Научная статья на тему 'Взаимодействие религиозного и светского в современной России'

Взаимодействие религиозного и светского в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2015
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕЛИГИЯ / ПРОБЛЕМА / ОБЩЕСТВО / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гучетль Тимур Аскерович

В статье описывается характер отношений, складывающихся между светским государственным устройством России и религиозными общественными организациями. Устанавливаются причины сближения светского и религиозного в сегодняшней России при решении социальных проблем и приводятся доводы противников этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие религиозного и светского в современной России»

УДК 316.74:2; 316.334.3:321 ББК 60.563.05 Г 97

Гучетль Т.А.

Взаимодействие религиозного и светского в современной России

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье описывается характер отношений, складывающихся между светским государственным устройством России и религиозными общественными организациями. Устанавливаются причины сближения светского и религиозного в сегодняшней России при решении социальных проблем и приводятся доводы противников этого.

Ключевые слова:

Взаимодействие, религия, проблема, общество, светское государство.

Сегодня Россия делает шаги в направлении правового государства и гражданского общества. Активизируется работа по противодействию коррупции и клановости, ужесточается борьба с преступностью и накапливается опыт по ее профилактике. Можно было бы назвать множество других подвижек, но важно отметить, что со временем они становятся всё более конкретными и детализированными, что заметно отличает их от громких, но, как потом оказалось, непродуктивных заявлений 1990-х годов минувшего века. Это позволяет понять глубину поставленных задач, выработать поэтапный план их разрешения и облегчает возможность проверки выполнения.

Среди комплекса социально значимых в российском обществе проблем, нуждающихся в компетентном и оперативном разрешении, выделяется проблема отношений государства и религиозных организаций. Какое влияние религия оказывает на народы России и какие отношения должно выстраивать с ней государство? Одни утверждают, что государство должно игнорировать всё религиозное, отказаться от финансирования храмов, дистанцироваться от Церкви, Духовных управлений и др. Другие настаивают на необходимости прислушиваться к зову религий, придерживаться традиционных религиозных ценностей. Третьи молча наблюдают за первыми двумя. От того, как государство ответит на эти вопросы и как выйдет из сложившейся ситуации, возможно, зависит дальнейшая судьба самого государства, так как известно немало примеров, когда религиозный фактор так или иначе влиял на создание и разрушение целых империй.

Ответом со стороны государства можно было бы назвать активное вовлечение в начале 2000-х годов тогдашним президентом РФ В.Путиным пользующихся в обществе признанием представителей основных конфессий в разрешение проблем нравственности. На первых порах выражалось это в основном в противодействии распространению наркомании. Со временем сфера взаимодействия расширилась, причём инициативу проявляли как государство в лице высших должностных лиц и государственных органов, так и религиозные общественные организации. И даже сегодня нельзя сказать, что достигнут пик сотрудничества светского и религиозного в России, хотя уже сейчас невозможно найти какую-либо сферу, которую можно было бы обозначить как исключительно светскую или религиозную.

Возьмём, к примеру, науку и образование. Не секрет, что довольно долгое время в этой сфере места религиозному не было. Сейчас же картина меняется. Создаётся всё больше православных институтов, исламских университетов и других религиозных учебных заведений. В них помимо привычных для любой школы и университета предметов преподают еще и религиозные. Сегодня на законодательном уровне ведется работа по уравнению в правах выпускников светских и религиозных образовательных учреждений, а также о предоставлении права последним аккредитовывать свои образовательные программы по государственному стандарту.

Итак, можно утверждать, что религиозное и светское в России довольно тесно сотрудничают. Выразителем светскости является государство. Статья 14 Конституции РФ определяет нашу страну как светское государство, в котором ни одна религия не устанавливается в качестве обязательной [1]. В этой же статье религиозные объединения отделяются от государства. Религиозное представлено самим обществом.

Но что побуждает каждую из сторон обратиться друг к другу? Г осударство обращается к религии по нескольким причинам. Во-первых, большинство религий исповедует фактически одни и те же нравственные ценности с некоторыми поправками, а запрет на их нарушение подкрепляется их сакральностью, которая не имеет физического воплощения. Пользуясь этим, государство пытается укрепить силу светского закона, за нарушение которого следует вполне материальное наказание, которое, кстати сказать, не всегда останавливает правонарушителя. Во-вторых, зачастую религиозное тесно переплетено с национальным, и тогда государство, как сторона заинтересованная в сохранении традиций, образно говоря, убивает двух зайцев, т.е. одновременно поддерживает и развивает национальную культуру, а также укрепляет связи с самой религией. В-третьих, религия может дать государству разного рода произведения искусства, архитектуру, а порой и научные знания. В-четвертых, религия может стать мощным идеологическим фактором в противодействии внешним и внутренним угрозам государства. Эти и другие причины в общем направлены на сохранение стабильности в государстве и обществе и гармоничное их развитие.

