Научная статья на тему 'Взаимодействие политической и экономической систем в современной России'

Взаимодействие политической и экономической систем в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26828
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY / ПРИНЦИПЫ ЕДИНСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ / THE PRINCIPLES OF UNITY AND INTERACTION OF SYSTEMS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / ECONOMIC SYSTEM OF THE COUNTRY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ / THE EFFECTIVENESS AND QUALITY OF SCIENTIFIC MANAGEMENT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семыкина Татьяна Васильевна

Статья посвящена анализу особенностей взаимодействия экономической и политической систем в современной России. Автор статьи выдвигает концепцию единства политики и экономики, политической и экономической сфер жизни общества. Рассматриваются основные направления и принципы их взаимосвязи; факторы, обеспечивающие их гармоничное и оптимальное взаимодействие. Особое внимание уделено вопросу эффективности функционирования политической системы общества как решающего условия повышения стабильности экономики. В статье отмечается, что использование социально-политических ресурсов в процессе управления обществом связано с принципами реализации политической власти.Анализируется системный метод, позволяющий глубже познать внутренние и внешние вызовы и риски при разработке экономической стратегии развития общества; комплексный подход в проведении социально-экономических реформ. Выделяется доминирующая роль политической системы в распределении ресурсов общества в интересах всего народа. Анализируется роль государственно-политических структур в развитии экономической системы, стимулировании процессов создания новых отраслей экономики, достижении динамической стабильности и модернизации промышленного производства. Автором обосновывается мысль, что, учитывая неразрывную взаимосвязь политики и экономики, их взаимообусловленность и взаимозависимость в едином и целостном процессе функционирования общества, именно с позиций системного и комплексного подхода должны рассматриваться вопросы гармоничного развития политической, экономической и социальной сфер общественной жизни.Автор статьи обращает внимание на проблему поиска критериев при оценке результативности процесса взаимодействия политики и экономики. Анализируются пути и средства повышения легитимности власти. В статье представлены ресурсы политической власти в качестве системы экономических, финансовых, силовых, правовых, информационных, идеологических, культурных, духовных, нравственных средств воздействия на общество. Авторский подход предполагает, что создание эффективно функционирующей политической системы сложный, многоплановый и длительный процесс. Обосновывается тезис о том, что успех зависит от уровня результативности каждого звена и каждой подсистемы в структуре организации политической власти, а также от оптимального взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на федеральном уровне и в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF POLITICAL AND ECONOMIC SYSTEMS IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of interaction between economic and political systems in modern Russia. The author of the article puts forward the concept of the unity of Politics and Economics, political and economic spheresof society. The author considers the main directions and principles of their relationship; factors that ensure their harmonious and optimal interaction. Special attention is paid to the question of efficiency of functioning of the political system of society as a critical condition that could increase the stability of the economy. The article notes that the use of socio-political resources in the process of governing society is associated with the implementation of principles of political power.The article analyzes a system method, allowing for a deeper understanding of internal and external challenges and risks when working out the economic development strategy of society; a comprehensive approach to socio-economic reforms. The dominant role of the political system in the distribution of society's resources in the interests of all people is highlighted. The role of the state and political structures in the development of the economic system is examined. The article also examines the stimulation of the creation of new industries, achieving dynamic stability and modernization of industrial production. The author substantiates the idea that, given the intrinsic link between Politics and Economics, their interdependence and interrelation in a unifi and holistic process of the functioning of society, it is from the positions of a systematic and comprehensive approach that a harmonious development of political, economic and social spheres of public life should be considered.The author draws attention to the problem of criteria search in the performance evaluation process of interaction between Politics and Economics. The article examines ways and means of increasing the legitimacy of power. The article presents the resources of political power as a system of economic, fi military, legal, informational, ideological, cultural, spiritual, moral means of influence on society. The author's approach suggests that the creation of a well-functioning political system is a complex, comprehensive and lengthy process. The author argues that the success depends on the level of achievement of each link and each subsystem in the structure of the organization of political power, as well as on the optimum interaction between the legislative, executive and judicial branches at the Federal level and in the regions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие политической и экономической систем в современной России»

УДК 321:330.342 (045)

взаимодействие политической и экономической систем в современной россии

ТАТьяНА ВАСильЕВНА СЕМЫКИНА

кандидат философских наук, доцент кафедры «Общая политология» Финансового университета E-mail: Semykinat@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей взаимодействия экономической и политической систем в современной России. Автор статьи выдвигает концепцию единства политики и экономики, политической и экономической сфер жизни общества. Рассматриваются основные направления и принципы их взаимосвязи; факторы, обеспечивающие их гармоничное и оптимальное взаимодействие. Особое внимание уделено вопросу эффективности функционирования политической системы общества как решающего условия повышения стабильности экономики. В статье отмечается, что использование социально-политических ресурсов в процессе управления обществом связано с принципами реализации политической власти. Анализируется системный метод, позволяющий глубже познать внутренние и внешние вызовы и риски при разработке экономической стратегии развития общества; комплексный подход в проведении социально-экономических реформ. Выделяется доминирующая роль политической системы в распределении ресурсов общества в интересах всего народа. Анализируется роль государственно-политических структур в развитии экономической системы, стимулировании процессов создания новых отраслей экономики, достижении динамической стабильности и модернизации промышленного производства. Автором обосновывается мысль, что, учитывая неразрывную взаимосвязь политики и экономики, их взаимообусловленность и взаимозависимость в едином и целостном процессе функционирования общества, именно с позиций системного и комплексного подхода должны рассматриваться вопросы гармоничного развития политической, экономической и социальной сфер общественной жизни. Автор статьи обращает внимание на проблему поиска критериев при оценке результативности процесса взаимодействия политики и экономики. Анализируются пути и средства повышения легитимности власти. В статье представлены ресурсы политической власти в качестве системы экономических, финансовых, силовых, правовых, информационных, идеологических, культурных, духовных, нравственных средств воздействия на общество. Авторский подход предполагает, что создание эффективно функционирующей политической системы - сложный, многоплановый и длительный процесс. Обосновывается тезис о том, что успех зависит от уровня результативности каждого звена и каждой подсистемы в структуре организации политической власти, а также от оптимального взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на федеральном уровне и в регионах.

Ключевые слова: политическая система общества; принципы единства и взаимодействия систем; экономическая система общества; эффективность и качество научного управления обществом.

