Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Д.В.

В данной статье речь идёт о роли синестетического воздействия различных видов искусств на чувственное и эмоциональное исполнение учеником ДМШ музыкальных произведений. Автор рассматривает взаимосвязь фортепианной музыки, изобразительного искусства и песочной анимации. Подтверждается практически благотворное влияние художественных образов, цвето-музыкальных ассоциаций на полноценное, чувственное восприятие ребёнком искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 7.071.4

Данилова Д.В.

аспирант

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы (Россия, г. Уфа)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: в данной статье речь идёт о роли синестетического воздействия различных видов искусств на чувственное и эмоциональное исполнение учеником ДМШ музыкальных произведений. Автор рассматривает взаимосвязь фортепианной музыки, изобразительного искусства и песочной анимации. Подтверждается практически благотворное влияние художественных образов, цвето-музыкальных ассоциаций на полноценное, чувственное восприятие ребёнком искусства.

Ключевые слова: синестезия, музыкально-художественный образ, взаимодействие искусств, художественное восприятие.

В современной творческой педагогике всё чаще в процесс обучения детей включается синтез различных видов искусств. Как на уроках живописи в детской художественной школе прослушивание тех или иных музыкальных отрывков, так и творческая художественная деятельность на уроках фортепиано в детской музыкальной школе - построены на основе взаимодействия искусств и способствуют развитию художественного восприятия детей.

В процессе постижения исполнительского мастерства игры на фортепиано в музыкальной школе существует множество задач и проблем, с которыми приходится сталкиваться ученику на любом этапе обучения. Правильная постановка и гибкость рук, приобретение музыкальных и технических навыков - всё это лишь некоторые ступени

на пути овладения свободой пианистического аппарата. И отсутствие такой свободы у ученика - это достаточно частое явление в музыкальной педагогике. Великий педагог Г. Г. Нейгауз говорил, что «непосильность задачи, страх перед инструментом, полная немузыкальность, заставляющая тайно (а иногда и явно) ненавидеть уроки музыки, ноты, клавиши» были причиной безуспешного обучения игре на инструменте. «Достаточно было такому ученику сесть за рояль, как он деревенел, каменел, суставы его переставали действовать» [10, с. 90]. И решение такого рода проблем - одна из основных задач педагога-пианиста.

Но, помимо технических и музыкальных задач, стоящих перед учениками музыкальных школ, следует отметить и их эмоциональные зажимы, страх перед публичными выступлениями и отсутствие мотивации к обучению. Данная проблема заставляет задуматься об использовании новых методов в музыкальном образовании.

Один из способов благотворного воздействия на психологическое и эмоциональное сознание ребёнка, на его чувственное проникновение в музыку -слияние нескольких видов художественного творчества (таких как живопись и рисование на песке). Ребёнок учится взаимодействовать с разными видами искусства в слиянии, что даёт развитие его природного свойства межчувствия и соощущения (синесиезии). По мнению исследователей, «развитие синестезии происходит равномерно у детей с разными проявлениями активности поведения, а также развивается у детей устойчивость межчувственных синтезов, способствующих формированию значимых свойств личности музыканта» [12, с. 222]. В связи с этим, синестетические приёмы в обучении дают наибольшие результаты в постижении творческой деятельности детьми.

Подобная практика слияния разных видов творческой деятельности приводит к

целостному художественному восприятию детьми мира искусства. По мнению Н. П.

Коляденко, «в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого

одним каналом восприятия, "всплывает" близкое ему ощущение другой модальности»

[8, с. 7]. Такой синестетический подход в обучении позволяет расширить у ученика

воображение, включить функционирование моторной памяти сознания, повысить

уровень природных творческих способностей и установить связь между практикой

18

художественной деятельности и подсознанием. Обучающийся получает полноценное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, приобретает новые навыки восприятия искусства.

