Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ / СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верник Ирина Сергеевна

В данной статье представлен анализ проблемы взаимодействия педагогов с родителями подростков: выявлены противоречия современной ситуации развития детства, определены ценностные ориентации современных педагогов, родителей, подростков. На основе синтеза идей средового и деятельностного методологических подходов предложены стратегии взаимодействия педагогов с родителями, последовательность действий педагога по обеспечению позитивной социализации подростка: выявление трудностей социализации, проектирование воспитательной среды, организация деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER INTERACTION WITH ADOLESCENTS' PARENTS IN CONDITION OF CURRENT SITUATION OF CHILD DEVELOPMENT

This article presents an analysis of the problem of interaction between teachers and parents of adolescents: contradictions of the current situation of childhood development are revealed, the values-based orientations of modern teachers, parents, and adolescents are determined. Based on the synthesis of ideas of environmental and activity-based methodological approaches, strategies of cooperation between teachers and parents, the sequence of actions of a teacher to ensure positive socialization of a teenager are proposed: identification of difficulties of socialization, design of the educational environment, organization of activities for the development of psychological and pedagogical competence of parents.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА»

УДК 37.018.26 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-38-111-116

Науч. спец. 5.8.1

Ирина Сергеевна Верник

Омский государственный педагогический университет, аспирант кафедры педагогики, Омск, Россия

e-mail: irrule@yandex.ru

Взаимодействие педагогов с родителями подростков в условиях современной ситуации развития детства

Аннотация. В данной статье представлен анализ проблемы взаимодействия педагогов с родителями подростков: выявлены противоречия современной ситуации развития детства, определены ценностные ориентации современных педагогов, родителей, подростков. На основе синтеза идей средового и деятельностного методологических подходов предложены стратегии взаимодействия педагогов с родителями, последовательность действий педагога по обеспечению позитивной социализации подростка: выявление трудностей социализации, проектирование воспитательной среды, организация деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: современная ситуация развития детства, взаимодействие педагогов с родителями, стратегия взаимодействия, позитивная социализация подростков.

Irina S. Vernik

Omsk State Pedagogical University, Postgraduate Student of the Department of Pedagogy, Omsk, Russia

e-mail: irrule@yandex.ru

Teacher Interaction with Adolescents' Parents in Condition of Current Situation of Child Development

Abstract. This article presents an analysis of the problem of interaction between teachers and parents of adolescents: contradictions of the current situation of childhood development are revealed, the values-based orientations of modern teachers, parents, and adolescents are determined. Based on the synthesis of ideas of environmental and activity-based methodological approaches, strategies of cooperation between teachers and parents, the sequence of actions of a teacher to ensure positive socialization of a teenager are proposed: identification of difficulties of socialization, design of the educational environment, organization of activities for the development of psychological and pedagogical competence of parents.

Keywords: modern situation of child development, teachers and parents' cooperation, strategy of cooperation, positive socialization of adolescents.

Введение (Introduction)

Современная школа, представляя собой открытую социально-педагогическую систему, реагирует на запросы современного общества и одновременно стремится обеспечить прозрачность содержания своей деятельности. Это способствует повышению качества школьного образования и становится условием развития доверия родительской общественности.

Комплексный характер процесса воспитания подрастающего поколения предполагает тесное сотрудничество и распределение ответственности между школой и семьей, которые, согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту, рассматриваются как заинтересованные партнеры и равноправные участники образовательного процесса.

Проводимое исследование направлено на поиск нового знания об особенностях современной ситуации развития

детства; о специфике проблем социализации и подготовки детей к жизни в условиях частой смены общественных ориентиров; об условиях формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и социализации подростков с учетом современной ситуации развития детства; о результативных стратегиях успешной коммуникации педагога с родителями обучающихся, в том числе в условиях интенсивной цифровизации всех сфер жизни.

Основная идея нашего исследования — положение о том, что для успешного взаимодействия педагогов с родителями подростков необходимо понимать особенности современной ситуации развития детства, потребности и трудности родителей при воспитании современных детей, а также подбирать и разрабатывать стратегии взаимодействия с родителями, позволяющие создавать условия для позитивной социализации подростков.

© Верник И. С., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 1 (38), с. 111-116. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 1 (38), pp. 111-116.