The Interaction of Political and Economic Systems in Modern Russia

TATIANA V. SEMYKINA

Ph. D. (Philisophy), Associate Professor, General politology Department, Financial University E-mail: Semykinat@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of interaction between economic and political systems in modern Russia. The author of the article puts forward the concept of the unity of Politics and Economics, political and economic spheres

of society. The author considers the main directions and principles of their relationship; factors that ensure their harmonious and optimal interaction. Special attention is paid to the question of efficiency of functioning of the political system of society as a critical condition that could increase the stability of the economy. The article notes that the use of socio-political resources in the process of governing society is associated with the implementation of principles of political power.

The article analyzes a system method, allowing for a deeper understanding of internal and external challenges and risks when working out the economic development strategy of society; a comprehensive approach to socio-economic reforms. The dominant role of the political system in the distribution of society's resources in the interests of all people is highlighted. The role of the state and political structures in the development of the economic system is examined. The article also examines the stimulation of the creation of new industries, achieving dynamic stability and modernization of industrial production. The author substantiates the idea that, given the intrinsic link between Politics and Economics, their interdependence and interrelation in a unified and holistic process of the functioning of society, it is from the positions of a systematic and comprehensive approach that a harmonious development of political, economic and social spheres of public life should be considered.

The author draws attention to the problem of criteria search in the performance evaluation process of interaction between Politics and Economics. The article examines ways and means of increasing the legitimacy of power. The article presents the resources of political power as a system of economic, financial, military, legal, informational, ideological, cultural, spiritual, moral means of influence on society. The author's approach suggests that the creation of a well-functioning political system is a complex, comprehensive and lengthy process. The author argues that the success depends on the level of achievement of each link and each subsystem in the structure of the organization of political power, as well as on the optimum interaction between the legislative, executive and judicial branches at the Federal level and in the regions.

Keywords: the economic system of the country; the effectiveness and quality of scientific management of society; the political system of society; the principles of unity and interaction of systems.

Политическая система общества — это важнейший механизм организации, контроля и управления всеми процессами и сферами общественной жизни. Особый статус и исключительная роль политической системы в жизни общества определяются значимостью ее функций, обязательностью ее решений для всех, верховенством по отношению к любой другой общественной сфере. Политическая система общества как его главное регулирующее, организующее и управляющее начало играет решающую роль в развитии любой социальной подсистемы. Экономическая стратегия современного развития, задача улучшения качества жизни российского общества и усиления его инновационного характера ставят на повестку дня практические вопросы обновления форм деятельности политических институтов, совершенствования методов научного руководства всеми сферами, и в первую очередь научного управления экономической системой.

Познание политической системы как доминантного феномена развития общества предполагает раскрытие ее сущности, структуры, задач, функций, принципов и законов функционирования. Под политической системой общества в широком смысле слова принято понимать систему государственных

институтов и общественно-политических организаций, осуществляющих управление обществом и регулирование социальных процессов. Политика — это функция политической системы, сущность которой состоит в искусстве руководства и управления всеми сферами общественной жизни. Именно политическая система определяет стратегические цели общественного развития на несколько десятков лет вперед; разрабатывает конкретный политический курс реформ; мобилизует народ на их осуществление; способствует сохранению целостности государства, политической, экономической и социальной стабильности общества.

Структура политической системы включает следующие подсистемы.

1. Институциональную (все политические субъекты и ветви политической власти).

2. Нормативно-регулятивную (Конституция, политико-правовые нормы и законы).

3. Коммуникативную (взаимоотношения и связи субъектов политики, их взаимодействие, переговорные процессы).

4. Культурно-идеологическую (политическая культура, политические идеологии).

5. Функциональную (политические режимы, политические процессы).

Важнейшие задачи политической системы:

1. Обеспечение поступательного, устойчивого и стабильного развития общества.

2. Создание мирных и безопасных условий жизнедеятельности народа.

3. Государственные гарантии соблюдения прав и свобод граждан на достойные условия жизни.

Основные функции политической системы:

• стратегическая (определение целей и задач развития общества, выработка курса экономических и социальных реформ);

• организаторская (мобилизация людей и ресурсов власти для осуществления выработанного политического курса реформ);

• интегративная (консолидация общества, единство народа, достижение гармонии интересов различных социальных групп, согласие, гражданский мир, общественное спокойствие);

• регулятивная (справедливое распределение ресурсов общества и благ между всеми социальными слоями общества);

• культурная (воспитание, образование, просвещение, всестороннее и гармоничное развитие личности).

Роль политической системы в жизни общества трудно переоценить, поскольку именно она является решающей в обеспечении нормального функционирования всех сторон и сфер общества, в придании импульса развитию социально-экономических процессов в стране. Политическая демократическая система общества призвана обеспечивать в первую очередь поступательное и стабильное развитие экономики в целях улучшения социального благополучия граждан и процветания государства. Социальные процессы осуществляются на основе обеспечения преемственности, последовательности проводимых в стране социально-экономических реформ и инновационного развития всех сфер общественной жизни. Субъекты политической власти в лице политических лидеров и правящей элиты в демократическом государстве оказывают реальное влияние на динамику протекания социальных процессов; определяют характер и направленность развития общественных отношений и институтов, включая экономическую систему, в интересах народа. По мнению отечественных ученых, «политическая модернизация в современной России в цивилизационном аспекте нуждается в изменении парадигмы управления обществом. Речь идет о переходе от идей монетаризма к восприятию идей модернизации России на основе умной

и нравственной экономики, концепции развития демократического политического режима и демократического парламентаризма, развития гражданского общества, разработанных экспертным научным сообществом в концепции национальной идеи российского общества» [1, с. 164].

Политическая система общества служит важнейшим регулятором социальных противоречий, экономических и политических конфликтов, используя при этом для их разрешения различные средства воздействия и ресурсы политической власти.

