Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогического коллектива в процессе развития интереса к чтению у школьников'

Взаимодействие педагогического коллектива в процессе развития интереса к чтению у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ / МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА / "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА" / КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / МЕХАНИЗМ МОДЕЛИ / READERS' INTEREST / "COOPERATION PEDAGOGICS" / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / GUIDED BY READING / COOPERATION MODEL / MODEL COMPONENT / MODEL MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Валентина Владимировна

Преодоление падения интереса у учащихся к чтению видится возможным только при тесном творческом сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Сформировать потребность в чтении поможет целенаправленная модель сотрудничества, которая предполагает определенную программу, ориентированную как на развитие читательского интереса, так и на формирование всесторонне развитой личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьева Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогического коллектива в процессе развития интереса к чтению у школьников»

любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что-то небольшое, вещественное, очень простое. Рассказывая о том, как появился дуб в жизни Тургенева, описывая его судьбу, автор ведет повествование от 3-го лица: По мнению специалистов, возраст дерева 150 - 160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец-дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич.

Таким образом, группировка текстов по характеру построения позволяет учащимся понять, что грамматическое лицо определяет синтаксические особенности исходного теста; выявить специфические признаки каждого типа и учитывать их при создании собственного изложения. Важно, чтобы ученики могли не только определять характер построения, но и знать, какие синтаксические средства участвуют в организации того или иного типа повествования. Так, если необходимо написать текст от 1-го лица, то в целях придания ему большей выразительности следует использовать двусоставные и синонимичные им односоставные предложения, безличные, распространенные дополнением, выраженным личным местоимением; в тексте от 3-го лица - вводные слова, инверсию, синтаксический параллелизм, препозицию придаточной части в сложноподчиненных предложениях и обособленных членов - в простых осложненных. Такая подготовка к изложению будет преследовать не только учебную цель - сформировать у учащихся навыки анализа и создания собственного текста, но и развивающую -обогащение синтаксического строя речи, развитие чувства языка. Используя данную типологию текстов, учитель получает возможность как для повторения синтаксиса, так и для углубления речеведческих знаний детей за счет знакомства с синтаксическими синонимами, со средствами синтаксической выразительности.

литература

1. Зотина Т.В. Работа с тематической группой текстов при подготовке к экзамену в IX классе // Рус. яз. в шк. 2004. №1.С. 40 - 42.

2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. : учеб. пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / авт.-сост. Л.М. Рыбченко-ва, В.Л. Склярова. 11-е изд., стер. М. : Дрофа, 2007.

3. Солганик Г.Я. Стилистика текста : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 1997.

4. Степанова Л.С. Система работы с текстами на уроках русского языка и литературы : учеб.-метод. пособие для учителей и студ. пед. вузов. М. : Вербум - М, 2005.

Text grouping for expositions with the purpose of pupils’ grammatical speech structure enrichment

There is regarded the training for expositions in 9th form with the purpose ofpupils’ grammatical speech structure enrichment. There are analyzed the exposition texts and structure, revealed the syntactic peculiarities of each narrative type, researched the way of combining within one text.

Key words: exposition, pupils’ grammatical speech structure enrichment, narration type, grammatical person.

В.В. МУРАВЬЕВА (Ульяновск)

взаимодействие педагогического коллектива в процессе развития интереса к чтению у школьников

Преодоление падения интереса у учащихся к чтению видится возможным только при тесном творческом сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Сформировать потребность в чтении поможет целенаправленная модель сотрудничества, которая предполагает определенную программу, ориентированную как на развитие читательского интереса, так и на формирование всесторонне развитой личности школьников.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, читательский интерес, руководство чтением, модель сотрудничества, «педагогика сотрудничества», компонент модели, механизм модели

Творчески организованная внеучебная деятельность школьников в настоящее время является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процес-

© Муравьева B.B., 2010

??

модель взаимодействия участников образовательного процесса по развитию

интереса к чтению

са, что связано с введением федерального государственного стандарта второго поколения, предусматривающего использование активных методов обучения, широкую систему деятельности учащихся. Большинство внеучеб-ных мероприятий (по самым разным предметам) предполагает работу с книгой.

Важную роль в организации внеучебной деятельности школьников играет библиотека. В тесном сотрудничестве с учителями, администрацией школы, в развитии грамотности, приобщении к культуре она обладает большими возможностями. Известный деятель внешкольного образования В.И. Чарнолуский полагал, что «из всех отраслей внешкольного образования организация библиотек является важным по существу делом, хорошо поставленная библиотека способна стать просветительным центром» [9, с. 48].

