Научная статья на тему 'Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследия'

Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
857
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ЮНЕСКО / UNESCO / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каширина Татьяна Владимировна, Федотова Кира Евгеньевна

В статье рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО при реализации программ сохранения материального и нематериального культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Russia and UNESCO on the protection of cultural heritage

The article considers the main directions of cooperation between the Russian Federation and UNESCO on the implementation of programs for the conservation of tangible and intangible cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследия»

Т.В. КАШИРИНА доктор исторических наук, зав. кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД Российской Федерации"

К.Е. ФЕДОТОВА атташе Министерства иностранных дел Российской Федерации, аспирант Дипломатической академии МИД Российской Федерации""

Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследия

Обеспечение охраны культурного наследия и культурных ценностей является одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО.

Российская Федерация и ЮНЕСКО, подписав 25 июня 1993 г. Меморандум о взаимодействии1, подтвердили свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации, в том числе необходимость взаимодействия для сохранения и развития культурного наследия.

Российская Федерация присоединилась к трем из шести основных конвенций ЮНЕСКО в сфере культуры: Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. («Гаагской конвенции») и Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г.

Участие в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), ратифицированной СССР в 1988 г., позволило Российской Федерации не только усилить охрану уникальных объектов, включенных в

* Каширина Татьяна Владимировна, e-mail: kashirina73@mail.ru

** Федотова Кира Евгеньевна, e-mail: Kira.unesco@gmail.com

1 См.: Московский журнал международного права, 1993, № 4, с. 184-189.

российский список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но также получать дополнительные доходы от развития деятельности в сфере туризма, поскольку согласно имеющимся статистическим данным наличие объекта всемирного значения в

1

среднем повышает такие доходы почти на треть .

В Список всемирного наследия ЮНЕСКО2 включены 26 наименований объектов, расположенных на территории Российской Федерации, что составляет около 2,5% от общего числа включенных в него объектов, из числа которых 17 объектов включены в список на основании культурных критериев и 10 объектов - на основании природных критериев. В Список вошли, в частности, Московский Кремль и Красная площадь (1990 г.); исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры пригородов Санкт-Петербурга (1990 г.); Кижский погост (1990 г.); исторические памятники Новгорода и окрестностей (1992 г.); Соловецкий историко-культурный комплекс (1992 г.); белокаменные памятники Владимира и Суздаля (1992 г.); архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (1993 г.); озеро Байкал (1996 г.); вулканы Камчатки (1996 г.); историко-архитектурный ансамбль Казанского Кремля (2000 г.) и другие культурные и природные объекты. В 1997 г. при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.

Российская Федерация входит в число первых десяти стран по количеству объектов, включенных в Список. В то же время, учитывая богатейший культурный потенциал нашей страны, можно сделать, как представляется, обоснованный вывод о том, что до настоящего времени объекты культурного наследия народов Российской Федерации представлены в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в недостаточной степени. Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО рассматривается более 50 новых объектов культурного наследия, которые могут быть рекомендованы для включения в Список.

Российская Федерация в сотрудничестве с ЮНЕСКО оказывает помощь в сохранении культурного наследия другим странам, в том числе в зонах военных конфликтов.

1 См.: Митрофанова Э. «Большой юбилей» ЮНЕСКО // Международная жизнь, 2011, № 1, с. 107-124.

2 http://whc.unesco.org/

Так, в 2008 г. было принято решение об участии Российской Федерации в восстановлении православных священных мест в Косово (Сербия)1.

На 38 Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2015 г. были рассмотрены вопросы обеспечения защиты и сохранения Пальмиры и других сирийских объектов культурного наследия, в апреле 2016 г. Исполнительным советом ЮНЕСКО по предложению Российской Федерации на основе консенсуса был одобрен широкий спектр мер по восстановлению и охране исторических памятников Сирии2.

В последние годы в отношении Российской Федерации выдвигаются обвинения в несоблюдении требований Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., которая предусматривает, что любое государство, временно оккупирующее чужую территорию, должно обеспечить сохранность культурных ценностей, расположенных на такой территории, включая как недвижимое, так и движимое имущество, исключить возможности какого-либо перемещения имущества, имеющего культурную ценность.

В связи с присоединением Крыма к Российской Федерации со стороны Украины выдвигались обвинения в том, что Российская Федерация не выполняет положения данной конвенции, в частности, перемещает некоторые картины для проведения выставок. Однако обоснованная позиция Российской Федерации заключается в том, что Гаагская конвенция не подлежит применению в рассматриваемом случае, так как произошло добровольное присоединение Крыма к Российской Федерации, в связи с чем Крым не может расцениваться в качестве «оккупированной территории».

Наряду с обеспечением охраны материального культурного наследия все большую поддержку со стороны Российской Федерации получает деятельность ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, преж-

1 См.: Демина С.А., Валеев Р.М. Взаимодействие Российской Федерации в ЮНЕСКО как один из приоритетов внешней политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Вестник Казанского государственного университета культур и искусств, 2015, № 1, с. 111.

