Научная статья на тему 'Взаимодействие Российской Федерации и Организации Исламского сотрудничества в контексте глобальных политических процессов'

Взаимодействие Российской Федерации и Организации Исламского сотрудничества в контексте глобальных политических процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
849
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / США / ИСЛАМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN FEDERATION / THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION / UNITED STATES OF AMERICA / ISLAM / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васецова Елена Сергеевна

Актуальность статьи обусловлена важностью изучения взаимодействия Российской Федерации и Организации Исламского сотрудничества в новых политических условиях. Цель статьи изучение этого взаимодействия в контексте процессов мировой политики. Проанализированы факты из разных источников, изучены точки зрения, изложенные в научной литературе. Проведенный анализ позволил сделать умозаключения относительно объективных закономерностей и причин развития сотрудничества между Российской Федерацией и государствами членами Организации Исламского сотрудничества. В статье выявлены общие угрозы как факторы сближения, рассмотрены цели и то, каким образом они соотносятся с внешнеполитической концепцией России, проанализировано сотрудничество сторон как обстоятельство, способствующее формированию многополярного миропорядка. Сделаны выводы о том, что в настоящее время указанное взаимодействие достигло уровня партнерских отношений, основанных на стабильном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the Russian Federation and the Organization of Islamic cooperation in the context of global political processes

The relevance of the article depends on the importance of studying the engagement between the Russian Federation and the Organization of Islamic Cooperation in a new political environment. The Russian Federation and the OIC Member States are coping with common challenges and working onissues on the international agenda. The aim of the article is to study the cooperation between Russia and the OIC Member States. To achieve the goal the author analyzed the facts from diffeent groups of sources, studied the arguments of the scholars. Analysis has shown the patterns and the reasons of cooperation between the Russian Federation and the OIC Member States. The article is also reviews the aims of the OIC, the way in which they are correlating with the concept of Russian foreign policy. Interaction between the Russian Federation and the OIC Member States contributes to the development of a multipolar world. Interaction between the Russian Federation and the OIC Member States has reached a high level of cooperation. The main areas of cooperation between the Russian Federation and the OIC Member States are: cooperation in making an equitable world order, interaction in strengthening international and regional security, promotion the supremacy of international law, humanization of social systems and development of partnership in the sphere of economy.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Российской Федерации и Организации Исламского сотрудничества в контексте глобальных политических процессов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 4

Е.С. Васецова*

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

E.S. Vasetsova

INTERACTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL POLITICAL PROCESSES

Актуальность статьи обусловлена важностью изучения взаимодействия Российской Федерации и Организации Исламского сотрудничества в новых политических условиях. Цель статьи — изучение этого взаимодействия в контексте процессов мировой политики. Проанализированы факты из разных источников, изучены точки зрения, изложенные в научной литературе. Проведенный анализ позволил сделать умозаключения относительно объективных закономерностей и причин развития сотрудничества между Российской Федерацией и государствами — членами Организации Исламского сотрудничества. В статье выявлены общие угрозы как факторы сближения, рассмотрены цели и то, каким образом они соотносятся с внешнеполитической концепцией России, проанализировано сотрудничество сторон как обстоятельство, способствующее формированию многополярного миропорядка. Сделаны выводы о том, что в настоящее время указанное взаимодействие достигло уровня партнерских отношений, основанных на стабильном сотрудничестве.

Ключевые слова:Российская Федерация, Организация Исламского сотрудничества, США, ислам, международные отношения.