Ресурсом политической власти служит мощная система экономических, финансовых, силовых, правовых, информационных, идеологических, культурных, духовных, нравственных средств воздействия на гражданское общество. Особенная и доминирующая роль политической системы проявляется в функции распределения ресурсов общества в интересах всего народа, а не отдельных его привилегированных социальных групп и слоев. Условия и цели распределения материальных ресурсов в каждом государстве зависят от конкретно-исторических условий, уровня развития общества, типа господствующего политического режима, характера государственной власти, приоритетов правящей элиты. Сами ресурсы в каждой стране могут быть по своему характеру разнообразными, но всегда практически, как правило, ограничены в масштабах всего государства. Экономические ресурсы включают в себя все материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: финансы, ценные бумаги, золотовалютные резервы страны, плодородные земли, природные ресурсы, недвижимость, производственные фонды, технику и т.п. Чтобы справедливо, разумно и грамотно распределять, использовать и распоряжаться общественным богатством, безусловно, необходим рачительный, хозяйственный подход. Вспомним известный, в свое время широко распространенный лозунг: «Экономика должна быть экономной!». Это обстоятельство, связанное со скудостью ресурсов в мире и необходимостью их экономии, требует наличия у политической и экономической элиты определенного набора особых социальных, нравственных и профессиональных качеств, включая умение справедливо, честно и рационально использовать ресурсы общества.

Научное руководство обществом политическими деятелями предполагает основательную и серьезную подготовку системой высшего профессионального образования будущих надежных,

высококвалифицированных претендентов и отличных кандидатов в правящую элиту страны. Речь идет в первую очередь о высококачественной подготовке молодежи в сфере экономики и политики, управленческих кадров — профессионалов высокого класса: духовных, всесторонне развитых, патриотичных, инициативных, честных, ответственных специалистов мирового уровня. Не только правящей элите, профессиональным политикам требуется овладение научными знаниями объективных законов развития политической и экономической системы, политической власти. В современном обществе все граждане должны обладать высоким уровнем общей и политической культуры, уметь договариваться с людьми и вести диалог, достигать консенсуса на основе компромиссов. Во всяком деле важно быть дипломатичным, вежливым, доброжелательным, корректным, уметь тактично вести переговоры, заключать соглашения по самым разным вопросам экономической и социальной жизни.

В системе ресурсов политической власти особое место занимает группа социально-политических ресурсов. Это численность населения страны, консолидация народа, социальное единство общества, стабильность, порядок, демократия, участие граждан в политике. Социально-политические факторы, как показывает мировой опыт, в значительной степени сказываются на состоянии и уровне развития экономики страны. К примеру, мирные условия жизни, отсутствие социальных потрясений в обществе придают более устойчивый характер и благоприятный морально-психологический климат для занятий бизнесом, осуществления экономических реформ. В условиях демократического режима преобладают преимущественно мирные средства прихода к власти тех или иных политических сил, как правило, в процессе конкурентной, при этом часто жесткой, борьбы за власть.

Но и политиками, и рядовыми избирателями, как показывает жизнь, на практике могут использоваться, к сожалению, радикальные, крайние и недостойные методы политической борьбы. Политическая оппозиция в условиях обострения соперничества порой прибегает к резким заявлениям, действиям и мерам негативного характера, когда эмоции перехлестывают здравый смысл. В такой ситуации «важно, чтобы каждая из сторон следовала линии на сотрудничество, а не на достижение временного выигрыша. Только в этом случае будет укрепляться доверие друг к другу, и повышаться уровень взаимного выигрыша» [2, с. 36]. Митинги, демонстрации,

различного рода акции массового протеста, сопровождаемые экстремистскими и насильственными действиями, привносят в общество элементы хаоса, нестабильности и раздора. А стоит ли раскачивать наш общий дом в столь нестабильном современном мире, не задумываясь подчас о международных политических последствиях различного рода радикальных действий?

Особенно важно сегодня учитывать политические последствия негативных, асоциальных форм гражданской активности в условиях все нарастающей, откровенно враждебной информационно-пропагандистской войны, развернутой против России некоторыми западными странами. Не помешало бы всерьез задуматься о внешнем политическом, культурном и социально-экономическом имидже своей страны. Следует особо подчеркнуть, что высокий уровень политической культуры граждан в условиях демократии проявляется в активной жизненной позиции именно позитивной, созидательной направленности. Тем более что в современных условиях значительно расширились возможности для выражения воли народа через всевозможные электронные средства, интернет-ресурсы, СМИ и т.д.

Важно подчеркнуть, что вопрос об использовании социально-политических ресурсов в процессе управления обществом напрямую связан с принципами использования политической власти. Среди демократических принципов реализации политической власти в современном обществе следует выделить три главных принципа: научность, гуманность и эффективность. Нарушение этих принципов или отступление от них в политике, в процессе управления общественными процессами в различных сферах жизни ведет к нарастанию в обществе негативных проявлений, политического и социального напряжения.

Превентивное предупреждение социальных конфликтов, искусное снятие противоречий, возникающих в процессе поступательного развития общества, как важнейшая функция политической системы в полной мере может быть реализована лишь при условии последовательного соблюдения принципов научного, гуманного и эффективного регулирования общественных процессов. Наличие широких демократических экономических прав и свобод граждан служит гарантией для развития малого и среднего бизнеса, проявления деловой активности, предпринимательской инициативы. Создание эффективно функционирующей политической системы — сложный, многоплановый и длительный

процесс. Успех в этом деле в значительной степени зависит от уровня результативности каждого звена и подсистемы в структуре организации политической власти, от оптимального взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на федеральном уровне и в регионах.

Важными критериями политической зрелости и эффективности политической системы общества являются стабильный, устойчивый экономический рост, рост благосостояния и социального благополучия граждан. Рост доходов на душу населения и повышение качества жизни граждан в значительной степени определяются результатами проводимой государством экономической политики, производством качественных товаров и услуг, справедливым перераспределением национального богатства общества в пользу всех граждан. Все политические процессы в обществе должны быть направлены на подъем экономики и развитие социальной системы, совершенствование хозяйственно-организаторской деятельности, расцвет духовно-нравственной культуры.

Взаимодействие политической и экономической систем носит органический и перманентный характер. Весь спектр направлений этого взаимодействия условно можно подразделить на два основных вида:

1. Воздействие политической системы на экономическую сферу.

2. Влияние экономики на политику.

Особое научное и практическое значение имеет вопрос о характере взаимодействия политической и экономической систем, в том числе вопрос о политическом влиянии государства на экономическую сферу жизни общества. Речь идет в первую очередь о значительной роли государственно-политических структур в развитии экономической системы, стимулировании процессов создания новых отраслей экономики, достижении динамической стабильности и модернизации промышленного производства.

