Научная статья на тему 'Взаимодействие правоохранительных органов и служб при производстве неотложных следственных действий по раскрытию поджогов'

Взаимодействие правоохранительных органов и служб при производстве неотложных следственных действий по раскрытию поджогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВИЕ / ПОДЖОГ / ОЧАГОВЫЙ КОНУС / МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / INVESTIGATION / ARSON / CRIME SCENE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онуфриенко Олег Олегович

В статье излагается порядок взаимодействия различных правоохранительных органов, криминалистических, экспертных и оперативных служб по раскрытию преступлений, связанных с поджогами. Очерчивая круг непосредственных обязанностей и действий для каждой категории сотрудников, автор формирует целостную картину действий следственно-оперативной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law enforcement organs and services co-operation during the conduct of urgent investigative actions on arson detection

The article gives the procedure of different law enforcement organs, criminalistics, expert and operative services co-operation on arson crimes detection. The author reveals the procedure of investigative-operational group actions describing direct duties and actions of every category of employees.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие правоохранительных органов и служб при производстве неотложных следственных действий по раскрытию поджогов»

Онуфриенко О.О.

Взаимодействие правоохранительных органов и служб при производстве неотложных следственных действий по раскрытию поджогов

Становление в России рыночной экономики, сопряженное с различного рода спорами хозяйствующих субъектов, возникновение конфликтов вокруг личных, трудовых, семейных и иных отношений и даже террористическая активность сопряжены с возможностью совершения поджогов. Причем в современных условиях они могут быть связаны с применением различных технических средств, нетрадиционных инициаторов горения и веществ, маскирующих их следы выводом из работоспособного состояния устройств противопожарной защиты и обнаружения горения. Все это существенно осложняет работу по раскрытию и расследованию преступлений подобного рода и, как следствие, требует слаженного и эффективного взаимодействия следственных органов, оперативных служб, экспертных учреждений и иных подразделений, задействованных в проведении расследования.

Наибольшее значение для положительного результата имеет в данном случае качество организации и проведения неотложных следственных действий, в первую очередь осмотра места происшествия.

Конечно, каждая следственная ситуация уникальна, и не существует универсальных лекал расследования, однако возможно выявить общие закономерности построения алгоритма взаимодействия следственно-оперативной группы (далее - СОГ).

Итак, следователю, прибыв на место происшествия, надлежит организовать сбор имеющейся первичной информации о произошедшем, начать проведение осмотра места происшествия, принять меры для установления личностей погибших и пострадавших, получить дополнительную информацию от руководителя тушения пожара о происшествии, до ликвидации пожара напомнить ему о необходимости выявления в процессе тушения обстоятельств, свидетельствующих о месте и причине его возникновения, следов и вещественных доказательств, а также принятия мер к их сохранению и недопущению уничтожения (повреждения).

После ликвидации горения немедленно выясняется возможность безопасной работы членов СОГ по осмотру места происшествия, устанавливается, какие изменения внесены в следовую обстановку, проводится ознакомление с местом происшествия, определяются границы осмотра. Следователю надлежит привлекать к осмотру места происшествия лиц, обладающих специальными познаниями (специалиста-криминалиста, эксперта Испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ) или иного специалиста в области пожарного дела, инженера-электрика, химика, инженера-строителя и др.). При обнаружении на месте происшествия трупов людей необходимо привлекать к участию в осмотре судебно-медицинского эксперта, работа которого дает возможность получения существенной информации о причинах и обстоятельствах гибели потерпевших.

В зоне горения путем осмотра определяется очаговый конус по следам, оставленным огнем на вертикальных и горизонтальных поверхностях, по признакам направленности подачи огнетушащих средств и сосредоточению первичных средств пожаротушения, по наибольшим разрушениям, максимальным прогарам, прогибам конструкций в зоне горения и иным имеющимся очаговым признакам. Таким образом, следователь устанавливает предполагаемое место возникновения пожара, сопоставляет признаки очага пожара с особенностями устройства и работы оборудования, свойствами веществ и материалов, применяемых в технологическом процессе, их поведение в условиях пожара, влияние на образование очаговых признаков; принимает меры к обнаружению и изъятию следов, предметов и иных носителей информации о пожаре, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств. Адекватное внимание должно быть уделено «традиционным» следам: рук, обуви, взлома и инструментов, транспортных средств и т.п.

По результатам данной работы оформляется осмотр места происшествия, связанного с пожаром, составляются необходимые планы и схемы. Перечисленные документы послужат основой уголовного дела и призваны сыграть решающую роль в формировании доказательственной базы.