The relevance of the article depends on the importance of studying the engagement between the Russian Federation and the Organization of Islamic Cooperation in a new political environment. The Russian Federation and the OIC Member States are coping with common challenges and working on issues on the international agenda. The aim of the article is to study the cooperation between Russia and the OIC Member States. To achieve the goal the author analyzed the facts from diffeent groups of sources, studied the arguments of the scholars. Analysis has shown the patterns and the reasons of cooperation between the Russian Federation and the OIC Member States. The article is also reviews the aims of the OIC, the way in which they are correlating with the concept of Russian foreign policy. Interac-

* Васецова Елена Сергеевна — канд. полит. наук, доцент каф. политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: vasetsova.es@yandex.ru

tion between the Russian Federation and the OIC Member States contributes to the development of a multipolar world. Interaction between the Russian Federation and the OIC Member States has reached a high level of cooperation. The main areas of cooperation between the Russian Federation and the OIC Member States are: cooperation in making an equitable world order, interaction in strengthening international and regional security, promotion the supremacy of international law, humanization of social systems and development of partnership in the sphere of economy.

Key words: The Russian Federation, The Organization of Islamic Cooperation, The United States ofAmerica, Islam, international relations.

Актуальность статьи

Взаимодействие Российской Федерации с исламским миром и Организацией Исламского сотрудничества (ОИС)1 как выразительницей его политической воли на международном уровне осуществляется в контексте процессов, происходящих в мировой политике. В последние годы в системе международных отношений произошли существенные изменения, которые привели к формированию новых тенденций, затронувших основы мирового развития. Система международных отношений приобрела особенности, обозначенные известным американским политологом Дж. Ро-зенау как «турбулентность», которая ведет к возрастанию рисков для внешнеполитической деятельности государств2. С течением времени турбулентность усиливалась, что необычайно увеличило степень неопределенности международных отношений, которая становится глобальной3.

Произошло усложнение глобальной внешнеполитической среды как по числу акторов, так и по характеру и интенсивности их взаимодействия. Противоречия между государствами становятся все более острыми. На первый план выходит геополитика. США и их ближайшие союзники преследуют цель любой ценой сохранить собственную гегемонию, что в том числе проявляется в их ближневосточной политике, которая способствует разжиганию конфликтов, хаотизации региона, росту активности вооруженных исламистских группировок. Для достижения своей цели коллективный Запад будет стремиться изолировать и ослабить Российскую Федерацию, которая оказывает противодействие его планам. Также в интересах США и их союзников не допустить роста консолидации и влияния стран — участниц ОИС, которое может способствовать стабилизации обстановки в ближне-

1 Организация Исламского сотрудничества — международная межправительственная организация исламских стран, до 2011 г. называлась Организация Исламская конференция (ОИК).

2 Rosenau J.N. Turbulence in World Politics. A Theory of Change and Continuity. Princeton, 1990.

3 См.: Внешняя политика России в условиях глобальной неопределенности/Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2015.

восточном регионе4 и усилить позиции сторонников различных проектов, альтернативных западным.

Во многом действия Запада по нагнетанию глобальной неопределенности привели к тому, что международная система стала самой нестабильной из всех систем. Все большую роль играют разнообразные негосударственные игроки, и среди них особую угрозу для стабильного и предсказуемого развития человечества представляют радикальные вооруженные исламистские группировки, использующие террористические методы борьбы5. Данные организации представляют опасность как для национальных интересов России, так и для мирного существования государств — членов ОИС.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления взаимодействия России и ОИС в новых политических условиях. Внешнеполитические условия, в которых действуют Россия и страны — участницы ОИС, предопределили общие вызовы, которые стороны вынуждены преодолевать, близость их позиции по вопросам международной повестки дня, общность целей и задач.

Цель и задачи статьи,

степень научной разработанности проблемы

Целью статьи является изучение взаимодействия России и ОИС в контексте процессов мировой политики. Данная цель предопределила постановку исследовательских задач: выявить общие угрозы для РФ и ОИС как факторы их сближения, рассмотреть цели ОИС и то, каким образом они соотносятся с внешнеполитической концепцией России, проанализировать сотрудничество сторон как способствующее формированию многополярного миропорядка.

Деятельность ОИС изучалась представителями разных областей науки, и ученые рассматривали ее исходя из предмета своего исследования6. Однако большая часть работ относится к сроку более чем пятилетней давности. Полагаем, что изучение работы ОИС в контексте взаимоотношений

4 Подробнее о ситуации на Ближнем Востоке см.: Васецова Е.С. Основные тенденции развития ситуации на Ближнем Востоке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 1.