На наш взгляд, взаимодействие педагога с родителями подростка в условиях современной ситуации развития детства будет считаться результативным, если реализуется при помощи стратегий, которые:

- спроектированы с учетом ценностных ориентаций субъектов социализации — педагогов, родителей, подростков;

- включают последовательность действий педагога по обеспечению позитивной социализации подростка (выявление трудностей, связанных с процессом социализации; проектирование воспитательной среды; организация деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности родителей);

- используются педагогами, готовыми к применению данных стратегий на разных этапах взаимодействия с родителями подростков с учетом выявленных трудностей воспитания.

Исходя из вышеобозначенных позиций, целью исследования является теоретическое обоснование стратегий взаимодействия педагогов с родителями подростка с учетом современной ситуации развития детства, направленных на преодоление трудностей воспитания и обеспечение процесса позитивной социализации подростков.

Методы (Methods)

Разработке стратегий взаимодействия педагогов с родителями подростков способствовало применение методов анализа, синтеза, обобщения содержания психолого-педагогической литературы, дискурсивного анализа, изучения опыта работы по проблеме.

Концептуальной основой предложенных стратегий взаимодействия стали идеи деятельностного, средового, аксиологического и социокультурного подходов. Эти идеи легли в основу выбора и применения стратегий взаимодействия, предусматривающих организацию совместной деятельности педагога с родителями по созданию среды позитивной социализации подростков с учетом сложившейся в условиях современной ситуации развития детства ценностной картины мира всех субъектов взаимодействия — педагогов, родителей и обучающихся.

Литературный обзор (Literature Review)

В педагогической науке накоплен определенный опыт решения проблем взаимодействия школы и семьи.

Представления о факторах, влияющих на ситуацию развития детства, положенные в основу исследования, сформировались благодаря социологическим исследованиям В. В. Радаева, Н. И. Лапина, О. Н. Яницкого [1; 2; 3].

Положения о системе ценностей современных субъектов взаимодействия — педагогов, родителей, подростков сложились на основе отечественных и зарубежных исследований М. Мелии, Е. Шамис, Дж. Марш (J. Marsh), П. Хэннона (P. Han-non), М. Льюис (M. Lewis), Л. Ричи (L. Ritchie) [4; 5; 6].

В основу организации совместной деятельности педагогов с родителями подростков легли новые подходы к воспитанию детей цифрового поколения, рассмотренные в работах Т. Н. Поздняковой [7]. В качестве одного из направлений взаимодействия Ю. В. Большаковой, Л. В. Савченко рас-

сматривается привлечение родителей к управлению школой и преодолению формализации отношений педагогов с семьями в условиях коммерциализации системы образования [8].

Определение уровня позитивной социализации подростка как результата взаимодействия педагогов с родителями основано на психологических исследованиях Е. Н. Волковой, Л. С. Ереминой, Е. П. Калининой, Е. Б. Сотниковой, Н. В. Моргачевой [9; 10; 11; 12].

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Первым этапом в процессе проектирования стратегий взаимодействия педагогов с родителями подростков стало выявление особенностей современной ситуации развития детства.

Опираясь на результаты социологических исследований [1; 3], под современной ситуацией развития детства мы понимаем объективно сложившуюся социальную практику воспитания, развития и обучения подрастающего поколения, обусловленную глобальными процессами технологизации, культурной дифференциации, социокультурной и экономической модернизации общества (макроуровень), а также сложившимися нормами взаимодействия таких социальных институтов, как семья и школа (микроуровень).

Современные глобальные процессы, происходящие на макроуровне, с одной стороны, способствуют обеспечению равных возможностей для позитивной гибкой социализации каждого ребенка, позволяют сделать результаты воспитания, развития и обучения подрастающего поколения открытыми и доступными. С другой стороны, данные процессы приводят к росту социальной поляризации общества, коммерциализации образования и возникновению риска стихийной негативной социализации подрастающего поколения.

На микроуровне современную ситуацию развития детства характеризует возникновение новых договорных и партнерских норм взаимодействия семьи и школы, где родители одновременно выступают в роли субъекта образовательного процесса и заказчика образовательных услуг. Во взаимодействии семьи и школы преобладают колла-боративные формы организации деятельности по сопровождению позитивной социализации детей, отражающиеся в создании пространства обмена опытом воспитания, в развитии системы социального партнерства, а также в совместной работе по организации школьной образовательной среды.

