти (на примере оефтепровода «<Атырау-Самара»>)
по Самарской области РФ. Общая протяженность нефтепровода составляет 1500 км, из них по территории РК - 1237,4 км [Евразийское...].
Нефтепровод Атырау-Самара является одним из основных экспортных нефтепроводов для транспортировки казахстанской нефти через нефте-транспортную систему ПАО «Транснефть» и стран СНГ с возможностью поставок на терминалы Черного моря (Новороссийск, Южный), Балтийского моря (Приморск, Гданьск, Бутинге), а также на рынки стран Европы (Польша, Германия, Венгрия, Словакия, Чехия и другие) [КазТрансОйл]. Нефтепровод «Атырау-Самара» (проектная мощность 17,5 млн тонн) увеличивает потенциал транзита казахстанской нефти через территорию России до 70-79 млн тонн в год [Смирнов С.].
Традиционно транспортировка казахстанской нефти по нефтепроводу «Атырау-Самара» и далее по системе нефтепроводов ПАО «Транснефть» осуществляется с месторождений полуостровов Бузачи и Мангышлак, месторождений Атырауской и Актюбинской областей. В то же время необходимо отметить, что в условиях роста добычи нефти в Казахстане, потребности в транспортировке «черного золота» по нефтепроводу «Атырау-Самара» возрастут. В этой связи в АО «КазТрансОйл» изучается вопрос расширения пропускной способности этого нефтепровода. На сегодняшний день в результате применения противотурбулентной присадки на казахстанском участке по нефтепроводу «Атырау-Самара» может перекачиваться до 16 млн тонн нефти в год. Ранее проведенные опытно-промышленные испытания показали, что в случае применения таких присадок и на российском участке, пропускная способность нефтепровода может увеличиться до 18 млн т/г. Таким образом, использование данной технологии позволило бы уже сейчас увеличить объемы транзита казахстанской нефти по территории России без значительных капиталовложений.
Учитывая, что в перспективе рост нефтедобычи в Казахстане будет происходить в основном за счет легких сортов, доля которых в общем объеме добываемых в Казахстане углеводородов в настоящее время составляет до 70%, актуальным является вопрос о применении технологии раздельной перекачки легких сортов нефти с сохранением ее качества до конеч-
Т-) «-» и
ных пунктов отгрузки. В этой связи с целью привлечения производителей легкой нефти АО «КазТрансОйл» и ПАО «Транснефть» проводят совместную работу по расширению нефтепровода «Атырау-Самара» с возможностью организации последовательной перекачки нефти.
В октябре 2005 г. между российскими и казахстанскими трубопроводными операторами было проведено совещание, по итогам которого подписан Протокол по вопросу порядка организации последовательной перекачки нефти различного качества. Стороны признали наличие опыта в организации и осуществлении последовательной перекачки нефти различного качества по своим системам и подтвердили необходимость проведения комплексных исследований для организации последовательной перекачки, включающих разработку технико-экономического обоснования
46 Степанов А. В., Бурнасов А. С., Ковалев Ю. Ю., Байсалбекова М. Э., Нюсу/пова Г. Н.
и технологического регламента последовательной перекачки легкой казахстанской нефти по системам трубопроводов АО «КазТрансОйл» и ПАО «Транснефть».
Объемы поставок легкой казахстанской нефти при использовании последовательной перекачки могут составить до 10 млн т/г в дополнение к объемам нефти традиционных грузоотправителей. Нефтяные компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и «Аджип ККО» уже заявили о своей заинтересованности в использовании магистрального нефтепровода «Аты-рау-Самара» и системы «Транснефти» для экспорта нефти в случае обеспечения сохранения качества нефти до конечного пункта поставки.