5Подробнее о вооруженных исламистских группировках см.: Васецова Е.С. Терроризм на Ближнем Востоке и в государствах Северной Африки. М., 2018.

6 Косач Г. Организация Исламская конференция: Региональное объединение в современном мире // Региональные организации. Современные тенденции развития: Сб. ста-тей/Подред. Е.С. Мелкумян. М., 2003; Султанов Э.Ш. Международно-правовые аспекты деятельности Организации Исламская конференция: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Сидорова Е.В. Организация Исламская конференция: Потенциал развития и технологии политической деятельности в процессе институционализации нового мирового порядка: Дисс. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2009; Ихсаноглу Э. Исламский мир в новом веке: Организация Исламского сотрудничества. М., 2013; Фазельянов Э.М. Диалог цивилизаций: Россия и мусульманский мир. М., 2013.

с Россией нуждается в анализе с учетом последних тенденций мировой политики. Статья призвана восполнить этот пробел.

Цель, структура, основные направления деятельности

Организации Исламского сотрудничества

Прежде чем перейти к анализу взаимодействия России и ОИС, рассмотрим цели, структуру и основные направления деятельности организации, изначально называвшейся Организация Исламская конференция, о создании которой было объявлено в 1969 г. Оформление Организации явилось важным шагом к консолидации стран, большинство населения которых исповедует ислам. Она стала символом единения мусульман, их желания преодолеть разногласия и выступать на мировой арене сообща.

Постепенно число членов Организации возрастало, и в настоящее время в ней объединены 57 государств с населением более 1,5 млрд человек, в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. По своему масштабу в настоящее время она — вторая в мире межправительственная организация после Организации Объединенных Наций (ООН) и самая авторитетная и крупная исламская организация в мире. Организация имеет статус наблюдателя при ООН и постпредства в Нью-Йорке и Женеве.

Штаб-квартира Организации расположена в Саудовской Аравии в г. Джидда. Рабочими языками выбраны арабский, английский и французский7. Члены Организации руководствуются приоритетом общемусульманской солидарности, придерживаются принципа укрепления единства среди государств-членов для защиты их интересов на международной арене. В то же время страны-участницы заявляют о своей приверженности положениям Устава ООН, уважении международного права.

Условно разделим основные направления деятельности ОИС на два уровня: первый уровень — взаимоотношения между исламскими странами-участницами, второй — взаимодействие на международной арене с неисламскими государствами и акторами мировой политики, не связанными с миром ислама. Во взаимодействии друг с другом государства-члены обязуются укреплять узы единства, связующие исламские страны, уважать и защищать национальный суверенитет, независимость и территориальную целостность. Они осознают важность и необходимость развития прав человека и основных свобод, признания верховенства закона; выражают намерение развивать сотрудничество для достижения устойчивого социально-экономического развития с целью успешной интеграции в мировую экономику. Также страны-участницы берут на себя социальные обязательства: способствовать защите и реализации прав женщин, их участия во всех сферах жизнедеятельности, создавать условия для полноценного воспитания подрастающего поколения, воспитывать у него исламские цен-

7 Организация Исламская конференция (справочная информация). 11.06.2009. МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/mtemational_orgamzations/-/asset_publisher/ km9HkaXMTium/content/id/290274 (дата обращения: 27.07.2018).

ности посредством образования, популяризовать знания, чтобы содействовать развитию интеллектуального уровня8.

Выстраивая отношения с различными акторами на мировой арене, Организация обязуется руководствоваться нормами международного права, признавая ключевую роль ООН в системе международных отношений. Страны — участницы ОИС следуют принципам невмешательства во внутренние дела суверенных государств, прилагают усилия для формирования миропорядка, основанного на равенстве и обоюдном уважении всех участников мировой политики. Организация стремится вносить свой вклад в мир и безопасное развитие человеческой цивилизации, поощрять и развивать диалог культур.

