Научная статья на тему 'Взаимодействие поршневого кольца и втулки цилиндра ДВС с учетом отклонений формы'

Взаимодействие поршневого кольца и втулки цилиндра ДВС с учетом отклонений формы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
198
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Столяров А. С.

Разработана методика, учитывающая произвольные отклонения эпюры давлений кольца и формы цилиндра, смешанный режим трения и эффект масляного голодания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN A PISTON RING AND A DEFORMED CYLINDER LINER OF THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE

The pressure distribution of piston rings against the liner wall is significant for their performance in the running engine. Hence, a program has been developed for numerical calculation of the pressure distribution and the gaps between a piston ring and a cylinder liner. The model takes into account: the shape of the cylinder liner and the piston ring, both the hydrodynamic and asperity interaction and the oil starvation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие поршневого кольца и втулки цилиндра ДВС с учетом отклонений формы»

УДК 62-762.6:62-24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА И ВТУЛКИ ЦИЛИНДРА ДВС

С УЧЕТОМ ОТКЛОНЕНИЙ ФОРМЫ

© 2006 А.С. Столяров

Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет

Разработана методика, учитывающая произвольные отклонения эпюры давлений кольца и формы цилиндра, смешанный режим трения и эффект масляного голодания.

Прилегание поршневого кольца к втулке цилиндра и распределение давления в реальности, как правило, значительно отличается от идеального представления.

Отклонения формы втулки цилиндра обуславливаются погрешностями при изготовлении, износом, деформациями втулки, возникающими при установке (особенно при запрессовке в моноблок) и при работе двигателя от температуры и от внутреннего давления.

Отклонения эпюры давлений кольца в цилиндре номинального диаметра обуславливаются погрешностями при изготовлении, неравномерностью модуля упругости материала, воздействием высокой температуры, изнашиванием кольца.

По этим причинам отклонения формы цилиндра и эпюры давлений поршневого кольца могут быть значительными и способны оказывать влияние на пропуск газов и расход масла, а также на износ и силу трения. Чтобы оценить эти влияния, была разработана программа, моделирующая работу поршневого кольца с учетом неравномерного распределения параметров по окружности.

Расчеты прилегания колец в цилиндрах с увеличенным или уменьшенным диаметром и овальностью, а также износа и приспособляемости колец подробно описаны Б.Я. Гинцбургом [1].

Расчет работы кольца в цилиндропоршневой группе в условиях гидродинамической смазки с совместным решением двумерного уравнения Рейнольдса и уравнения упругой линии кольца выполнил Э.М. Мохнаткин [3].

Целью данной работы является разработка методики, учитывающей произволь-

ные отклонения эпюры давлений кольца и формы цилиндра, смешанный режим трения и эффект масляного голодания.

Форма упругой линии кольца определяется решением дифференциального уравнения [1]

.72 2 ап л , г " +-------------- = М—,

'2 ы

йр"

(1)

где: и - радиальное перемещение упругой линии кольца, направленное внутрь, М - изгибающий момент, Е - модуль упругости материала кольца, J - момент инерции сечения кольца, р - угловая координата, г - радиус нейтральной линии сечения кольца:

г = Б/ 2 - к

(2)

где Б - номинальный диаметр цилиндра, кс-расстояние от центра тяжести сечения до наружной кромки кольца.

Уравнение (1) аппроксимируется конечно-разностной схемой

г -1

Ч (2 -ЛР2)

Лр2

(3)

Изгибающий момент определяется по формуле [3] (рис. 1)

р

М (ф) = В г (г + кс )|р(а) 81грр - а)ёа, (4)

0

где В - высота кольца, р - приведенное давление на поверхность кольца.

Значения момента в узлах Мг определяются численным интегрированием:

(Г ^

М г = В г (г + кс)

2

Лр

+

4

к=1

(5)

и

1

Дополнительно требуется установить граничные условия равновесия эпюры давлений

\_bij] - матрица размерностью (п+ 1)х(п+1):

| Р(<Р) 8,П(р)ёр = 0 и

0

|р (р) еор)с1р = 0 .

(6)

Первое условие может быть также интерпретировано как равенство нулю моментов на концах кольца.

Система уравнений упругой линии кольца совместно с граничными условиями может быть записана в матричной форме

[аи Км.}= е [ьг ] ]{рг}, (7)

Лр2г3 (г + Ис )В

ЕЗ

(8)

{и,} - вектор-столбец перемещений в узлах ,=0 .. п+2. Элементы и0 и ип+2 - фиктивные.