После возбуждения уголовного дела по изъятым с места пожара вещественным доказательствам и следам следователем назначаются соответствующие экспертизы. Существенное внимание следует уделять построению версий и организации их последующей проверки.

При необходимости следователем производится и дополнительный осмотр места происшествия.

Сотрудник уголовного розыска принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, эвакуации и охране имущества, знакомится с обстоятельствами происшествия для определения направления поиска, оперативно-разыскных и иных мер по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц, устанавливает личности погибших при пожаре граждан, выявляет очевидцев пожара, лиц, которые могут сообщить существенные для расследования данные.

Систематически, по мере получения данных, представляющих оперативный интерес для раскрытия преступления, сотрудник уголовного розыска информирует следователя, принимает меры к задержанию подозреваемых по «горячим следам». Также осуществляется информирование сотрудников милиции общественной безопасности (в том числе ГИБДД, участковых уполномоченных милиции) об обстоятельствах совершенного преступления и подозреваемых в нем лиц.

Своя специфика имеется в данном случае и у работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Они участвуют в проведении неотложных следственных действий в тех случаях, когда поджог произошел в торговом помещении, на базе, складе, ином объекте, на котором сосредоточены большие материальные ценности, а также ценные документы, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, по налогообложению и т.п., в том числе финансово-кредитной системы.

В процессе работы в составе СОГ сотрудник подразделения БЭП выясняет, не предпринимались ли кем-либо из должностных лиц меры к заблаговременному вывозу материальных ценностей и документов с объекта до пожара, имелись ли на объекте какие-либо материальные ценности, которые не были документально оформлены (задекларированы), не хранились ли на объекте наличные деньги сверх установленных сумм, планировались ли на объекте ревизия, передача дел. В последующем изучение документации за несколько лет позволяет выявить факты совершения краж, хищений, которые могут маскироваться поджогом. В обязательном порядке проверяется, соответствуют ли заявленные данные о сгоревших материальных ценностях их фактическому наличию до пожара. Как правило, при попытке маскировки хищения поджогом таковые не совпадают.

Участковый уполномоченный милиции по прибытию на место происшествия принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, эвакуации и охране имущества, сохранению обстановки места происшествия. Также он участвует в установлении личностей погибших при пожаре граждан, информирует следователя, оперативных сотрудников о проживающих или появлявшихся в районе происшествия лицах, которые представляют соответствующий интерес для следствия.

Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения привлекается в качестве специалиста при производстве следственных действий в случаях, требующих применения криминалистических средств и методов для обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств. В пределах своей компетенции он оказывает помощь следователю на всех этапах расследования. Так, при выезде на место происшествия совместно со следователем, с учетом собранных данных, им определяется необходимость привлечения к участию в осмотре места пожара других специалистов (криминалистов, химиков, энергетиков, строителей, технологов, судебных медиков и др.). Специалист по согласованию со следователем определяет порядок и способ производства фотосъемки и видеозаписи обстановки места происшествия, оказывает следователю помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов, предметов и иных носителей информации, имеющей значение для расследования преступления. Если говорить о поджогах, то в современных условиях специалисты участвуют в работе СОГ на месте происшествия всегда, т.к. без применения специальных познаний, навыков и технических средств осмотр места происшествия на месте поджога попросту превращается в фикцию.

Постоянно действующим совместным следственно-оперативным группам в рамках своей деятельности целесообразно разрабатывать информационно-методические материалы по проблемам раскрытия и расследования поджогов, с учетом накопленной следственной практики, выявлять, обобщать и распространять положительный опыт организации расследования пожаров, способствовать внедрению в практику новейших достижений науки и техники. Кроме того, способствовать раскрытию преступлений, связанных с поджогами, может формирование банка данных о поджогах, виновных лицах, мотивах и способах совершения преступлений, их маскировки. В целях повышения профессионального мастерства сотрудников следственно-оперативных групп совместно с заинтересованными службами следует организовывать и проводить учебно-практические занятия следователей, дознавателей, оперативных работников, экспертов, специализирующихся на раскрытии и расследовании пожаров.

Литература

1. Григорян А.С. Предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с поджогами. М., 1999.

2. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. М., 2005.

3. Мыльников И.К. Исследование пожаров. СПб., 1999.

4. Макаревич А.А., Бабушкин М.Ю. Использование возможностей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. М., 2008.

5. Макаревич А.А., Бабушкин М.Ю., Баскаков А.А. Осуществление дознания органами государственного пожарного надзора. М., 2008.

6. Онуфриенко О.О., Сидоров С.В., Супруновский A.M. Алгоритм и порядок действий должностных лиц ГПС МЧС России при получении информации о пожаре на объекте с массовым пребыванием людей. Ростов н/Д, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.