«КазТрансОйл» совместно с ПАО «Транснефть» создали новый трубопроводный маршрут для транспортировки кашаганской нефти, сообщила пресс-служба «КазТрансОйла». «Начиная с января 2017 года по нефтепроводу «Атырау-Самара» ведется транспортировка кашаганской нефти, с сохранением качества сырья, для дальнейшей транспортировки по системе ПАО «Транснефть» в общем потоке малосернистой сибирской легкой нефти до порта Новороссийска и последующего экспорта». Отгрузка кашаганской нефти в порту Новороссийска будет производиться отдельными танкерными партиями, по 80 тыс. тонн. Отгрузка первого танкера с кашаганской нефтью осуществляется с 23 февраля 2017 г. В будущем объемы таких поставок могут составить до 3 млн тонн в год.
Таким образом, опыт использования транспортной инфраструктуры РФ и Республики Казахстан на разных этапах историко-экономического развития доказывает, что построенный нефтепровод почти 50 лет востребован в сфере топливно-энергетического комплекса обеих стран. С момента завершения в 1970 г. строительства трубопровода Атырау-Самара, тогда называвшегося «Узень-Гурьев-Куйбышев», ставшего уникальным по протяженности (около 1500 км) и техническим решениям, его значение неизменно возрастало. Сегодня магистральный нефтепровод Атырау-Самара является основным направлением экспорта казахстанской нефти по системе АО «КазТрансОйл». Несмотря на создание новых нефтепроводных и нефте-перевалочных мощностей, благодаря которым работающие в республике компании заметно диверсифицировали направления поставок нефти, объемы транспортировки нефти по этому направлению продолжают расти. Однако, для повышения привлекательности маршрута необходимо решить такие задачи, как совершенствование тарифной политики в соответствии с условиями достигнутых межгосударственных договоренностей, сохранение качества нефти до конечного пункта отгрузки (или создание системы компенсации за ухудшение качества). Что касается последнего, то (несмотря на подписание 5 октября 2005 г. между ПАО «Транснефть» и АО «КазТрансОйл» протокола по вопросу порядка организации последовательной перекачки нефти различного качества) некоторые российские аналитики опасаются перераспределения поставщиками качественной нефти по другим маршрутам, в результате чего по трубе Атырау-Самара
Взаимодействие Российской Федерации и Республики Казахстан в сфери трансп ортировки нефти (на примере оефтепровода «А^рау-Самара»)
пойдет нефть более низкого качества. Кроме того, успешность реализации проекта реконструкции нефтепровода Атырау-Самара с целью увеличения объемов транзита казахстанской нефти по территории России и других стран СНГ в значительной степени зависит от благоприятных условий в странах-транзитерах [Смирнов С.].
Литература
Евразийское стратегическое партнерство в развитии нефтетранспортной инфраструктуры. [Eurasian strategic partnership in the development of oil transport infrastructure.] URL: http://www.kaztransoil.kz/?id=369 (дата обращения: 26.09.2018).
Зеркалов Д.В. Политическая безопасность. Книга 2. К.: Основа, 2011. 795 с. [Zerkalov D.V.(2011). Political security Book 2. K .: Basis. 795 p.]
КазТрансОйл возводит «мосты» [KazTransOil builds «bridges»]. URL: http://www. kaztransoil.kz/?id=399 (дата обращения: 26.09.2018).
Смирнов С. Информбюро: На перепутье экспортных маршрутов казахстанской нефти. [Smirnov S. Informbureau: At the crossroads of export routes of Kazakh oil.] URL: https://informburo.kz/mneniya/sergey-smirnov/na-perepute-eksportnyh-mar-shrutov-kazahstanskoy-nefti.html (дата обращения: 27.09.2018).
Смирнов С. Российский гамбит для казахстанской нефти / Эксперт Казахстан № 29 (177). [Smirnov S. Russian Gambit for Kazakhstani Oil / Expert Kazakhstan № 29 (177).] URL: http://expert.ru/kazakhstan/2008/29/nefteprovod_atyrau_samara (дата обращения: 28.09.2018).