В современном обществе наблюдается тенденция утраты эффективности и значимости традиционных институтов социализации детей (семьи, школы, группы сверстников). Данный процесс приводит к ослаблению эмоциональной привязанности детско-родительских отношений и дружеских отношений со сверстниками; «размыванию» детской культуры (фильмы, песни, игры, увлечения) и раннему «погружению» во взрослую культуру на фоне излишнего контроля всех сфер жизни детей со стороны родителей, что приводит к увеличению периода формирования финансовой и социальной независимости от родителей и к возникновению совместных форм ведения домашнего хозяйства [13, с. 14-15].

Следующим этапом процесса проектирования стратегий взаимодействия педагогов с родителями подростков стало формирование представлений о ценностных ориен-тациях участников взаимодействия — педагогов, родителей, подростков.

В ценностной картине мира современных педагогов преобладает:

- профессионализм, преодоление трудностей с целью сохранения профессиональной успешности и стабильности;

- прагматизм в выборе профессиональных траекторий развития и личностной самореализации;

- субъектная позиция в профессиональной и социальной деятельности.

Современных родителей объединяют такие ценностные ориентации, как:

- стремление к личному комфорту, в том числе в профессиональной деятельности;

- быстрое получение «интернет-знания» из информационных и новостных каналов при разрешении спорных ситуаций воспитания и развития детей;

- гиперопека и повсеместный контроль над детьми.

Ценности современного подростка проявляются в следующих установках:

- повышение значимости личного успеха при снижении стремления к общественному благосостоянию, причиной данной тенденции послужил возникший идеологический и политический плюрализм;

- стремление к автономности выбора жизненного пути как ответная реакция на тотальный родительский контроль;

- рациональность и прагматичность в принятии решений в условиях преобладания материального перед духовным;

- концентрация на собственных эмоциональных переживаниях и стремление получать яркие впечатления, источники которых — видеоконтент, общение, путешествия.

В процессе выстраивания партнерской модели взаимодействия со взрослыми, преобладающей в современном мире, подростка отличает ориентация на личностные качества взрослого партнера взаимодействия и его достижения, а не на его социальный статус и возраст, а также предпочтение опосредованного общения посредством цифровых средств коммуникации. Одной из базовых ценностей подростков становится осознание личной безопасности на фоне разнообразных внешних угроз (пандемии, экономического кризиса, террористических угроз), что приводит к устранению от активного участия в социальной деятельности, к игнорированию коллективных потребностей.

Следующим этапом послужило формирование стратегий взаимодействия педагогов с родителями подростка на основе полученных результатов исследования характеристик субъектов взаимодействия в триаде «педагог — родители — подросток» в условиях современной ситуации развития детства.

Под стратегией взаимодействия педагога с родителями мы понимаем направление поиска возможностей и ресурсов (средовых, компетентностных, личностных) для позитивной социализации подростка с учетом особенностей

его индивидуальной ситуации развития (трудности социализации, личные предпочтения и запросы, индивидуальные ресурсы и возможности), организуемого посредством установления конструктивных отношений с родителями.

Основаниями для выбора стратегии взаимодействия служат следующие положения:

1) вектор социализации подростка (освоение и воспроизводство социальных ролей, норм и культурных традиций; социальное творчество; достижение личностного благополучия; жизнестойкость);

2) готовность родителей реагировать на события, происходящие в жизни подростка. В данном случае речь идет о выборе модели взаимодействия в зависимости от ситуации: «Педагог и родитель готовы к взаимодействию», «Педагог готов к взаимодействию, родитель не готов», «Родитель готов к взаимодействию, педагог испытывает дефицит компетенций».

Учитывая вышеобозначенные факторы, мы предлагаем следующие стратегии взаимодействия педагогов с родителями подростков:

1. Стратегии, направленные на формирование ценностных ориентиров подростков, применяются в случае поиска подростком ориентира развития в условиях большого разнообразия способов самореализации и предполагают совместную деятельность педагогов и родителей по обеспечению усвоения подростками определенных социальных установок и ценностей, помощь в выборе вектора развития.