Известно, что именно экономическая сфера служит материальной основой развития общества. В этой связи приоритетная задача государственной политики — стимулирование длительного экономического роста, предотвращение кризисных явлений, экономических спадов и возникновения социально-экономических противоречий, а также погашение социальных конфликтов. Именно эффективные методы государственного управления и регулирования способствуют упреждению и своевременному разрешению возникающих противоречий в экономической сфере.

Процесс воздействия на экономическую систему со стороны политических структур имеет свои конкретно-исторические этапы. Исходной, стартовой точкой начала политического влияния на экономику является этап планирования программы экономических реформ, разработка правящей элитой новой экономической политики. Именно грамотная экономическая стратегия и ее последовательная практическая реализация оказывают стимулирующее воздействие на ход и направленность экономических процессов. Разработка экономического курса страны осуществляется политической элитой в соответствии с целями общественного прогресса, развития общества на основе определенных принципов: научность, гуманизм, демократичность, эффективность, системный и комплексный подход.

Все звенья политической системы и целостной государственной машины осуществляют различные специализированные функции:

• организация хода реформ, практическая реализация экономической стратегии;

• координация субъектов хозяйственной деятельности на федеральном и региональном уровнях;

• осуществление государственного контроля финансовых потоков и рационального использования ресурсов общества (трудовых, природных, финансовых и т.д.);

• оценка результатов хозяйственной деятельности и корректирование курса реформ.

Корректировка проводимого экономического курса осуществляется с учетом меняющихся внутренних и внешних реальных обстоятельств, чтобы не случилось на практике так, как гласит народная поговорка: «Просто было на бумаге, да забыли про овраги».

Корректирование отдельных положений и пунктов экономической стратегии развития страны на основе достоверной информации о состоянии дел в экономике сопровождается снятием возникших общественных противоречий и своевременным разрешением острых экономических и социальных проблем. В социальной сфере достижению социальных компромиссов в обществе служит грамотная и взвешенная социальная политика, базирующаяся на реальных достижениях народнохозяйственного комплекса и экономической мощи государства.

Смягчению и постепенному снятию острых кризисных проявлений в экономике благоприятствуют такие фундаментальные процессы и меры, как:

• структурная перестройка народного хозяйства;

• накопление значительного запаса золотовалютных резервов;

• повышение устойчивого курса национальной валюты;

• строгий финансовый контроль за федеральными и региональными расходами бюджетных средств;

• немаловажное значение имеет также неукоснительный контроль со стороны государственных органов за соблюдением антимонопольного законодательства, созданием благоприятного делового климата и многое другое.

Именно с позиций системного и комплексного подхода должны рассматриваться вопросы гармоничного развития политической, экономической и социальной сфер общественной жизни, учитывая их неразрывную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость в едином и целостном процессе функционирования общества.

В программной статье «Нам нужна новая экономика» В.В. Путин отмечает, что Россия «обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий, как минимум, в нескольких секторах» [3].

Политические структуры в лице различного рода отраслевых министерств и ведомств осуществляют управление и регулирование всеми подсистемами и звеньями хозяйственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, строительство, ВПК, транспорт, связь, бюджетно-финансовая политика, а также денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, финансово-контрольная, правовая политика. В современных условиях необходимо создание инновационной среды во всех отраслях народного хозяйства, их стабильное, инновационное развитие. Под инновационной деятельностью понимается «деятельность, направленная на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества и государства в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания и политического развития» [4, с. 21-22].

Практическая реализация экономической политики сопровождается использованием в хозяйственной деятельности тех или иных экономических регуляторов: бюджетные инвестиции, дотации,

субсидии; налоговые льготы, таможенные сборы; лицензии, квоты; процент за кредит; контрактные государственные заказы. Значение и цель использования финансово-экономических регуляторов состоит в том, чтобы они в условиях действия рыночных механизмов приближали процессы в экономике к заданным параметрам стратегического курса государства. Ведь с позиций системного подхода единый и целостный народнохозяйственный комплекс представляет собой совокупность различных звеньев и подсистем разного уровня — отрасли, территории, виды производств, субъекты хозяйственной деятельности и т.д. Поэтому процессы, протекающие в экономике, всегда органично и неразрывно завязаны на реальную политическую, социальную ситуацию; зависят от особенностей сложившейся внутренней и внешней экономической среды. Такая взаимозависимость экономической системы от внешнего воздействия политических и иных факторов свидетельствует о весьма сложном характере переплетения политики и экономики, их единстве и взаимодействии. Экономические взаимосвязи и процессы испытывают влияние со стороны различных звеньев политической системы, в том числе и в виде политических стабилизаторов.

Существуют многочисленные политические стабилизаторы развития экономической системы во всех ее аспектах и по всем направлениям и уровням протекания экономических процессов. Речь идет о конкретных политических механизмах функционирования всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной (как на федеральном, так и на региональном уровне). Именно политические решения руководства страны задают начало, ход, направленность и темпы протекания экономических процессов. Причем это решающее влияние политической системы на динамику экономики может носить двоякий характер:

• стимулирование устойчивого роста народнохозяйственного комплекса страны;

• торможение (по ряду обстоятельств) темпов экономического развития.

Это зависит от комплекса объективных и субъективных причин и внешних факторов.

Политико-государственные структуры призваны создавать благоприятные экономические условия для занятий предпринимательской деятельностью. Но зачастую именно разрешительный принцип для открытия своего дела физическими и юридическими лицами препятствует успешной регистрации и функционированию предприятий малого

и среднего бизнеса. Не секрет, что отдельные чиновники порой используют свое служебное положение для извлечения собственной прибыли, получения так называемой «политической ренты», а разрешительный принцип служит благодатной почвой для расцвета коррупции.

Ученые обращают внимание на тот факт, что «для административного органа ценность его политических услуг тем выше, чем больше разница между наиболее благоприятными и наименее благоприятными условиями хозяйственной деятельности, которые могут быть предложены хозяйствующему субъекту административным органом. Разрешительные действия административного органа на макроуровне приобретают рыночную потребительскую стоимость, а сам по себе факт разрешительной власти содержит в себе потенциальный доход так же, как земельные угодья содержат в себе потенциальное плодородие, которое оценивается в размере земельной ренты. Потенциальный доход от власти разрешительного действия аналогичен по своему характеру ренте, возникающей в землепользовании, только эта рента возникает в результате властных действий и поэтому условно ее можно обозначить как политическую ренту» [5, с. 220].