Интерес религиозных организаций в поддержке светского государства также имеет причины. Во-первых, государство обладает куда большими возможностями и ресурсами, и таким образом организации получают ощутимую материальную поддержку, как то: строительство и реконструкция храмов, религиозных учебных заведений, выпуск в печать религиозной литературы и периодики, спонсирования иного рода, организаторская помощь. Во-вторых, через каналы официальных СМИ религиозные организации имеют возможность вести миссионерскую деятельность и тем самым приобщать всё большие массы граждан к своим ценностям и идеалам. В-третьих, при тесном сотрудничестве государства и религиозных организаций, последним могут быть сделаны определенные послабления, выраженные во внесении изменений в законодательство, которые не будут затрагивать фундаментальных устоев государства.

Говоря о взаимодействии религиозного и светского, нельзя обойти стороной и мнение противников сближения религиозного и светского в современной России. Своё мнение они обосновывают положениями все той же Конституции РФ. Наиболее резонансным в последнее время было обращенное к Президенту РФ трехстраничное письмо 10 членов Российской академии наук в июле 2007 года о беспокоящем их росте «клерикализации российского общества» [2]. Выразив в своем письме беспокойство по поводу «активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни», авторитетные представители отечественной науки, в том числе два лауреата Нобелевской премии в области физики, выступили против конкретных инициатив Русской православной церкви (РПЦ), принятых на XI Всемирном русском национальном соборе в марте 2007 года. А именно: против внесения дисциплины «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии и введения в качестве обязательного предмета во всех школах России курса «Основы православной культуры». По этому поводу было высказано множество мнений, однако судя по тому, что государство не перестало само привлекать религиозные организации к решению насущных социальных проблем, высшее руководство не считает доводы академиков достаточно вескими. Более того, сотрудничество светского и религиозного продолжает набирать обороты. Так, государство активно участвовало в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом, в возвращении исторических и культурных ценностей религиозного происхождения (книги, иконы, колокола и др.).

Другим ярким примером тому может послужить недавняя встреча президента России Д.Медведева с председателями Духовных Управлений мусульман республик Северного Кавказа, состоявшаяся в конце августа 2009 года. На ней обсуждалась актуальнейшая тема взаимодействия государства и Духовных Управлений мусульман в противостоянии экстремизму. В ходе встречи было оглашено, что для этого необходимо создание условий для религиозного просвещения, а также социально-экономические предпосылки. Убедительно прозвучала на встрече идея о необходимости разграничения понятий «религия» и «экстремизм». Эта мысль неоднократно озвучивалась в обществе, однако президент посчитал важным еще раз её подчеркнуть, и таким образом светское государство выступило с защитой религии [3].

Но взаимодействие светского и религиозного не ограничивается лишь их прямыми контактами. Государство также помогает налаживать отношения между религиозными организациями внутри страны и за ее пределами. В свою очередь российские религиозные организации помогают России укреплять свои позиции на международной арене. Так, вступление России в Организацию «Исламская Конференция» на правах наблюдателя стимулировало повышение доверия со стороны мусульманских государств [4].

И всё же в конце необходимо обозначить, что взаимодействие религиозного и светского имеет свои границы, и выйти за рамки этих границ невозможно хотя бы потому, что само общество к этому еще не готово. На данный момент происходит взаимопроникновение государства и религии для улучшения материального и духовного качества жизни в обществе. Если же начнется процесс поглощения одного другим, то это вызовет конфликт, так как сторонники поглощаемого будут категорически против. Поэтому сторонам необходимо всегда придерживаться такта и взаимоуважения.

Таким образом, мы видим, что нормальный диалог и интеграция религиозного и светского взглядов на ряд важнейших социальных реалий в современном российском обществе и государстве возможны и имеют перспективы.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2003. С. 24.

2. Политика РПЦ: консолидация или развал страны // Кентавр: приложение к «Новой газете». 2007. 22 июля.

3. Кадыров называет исключительно важной встречу Медведева с главами регионов и духовными лидерами Северного Кавказа. 31.08.2009. иЯЬ: www.interfax.ru.

4. Фаезов А. Россия - ОИК: история партнерства. 2008. иЯЬ: www.mgimo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.