Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов'

Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / GENERAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / FEDERAL STATE STANDARD / EDUCATIONAL RESULT / INTERACTION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Юлия Валерьевна

Рассматриваются этапы взаимодействия педагогов техникума в процессе деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, управление качеством профессиональной подготовки, основанное на модели готовности студентов техникума к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TEACHERS OF TECHNICAL SCHOOL IN THE COURSE OF FORMATION OF THE GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

Stages of interaction of teachers of technical school in the course of activities for formation of the general and professional competences of students, the quality management of vocational training based on model of readiness of students of technical school to professional activity are considered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов техникума в процессе формирования общих и профессиональных компетенций студентов»

УДК 377.124 ББК Ч447.421

ГСНТИ 14.33.01

Код ВАК 13.00.08

Сидорова Юлия Валерьевна,

аспирант, кафедра Высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет; заместитель директора по учебно-методической работе, Камышловский техникум промышленности и транспорта; 624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. М. Горького, д. 19, к. 76; e-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общие компетенции; профессиональные компетенции; компетентностный подход; федеральный государственный стандарт; образовательный результат; взаимодействие педагогов.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются этапы взаимодействия педагогов техникума в процессе деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, управление качеством профессиональной подготовки, основанное на модели готовности студентов техникума к профессиональной деятельности.

Sidorova Julia Valerievna,

Postgraduate Student of the Chair of Higher Professional education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Deputy Director in Study and Methodical work, Kamishlov College of Industry and Transportation, town of Kamishlov.

INTERACTION OF TEACHERS OF TECHNICAL SCHOOL IN THE COURSE OF FORMATION OF THE GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

KEYWORDS: general competences; professional competences; competence approach; federal state standard; educational result; interaction of teachers.

ABSTRACT. Stages of interaction of teachers of technical school in the course of activities for formation of the general and professional competences of students, the quality management of vocational training based on model of readiness of students of technical school to professional activity are considered.

В

основополагающих документах современной образовательной политики Российской Федерации одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является обеспечение личностной направленности.

Как правило, профессиональное педагогическое сообщество, в общей массе, сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам. В то время как проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой в настоящее время очень серьезную проблему, которую педагоги зачастую решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, которые являются частью образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения.

К общей компетенции относят образовательный результат, выражающийся в овладении универсальными способами деятельности, направленными на решение профессионально-трудовых задач и являющимися условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Его особенностями является то, что он формируется и проявляется в деятельности, универсален в отношении

объектов воздействия, следовательно, может быть оценен при работе с субъективно незнакомыми объектами воздействия, определяется с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает обучающийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности общей компетенции (3, с. 10).

К профессиональной компетенции относится образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Его особенности: интегрированный результат (знания + умения + опыт деятельности); не сводится к сумме составляющих, следовательно, не может быть оценен поэлементно, формируется и проявляется в деятельности (3, с. 10).

В трактовке А. В. Хуторскова образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Ключевые компетенции представляют собой высшую ступень в иерархии компетенций и соответствуют метапредметному содержанию образования (7, с. 58-64).

Новые образовательные результаты -сформированные общие и профессиональ-

© Сидорова Ю. В., 2013

ные компетенции - останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос - это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих и профессиональных компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса учреждения профессионального образования.

Очевидно, что формировать данные функции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие. Кроме того, педагоги должны быть заинтересованы в том, насколько обучающиеся успешно находят свое место в жизни, достигнув тем самым жиз-неустойчивости. Вводимые сегодня повсеместно ЕГЭ, как правило, отражают знание-вую компоненту в предлагаемых областях той или иной науки, но, что касается, умений и способов деятельности, т.е. практического приложения теоретических знаний, тесты этого не предусматривают. Таким образом, отвечая за качественность подготовки студентов к сдаче экзаменов, педагоги, так или иначе, уходят от ответственности за будущее своих выпускников. Однако в профессиональных образовательных учреждениях общие и профессиональные компетенции кроме педагогов общеобразовательного цикла формируют педагоги общепрофессионального и профессионального циклов. Поэтому должен ставиться вопрос о связи образовательного процесса с отдаленными жизненными достижениями студентов. И основным инструментом этой связи является содержание образования, которое должно быть перестроено, в контексте компетентностного подхода с традиционного (консервативного) на инновационное (модульное).

Таким образом, деятельность педагогов учреждения СПО должна состоять из подбора содержания образования, позволяющего реализовать результат в компетентностей форме, обозначенный в стандартах третьего поколения, выбора соответствующих деятельностных технологий, позволяющих компенсировать умения в части творческой составляющей.

Кроме того, взаимодействие педагогов учреждения среднего профессионального образования в период реализации ФГОС нового поколения можно смоделировать в процессе подготовки к непосредственной деятельности (2, с. 88), так подготовка к

реализации ФГОС третьего поколения была начата с реализации регионального компонента образовательного стандарта, которая была организована в Свердловской области Региональным ресурсным центром развития профессионального образования с 2006 года (з, с. з). На данном этапе деятельности педагоги взаимодействовали по отраслевому принципу, выработав общеобластные критерии и показатели оценки и, соответственно, содержания образования по каждой профессии/специальности.

Следующий этап представлял собой поэтапную реализацию требований регионального стандарта, где педагоги решали комплекс задач по анализу условий и результатов образовательной деятельности; разработке плана и технологий оценки качества профессионального образования с учетом имеющихся в регионе условий; разработке нормативного обеспечения системы оценки качества; оценочных материалов; апробации разработанных технологий оценки качества; обмена опытом в части обеспечения качества профессионального образования; анализа действующих федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих апробацию и функционирование региональных систем оценки качества образования.