Правильно организованное руководство чтением способствует развитию интереса к чтению, создает условия, позволяющие мотивировать чтение. Воспитание интереса к чтению неразделимо с развитием личности учащегося, которое немыслимо без высокой воспитательной роли чтения. Интерес к чтению, по определению Н.Н. Светловской, - «это потребность в книге как средстве избирательного и недостающего читателю общения с целью освоения накопленного человечеством опыта для самосовершенствования» [7, с. 39]. Сформировать эту потребность поможет целенаправленная модель, основанная на творческом

сотрудничестве всех участников педагогического процесса.

Центральным звеном предлагаемой модели является школьный библиотекарь, который активизирует участие администрации школы, учителей, учащихся, родителей, других библиотек и учреждений культуры в процессе поддержки и развития интереса к чтению. Особенность модели - «педагогика сотрудничества», основой которой является установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности [8, с. 195]. Специфика взаимодействия педагогического коллектива определяется спецификой школы, основными направлениями ее работы, типом отношений между участниками процесса. Взаимодействие осуществляется по четко организованной системе развития у школьников интереса к чтению:

1) исследование читательской ситуации в конкретной школе различными методами (наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися и др.);

2) выявление читательской среды семьи, определение круга семейного чтения методом беседы с родителями и учащимися;

3) выявление читательских пристрастий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности учащегося;

4) создание устойчивой читательской среды в школе, направленной на развитие интереса к чтению.

Модель сотрудничества предполагает наличие особой программы деятельности, ориентированной на развитие читательского интереса. Программа реализуется в образовательных формах: этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия [3, с. 11]. Современные инновационные технологии способствуют качественному, яркому проведению мероприятий по формированию интереса к чтению. Поиски новых форм организации и проведения мероприятий, их методическое обновление, стремление к новизне и нестандартности, безусловно, заслуживают поддержки.

Система отношений между компонентами модели реализуется в разнообразных формах работы. Например, отношения в компоненте «администрация - библиотека» носят административно-материальный характер, который реализуется, во-первых, в составлении программы совместной работы, направленной на продвижение чтения учащихся, а также обеспечение необходимой методической литературой учителей, учащихся (своевременное обновление, пополнение фонда, качественное комплектование, т.к. без учета этого библиотекарь не сможет реализовать на высоком уровне свои образовательные и воспитательные задачи). Во-вторых, необходимо обеспечение условий со стороны администрации школы для проведения различных форм занятий (предоставление помещений, мультимедийной техники и др.). В процессе сотрудничества с другими библиотеками реализуются культурно-просветительная деятельность, социально-массовые отношения, которые, в свою очередь, выполняют свои задачи (подготовка и реализация массовых внешкольных программ пропаганды чтения, воспитательнообразовательных мероприятий и т.д.).

Выстраивая систему работы по приобщению к чтению, развитию читательских интересов школьников, учитель-предметник совместно с библиотекарем работает в своих направлениях. Например, Д. Крупницкий выделяет такое условие для сотрудничества педагогов и библиотечных работников - наличие общего предмета деятельности: читательские запросы, интересы, читательская деятельность учащихся; педагогическое воздействие учителей, библиотекарей, осуществляемое во время выбора книги для чтения, должно базироваться на психологии конкретных учащихся [4, с. 23]. Эффективность развития интереса к чтению у школьников определяется созданием образовательно-воспитательной среды посредством взаимодействия всех компо-

нентов модели. Главный принцип механизма модели - совместная творческая работа всего коллектива школы, направленная на формирование всесторонне развитой личности школьника.

Безусловно, литература - предмет, при изучении которого учащиеся напрямую имеют дело с художественной, научной, научнопопулярной книгой, что является приоритетным для развития интереса к чтению по сравнению с другими учебными предметами. Школьная практика показывает, что многие учащиеся пренебрегают чтением дополнительной (специальной) литературы по другим предметам. Однако развитие интереса к чтению возможно не только на основе чтения художественной книги, но и в процессе изучения справочной, научно-популярной, критической литературы. Систематическому чтению способствуют различные конференции и диспуты, семинары, олимпиады, литературные праздники и другие виды внеучебной работы. У многих старшеклассников проявляется интерес к научной литературе, на основе чего возможно создание клуба любителей научной литературы (в рамках конкретной науки - физики, математики, истории и т.д.). Проведение нестандартных мероприятий, например, с элементами соревнования - стимул к прочтению книги, т.к. многие из участников стремятся к лидерству, а ситуация соперничества только усилит интерес к книге.

