Научная статья на тему 'Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра'

Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / МОДЕЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЯ / COMPETENCES / LABOUR MARKET / EDUCATIONAL QUALITY COOPERATION / COOPERATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS / ASSESSMENT AND CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS / MEASURING INSTRUMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськова Марина Владимировна, Звонников Виктор Иванович

В статье рассматриваются проблемы развития сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Анализируются возможности применения профессиональных стандартов и системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций для установления сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Предлагаются основные направления работ по созданию информационной базы данных о качестве подготовки выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between employers and higher educational institutions: yesterday, today, tomorrow

The problems of cooperation development between the higher school and labour market are considered. The application possibilities of Professional Standards and Qualifications Certification and Assessment System for a cooperation development between higher school and labour market are analyzed. The basic directions of issues for information database creation on graduates educational quality of the higher school are offered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра»

Таблица 1

Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) [1, с. 213-215]

Показатель Годы

1996 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Хозяйства всех категорий 95,5 102,9 93,8 93,2 98,6 101,7 99,0 98,4 101,7

В том числе: с/х предприятия (организации) 95,1 108,8 97,8 98,8 101,1 103,6 105,2 100,3 104,1

Хозяйства населения 95,6 100,3 91,9 90,5 97,1 100,4 95,0 97,2 100,0

КФХ и индивидуальные предприниматели 108,2 98,6 110,4 84,5 107,3 112,5 125,7 100,8 106,0

возрос с 0,8% в 2000 г. до 1,1% в 2009 г. В целом, по темпам роста сельхозпродукции за все последние восемь лет, когда агропромышленное производство вышло на положительную динамику роста, фермеры существенно обогнали как крупные сельскохозяйственные организации, так и хозяйства населения, что свидетельствует о высоком предпринимательском потенциале и больших неиспользованных резервах развития фермерства. Данные, подтверждающие факт, представлены в таблице 1.

Доля фермеров в производстве зерна, шерсти составила в 2009 г. 1,8% и 5,9% соответственно, а объём производства данных видов продукции в той же последовательности увеличился по сравнению с уровнем 2000 г. в 1,8 и 4,9 раза.

Таким образом, несмотря на тяжелые экономические условия, объем производства фермерской сельскохозяйственной продукции растет, что положительно характеризует развитие института фермерских хозяйств в современных экономических отношениях.

Библиографический список

1. Костромская область. Статистический ежегодник: стат. сборн. / Костромастат. - Кострома, 2010. - 450 с.

2. Кудряшов В.И. «Тормоза» и «ускорители» фермерского производства // Вопросы статистики. -2008. - №8. - С. 67-69.

УДК 338.46

Гуськова Марина Владимировна

Управление лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов (г. Москва)

Звонников Виктор Иванович

Государственный университет управления (г. Москва)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВУЗОВ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В статье рассматриваются проблемы развития сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Анализируются возможности применения профессиональных стандартов и системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций для установления сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Предлагаются основные направления работ по созданию информационной базы данных о качестве подготовки выпускников высшей школы.

Ключевые слова: компетенции, рынок труда, качество образования, сотрудничество, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, оценка и сертификация квалификаций, модель измерителя.

В период до начала 1990-х годов взаимоотношения между работодателями и высшей школой сводились, в основном, к плановому распределению выпускников вузов, которое имело директивный и формальный характер, поскольку отражало лишь численные потребности отраслей экономики, но никак не связывало востребованность выпускников различных вузов с их качеством подготовки. К середине 90-х годов ХХ века высшее образование соискателя, поступающего на работу после окончания вуза, стало рас-

сматриваться на рынке труда как необязательный или даже нередко негативный фактор. Ставка делалась на личностные качества соискателя, его общую культуру и на подготовку в процессе работы в рамках корпоративных образовательных структур. Влияние этой тенденции значительно снизилось к середине первого десятилетия XXI века, когда работодатели в подавляющем большинстве случаев начали расценивать наличие диплома о высшем образовании в качестве обязательного требования к соискателю, иногда даже для занятия тех

должностей, которые такого уровня образования не предполагали.

Рост востребованности дипломов о высшем образовании на рынке труда продолжается и в наши дни, но параллельно с ним продолжает нарастать недовольство работодателей качеством подготовки выпускников системы высшего профессионального образования, которое проявляется в форме устойчивого недоверия работодателей к качеству дипломов. Результаты анализа сайтов кадровых агентств, крупнейших предприятий и фирм показывает, что в списках требований работодателей к соискателям по-прежнему доминируют перечни личностных характеристик и общекультурных, а не профессиональных компетенций. Нередко работодатели и в наши дни полагаются на корпоративные университеты при формировании профессиональных компетенций. К сожалению, вузы, со своей стороны, не занимаются серьезным анализом результатов трудоустройства и конкурентных преимуществ своих выпускников, а, наоборот, в попытках расширить прием на договорной платной основе создают новые программы обучения, на первый взгляд престижные, но зачастую не востребованные на рынке труда.