Как известно, человек наибольшую часть окружающей информации воспринимает зрительно. Но визуальное восприятие нераздельно связано с самим актом мышления и переработки информации. Как утверждает Р. Арнхейм, «каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение», которое «не является результатом интеллектуальной деятельности, поскольку последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился» [1, с. 22]. Таким образом, влияние визуального опыта как важнейшего компонента невербального восприятия на ученика необходимо для становления его природного, целостного художественно-эстетического развития.

Так как визуальное восприятие является первостепенным в познании окружающей действительности, для развития в ребёнке художественно-образного мышления необходимо включение в педагогический процесс на уроках фортепиано таких видов деятельности, в которых бы интеллектуальные, мыслительные компоненты выступали вторичными, а невербальные и беспредметные способы обучения стали первостепенными. Тогда происходит слияние его интеллектуально-мыслительной и творческо-эмоциональной способности к созиданию. По словам Д. К. Кирнарской, «достигнув состояния способности творить прекрасное, человек уже руководствуется не только и не столько разумом, сколько творческой волей, которая гармонично сочетает его эмоционально-чувственный настрой и интеллектуальную мощь» [7, с. 66]. В связи с этим, необходимо развивать в ученике способность мыслить целостно, соединяя в себе творческие и интеллектуальные функции.

Также, развитие эмоционально-чувственных качеств учеников является одной

из основных задач для педагога. Наиболее эффективное воздействие на эмоциональное

состояние ребёнка оказывает слияние звука и цвета. При взаимодействии визуального

и аудиального восприятия происходит более целостное постижение искусства. Как

визуальное изображение помогает ученику включить воображение, более детально

прочувствовать настроение музыкального произведения, так и наоборот - музыка даёт

19

более целостное и яркое визуальное представление, помогает глубже понять замысел художественного произведения и активизирует ассоциативный ряд.

Художественная деятельность на уроках музыки используется не сколько для обучения профессиональным навыкам, а для развития понимания искусства через деятельность, «соединяющую творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, рациональное и эмоционально-интуитивное, традиционное и новаторское, общезначимое и индивидуально-неповторимое, вербализуемое и не поддающееся осознанию и словесному формулированию, репродуктивное и импровизационное, рождающееся из взаимодействия природной одаренности и обретаемого в учении мастерства... Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам, практически испытывает меру своей способности подлинно художественно мыслить и полноценно художественно созидать» [6, с. 211]. Также необходимо использование искусства и музыки в их слиянии, так как «совершенствование художественного восприятия происходит гораздо успешнее, если в изучении искусства обеспечивается единство восприятия и творчества, раскрывается единая образная основа живописи и музыки, а выразительные средства живописи сравниваются с музыкально-выразительными средствами» [11, с. 94], развивая в человеке элементы соощущения, или синестезии.

Цвето-музыкальной синестезией называют такое явление в психологии восприятия, при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации. Как известно, предпосылками к пассивной (или скрытой) синестезии обладают все люди. Но развитие межчувственных связей происходит при взаимодействии искусств как способа познания окружающего мира. Цвет и звук тесно связаны между собой, и часто возникшие ассоциативные образы могут служить предпосылками к взаимодействию музыкального и изобразительного искусства. И использование элементов живописи на уроках музыки может дать более глубокое проникновение в музыкальный образ исполняемых учениками произведений. Ребёнок, взаимодействуя с цветовой палитрой, более ярко воспринимает музыкальные градации и оттенки. Природа цвета помогает юному музыканту более глубоко познать и ощутить

тембровые краски музыки, фактурную насыщенность, ритмическую основу.

20

Наряду с визуальным способом познания искусства на уроках фортепиано в ДМШ и ДШИ также возможно использование и тактильного. По мнению Н. П. Коляденко, «музыка как беспредметное и невербальное искусство нуждается в компенсирующей поддержке живой энергии телесно-перцептивных визуальных, тактильно-осязательных, гравитационных импульсов» [9, с.50], что даёт человеку глубокое полимодальное восприятие искусства.

Сегодня в практике детского развивающего обучения всё чаще творческими педагогами применяется рисование песком на планшетах, которое принято называть «песочной анимацией». Зародившись в XX веке, она была предназначена для создания мультипликационных фильмов и сюжетов как «живая» подача реального действия. В дальнейшем, технику рисования на песке стали использовать в педагогической и психотерапевтической практике.