Взаимодействие субъектов политической и экономической власти, взаимозависимых политических и экономических явлений, безусловно, является весьма сложным механизмом, в котором действует множество различного рода объективных и субъективных факторов. Особо следует отметить важную роль крупного бизнеса, мощных корпораций и ТНК в экономической и политической жизни государства. В качестве важнейшего хозяйствующего субъекта в сфере экономики выступает именно крупный бизнес. Крупнейшие корпорации и бизнес-сообщество располагают мощными ресурсами влияния на государственные структуры. Правящая экономическая элита весьма активно использует многочисленные политические каналы для реализации своих экономических интересов. По сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности, такими как малый и средний бизнес, фермерство и т.п., крупный бизнес располагает целой разветвленной системой эффективных рычагов воздействия на власть.

В научной литературе «раскрыто понятие «политико-административные ресурсы бизнес-корпораций», под которыми в рамках функционального подхода следует понимать совокупность ресурсов корпорации, используемых для

интеграции в органы власти непосредственно или через своих представителей с целью включения в процесс принятия политических решений.

Основными компонентами политико-административных ресурсов корпорации являются:

1. Социально-политические ресурсы.

2. PR- и GR-ресурсы.

3. Интеграция бизнеса в органы власти.

4. Регулярные встречи с главой государства, руководителем Правительства РФ, главами профильных министерств и ведомств на институциональном уровне (через институты представительства интересов бизнеса в органах власти, институт полномочного представителя интересов бизнеса, на экономических форумах и т.д.).

5. Союзы и ассоциации крупного бизнеса (институты представительства бизнеса), позволяющие отстаивать и реализовывать консолидированные интересы бизнес-корпораций определенных секторов экономики (реже — всего бизнес-сообщества).

6. Лоббистская деятельность корпораций». [6, с. 80].

Говоря о весьма существенном влиянии крупного бизнеса на власть и политическую элиту страны через различные звенья государственного аппарата, важно понимать, что доминирующей стороной в этом взаимодействии остается чиновничество. Именно политическая власть в решающей степени призвана обеспечивать благоприятные условия для занятий бизнесом и функционирования всех экономических институтов.

В системе каналов многостороннего политического воздействия на экономическую сферу огромное значение имеет реальная практическая деятельность всех ветвей власти:

1) организация законодательной деятельности (роль парламента);

2) эффективность исполнительной власти (правительство);

3) независимость судебной власти.

Становление народнохозяйственного комплекса, создание целостного экономического организма в стране зависит не только от усилий и действенности государственных центральных органов власти. Большое значение имеют также реальная общественная отдача и продуктивность деятельности системы органов региональной и местной власти, местного самоуправления. Нельзя недооценивать также степень демократичности политического режима, широты прав личности и гарантированности экономических, социальных, политических прав

и свобод граждан. Известно, что чем шире спектр экономических свобод граждан, тем больше реальных гарантий для развития малого и среднего бизнеса, занятий предпринимательской деятельностью.

Важно подчеркнуть, что влияние экономической системы на политическую систему также носит многоаспектный, многофакторный и сложный характер. Известен такой объективный закон их взаимосвязи: чем выше уровень экономического развития страны, социальное благосостояние граждан, тем больше предпосылок для формирования демократического политического режима. Таким образом, уровень зрелости экономики напрямую влияет на степень демократичности общества, степень развитости демократических политических институтов. Примером данной взаимозависимости могут служит экономически развитые страны Западной Европы и Северной Америки, где сформирован средний класс и существует правовое государство.

В этих взаимозависимых и взаимообусловленных процессах практического взаимодействия политической и экономической систем наиболее активной стороной выступают государство и его политические и экономические институты. Но это совсем не исключает обратного влияния на политику со стороны наиболее крупных субъектов экономики, воздействия экономических субъектов на политическую сферу. Другими словами, при исследовании проблемы взаимодействия политической и экономической систем важно избегать одностороннего подхода, однолинейного понимания процесса развития общества. Именно с позиций принципа системного, комплексного подхода можно представить реальную картину единства и взаимодействия политики и экономики в жизни общества.

Среди приоритетных задач современного экономического развития России следует назвать в первую очередь рост производительности труда и ускорения темпов ВВП за счет коренной модернизации производства, внедрения инноваций и достижений научно-технического прогресса в производство, структурной перестройки экономики, совершенствование условий и благоприятного делового климата для успешной предпринимательской деятельности. Все эти задачи могут быть решены посредством следующих мер:

1. Разработки долгосрочной и среднесрочной научно обоснованной инновационной экономической программы развития страны.

2. Успешного развития малого и среднего бизнеса.

3. Формирования современной системы экономического образования и подготовки высококвалифицированных управленческих кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Финансирования прикладных и фундаментальных наук.

Создание действенных механизмов управления экономической сферой — приоритетная задача политической элиты страны. Ее решение невозможно без внедрения современных инструментов и научных методов управления, овладения всеми средствами эффективного менеджмента. Все этапы научного управления обществом (планирование, организация, координация и контроль) так или иначе замыкаются на центральное звено управленческого цикла — подбор высококвалифицированных управленческих кадров. Выполнение правящей элитой функции управления и регулирования процессов в экономике предусматривает своевременное реагирование на новые вызовы современности: международные, экономические, политические, социальные, культурные. Это обстоятельство требует формирования качественно нового типа политической и экономической элиты — блестяще образованной, компетентной, творческой, патриотически настроенной, нравственной и социально ответственной. Сегодня реально сложилась такая ситуация, когда от использования человеческого потенциала и в экономике, и в политике зависит многое; и сейчас действительно востребован старый, проверенный временем лозунг: «Кадры решают все!»

Важным направлением в кадровом отношении является постоянный процесс качественного обновления состава административной элиты на всех уровнях управленческой пирамиды, сокращение численности чиновников и бюрократии в госструктурах и реальном секторе экономики. В целях совершенствования кадрового состава и повышения качества управления на всех уровнях представляется целесообразным введение повсеместно конкурсной системы подбора всех управленческих кадров взамен утратившего свою актуальность принципа назначения. Трансформация политических институтов также напрямую зависит от состава и качества правящей элиты. Поэтому политическая система общества постоянно нуждается в притоке молодых сил, талантливых мастеров своего дела. Именно система профессионального образования призвана решать эту важную государственную задачу.