В начале второго десятилетия XXI века со стороны вузов и работодателей наметились обоюдные, скорее потенциальные, нежели реализованные попытки к сближению, поскольку с обеих сторон есть разные барьеры и ограничения. В частности, в среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости участия в финансировании (совместно с государством) заказов на выполнение вузами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расширяется практика участия работодателей и профессиональных сообществ в контроле качества вузовского образования, накапливается позитивный опыт целевой подготовки специалистов по заказу работодателей на основании трехсторонних договоров, появляются попытки проведения государственных экзаменов для выпускников на независимых внешних площадках, развивается система учебно-методических центров по разработке образовательных программ с участием бизнеса и профессиональных сообществ и т.д.

Со своей стороны, система высшего образования постепенно преодолевает закрытость того периода, когда она сама себе ставила задачи, потом сама себя проверяла и сама оценивала качество результатов образования, не используя внешние критерии и независимые инструменты общественно-профессиональной оценки, что усиливало оторванность деятельности российских вузов от реальных требований экономики. Этот разрыв не удалось преодолеть в полной мере и в наши дни, хотя наметился ряд направлений работ, который способствует налаживанию сотрудничества системы профессионального образования с рынком труда. К та-

ким направлениям работ, выполняемых в вузах, относится:

- выполнение поисковых работ в сфере сопряжения профессиональных и образовательных стандартов;

- изменение содержания и методов обучения в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов;

- структурная перестройка системы образовательных учреждений путем введения новых структур по взаимодействию с работодателями (бизнес-инкубаторы, центры занятости и карьеры и т.д.);

- кардинальное обновление материально-технической базы вузов для создания условий имитации профессиональной деятельности;

- разработка и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия вузов с заинтересованными организациями и предприятиями, развитие системы социального партнерства;

- создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям и специальностям;

- создание общественно-профессиональной системы оценки качества профессионального образования;

- создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования со стороны работодателей.

Налаживанию взаимодействия между вузами и работодателями в значительной степени способствует введение ФГОС, по крайней мере в том виде, как это было задумано их создателями. Предполагалось, что в основе формулировок требований образовательных стандартов будут лежать задачи будущей деятельности выпускников вузов и требования профессиональных стандартов, а сами работодатели будут участвовать в разработке ФГОС. Этот замысел получил лишь частичную реализацию по совокупности причин, среди которых в первую очередь следует назвать отсутствие профессиональных стандартов в подавляющем большинстве отраслей экономики России. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что профессиональные компетенции, заложенные в утвержденных ФГОС, в абсолютном большинстве оправдают надежды своих разработчиков в статусе целевых индикаторов качества результатов профессионального образования. Хотя аттестация выпускников вузов по новым ФГОС еще не проводилась, но уже сейчас ясно, что компетенции в стандартах по многим направлениям подготовки имеют типичные недостатки: они излишне раздробленные, избыточно многочисленные и слабо коррелированные с реальными потребностями рынка труда.

Тем не менее введение ФГОС позволяет вузам сделать дальнейшие шаги по установлению деловых отношений партнерства вузов с рынком труда. К таким шагам можно отнести:

- отработку механизма взаимодействия с работодателями на принципах социального партнерства, создание совместных профессиональных команд и выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей в работе над общими проблемами:

- приведение в соответствие профессиональных стандартов отрасли и ФГОС по соответствующему направлению подготовки;

- проведение мониторинга потребностей отраслей, доминирующих в регионе, в специалистах на ближайшую и долгосрочную перспективу;

- разработка и апробация совместных образовательных программ и профессиональных модулей;

- выполнение НИР и НИОКР по заказам работодателей.

Работа по созданию системы сертификации квалификаций специалистов и выпускников, которая в настоящее время идет с нарастающими темпами, создает дополнительные возможности для налаживания сотрудничества вузов и работодателей в сфере требований к качеству профессиональной подготовки выпускников. Начиная с 2010 года, в деятельности органов управления образованием, Национального агентства развития квалификаций (НАРК) при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), региональных агентств по развитию квалификаций (РАРК) и методических центров различных отраслей промышленности значительное внимание уделяется развитию программ по созданию независимой системы оценки и сертификации квалификаций.

