Взаимодействие потребительской кооперации с различными уровнями власти
А.Н. Синицын, к.т.н., профессор, Л.В. Сырникова,
старший преподаватель, Поволжский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»
Система потребительской кооперации России занимает важное место в аграрном секторе экономики.
Функционируя на всей территории страны, она главным образом обслуживает сельское население, проживающее более чем в 100 тыс. населённых пунктов, 54 тыс. из которых — с населением менее 100 чел. Только в Саратовской области в сфере обслуживания находится 440 тыс. чел. 933 населённых пунктов. Из них
— 13876 пайщиков и более 3300 работников потребительской кооперации. Совокупный объём деятельности потребкооперации достигает более 2,5 млрд. руб. Причём наблюдается постоянное наращивание объёмов, как в целом, так и по основным видам деятельности, что отражено в таблице 1.
Важными факторами роста имиджа потребительских обществ являются:
1. Высокое качество собственной продукции, приготовленной из экологически чистого и натурального сырья, ориентированной в основном на местного потребителя. Поэтому в повышении
качества большую роль играют психологический и нравственный аспекты.
2. Быстрая реакция деятельности общества на изменение спроса и предложения в регионе.
3. Низкая себестоимость продукции собственного производства и, как следствие, низкая цена реализации в сравнении с привозной продукцией.
4. Наиболее высокий уровень удовлетворения «районированного» спроса на пищевую продукцию.
Высококачественная продукция с ценой ниже, чем инорайонная, всё более завоёвывает местный рынок, и спрос на неё стабильный либо повышается (табл. 2).
Так, по данным, приведённым в газете «Российская кооперация», цены в кооперативной торговле Ульяновской области ниже по многим основным продуктам питания (табл. 3).
Это наблюдается практически во всех регионах, в том числе и на территории деятельности потребительских обществ Саратовского облпотребсоюза.
Более низкие цены реализации продукции
— это не что иное, как своеобразная поддержка сельского населения, имеющего, как известно, низкие доходы и низкую покупательскую способность.
1. Динамика показателей деятельности Саратовского облпотребсоюза за 2002—2009 гг., тыс. руб. (в текущих ценах)
Наименование показателя Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Оборот торговли 775173 851788 928578 1046667 1132749 1292912 1549170 1645305
Заготовительный оборот 159808 161691 180227 184049 224905 271582 350665 390350
Производство нет данных нет данных 174503 161466 168290 194252 275975 291768
Общественное питание 69317 76234 88186 90350 93271 107237 129000 135000
Услуги 34457 37544 42456 45763 49119 53000 50000 52000
2. Динамика объёмов производства основной собственной продукции по Саратовскому облпотребсоюзу за 2006—2009 гг., т
Наименование изделий Годы
2006 2007 2008 2009
Хлебобулочные 11050,1 11100 11110 10000
Колбасные 416 470,1 490 510
Кондитерские 523 533 590 558
Полуфабрикаты, тыс. руб. 5780 6928,8 12295 18526
3. Сравнительные цены на основные продукты питания [4], руб.
Наименование продукции Цена в кооперативной торговле Цена в магазинах сети «Магнит» Средняя цена по области, руб.
Батон нарезной, 1 шт. из муки в/с 10,9 13,99 15
Крупа гречка, 1 кг 17,99 19,9 20,88
Масло подсолнечное, 1 л 34,99 41,9 43
Молоко (3,2%), 1 л 16,99 20,9 20,11
Сахар песок, 1 кг 31,9 31,1 35
Макароны, 1 кг из муки в/с 16,99 28 24
5. Обеспечение закупок товарной сельскохозяйственной продукции у сельхозпроизводителей.
Последнее имеет высокую значимость как для самих товаропроизводителей в виде получения дополнительного дохода, что стимулирует их на расширение производства, так и для властных структур, поскольку укрепляет продовольственную безопасность регионов.
В связи с этим обеспечение потребительскими обществами закупок сельхозпродукции у непосредственных её производителей имеет стабильно положительную динамику и отражает взаимозаинтересованность всех участников процесса (рис. 1).
Учитывая эти интересы, в Саратовском облпотребсоюзе с участием авторов данной статьи
400000 3903 3903 50
350000
300000 2715 | 82
250000 - 2249 05
200000 15980 8 1616 1 1802 А 27 1840 40 49
150000 - /8 А /* і к - 1 1 1 1 - 1-
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Рис. 1 - Оборот закупок по системе Саратовского облпотребсоюза за 2002-2009 гг. (тыс. руб.)