К целям ОИС относятся защита общих интересов, координация совместных усилий с учетом вызовов, угрожающих исламскому миру и международному сообществу, обеспечение активного участия государств-членов в глобальных процессах принятия решений по политическим, экономическим и социальным вопросам. Одной из целей Организации является содействие развитию межгосударственных отношений на основе справедливости, добрососедства для обеспечения мира9.

Структура ОИС хорошо продумана и полностью соответствует успешной реализации поставленных целей. Высший орган — Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Главный орган, отвечающий за идейно-политическую составляющую деятельности, — Конференция министров иностранных дел, проводится раз в год. Также министры иностранных дел ежегодно встречаются в Нью-Йорке накануне сессии Генеральной ассамблеи ООН для выработки согласованного мнения относительно вопросов, внесенных в повестку дня Генассамблеи. Регулярно проходят неформальные встречи членов Организации, имеющие рекомендательный характер.

Исполнительный орган ОИС — Генеральный секретариат, избираемый Конференцией министров иностранных дел. Генеральный секретарь назначается по принципу географического представительства, занимает должность пять лет не более одного раза. Сотрудники Генерального секретариата назначаются Генеральным секретарем из числа граждан государств — членов ОИК с учетом принципа равного географического представительства10.

Организация — слаженный механизм, который развивается в соответствии с требованиями меняющейся внешнеполитической среды. Постепенно была проведена ее комплексная модернизация, которая привела

8 Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2012 г. № 570-IV «О ратификации Устава Организации Исламская конференция». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000570 (дата обращения: 27.07.2018).

9 Там же.

10 Начало встречи с Генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу. 07.06.2006. URL: http://test.rusisworld.com/religiia/samye-interesnye-vyskazyvaniya-vladimira-putina-o-islame/ (дата обращения: 27.07.2018).

к принятию нового Устава11 и смене названия на Организация Исламского сотрудничества.

Несмотря на кажущуюся сплоченность и единство членов ОИС, они представляют конгломерат государств с разным уровнем социально-экономического развития, несхожими политическими системами, самобытными культурами и во многом уникальным путем исторического развития. Демографическая ситуация в государствах также сильно отличается. Безусловно, между такими разнородными и разнонаправленными участниками существуют противоречия, разница национальных интересов сказывается на принятии тех или иных решений.

Отметим, что документы ОИС национальные государства принимают с оговоркой, что обязуются исполнять их положения, в случае если они не противоречат их основным законам. В качестве примера приведем Закон Республики Казахстан «О ратификации Устава Организации Исламская конференция»12, который содержит соответствующий пункт. В Уставе Организации зафиксировано, что его положения принимаются странами-участницами настолько, насколько они соответствуют их национальному законодательству.

Взаимодействие России

и Организации Исламского сотрудничества

Вышесказанное не умаляет значимости ОИС как органа, отвечающего за выработку общего вектора развития исламских государств. Российская Федерация имеет статус наблюдателя в Организации с июня 2005 г., и традиционно российская сторона придает большое значение развитию взаимоотношений с ней как выразителем воли мусульман. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении высоко оценил вхождение России в Организацию, так как «миллионы российских граждан, которые исповедуют ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира»13.

В.В. Путин выделил развитие отношений с исламским миром как один из существенных приоритетов внешней политики российского государства. Он неоднократно отмечал, что Россия всегда была и будет союзницей исламского мира. «Россия всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником — защитником интересов исламского мира. Россия всегда была самым лучшим и надежным партнером и союзником»14. Так же Президент РФ выразил поддержку мусульманским странам в укреп-

11 Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2012 г. № 570-IV «О ратификации Устава Организации Исламская конференция».

12 Там же.

13 Начало встречи с Генеральным секретарем ОИК Экмеледцином Ихсаноглу.