2. Стратегии, направленные на сопровождение подростка в процессе его самореализации, применяются в случае позитивно сформированных ценностных установок подростка, требующих реализации, и предполагают совместную деятельность педагогов и родителей по вовлечению подростка в различные социальные практики и активности.

3. Стратегии профилактики негативных влияний социума (в случае возникновения риска негативной социализации подростка) — оказание помощи подросткам и их родителям в мобилизации творческих, интеллектуальных, личностных и духовных ресурсов для решения проблем, связанных с развитием и социализацией подростков.

Определено также, что стратегия взаимодействия педагога с родителями имеет цикличный характер и следующие этапы реализации:

- определение трудностей социализации подростка и степени готовности родителей к взаимодействию;

- поиск возможностей и ресурсов для позитивной социализации подростка;

- проектирование воспитательной среды посредством организации событий, проектов, социальных практик;

- рефлексивно-коррекционный этап, предполагающий коррекцию выбранной стратегии в случае изменения индивидуальной ситуации развития подростка.

Реализация стратегий взаимодействия предполагает повышение педагогической компетентности родителей, которая выражается в их способности самостоятельно решать типичные для современной ситуации развития детства задачи воспитания подростка, обеспечивающие его позитивную социализацию, а также оказывать поддержку подростку в различных жизненных ситуациях.

Поскольку объектом взаимодействия педагогов с родителями является позитивная социализация подростков, эффективность реализации стратегий взаимодействия педагогов с родителями отражается в уровне позитивной социализации подростков и определяется при помощи следующих критериев и показателей:

• ценностно-смысловой критерий оценивает сфор-мированность системы личностных ценностей подростка на основе общественных, что выражается в таких показателях, как:

- глубокие, осознанные и системные знания об общечеловеческих ценностях и способах их реализации и сформированные на их основе устойчивые механизмы внутренней мотивации;

- способность к организации приоритетов ценностей на основе их сравнения, противопоставления, разрешения конфликтов между ними, служащая основанием создания собственной уникальной системы ценностей;

- чувство эмоционального благополучия и устойчивости в обществе как показатель принятия общественных ценностей, выражающееся в положительных суждениях подростка в отношении общепризнанных ценностей;

• личностно-деятельностный критерий оценивает соответствие деятельности подростка сформированной системе ценностей, что выражается в следующих показателях:

- умение объективно и адекватно сложившейся ситуации осуществлять выбор видов деятельности, руководствуясь сформированной системой ценностей и внутренними мотивами в некоторых направлениях развития*;

- «личный успех» (наличие у подростка мотивации достижений как в школьной, так и во внешкольной жизни; высокий уровень познавательной активности; устойчивые навыки самомотивации, целеполагания и управления развитием);

- «умение действовать в условиях многозадачности» (способность к быстрому переключению от решения одной задачи к решению другой; степень сформированности навыков определения оптимальной последовательности действий в условиях многозадачности, управления временем, ресурсами);

- «универсальность» (степень сформированности навыков функциональной грамотности);

- «безопасное поведение» (сформированность навыков экологичного поведения, критического мышления, естественно-научной грамотности);

- «самостоятельность и ответственность в принятии решений» (сформированность навыков осознанного выбора, преобладание показателей интернальности над показателями экстернальности);

• рефлексивно-направляющий критерий предполагает умение подростка оценивать степень социальной пользы своих действий путем сверки собственной деятельности с ожиданиями окружающих, а также степень удовлетворенности собственной деятельностью.

* Указанные направления развития выявлены на основе ранее проведенных исследований [14].

Выявленные критерии и показатели способствуют определению уровня позитивной социализации подростка:

- низкий уровень характеризуется недостаточными или искаженными знаниями подростка об общественных ценностях; нейтральным или отрицательным эмоциональным отношением к общечеловеческим ценностям; следованием ожидаемым от него образцам поведения с преобладанием мотивов избегания наказания; низкой способностью или нежеланием оценивать степень социальной пользы своих действий; низким уровнем удовлетворенности своим поведением;

- средний (базовый) уровень характеризуется сформированными, но неглубокими или бессистемными знаниями общественных ценностей; нейтральным или положительным эмоциональным отношением к общечеловеческим ценностям; поведением, соответствующим декларируемым ценностям, с преобладанием внешней мотивации — получения одобрения; достаточной способностью оценить степень социальной пользы своих действий;

- высокий уровень характеризуется сформированными, системными, устойчивыми знаниями подростка об общественных ценностях; положительным эмоциональным отношением к общечеловеческим ценностям; поведением, соответствующим сформированной системе ценностей, наполненной личностными смыслами с преобладанием внутренней мотивации; способностью оценить степень социальной пользы и высоким уровнем удовлетворенности своим поведением.