\а.7] - диагональная матрица размерностью (п+1)х(п+1):

а,,з =

" 1 1 1 0

0 1 1 1

0 0 1 Лр2 - 2

0 0 0 0

0 0 0 0

1 0 0 0

2 ! 0

! 0 ! 0

ь . =

.3

" 0 0 0

1 ,п( Р 1 .(Лр^ С7М — 0

2 1. 4 ) 4 2

1 ■ (7Лф\ — 57Я\ 1 2 1 4 ) ят(лф) 0

1 (илрЛ — 57Я\ — 1 2 1 4 ) я,п(2Лф) _1 0

■Н(.- 4 Н Г ) )Л 1 1 ■ (Лр^ — 57Я\ —- 1 2 1 4 )

1ео1р 2 1. 4 ) ео,^{{ 3 - 1)Лр) 1 (лрЛ — еos\ 1 2 1 4 )

■12 ^ I ^ I •»«((3 - 1)Лр) 1 2 ■12

(10)

Давление в узле р. является нелинейной функцией минимального зазора Ьтт, между кольцом и поверхностью втулки цилиндра. Если форма цилиндра описывается массивом и0и то

бтт = и - и0 .

(11)

Зависимость р. от Ьтт, рассматривается ниже. Поскольку система (7) является нелинейной, она решается методом Ньютона.

Приведенное радиальное давление р на элемент кольца является отношением равнодействующей сил, приложенных к элементу, к его наружной площади. На элемент в плоскости кольца действуют следующие силы (рис.1): давления газов над, под и за кольцом рг1, рг2, рг3, сила упругости кольца рупр, гидродинамическое давление масляного клина (соответствующее удельное усилие, отнесенное к окружности кольца, обозначается Рп) и сила контактного взаимодействия кольца с втулкой (удельная сила обозначается Ра).

В итоге суммарное удельное давление усилия, действующего на элемент кольца р., отнесенное к произведению длины окружности и высоты кольца к*П*В,

р, = [(рг3 + рупр ХВ/ + В2 )- рг 1 (В1 - Х1 )-

- р,2 В )- Р - Ра, ]/ В . (12)

Профиль кольца описывается двумя параболами, которые задаются параметрами В], В2, #1, Н2, (рис.2)

(9)

к(х) =

2 #к

В

к =1, 2.

(13)

0

1

2

Исходный профиль современных поршневых колец, как правило, имеет значительную бочкообразность. В процессе износа профиль спрямляется, по краям образуются скругления. Принятая зависимость соответствует неизношенному кольцу с несимметричным бочкообразным профилем. Кроме того, такая форма позволяет использовать аналитическое решение гидродинамической и аппроксимацию решения контактной задач.

Рис. 2. Сечение кольца и усилия, действующие на элемент

Гидродинамическая реакция определяется из одномерного уравнения Рейнольдса. Точное решение уравнения Рейнольдса получено для параболического профиля кольца с условием обрыва масляного клина в точке минимального зазора. Координаты начала масляного клина Х1, к определяются по условию масляного голодания и зависят от разности толщины масляного слоя кт и минимального зазора кольца с втулкой дтт.

Выражение для поддерживающей гидродинамической силы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р = у т х/

82

2 . и т х, 1 + —А

3

д3 к

А{аге1^{к){к2 -1)+ к)+

(1 + к2) аг^2 {к)2 +

г

+

2

\

2к3 +— к

V 3 у

4

5

агс1я{к) — к4 — к 33

+

+ Ах,

{1 + к2 )аг^{к)

+

+ 3 {к2 {2Р2 + Р1)+ 4Р2 + Р1)

(14)

где V - скорость поступательного движения поршня, и - «скорость сдавливания» масля-

ной пленки, т - коэффициент динамической вязкости масла ёд тт

и = -

к=Л к, и

А =-----

к3 + {1 + к2 ) aгctg{k) + — к

(15)

(16) (17)

Выражение для гидродинамической составляющей силы трения

А •

V

2¥ т х1 1 д к

{1 + к2)2aгctg2{к) + 4к аг^{к)-к2

- ит2Х1 А {агс^{к){к2 -1)+ к)-д

- ~А{Р1 - Р2 )д{! + к2 )•

• {aгctg{k)1 + к2)+ к).

(18)

Усилие контактного взаимодействия кольца с втулкой Ра определяется в зависимости от дтт и приведенной шероховатости а по теории Гринвуда и Трипа, которая подразумевает гауссово распределение высот выступов шероховатости, постоянный радиус кривизны вершин симметричных выступов и их упругие деформации [5].

Согласно этой теории, удельное усилие, воспринимаемое шероховатостью, на единицу ширины поверхности с цилиндрическим номинальным профилем с длиной образующей В

Ра = у5^2рЛ2Рк2а2Е'

д

5/2

ёх ,(19)

ВО ла

где: Е' - приведенный модуль Юнга, В я -радиус кривизны шероховатости, Л - плотность шероховатости; ¥5/2 - функция гауссова распределения шероховатости

„2

1

Р—,2 {Н )=~Т— I - Н )2е

5 -^_

2ё.^.

(20)

42ж н Сила трения Р = А тп + РВ, (21)

тр г 0 а г' ? V /

где: В и Т0 - характеризуют две составляющих касательных напряжений на фактической площади контакта: т0 - постоянную, а В

1

1

- пропорциональную нагрузке, Аг - фактическая площадь касания микроненровностей.

В большинстве работ [5], [6] используют следующие значения параметров поверхности поршневых колец и кулачков: 1)В ка=0,05; а/В к Е’=2,3*1011 Па; Т0=2*106 Па; В=0,08.