Используя технику песочной анимации в процессе обучения пианистическому искусству, педагог помогает ребёнку через тактильные сенсорные ощущения постигать музыкальный образ. «Кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект» [5, с. 16]. Для фортепианной игры визуальные и тактильные приёмы с помощью кончиков пальцев дают возможность более проникновенного восприятия музыки и погружения в глубь своих эмоциональных переживаний и ощущений. «Восприятие искусства, базирующееся на тактильном опыте, расширяет границы искусства и направляет человеческое знание внутрь самого человека» [4, с. 33] Помимо этого, одновременное рисование на песке двумя руками в зеркальном отражении способствует развитию координации правого и левого полушарий головного мозга. Именно в слиянии различных видов познания искусства возможно воссоединение полярных способов восприятия.

Также, переключаясь на рисование песком во время концертного исполнения,

выступающий на сцене ученик раскрепощается, освобождается от психологических

зажимов, импровизирует и фантазирует с художественно-музыкальным образом.

Интересно отмечено, что «творческие находки на рояле дополняют, варьируют,

оживляют воображение, ибо фантазия исполнителя работает не только до создания

образа, но и в момент его осуществления, распространяется не только на представление,

21

а и на претворение его в жизнь» [3, с. 52]. В связи с этим, исполнение ребёнком на сцене музыкального произведения становится более живым, чувственным и эмоциональным.

Прослушивая определённые музыкальные фрагменты фортепианных произведений в исполнении преподавателя, ученик размышляет на тему его образности - то, как он видит сам образ музыкального звучания. С помощью музыкально-выразительных средств, таких как темп, ладовая окраска звучания, регистр, динамические и ритмические особенности, фактура и звукоизвлечение - ученик старается воссоединить в своём воображении все ассоциации в единую картину, окунуться в эмоциональные состояния представляемых образов. Используя синтез живописи, музыки и элементов песочной анимации на уроках фортепиано, можно добиться целостного полимодального восприятия мира и искусства.

В основе процесса взаимодействия песочной анимации, изобразительного искусства и фортепианного исполнительства лежит прямая и обратная интеграционная связь. Так, благодаря взаимодействию с песком, помимо общего эстетического развития ученика, происходит более интенсивное, ускоренное освоение процессом исполнительских навыков. Исполнение фортепианных произведений у ребёнка становится более раскрепощенным и эмоционально прочувственным. Общая полисенсорная художественная среда, возникающая на уроках благодаря синестетической методологии в преподавании фортепиано, даёт возможность педагогу раскрепостить ученика, направить его на созидательную творческую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ.

ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

Выготский Л. С. Психология искусства - СПб: Азбука, 2000. - 410 с.

Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве / Н. И. Голубовская. - Л.: Музыка,

1985. - 143 с.

Зайцева М. Л. «Прикоснуться к искусству»: значение тактильных ощущений в

процессах художественного творчества и эстетического восприятия / М. Л. Зайцева //

22

Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Н. П. Коляденко. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. - с. 28-34.

Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. Редактор русского издания И. А. Качанова - М.: ИНТ, 2010 - 94 с.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.

Кирнарская Д. К. // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Уч. пос. для студ. муз. фак. высш. пед. уч. зав. / Под ред. Г. Цыпина. - М.: Academia, 2003. - 368 с.

Коляденко Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. / Н. П. Коляденко //Учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2003. - 258 с.

Коляденко Н. П. О синестетичности мышления музыкантов (на материале анкеты "цветного слуха") / Н. П. Коляденко // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Н. П. Коляденко. -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. - с. 40-51.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. / Г, Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

Пурик Э.Э., Шакирова М.Г., Ахмадуллин М.Л. Синестетический подход в развитии художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции // Музыкальное образовани - Уфа, 2018, №2, С.92-100.

Томашева А. А. Природа синестезии и её развитие у детей / А. А. Томашева // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика / отв. ред. Н. П. Коляденко; -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. - С. 220-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.