С одной стороны, этот процесс стимулирует отрасли российской экономики к разработке профессиональных стандартов. С другой стороны, у вузов появляется объективная информация о качестве результатов образования, полученная из внешней среды, выступающей в качестве оценщика. Особую ценность этой информации придает форма ее представления. Вместо субъективных отзывов отдельных работодателей и демонстрации растущего недоверия с их стороны к качеству профессионального образования, в базах данных экспертно-методических центров, функционирующих в рамках системы сертификации квалификаций, будет накапливаться статистика, полученная по результатам сертификации выпускников различных вузов России. Весь вопрос в том, как правильно собрать, проанализировать и интерпретировать эту информацию для повышения качества формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов.

В том случае, если требования ФГОС и профессиональных стандартов будут представлены на одном языке в виде набора компетенций, анализ оценок специалистов и выпускников, полученных при сертификации квалификаций, внутри каждой отрасли экономики, позволит:

- выявить те компетенции, которые удалось сформировать в процессе обучения, а также установить явные провалы в работе по каждому направлению подготовки специалистов внутри отраслей;

- получить необходимый внешний критерий для валидизации инструментария, используемого в процессе аттестации выпускников вузов;

- выделить круг компетенций, актуальных для каждой отрасли экономики, оптимизировать их состав и улучшить формулировки в ФГОС, четче связав профессиональные компетенции с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников и на основе внешних для системы образования критериев;

- сделать выводы о ходе процесса внедрения компетентностного подхода в систему профессионального образования.

Благодаря этим данным, оценивания корреляцию между результатами аттестации и оценками при сертификации квалификаций, вузовское сообщество сможет отобрать тот инструментарий, который с высокой прогностической валидностью будет предсказывать успешность профессиональной деятельности выпускников.

К сожалению, анализ существующих профессиональных стандартов по ряду наукоемких отраслей и областей деятельности экономики, проделанный в процессе выполнении проектов ФЦПРО в 2011-2012 годах, говорит о многообразии форм их представления. Практически все они имеют разную структуру и далеки от компетентностного подхода, заложенного в ФГОС высшей школы. Язык формулировок требований профессиональных стандартов разительно отличается от образовательных стандартов в направлении конкретизации результатов профессиональной деятельности.

Анализ профессиональных стандартов сильно затрудняет многообразие форм представления требований профессиональных стандартов и их структуры. Изначально были предприняты определенные усилия по стандартизации профессиональных стандартов и перевод их на язык компетентност-ного подхода. В частности, была разработана Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, являющаяся совместным рекомендательным документом Федерального института развития образования (ФИРО) и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. По замыслу разработчиков документ был адресован разработчикам профессиональных стандартов, ФГОС, отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК):

- является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования;

- представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне и основных путей их достижения на территории России;

- включает представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетентности, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности.

К сожалению, замысел разработчиков НРК в целом не состоялся, поскольку профессиональные стандарты, в большинстве своем, не учитывают рекомендации Национальной рамки квалификаций. Более того, в отдельных регионах появились аналоги профессиональных стандартов - региональные (отраслевые) нормативные документы, определяющие в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Они разрабатываются на основе отраслевых квалификационных характеристик по профессиям/специальностям, составленным теми же группами специалистов, что разрабатывали профессиональные стандарты.

Значительная работа по сопряжению требований образовательных и профессиональных стандартов, а также по налаживанию деловых контактов системы профессионального образования с рынком труда проделана во многих регионах России (Кубань, Волгоградская область, Красноярский край и т.д.). Выстроены региональные модели модернизации профессионального образования, структурными элементами которых являются образовательные и научные учреждения, структуры бизнеса и власти, а функции направлены на взаимодействие всех элементов модели для реализации программы модернизации профессионального образования. Формируется надстройка для взаимодействия между предприятием, образовательным учреждением и региональной властью в виде совместной рабочей группы и/или трехстороннего партнерского совета (предприятие - вуз, колледж -региональное министерство).

Разрабатываются и внедряются профессиональные образовательные программы, ориентированные на требования регионального рынка труда и предназначенные для модернизации содержания профессионального образования и образовательных технологий в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Одним из эффективных компонентов этой работы является установле-

ние регионально-значимой вариативной составляющей основных образовательных программ в рамках ФГОС и государственно-общественный контроль за их реализацией. Региональные требования формируются в дополнение к требованиям ФГОС с учетом стратегических задач социально-экономического развития региона.

Обеспечение участия работодателей в формировании и реализации кадровой политики в некоторых регионах осуществляется путем создания специальной структуры - «Базовой организации учреждения профессионального образования». Цель ее состоит в создании условий для обеспечения активной позиции и социальной ответственности бизнес-сообщества в формировании и реализации кадровой политики за счет совместного с вузами решения ряда задач:

- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности организаций, участвующих в подготовке кадров в регионе;

- обеспечение координации деятельности органов власти, работодателей, учебных заведений по подготовке востребованных кадров;

- налаживание системного взаимодействия организаций и учебных заведений в рамках договоров и соглашений;

- обеспечение участия бизнес-сообщества в процедурах аттестации студентов и аккредитации вузов.