Кроме внутриполитических процессов и явлений общественной жизни, существенное влияние на экономическую сферу жизни общества

оказывают внешние, международные факторы и мировые процессы. В условиях глобализации мировой экономики и тесной взаимозависимости и переплетения экономических связей каждая отдельная страна не может автономно существовать вне системы политических межгосударственных связей и отношений с мировым сообществом в целом. Включение каждого периферийного государства в мировую глобализацию, процессы интеграции, движения капиталов и финансов связано с огромными рисками, поскольку мировая конкуренция строится на принципах неравных стартовых условий, неравных «весовых категорий» экономик и корпораций различных государств. Всегда побеждает сильнейший игрок, причем и в политике, и в экономике. Каждое отдельно взятое государство в условиях мирового неравновесного процесса взаимозависимости и доминирования центров силы развитых экономик испытывает значительное воздействие на национальную экономику со стороны международных ТНК, мощных корпораций, мировой финансовой элиты и международных финансовых центров. И это, безусловно, серьезные вызовы для стабильности и национального суверенитета страны.

Видный польский ученый Гжегож В. Колодко отмечает: «Если мы хотим иметь выход на мировые рынки, доступ к инвестиционным ресурсам мирового капитала и передовым технологиям, то нам следует стать открытыми для международной конкуренции, риска конфронтации с корпорациями из других уголков света, проникновения спекулятивного капитала, единственный мотив которого — максимизация собственной прибыли посредством эксплуатации структурных слабостей (институциональных и политических), имеющихся там, куда он приходит» [7, с. 30].

В проведении эффективной внешнеэкономической политики огромную роль играют процессы развитости рыночных институтов, зрелости политической и экономической системы в целом, а также политической и экономической культуры правящей элиты. Стремление развивающихся государств не отставать от развитых стран и соответствовать современным мировым стандартам рождает политический интерес у правящих элит по поиску соответствующих моделей догоняющего экономического развития. Это предполагает использование таких методов государственного регулирования, как прогнозирование и научное экономическое и социальное программирование. Все современные

политические программы, к примеру стран БРИКС, содержат в качестве приоритетных стратегических целей модернизацию всех сфер общественной жизни, и в первую очередь экономики. Политический курс по развитию рыночных реформ в России предусматривает максимальное использование политических и экономических рычагов для повышения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг, повышения их качества и доведения до уровня мировых образцов.

В условиях современного мирового экономического кризиса ученые обращают внимание на тот факт, что цивилизационный кризис становится все более длительным и цикличным. Он проявляется в виде политического, технологического, экономического, социокультурного, демографического и экологического кризисов [8, с. 17-19].

Среди причин мирового кризиса эксперты называют много факторов:

• кейнсианскую модель рыночной экономики, чрезмерное государственное вмешательство в экономику и его низкую эффективность (кейнсианст-во — «вмешательство», «хирургия»);

• «жизнь не по средствам» — огромный государственный долг ряда стран «большой семерки» во главе с США; превалирование расходов над доходами;

• непомерные траты на гонку вооружений;

• монетарные методы управления экономикой (монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение»);

• глобализацию и ограбление развивающихся стран финансовой мировой элитой;

• жизнь в долг большинства граждан за счет массовости кредитов и т.д.

Многие исследователи в числе причин кризисов называют также несовершенство функционирования механизма рынка и отсутствие взвешенной политики экономического регулирования со стороны современных государств. Государство в макроэкономическом регулировании выполняет важную функцию обеспечения правовой основы рыночной экономики. Безусловно, роль современного государства как политического и особого экономического субъекта весьма значительна с точки зрения нейтрализации негативных последствий рынка и стабилизации экономики. Система государственных мер вмешательства в структуру производства, ход развития процессов в экономике в целях создания правовых, финансовых предпосылок эффективного функционирования хозяйственного комплекса

включает в себя три важнейших, основополагающих инструмента:

1. Налоги на бизнес и кредитную политику.

2. Правительственные закупки общественно значимых благ, неподъемных для частного сектора.

3. Трансфертные платежи (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения в целях их социальной защиты и достижения социальной стабильности).

Посредством принятия системы законов и нормативных актов, правовых норм деятельности хозяйствующих субъектов государством обеспечивается равноправие их деятельности, рыночных структур, стимулируется производство товаров и услуг, оказывается помощь развитию частного бизнеса. В современных условиях важно предоставить предприятиям широкую возможность проявлять собственную инициативу, совершенствовать и упрощать процедуры создания новых предприятий, облегчать условия их хозяйственной деятельности.

Особенно важным для малого и среднего бизнеса является снятие всех излишних административных барьеров, всякого рода регламентирования и проверок. В этом отношении в России уже немало сделано в последние годы. Расширяются условия для занятий предпринимательством, а также и экономические свободы и права граждан. Совершенствуется законодательство, принимаются новые законы, облегчающие условия для занятий бизнесом. Это, к примеру, антимонопольное законодательство, препятствующее монополизации производства и торговли, недобросовестной конкуренции, необоснованному росту цен на товары и услуги.

Государство также контролирует процесс денежного обращения, осуществляет антиинфляционную политику, добивается экономической стабильности и следит за устойчивостью курса национальной валюты. Научно разработанная финансовая, налоговая и кредитная политика придает импульс росту экономики, реально поддерживает приоритетные отрасли экономики (сельское хозяйство, машиностроение и т.д.), в том числе способствует развитию общественно значимых отраслей, малопривлекательных для бизнеса. Финансовое регулирование государством рыночных процессов включает не только кредиты и налоги (с корпораций и населения, налоги на недвижимость, земельную собственность и т.д.), но и различного рода льготы, дотации для преодоления отраслевых кризисов, инвестиции, заказы, ставки учетного процента. В целях ускорения

темпов экономического роста и структурной перестройки специально разрабатываются целевые государственные инвестиционные программы.

Особое место занимают вопросы защиты государством прав предпринимателей, гарантий неприкосновенности собственности; гарантий минимума заработной платы («политика доходов» населения); обеспечение занятости населения; материальная поддержка и переобучение безработных граждан. Таким образом, с помощью бюджетных и кредитных рычагов политическая система способствует стимулированию экономического роста, проводит антиинфляционную политику, осуществляет контроль уровня занятости населения. Именно политическая система, политическая элита страны на деле осуществляют мобилизацию всех ресурсов и усилий общества для упрочения экономической мощи и процветания России.