При этом удовлетворенность родителей и педагогов результатами взаимодействия проявляется в возрастании случаев обращений родителей к специалистам школы по вопросам воспитания и развития подростков; установлении доверительных взаимоотношений; активном участии родителей в жизнедеятельности школы; совместно принятой единой позиции в отношении воспитания и развития подростка с учетом интересов всех субъектов взаимодействия.

Заключение (Conclusion)

Проведенное исследование основано на поиске путей разрешения противоречий, продиктованных современной ситуацией развития детства:

- между запросом общества на обеспечение школой позитивной социализации подростка и недостатком знаний об особенностях реализации данной функции с учетом современной ситуации развития детства;

- между необходимостью совместной (договорной) деятельности школы и семьи в вопросах формирования образовательных результатов школьников, обеспечивающих позитивную социализацию, и недостаточной вовлеченностью родителей в данную деятельность;

- между потребностью поиска стратегий и средств сотрудничества и взаимодействия школы и семьи и недостаточной готовностью педагогов к их выбору, проектированию и применению на практике.

Попытки разрешения вышеобозначенных противоречий приводят к организации новых форм взаимодействия, построенных на основе ценностных ориентаций субъектов социализации (педагогов, родителей, подростков), дого-

ворных партнерских отношениях, которые проявляются во взаимоподдержке в процессе совместной деятельности по выбору способов позитивной социализации подростков.

Предложенные стратегии взаимодействия универсальны, позволяют учитывать особенности индивидуальной ситуации развития ребенка, применимы на различных этапах развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1

2. Лапин Н. И. Человек и культура его взаимодействий с обществом в прошлом, настоящем и будущем России (продолжая традиции осевого поколения) // Вопросы философии. 2021. № 5. С. 5-16. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-5-5-16

3. Яницкий О. Н. Индивид в современном информационном обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 2. С. 9-23. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.2.7300

4. Мелия М. Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей. М. : Эксмо, 2019. 208 с.

5. Шамис Е., Никонов Е. В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г. р.), которое меняет мир. М. : Synergy Book, 2019. 184 с.

6. Young Children's Initiation into Family Literacy Practices in the Digital Age / J. Marsh, P. Hannon, M. Lewis, L. Ritchie // Journal cf Early Childhood Research. 2017. No. 15 (1). P. 47-60.

7. Позднякова Т. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf (дата обращения: 23.03.2022).

8. Большакова Ю. В., Савченко Л. В. О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО : метод. пособие. Орел : Ин-т развития образования, 2020. 101 с.

9. Волкова Е. Н. Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 805-812. DOI: 10.33910/her-zenpsyconf-2019-2-100

10. Еремина Л. С., Куровский В. Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2011. № 10 (112). С. 166-169.

11. Kalinina E. P. Identity and Psychological Factors of Successful Socialization of a Teenager // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Vol. 4, no. 3. P. 36-45. DOI: 10.23947/2658-7165-2021-4-3-36-45

12. Сотникова Е. Б., Моргачева Н. В. Эмпирические методы в формировании социализированной личности школьника // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27952 (дата обращения: 15.05.2022).

13. Верник И. С. Характеристика социальной ситуации развития детей в условиях неопределенности // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2020. № 4 (227). С. 11-17. DOI: 10.25198/1814-6457-227-11

14. Vernik I. S. Modern Situation of Child's Development: Structure, Characteristics, Governing Factors // Humanity in the Era of Uncertainty : Proceedings of the International Conference / eds.: E. Bakshutova, V. Dobrova, Y. Lopukhova. Samara : Samara State Technical University, 2021. Vol. 119. P. 642-649. DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.02.78

References

Bol'shakova Yu. V., Savchenko L. V. (2020) O vzaimodeistvii pedagogov i roditelei v usloviyakh realizatsii Federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya [About Interaction Between Teachers and Pparents in Condition of Federal Educational Standard of General Education's Realization]*. Orel, Institut razvitiya obrazovaniya Publ., 101 p. (in Russian)