14Выступление на первом заседании парламента Чеченской Республики. 12.12.2005. URL: http://test.rusisworld.com/religiia/samye-interesnye-vyskazyvaniya-vladimira-putina-o-islame/ (дата обращения: 27.07.2018).

лении таких ценностей, как справедливость и верховенство права в международных отношениях15.

В последние годы у России и ОИС появились новые стимулы для развития взаимодействия. Складывающаяся международная ситуация характеризуется высокой напряженностью, усиливающейся конкуренцией, приобретающей форму соперничества ценностных ориентиров, стремлением США и их союзников предотвратить становление самостоятельных центров силы, которые могут стать важными составляющими системы международных отношений. Это объясняет расширение НАТО, размещение американских ПРО вблизи российских границ, украинский кризис, введение антироссийских санкций, агрессивные действия стран Запада в информационном поле.

Стабильное развитие и процветание государств, относящихся к миру ислама, также не отвечает интересам США и их союзников, которые исподволь усиливают противоречия между ближневосточными государствами, стремятся удерживать контроль над Афганистаном, упрочить свое положение в Центральной Азии. Таким образом, Россия и страны — участницы ОИС столкнулись с общими вызовами, среди которых главным является стремление коллективного Запада удержать свои позиции, для чего оказывается сопротивление альтернативным центрам силы, навязывается свое видение общемировых процессов. Перечисленные обстоятельства предопределили укрепление сотрудничества сторон, направленное на формирование стабильного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, принципах равноправия и уважения национального суверенитета. Цели, задачи и основные принципы ОИС созвучны с положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2016 г.16

Концепция внешней политики РФ, также как и основополагающие документы Организации Исламского сотрудничества, исходят из центральной роли ООН в регулировании международных отношений. Россия и государства — члены ОИС придают особое значение укреплению международной и региональной безопасности, осуждают терроризм и заявляют о важности международного сотрудничества в борьбе с ним, выступают за содействие урегулированию конфликтов усилиями мирового сообщества, стремятся к созданию многополярного миропорядка, основанного на коллективных действиях в решении глобальных проблем.

В Концепции 2016 г. Москва впервые заявляет о своем намерении выступать против попыток «вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе

15 ОИС назвала Владимира Путина другом ислама и мусульман. 28.07.2017. URL: https:// islam-today.ru/novosti/2017/07/28/ois-nazvala-vladimira-putina-drugom-islama-i-musulman/ (дата обращения: 27.07.2018).

16 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 27.07.2018).

посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации»17. Российская Федерация берет на себя ответственность не допускать военные интервенции и прочие формы стороннего вмешательства, нарушающие нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств18. Данная позиция находит отклик у стран — участниц ОИС, одним из основополагающих принципов которой является соблюдение права на невмешательство во внутренние дела суверенных государств.

Концепция рассматривает усиление угрозы международного терроризма как одну из наиболее опасных реалий современного мира19. Важности противодействия запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ) посвящен отдельный пункт документа20.Моск-ва подчеркнула необходимость создания широкой международной антитеррористической коалиции «без политизации и двойных стандартов»21.

В документах ОИС неоднократно звучит идея о необходимости сплотиться для успешного противостояния терроризму. Например, в заявлении Генерального секретаря Организации, принятом в 2015 г. после серии терактов в Париже, указано, что мировое сообщество должно принимать совместные и последовательные шаги в деле борьбы с терроризмом, ставшем главным врагом человечества22.

В сложившихся условиях российская внешняя политика все больше обращена на Восток. Концепция содержит пункт, посвященный важности дальнейшего сближения с государствами — членами ОИС, развития партнерства в различных областях23. Российская сторона последовательно претворяет в жизнь данное положение, что не осталось незамеченным. В 2017 г. Организация издала десятый по счету отчет по исламофобии, в котором Президент РФ В. Путин указан как один из мировых лидеров, «демонстрирующих дружественное отношение к исламу и мусульманам»24.