Особенно возрастает роль государства в управлении экономикой в условиях политической и экономической нестабильности и возрастания угрозы реальных санкций со стороны недружественно настроенных государств. Говоря о внешних рисках и вызовах для благополучного развития нашего общества, нельзя не упомянуть о введении санкций со стороны США и некоторых западных государств. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 23 мая 2014 г. В.В. Путин предупредил, что в современном мире экономические санкции имеют эффект бумеранга и в конечном итоге ударят по странам, которые их инициируют. Он призвал иностранных инвесторов не покидать Россию. «Что, теперь успешный бизнес в угоду несостоятельным политикам должен сдать свои позиции и уступить конкурентам?» — подытожил В.В. Путин [9].

Глава нашего государства представил план технологической реформы, семь пунктов программы стимулирования развития отечественной экономики, рассказал о некоторых мерах по повышению привлекательности России для иностранных инвесторов. В частности, по его словам, Россия готова упростить процесс подачи заявок на разведку полезных ископаемых для них. Но ведущие разведку компании не должны впоследствии «торговать лицензированием».

Бизнесменам, которые работают в России, было гарантировано, что их планы и связи не будут разрушены. Те, кто хочет вложить свои капиталы в Россию, может рассчитывать на меры поддержки со стороны государства. В первую очередь бизнес необходимо обеспечить дешевым длинным

финансированием внутри страны. Российские власти будут внедрять механизмы проектного финансирования, прежде всего в сфере промышленности, которые позволят получить бизнесменам средства на длительный срок по ставке инфляции плюс 1%. «Будем активно внедрять механизм проектного финансирования, прежде всего в сфере промышленности. Он предполагает предоставление ресурсов на длительный срок, а также гибкие, необременительные для инвестора условия получения кредита. Причем конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс 1 процент»,— добавил В.В. Путин [9].

Это — одно из центральных предложений советника Президента РФ Сергея Глазьева по поддержке отечественной экономики. Он считает, что проблема отсутствия роста ВВП кроется в недостаточности долгосрочного кредита для освоения сложных производств. «А его нет, потому что процентная ставка выше нормы рентабельности в обрабатывающей промышленности. Поэтому стоит задача расширения нерыночных залогов, удлинения кредитов, в том числе через банки развития»,— говорил С. Глазьев [10].

Президент РФ также пообещал, что российские власти продолжат «зачистку» банковского сектора от проблемных игроков. Это необходимо сделать для того, чтобы финансовая система была жизнеспособной и результативной. Капитализация системно значимых банков будет увеличена, в том числе за счет субордов (через конвертацию субординированных кредитов в привилегированные акции этих банков), что позволит расширить возможности по кредитованию экономики и снизить стоимость кредитов. Списка системно значимых банков пока нет, но представители обещали, что в него войдут порядка 50 кредитных учреждений, на которые приходится 80% всех активов банковской системы. В России в 2015 г. будет проведена переоценка всех производственных фондов, а налоговая нагрузка на устаревшие производственные фонды повысится.

Россия не планирует закрываться от инвесторов, пообещал В.В. Путин. Но у Президента РФ есть план, как снизить зависимость страны от внешних рынков капитала и импорта. Отдельный пункт плана — развитие импортозамещения и возвращение «собственного рынка национальным производителям», в том числе занимающимся программным обеспечением, радиоэлектронным и энергетическим оборудованием, текстилем и работающим

на рынке продовольствия. Для этого будет создан фонд развития отечественной промышленности, который заработает в 2015 г. А к осени 2014 г. будет определено, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут преимущественно закупаться у российских производителей и компаний из государств Таможенного союза. Речь будет идти и о компаниях с иностранным капиталом, но работающих в России и подчиняющихся российскому законодательству.

Кроме того, правительство планирует предоставить налоговые льготы greenfield-проектам, предполагающим строительство бизнеса с нуля. в рамках капитальных вложений в бизнес. Также было обещано разработать механизм поддержки компаний, применяющих в работе наилучшие доступные экологически чистые технологии. Производство оборудования, соответствующего принципам наилучших доступных технологий, требуется локализовать, для чего будут созданы необходимые условия. Для компаний, работающих на старом оборудовании и применяющих устаревшие технологии, введут санкции в виде дополнительной налоговой нагрузки. С этими идеями не первый год выступает Минприроды — ведомство ранее предлагало увеличить в несколько раз ставки экологических платежей, что заставило бы модернизировать производство.

Последний пункт в выступлении В.В. Путина-предусматривает ускорение работы над пакетом из 160 законопроектов по улучшению условий ведения бизнеса в России. Они должны быть внесены в Госдуму уже до конца 2014 г. Всего в программе стимулирования экономики от В.В. Путина семь пунктов. Финансирование их реализации нужно учесть при формировании бюджета. На реализацию другой его масштабной программы — «майских указов» в 2014-2016 гг. из бюджета будет потрачено более 2 трлн руб., в том числе 600 млрд руб. — в 2014 г. Часть планов уже обеспечена финансированием.

Резерв в федеральном бюджете, который может быть направлен на докапитализацию банков, на 2015 г.— 85 млрд руб. В фонд поддержки промышленности направят 30 млрд руб. за счет перераспределения бюджетных расходов. Многие эксперты считают озвученные меры программы стимулирования экономики от Президента РФ реальными. Эти семь шагов должны дать импульсы более активному развитию российской экономики [10].

Реальные задачи в сфере экономики и развития бизнеса в нашей стране, поставленные

Президентом РФ В.В. Путиным и нашим Правительством, могут быть решены только при участии всего народа, при всеобщей дружной, сплоченной работе и сохранении гражданского мира в стране.

Только благодаря грамотному, научно обоснованному государственному содействию развитию экономической системы и социальной инфраструктуры общества могут быть созданы реальные предпосылки для возрастания экономической и оборонной мощи страны, укреплению ее политических позиций и авторитета на международной арене. Одним из важных условий обеспечения стабильного динамического развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является разработка тщательно продуманного экономического курса, своевременное разрешение возникающих противоречий в развитии народнохозяйственного комплекса. В этом оптимальном функционировании экономической системы общества заинтересованы все граждане и все субъекты экономической деятельности: акционерные общества, малый и средний бизнес, зарубежные инвесторы, банковская система. И правительство вынуждено постоянно отслеживать сбои и противоречия в развитии экономики, совершенствовать режим государственного контроля финансовых потоков и эффективность расходования бюджетных средств на всех уровнях. Среди мероприятий политической власти по обеспечению экономической стабильности важное место занимают: эффективная налоговая и кредитная политика, политика стимулирования и содействия развитию среднего и малого бизнеса, рациональное использование всех ресурсов общества (трудовые ресурсы, капитал, земля и ее недра и т.д.). Наряду с политическими внутренними факторами и мерами, оказывающими серьезное влияние на развитие отечественной экономики, важно иметь в виду и глобальные внешние политические и экономические факторы и условия.