На третьем этапе управление взаимодействием коснулось непосредственно переноса всех проектировочных умений педагогов на ситуацию внедрения ФГОС нового поколения. Сложность обусловливалась тем, что каждый этап деятельности педагогов (организация совместной деятельности, целеполагание, проектирование, моделирование ситуации в новых условиях) отличался спецификой отрасли, решаемых на нем задач и особенностями взаимодействия педагогов в группе.

Таким образов в учреждениях среднего профессионального образования, в процессе взаимодействия отраслевых рабочих групп и работодателей был разработан некий эталон качества профессиональной подготовки, который должен быть достигнут при реализации профессиональных образовательных, выстроенный в соответствии со спецификой профессиональной деятельности студента и особенностей личностного развития, позволяющих эту специфику аккумулировать.

Уточнение личностного компонента готовности студентов техникума к профессиональной деятельности позволило выявить 7 основных характеристик на основании сформулированных в ФГОС общих компетенций:

- самоанализ и социальная устойчивость;

- развитые организаторские и коммуникативные качества;

- способность к анализу и самоанализу;

- возможность ориентации в информационном поле;

- владение ИКТ;

- умение работать в команде;

- умение брать ответственность за принимаемые решения.

Данные компоненты являются ресурсом для формирования знаний и освоения профессиональных способов деятельности. Очевидно, что человек, умеющий извлекать, структурировать и обрабатывать любую информацию, скорее и успешнее присвоит информацию, необходимую для получения зна-ниевых результатов. Человек, умеющий действовать в соответствии с любой инструкцией, планировать деятельность, отбирать технологии, планировать и осуществлять текущий контроль, оценивать результаты, скорее и успешнее освоит заданную технологию профессиональной деятельности. С другой стороны, получение и анализ опыта освоения новой информации, общения с новыми целевыми аудиториями, работы в соответствии с вновь осваиваемой технологией обеспечивают расширение опыта применения универсальных способов деятельности, установление внутренних связей между средствами и результатами своей работы, другими словами - обеспечивают повышение уровня сформирован-ности общих компетенций.

Немаловажную роль в профессиональном образовании играет готовность студентов к деятельности в условиях производства, состоящая из общих компетенций, свойств, характеристик и элементов личности. Понятие «готовность к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда» использовал в своих работах Б. А. Ананьев (1, с. 46-84), С. Л. Рубинштейн связывал термин «пригодность» с понятием собственно способностей, хотя на практике нередки случаи расхождения готовности (склонности) и способности (4, с. 428). Поэтому, способный обучающийся не обладающий склонностями и мотивацией к данному виду профессиональной деятельности может быть профессионально не пригоден, хотя ряд сформированных компетенций может скомпенсировать данную профнепригодность, особенно если специальность лежит в сфере потребительского рынка.

Следовательно, готовность к профессиональной деятельности не может быть обусловлена только наличием способностей или какой-то другой личностной характеристикой. Она определяется всем комплексом необходимых свойств, касающихся как

интеллектуальной, так и эмоциональной, волевой, эстетической сфер.

Интерес представляет изложенная А. А. Шаталовым структура готовности к любому виду деятельности как функциональная схема готовности обучающихся, где готовность к деятельности характеризуется психологическими основаниями личности, способностями, теоретической и практической готовностью, знаниями, умениями, навыками и готовностью их применить в деятельности (8, с. 180-183). Такая структура полностью отвечает требованиям новых ФГОС.

Педагогам, в современных условиях, проектируя способы формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся и их диагностику, необходимо представлять некий теоретико-методологии-ческий каркас проектирования современного образовательного процесса. Кроме того, конструирование, связанное с созданием материально-инструментальной базы, необходимой для реализации компетентностного подхода требует коллективных форм взаимодействия педагогов как внутри рабочей групп по профессиональной области, так и внутри коллектива, так как общие компетенции являются интегральными характеристиками, не формируемыми и не оцениваемыми только на отдельной дисциплине.

Таким образом, взаимодействие педагогов с целью формирования и оценки общих компетенций студентов должно быть построено на новых, более совершенных, чем при традиционном подходе, методах организации целенаправленной деятельности через наполнение ее адекватным содержанием, отвечающим требованиям компетентностного подхода.

Взаимная деятельность педагогов по планированию формирования общих и профессиональных компетенций студентов должна строится как процесс исследования проблем или коллективного обсуждения на основе применения разнообразных форм коллективной работы: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, различных тренингов, анализа ситуаций и т. д. (6, с. 180-181), данные практико-ориен-тированные и деятельностные технологии взаимодействия педагогов наиболее более эффективны, так как позволяют использовать собственный опыт и всегда рассчитывать на партнера или группу.

Таким образом, управление качеством профессиональной подготовки, основанное на готовности студентов техникума к профессиональной деятельности, способно обеспечить выполнение требований ФГОС нового поколения, приоритетами которых являются как качественное профессиональное образование, так и развитие личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М. : Изд. АПН РСФСР, 1962.

2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990.

3. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования / Авторы-составители: В. Н. Ларионов, В. Г. Агафонов, О. В. Гайнанова, М. И. Ждановских, Ю. В. Коновалова, Г. Л. Лебедева, Т. А. Таршис, Т. И. Усова, А. Н. Ша-валиев, Е. Б. Шакирова. Екатеринбург : ИРО, 2005.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.

5. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авторы-сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. Вып. 1. М. : ФИРО, 2010.

6. Соболев Ю. Н. Организация процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Образование взрослых в современном развивающемся обществе: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 18-19 ноября 2003 г.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2.

8. Шаталов А. А. и др. Мониторинг и диагностика качества образования. М. : НИИ школьных технологий, 2008.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.