2 См.: Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Общем собрании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (Москва, 25 апреля 2016 года) // [Электронный ресурс] URL: http://unesco.ru/ru/?module=news&action=view&id=82l (дата обращения 20.11.2016).

де всего, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Согласно Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. под таким наследием понимаются «обычаи, формы представления и выражения знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» (п.1 ст.2 Конвенции). Нематериальное культурное наследие может проявлять себя, в частности, через «устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды и празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» (п.2 ст.2 Конвенции).

Несмотря на то, что Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию так же, как и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 19 октября 2005 г., в нашей стране ведется активная работа по сохранению нематериального культурного наследия, что нашло отражение, в частности, в утверждении приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267 концепции федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации».

В то же время сохранение нематериального культурного наследия является сложной задачей, которая не может решаться эффективным образом при отсутствии системного подхода и достаточного финансирования 1.

Нематериальные культурные ценности в отличие от материальных ценностей зачастую не имеют определенной территориальной привязки, многие народы не могут поделить их, что провоцирует конфликты между ними. Решение вопросов приоритета в отношении отдельных объектов нематериального наследия при их включении в Список нематериального культурного наследия человечества может приводить к возникновению и обострению межэтнической розни.

1 См.: Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Известия Алтайского государственного университета, 2011, № 2-1, с. 247.

Так, существует проблема, связанная с попытками включения в Список нематериального культурного наследия человечества горлового пения народов Сибири, характерного для культуры ряда тюркских (тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы) и монгольских (монголы, буряты, калмыки) народов. Привлечение внимания к данному объекту нематериального культурного наследия привело к возникновению споров относительно времени его возникновения в различных национальных культурах.

В качестве одного из вариантов решения возникающих проблем рассматривается предложение о создании специальных реестров нематериального наследия народов Российской Федерации, в котором может закрепляться информация об отнесении отдельных объектов к категории совместного нематериального культурного наследия нескольких народов Российской Федерации. В этом случае возможно, например, внести в реестр несколько вариантов лезгинки для различных народов Северного Кавказа и информацию о лаваше как национальным блюде грузин, армян, турок и азербайджанцев и т.д.

В итоге в сформированном на основании достигнутого консенсуса реестре могут быть отражены согласованные решения относительно шедевров нематериального культурного наследия каждого народа с возможностью их консолидации на основе общего согласия, что позволит избежать возникновения конфликтных ситуаций и постепенно решить вопрос о присоединении к Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г.

К настоящему времени в Список нематериального культурного наследия человечества, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» и призванный привлекать внимание к нематериальному культурному наследию, от нашей страны включены такие объекты, как «Культурное пространство и устное творчество семейских (староверов Забайкалья)» и Якутский героический эпос «Олонхо».

Конвенцию об охране подводного культурного наследия от 21 ноября 2001 г. не подписала Российская Федерация в связи с тем, что участие в данной Конвенции подразумевает необходимость допуска экспертов, что в определенной степени способно создавать угрозу интересам обороны и безопасности нашей страны.

Большое значение для Российской Федерации может представлять реализация программы ЮНЕСКО «Память мира», в рамках которой обеспечивается выявление документального наследия, имеющего международное, региональное или национальное значение, формируется реестр такого наследия и обеспечивается его идентификация, оказывается содействие в обеспечении сохранности и недискриминационного доступа1. Предполагается, что всемирное документальное наследие является всеобщим достоянием, в связи с чем оно должно сохраняться в интересах всех и должно быть доступно для всех на постоянной основе, в том числе через сеть Интернет.

Сотрудничество Российской Федерации с ЮНЕСКО, в том числе при реализации программ сохранения культурного наследия, создает основу для использования потенциала ЮНЕСКО в целях развития культурного обмена на международном уровне, исследования и использования международного опыта сохранения и приумножения материального и нематериального культурного наследия, а также усиления взаимосвязей на международном уровне и расширения влияния на другие страны.

Каширина Т.В., Федотова К.Е. Взаимодействие России и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного наследия. В

статье рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО при реализации программ сохранения материального и нематериального культурного наследия.

Ключевые слова: культура, ЮНЕСКО, международное сотрудничество, культурное наследие.

Kashirina T.V., Fedotova K.E. Cooperation between Russia and UNESCO on the protection of cultural heritage. The article considers the main directions of cooperation between the Russian Federation and UNESCO on the implementation of programs for the conservation of tangible and intangible cultural heritage.

Keywords: culture, UNESCO, international cooperation, cultural heritage.

1 См.: Память мира. Общие руководящие принципы сохранения документального наследия (пересмотренное издание 2002 г.) / Составитель Р. Эдмондсон. Париж, 2002, с. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.