была разработана областная целевая программа «Развитие потребительской кооперации в Саратовской области на 2009—2012 годы» [1], которая нашла поддержку и одобрение в Правительстве Саратовской области. В программе отражён ряд вопросов, обозначенных в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» (22.04.2008 г.) [2]. Программа дополнена «Соглашением о взаимном сотрудничестве между Правительством Саратовской области и Саратовским областным союзом потребительских обществ» (№203 от 03.04.2008 г.) [3].
Основными задачами вышеназванных документов являются обеспечение закупок и переработка продукции мелких сельхозпроизводителей, создание дополнительных рабочих мест в сельских регионах, модернизация пищевых производств, развитие инфраструктуры на селе, расширение сферы обслуживания. Решение этих задач отвечает целям и задачам региональных властей, населения, а также системе потребительской кооперации.
Выполнение программы требует финансовых вложений. Совместная заинтересованность обусловливает совместное решение этого вопроса. В финансово-ресурсном обеспечении предусматриваются различные источники финансирования (табл. 4).
4. Источники финансирования целевой программы Саратовского облпотребсоюза на 2009—2012 гг.
Наименование источников финансирования Объём финансирования 2009-2012 гг. В том числе по годам
2009 2010 2011 2012
Федеральный бюджет, тыс. руб. 5573 1173 1320 1467 1613
Доля, % 0,79 0,58 0,85 0,86 0,88
Областной бюджет, тыс. руб. 133199 77457 17397 20162 18183
Доля, % 18,8 38,2 11,2 11,9 9,9
Собственные и кредитные средства, тыс. руб. 570026 123965 135014 147938 163109
Доля, % 80,4 61,2 87,8 87,2 89,2
В том числе кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, тыс. руб. 76000 16000 18000 20000 22000
Доля, % 10,7 7,9 11,7 11,79 12
Всего финансирование, тыс. руб. 708798 202595 153731 169567 182905
Доля, % 100 100 100 100 100
По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что значительный вклад в финансирование вносят областной и федеральный бюджеты.
Основное направление взято на техническую модернизацию хлебопекарен, мясоперерабатывающей и молочной промышленности.
На это в 2009 г. направили более 15 млн. руб., в том числе потребительское общество «Но-воузенское» получило 3,2 млн. руб., Ровенское райпо — 2,3 млн. руб., потребительское общество «Мокроусское» — 2,3 млн. руб., Петровское райпо — 1,7 млн. руб., Энгельсское райпо — 1,6 млн. руб., потребительское общество «Новинка»
— 1,6 млн. руб., Татищевскоерайпо — 1 млн. руб.
Положительно решена проблема взаимодействия потребительской кооперации с местными органами власти в вопросах закупки мяса и молока у населения. Выделяемые на эти цели субсидии значительно повысили стимулирующую роль закупок как производителей, так и потребительских обществ.
Важным шагом в улучшении использования основных и оборотных фондов с целью повышения эффективности деятельности потребительских обществ стало их участие в совместной деятельности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (СХПК) в качестве ассоциированных членов. Примером служит СХПК «Слобода» Пугачёвского района, где совместно с Пугачёвским потребительским обществом осуществляется непрерывная цепь: производство
— переработка — реализация мясной продукции. Благодаря этому более эффективно используются все ресурсы субъектов СХПК.
Описанное выше — важные состоявшиеся шаги взаимодействия власти и кооперации. Это для всех субъектов взаимодействия важнейшие позитивные изменения за последние годы. Однако кадровое и материально-техническое оснащение даёт возможность кооперации решать все задачи на селе более оперативно и более эффективно. По мнению авторов, осложнения происходят от того, что потребительская кооперация ещё не стала равноправным участником АПК. Назрела необходимость разработки и принятия закона о потребительской кооперации на региональном уровне. В каждом регионе на законодательном уровне необходимо стимулировать через налогообложение, субсидии действия потребительских обществ, направленные на улучшение социально-экономического уровня сельских жителей, создание рабочих мест, участие в программах развития муниципальных образований.
Литература
1. Областная целевая программа «Развитие потребительской кооперации в Саратовской области на 2009 2012 годы». Саратов, 2009.
2. Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» 22.04.2008 г. М., 2008.
3. Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Саратовской области и Саратовским областным союзом потребительских обществ №200 от 03.09.2008 г.
4. Российская кооперация 08.10.2009. №40.