Важно не забывать о таких внешних и внутренних дестабилизирующих факторах, как гражданские войны, смуты, перевороты, революции. И все же даже в мирных условиях политическая нестабильность наступает в результате нарастания кризисных проявлений именно в экономике: спад производства, массовая безработица, банкротства предприятий, разорение бизнесменов, кризис платежей, инфляция, рост цен, сокращение доходов населения. Все это могут спровоцировать также неумелая экономическая политика, просчеты в налоговой и кредитной

политике, ошибки политической элиты, отставание форм и методов управления экономикой от потребностей экономической жизни, низкий уровень компетентности и экономической культуры управленческого персонала, неграмотный менеджмент. Кризисные явления в экономике, как показывает опыт, могут быстро нарастать по мере возрастания государственного долга страны, бюджетного дефицита, а также в условиях, когда тормозятся процессы внедрения в производство инноваций, передовых достижений науки и техники, при незначительном финансировании НИОКР, науки и образования. Поэтому понятно, насколько велика роль политической системы общества в обеспечении успешного развития экономики и создании социального благополучия граждан.

Особо значима роль государства в вопросе возрастания легитимности политической власти наряду с экономическими достижениями, успехами в социальной сфере. Именно государство осуществляет финансирование науки, НИОКР, системы образования, без развития которых не могут быть осуществлены модернизация экономики и стратегические прорывы в современных технологиях. Огромное значение для возрастания легитимности власти в любой стране имеет процесс повышения качества и уровня жизни рядовых граждан, формирование среднего класса, постоянный рост доходов пенсионеров, студентов и других социальных слоев общества. Понятно, что в условиях рыночного распределения ни в одном государстве невозможно обеспечение в обществе социального равенства и стандартного благосостояния.

Более того, даже при наличии 70% среднего класса в социальной структуре самых развитых в экономическом отношении стран там существует огромный, многократный социальный разрыв в уровне доходов и качестве жизни 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Государство призвано осуществлять постоянный контроль протекания процессов социальной динамики и социального расслоения общества, внося необходимую коррекцию в систему прогрессивного налогообложения, а также посредством трансфертов перераспределять часть национального дохода в пользу наиболее социально уязвимых слоев населения. Динамизм рыночной экономики создает прочную основу социальной стабильности путем постоянного роста заработной платы и других доходов населения. Недосмотр в социальной сфере

и просчеты в социальной политике со стороны властных структур, нарастание социальной напряженности и недовольства населения, особенно в условиях экономического кризиса, способны привести к обострению социальных противоречий в обществе и чреваты социальным взрывом. В своей социально ориентированной политике перераспределения доходов государство через налоговую систему призвано осуществлять рациональное распределение финансовых ресурсов в соответствии с принципами социальной справедливости и социального равенства. Позитивный зарубежный опыт осуществления эффективной социальной политики в странах Северной Европы, Скандинавских стран может быть использован и в России.

Таким образом, с позиций системного, комплексного подхода процесс взаимодействия политической и экономической систем общества является органичным, обоюдным, тесным и неразрывным. Только при решающей и эффективной роли политической системы общества успешно могут протекать процессы стабильного и динамичного развития экономики страны.

Успешная реализация стратегического экономического курса развития страны предполагает постоянное взаимодействие и координацию действий как политической, так и экономической элиты, бизнес-сообщества и правительства.

Со стороны субъектов экономической и финансовой деятельности оказывается постоянное давление на государственные органы политической власти для обеспечения комфортных условий занятий бизнесом. В целях расширения сотрудничества бизнес-сообщества и политических структур важно повсеместно развивать институты гражданского общества, формировать новые каналы донесения интересов и потребностей субъектов хозяйственной деятельности до правительственных структур. Именно учет волеизъявления народа профессиональными политиками в практической деятельности по регулированию социально-экономических процессов способствует повышению уровня эффективности и научности управления обществом, легитимности политической власти.

Владение профессиональными политиками глубокими знаниями и научными законами общественного развития составляет необходимое условие умелого и грамотного руководства, гуманного и искусного управления общественными

процессами. Искусство государственного управления выражается в умении принимать тщательно выверенные, научно обоснованные и взвешенные политические решения в интересах создания достойных условий жизни граждан.

литература

1. Завьялов В. Т. Особенности политических процессов в современной России: цивилизацион-ный контекст: Монография. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 166 с.

2. Брега А.В. Управление политическим конфликтом // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2014. № 1. 86 с.

3. Путин В.В. Нам нужна новая экономика //Ведомости. 2012. 30 января.

4. Селезнев П. С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 302 с.

5. Горький И.Г. Формирование феномена политической ренты в российской политической метамарфозе // Психология политической власти: Науч. докл. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. 280 с. (Серия «Научные доклады»; вып.1).

6. Пляйс Я.А. Элиты России (Обзор диссертационных исследований отечественных политологов): Материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития». 7-8 окт. 2013 г. Ростов-на-Дону, ЮРИФ РАНХ и ГС. Ростов н/Д.: Донское книжное издательство, 2013. 160 с.

7. Колодко Гжегож В. Глобализация, трансформация, кризис — что дальше? М.: Магистр, 2011. 176 с.

8. Яковец Ю.В. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI века. М.: Экономика, 2001. 159 с.

9. Путин рассказал инвесторам о шантаже и снобизме Запада // РБК. Весь мир [Электронный ресурс] URL: http:// top.rbk.ru/ politics/23 /05/ 2014/ 925940.shtml (дата обращения: 16.07.2014).

10. Семь шагов Путина: Кремль представил план технологической революции // РБК. Весь мир [Электронный ресурс] URL: http:// top.rbk.ru/ economics/23 /05/ 2014/ 925971.shtml (дата обращения: 16.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.