В других регионах для обеспечения взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования создается многоуровневая система координационных советов по подготовке кадров. Функционируют областной, отраслевые, муниципальные советы при органах исполнительной государственной власти и местного самоуправления, попечительские и наблюдательные советы учебных заведений, которые обеспечивают совместное решение проблем подготовки кадров и задач развития системы профессионального образования. Например, на Кубани действует система оценки кадровых потребностей региональной экономики. В ее основе лежит региональный Координационный совет по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда. Именно он определяет стратегию развития профессионального образования в крае. Его задачи - точно оценить экономические перспективы, учесть запросы работодателей и определить заказ на подготовку профессиональных кадров. Кроме того, подобные советы созданы во всех муниципальных образованиях края. Конечный итог их деятельности заключается в согласованном ежегодном прогнозе кадровых потребностей краевого рынка труда. В этой работе также задействован департамент труда и занятости населения края, который на основе прогноза формируется государственное задание на подготовку кадров.

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, на заседании Президиума Совета УМО по образованию в области менеджмента, состоявшемся 22-23 ноября в г. Костроме, было принято решение о проведении анализа соответствия требований ФГОС и профессиональных стандартов в сфере экономики и управления. В Государственном университете управления, являющемся базовым вузом УМО по образованию в области менеджмента, решено начать работу по анализу сопряжения и построению таблиц смежности требований ФГОС и профессиональных стандартов, а также квалификационных характеристик по группам специальностей, относящихся к трем направлениям подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». Работа достаточно сложная и объемная. Итогом ее будут таблицы смежности, на основе которых удастся выявить те компетенции ФГОС, которые действительно востребованы рынком тру-

да, определить избыточные компетенции и наметить пути минимизации их перечня для совершенствования ФГОС и построения кластеров компетенций при разработке измерителей для проведения аттестации студентов.

Библиографический список

1. Глебова Л.Н., Гуськова М.В. Подходы к формированию независимой оценки качества профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2012. - №4.

2. Гуськова М.В. Аттестация студентов на основе новых стандартов профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2011. -№8.

3. Звонников В.И., Нефедов В.А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями. - М: ФГБУВПО «Государственный университет управления», 2012.

УДК 654

Делицын Леонид Леонидович

Московский государственный университет культуры и искусств

l. delitsin@yahoo. com

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА СРЕДИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

На основе количественной модели распространения нововведений построены прогнозы доли пользователей Интернета в городском и сельском населении России на 2012—2018 гг. Для идентификации параметров моделей использованы данные массовых опросов ФОМ и ВЦИОМ. Рассмотрены оптимистический сценарий, предполагающий увеличение доступности Интернета (технической и финансовой) на 12% в год, и консервативный, предполагающий неизменность внешних условий.

Ключевые слова: распространение нововведений, воспроизводство населения, городское и сельское население, Интернет.

Прогнозируемые показатели распространения Интернета как в России, так . и других странах, рассчитанные на основе классических трехпараметрических логистических моделей [1; 3; 8], зачастую не подтверждаются последующими данными наблюдений. Даже экстраполяция линейного тренда количества пользователей российского Интернета оказалась успешнее, чем логистические модели распространения нововведений [4].

Известно, что показатели проникновения Сети в российских городах и селах отличаются весьма заметно, но в большинстве работ по прогнозированию Интернета в России городское и сельское население отдельно не рассматривались. Пренебрежение региональными различиями в распространении Сети может оказаться одной из основных причин ошибок прогнозов. В частности, глобальный прогноз распространения Интернета, опубликованный Т. Модисом, был построен на основе логистической модели и предсказывал скорое завершение роста с потенциалом охвата не более 14%

населения Земли [8]. Однако уже по итогам 2011 года Международный союз электросвязи насчитал 2,4 млрд. пользователей Интернета, что составило 34% населения планеты. В недавней работе Н.С. Матвеевой было показано, что на параметры модели Т. Модиса решающее влияние оказала статистика использования Сети в США и Европе, которая скрыла начало роста более многочисленной, азиатской аудитории [5]. Около десяти лет назад Ю.Ю. Перфильев предложил рассматривать процесс распространения Интернета в России как «одну большую «инновационную волну», захватывающую постепенно города различных типов - от городов-миллионеров до малых городов» [5, с.53]. В данной работе мы привлекаем для обоснования идеи Ю.Ю. Перфильева разработанную нами количественную модель распространения нововведений. Отметим, что динамические модели распространения нововведений, учитывающие взаимное влияние регионов, упоминаются в монографии [9], но в них не учтены процессы воспроизводства населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.