Ввиду малой величины касательных напряжений на фактической площади контакта г0=2*106 Па при граничном трении (для сравнения при сухом контакте стали 45 твердостью НВ 270 с синтетическим алмазом г0=204*106 Па, В=0,044 [2]), слагаемым АгТ0 пренебрегаем, в результате пропадает

необходимость определения Аг.

В случае параболического профиля интеграл

к (Б‘

|Р5/2 і” йх = |Р5/2

Я,

V

а

аВ

йх

і У

с помощью подстановки

=Я а ВЛ а '

может быть преобразован к виду

= В,

а

Я

Я,

а (і

5/2

V

I р5

\

тп + а2

а

йа.

(22)

(23)

Для достаточно «выпуклых» профилей функция ¥5/2 у краев кольца обращается в 0 и предел интегрирования не имеет значения. Функция ¥5/2 становится пренебрежимо мала, уже когда расстояние между поверхностями превышает шероховатость в три раза, а высота профиля современных бочкообразных колец, как правило, более чем в 10 раз превышает шероховатость. Это позволяет заменить предел интегрирования В на бесконечность

3

IР5-2

\а)

-в.

а

Я .

йх = Ві 3

а

Я,

I^-2

+ а2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

а

где

/р =

л[2ж

0 Зтп

3

тіп _______ а 2

а

йа = (24)

(25)

Функция /р для увеличения скорости счета аппроксимируется зависимостью

/р (х)=

-88.484+62.4021п(9-х)_10,2651п2 (9-х) -42.65+21.634 1п(8-х)_0,635061п2 (8-х)

0 < х < 2 2 < х < 4. х > 4

(26)

Наибольшая погрешность аппроксимации 1,4 %, средняя - 0,7 %.

Рис. 3. Результаты тестового расчета для первого поршневого кольца двигателя 12ЧН18/20 в цилиндре с отклонениями формы. Масштаб деформаций 1 =400 мкм, масштаб усилий 1=0,5 МПа. Перемещения откладываются от окружности радиусом 2, давления от линии кольца

На рис.3 изображена расчетная эпюра давлений первого поршневого кольца двигателя 12ЧН18/20 в цилиндре с овальностью 0,1 мм и локальным дефектом - впадиной глубиной 0,04 мм и протяженностью 45°. Основные исходные данные: угол поворота коленчатого вала а=30°, коэффициент динамической вязкости масла т = 0.00247 Н*с/м2, толщина слоя масла =15 мкм, давления газов: над кольцом 5,5 МПа, за кольцом 5,5 МПа, под кольцом 5,4 МПа, приведенная шероховатость кольца и втулки 1 мкм.

Выполненные предварительные расчеты для компрессионных и маслосъемных колец двигателя 12ЧН18/20 показали, что овальность цилиндра не оказывает значи-

0

2

0

0

0

5

2

1

2

а

тельного влияния на режим и силу трения кольца, если не образуется зона просвета. В случае появления просвета на его краях наблюдаются пики давлений (рис.3), которые обуславливают граничное трение, увеличение износа и сил трения.

Наиболее значительные просветы в деформированном цилиндре образуются в районе замка кольца, при этом просветы значительно увеличиваются при пониженном давлении упругости кольца в районе замка.

Наличие в решении локальных пиков давления согласуется с представлениями работы [1], но свидетельствует о том, что в уточненных расчетах необходимо гидродинамическую задачу решать в двумерной постановке и применять модифицированное уравнение Рейнольдса, учитывающее влияние выступов шероховатости на течение масла.

Список литературы

1. Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца. М.: Машиностроение, 1972. - 271с.

2. Крагельский И.В., Михин Н.М. Узлы трения машин. Справочник. М.: Машиностроение, 19B4. - 2B0 с.

3. Мохнаткин Э.М. Расчетное определение толщины масляного слоя в районе замкового стыка поршневого кольца // Двигателестроение, 1999. №3. - c.21-24.

4. Albin Mierbach Radialdruckverteilung und Spannbandform eines Kolbenringes, Motortechnische Zeitschrift (MTZ) 1994, Vol. 55, № 2 , p.116-119.

5. Dowson D. et al. Mixed lubrication of a cam and flat faced follower. Proc. The 13th Leeds-Lyon Symposium on Tribology, 1986, Elesevier Science, p.599-609.

6. Toshiro Hamatake et al. Studies on the Mixed Lubrication of Piston Rings. Bulletin of the marine engineering society of Japan, Vol. 28, No. 2, October 2000, p. 9-18.

INTERACTION BETWEEN A PISTON RING AND A DEFORMED CYLINDER LINER

OF THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE

© 2006 A.S. Stolyarov

The pressure distribution of piston rings against the liner wall is significant for their performance in the running engine. Hence, a program has been developed for numerical calculation of the pressure distribution and the gaps between a piston ring and a cylinder liner. The model takes into account: the shape of the cylinder liner and the piston ring, both the hydrodynamic and asperity interaction and the oil starvation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.