Достоинством модели является то, что у учащихся есть возможность выбора той или иной сферы деятельности в организации мероприятий. Например, игровая деятельность особенно интересна младшим школьникам, следовательно, этот факт надо использовать с целью активизации их читательских интересов. Также развитие интереса к чтению возможно через краеведческую деятельность (встречи с местными писателями, презентации книг). Эффективно создание таких ситуаций, в которых учащиеся берут на себя роль руководителей чтения и рекомендуют книги своим сверстникам, что приводит как минимум к двум результатам: либо им с легкостью удается вызвать интерес к книге, либо они неубедительны в своих рекомендациях. Особенность здесь состоит в том, что учащимся предоставляется возможность самим выбирать книгу для рекомендации. Б.Т. Лихачев отмечает, что «убеждение обеспечивает духовное движение ребенка от сознания истинности тех или иных идей к развитию собственной сознательности, формирует уверенность в правоте и истинности принятых взглядов, готовность к их защите, активность в их пропаганде» [6, с. 175]. В процес-

се представления книги ученики сталкиваются с тем, что сделать это не очень просто, необходимо пояснить, почему именно эта книга выбрана для прочтения, чем она будет полезна (конкурс на лучшую рекомендацию книги).

В вопросах организации внеучебной деятельности велика роль библиотекаря: работая с детьми, он не должен выпускать из зоны своего внимания не только учителя, но и родителей, т.к. в настоящее время социологические исследования выявляют самоустраненность родителей от руководства детским чтением.

Формирование устойчивого читательского интереса - нелегкая педагогическая задача, и, как утверждала Х.Д. Алчевская, «педагогическое дело - не такое дело, в котором все выяснено, закончено, определено: оно непрерывно развивается и видоизменяется сообразно с жизнью самой школы» [1]. Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к литературе, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать, что интересует в литературе самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы педагогического коллектива должна быть построена таким образом, чтобы школьники стремились к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по литературе.

Литература

1. Алчевская Х.Д. Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. СПб. : Типография В.С. Балашева, 1888. Т. I.

2. Бородина А.В. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении : в 2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. М. : Шк. библиотека, 2006.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010.

4. Крупницкий Д. Грани сотворчества // Библиотечное дело. 2008. №17. С. 21-24.

5. Кузнецов А.В., Донина О.И., Кириллова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия педагогов с семьей как условие социального становления личности (в системе дополнительного образования детей) : учеб. пособие. Чебоксары - Ульяновск : УлГУ, 2006.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М. : Прометей : Юрайт, 1998.

7. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М. : N8 «Магистр», 1993.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / под ред. В.А. Сластенина : в 2 ч. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1.

9. Чарнолуский В.И. Частная инициатива в деле народного образования. СПб. : Изд. товарищества «Знание», 1910.

Teaching staff cooperation in the process of pupils’ interest to reading development

Numerous sociological researches reveal the fall ofpupils’ interest to reading. The reasons for it are various. Overcoming these problems seems possible only in close cooperation of all the participants of the educational process. It is the purposeful cooperation model that may form the desire to read. It presupposes a definite activity programme oriented at reading interest development and highly developed pupil’s personality.

Key words: extracurricular activity, readers’ interest, guided by reading, cooperation model, "cooperation pedagogics”, model component, model mechanism.

Н.В. КАЛА ЧЕВ, А.Н. МОРОЗОВ (Москва)

проблемно-ориентированные физические практикумы -основы организации лабораторных работ в условиях открытого образования

Описаны опыт создания проблемноориентированных физических практикумов на кафедре физики МГТУ им. Н.Э. Баумана в условиях открытого образования и видеообучающая система допуска к лабораторным работам, ряд дистанционных лабораторных работ.

Ключевые слова: дистанционные физические практикумы, видеообучающая система допуска, лабораторные работы.

При создании проблемно-ориентированных физических практикумов (ПОФП) [1] в условиях открытого образования необходимо учитывать необходимость формирования познавательной базы - целостной многоуровневой системы, представляющей единст-

© Калачев Н.В., Морозов А.Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.