По заявлению Генерального секретаря ОИС аль-Усаймини, России и странам — участницам Организации удалось добиться большого прогресса в развитии торгового сотрудничества. В период с 2014 по 2016 г. объем торговли между сторонами увеличился с 34,6 до 42,5 млрд долл.25 Такие успехи оказались возможными во многом благодаря регулярным совместным мероприятиям, таким как КЛ2Л№иММ1Т, который зарекомендовал себя как эффективная площадка для установления новых кон-

17 Там же. П. 26, б.

18 Там же. П. 26, в.

19 Там же. П. 14.

20 Там же. П. 15.

21 Там же.

22 Организация исламского сотрудничества: Миру нужны согласованные действия против терроризма. 15.11.2015. ТАСС. URL:// http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2439495 (дата обращения: 27.07.2018).

23 Концепция внешней политики Российской Федерации. П. 96.

24 ОИС назвала Владимира Путина другом ислама и мусульман.

25 Товарооборот между странами ОИС и РФ вырос на 7,9 млрд долл. 10.05.2018. ТАСС. URL: http://tass.ru/ekonomika/5189219 (дата обращения: 27.07.2018).

тактов, один из способов представить экономические возможности и потенциал России26. X Международный экономический саммит «Россия — Исламский мир: KAZANSUMMIT» состоялся в Казани 10—12 мая 2018 г.

Заключение

В настоящее время взаимодействие России и ОИС достигло уровня партнерских отношений, основанных на стабильном сотрудничестве. Среди основных направлений выделим сотрудничество в формировании справедливого миропорядка, укреплении международной и региональной безопасности, продвижении курса на верховенство международного права, гуманизации социальных систем, партнерство в экономической сфере. Сближению сторон в последние годы способствовали и внешние факторы, прежде всего борьба за лидерство в определении ключевых принципов организации системы международных отношений. В данном отношении Россия и страны — участницы Организации Исламского сотрудничества вносят свой вклад в формирование многополярной системы международных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внешняя политика России в условиях глобальной неопределенности / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2015.

Выступление на первом заседании парламента Чеченской Республики.

12.12.2005. URL: http://test.rusisworld.com/religiia/samye-interesnye-vyskazyvaniya-vladimira-putina-o-islame/

Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2012 г. № 570-IV «О ратификации Устава Организация Исламская конференция». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z1200000570

Ихсаноглу Э. Исламский мир в новом веке: Организация Исламского сотрудничества. М., 2013.

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2542248

Косач Г. Организация Исламская конференция: Региональное объединение в современном мире // Региональные организации. Современные тенденции развития: Сб. статей / Под ред. Е.С. Мелкумян. М., 2003.

Начало встречи с Генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу.

07.06.2006. URL: http://test.rusisworld.com/religiia/samye-interesnye-vyskazyvaniya-vladimira-putina-o-islame/

ОИС назвала Владимира Путина другом ислама и мусульман. 28.07.2017. URL: https://islam-today.ru/novosti/2017/07/28/ois-nazvala-vladimira-putina-drugom-islama-i-musulman/

Организация Исламская конференция (справочная информация). 11.06.2009. МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/international_organizations/ -/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/290274

26 Там же.

Организация Исламского сотрудничества: Миру нужны согласованные действия против терроризма. 15.11.2015. ТАСС. URL:// http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2439495

Сидорова Е.В. Организация Исламская конференция: Потенциал развития и технологии политической деятельности в процессе институционализации нового мирового порядка: Дисс.... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2009.

Султанов Э.Ш. Международно-правовые аспекты деятельности Организации Исламская конференция: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2005.

Товарооборот между странами ОИС и РФ вырос на 7,9 млрд долл. 10.05.2018. ТАСС. URL: http://tass.ru/ekonomika/5189219

Фазельянов Э.М. Диалог цивилизаций: Россия и мусульманский мир. М.,

2013.

Rosenau J.N. Turbulence in World Politics. A Theory of Change and Continuity. Princeton, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.