Eremina L. S., Kurovskii V. N. (2011) Sotsializirovannost' kak rezul'tat protsessa sotsializatsii podrostkov [Socialized as a Result of Process of Adolescents' Socialization]*, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], no. 10 (112), pp. 166-169. (in Russian)

Kalinina E. P. (2021) Identity and Psychological Factors of Successful Socialization of a Teenager, Innovatsionnaya nau-ka: psikhologiya, pedagogika, defektologiya [Innovative Science: Psychology, Pedagogy, Defectology], vol. 4, no. 3, pp. 36-45, doi: 10.23947/2658-7165-2021-4-3-36-45 (in English)

Lapin N. I. (2021) Chelovek i kul'tura ego vzaimodeistvii s obshchestvom v proshlom, nastoyashchem i budushchem Rossii (pro-dolzhaya traditsii osevogo pokoleniya) [Man and Culture of His Interactions with Society in the Russia's Past, Present and Future (Continuing the Traditions of the Axial Generation)], Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]*, no. 5, pp. 5-16, doi: 10.21146/00428744-2021-5-5-16 (in Russian)

Marsh J., Hannon P., Lewis M., Ritchie L. (2017) Young Children's Initiation into Family Literacy Practices in the Digital Age, Journal of Early Childhood Research, no. 15 (1), pp. 47-60. (in English)

Meliya M. (2019) Otstan'te ot rebenka! Prostye pravila mudrykh roditelei [Leave a Child Alone! Simple Rules of Wise Parents]*. Moscow, Ehksmo Publ., 208 p. (in Russian)

Pozdnyakova T. N. (2019) Problemy vzaimodeistviya sem'i i shkoly v sovremennoi obrazovatel'noi praktike [Family and School Interaction in Modern Pedagogy], Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], no. 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf (accessed: 23.03.2022). (in Russian)

Radaev V. V. (2019) Millenialy. Kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials. How Russian Society is Changing]*. Moscow, Vysshaya shkola ehkonomiki Publ., 224 p., doi: 10.17323/978-5-7598-1985-1 (in Russian)

Shamis E., Nikonov E. (2019) V sem'e ne bez Milleniuma. Chto delat' pokoleniyu (1985-2002 godov rozhdeniya), kotoroe menyaet mir [Every Family Has Millenium. What Should the Generation (1985-2002 Years Born), Which Changes the World, Do]*. Moscow, Synergy Book Publ., 184 p. (in Russian)

Sotnikova E. B., Morgacheva N. V. (2018) Ehmpiricheskie metody v formirovanii sotsializirovannoi lichnosti shkol'nika [Empirical Methods in the Formation of the Socialized Person of the Schoolchildren], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], no. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27952 (accessed: 15.05.2022). (in Russian)

Vernik I. S. (2020) Kharakteristika sotsial'noi situatsii razvitiya detei v usloviyakh neopredelennosti [Characteristic of Social Situation of Children Development in the Environment of Uncertainty], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], no. 4 (227), pp. 11-17, doi: 10.25198/1814-6457-227-11 (in Russian)

Vernik I. S. (2021) Modern Situation of Child's Development: Structure, Characteristics, Governing Factors, Bakshutova E., Dobrova V., Lopukhova Y. (eds.) Humanity in the Era of Uncertainty. Samara, Samara State Technical University Publ., vol. 119, pp. 642-649, doi: 10.15405/epsbs.2021.12.02.78 (in English)

Volkova E. N. (2019) Sub"ektivnoe blagopoluchie v sisteme kriteriev pozitivnoi sotsializatsii detei, podrostkov i molodezhi [Subjective Well-being as One of the Drivers for Positive Socialization of Children, Adolescents and Youth], Gertsenovskie chteni-ya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii [The Herzen University Studies: Psycology in Education], no. 2, pp. 805-812, doi: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-100 (in Russian)

Yanitskii O. N. (2020) Individ v sovremennom informatsionnom obshchestve [An Individual in the Modern Informational Society], Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika [Sociological Science and Social Practice]*, vol. 8, no. 2, pp. 9-23, doi: 10.19181/ snsp.2020.8.2.7300 (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.