Лолаева Альбина Славовна
ассистент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Горского государственного аграрного университета (г. Владикавказ) (e-mail: [email protected])
Взаимодействие Парламента Республики Северная Осетия-
Алания с органами исполнительной власти
Аннотация
В статье рассмотрены основы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания. Автор предлагает установить парламентский контроль над деятельностью органов исполнительной власти. В связи с этим необходимо дополнение Конституции Республики Северная Осетия-Алания соответствующими нормами.
Annotation
Bases of interaction of legislative and executive branches of the government in the Republic of North Ossetia-Alania are considered in the article. The author suggests establishing parliamentary control over activity of executive authorities. In this connection it is necessary to add the Constitution of the Republic of North Ossetia-Alania with corresponding norms.
Ключевые слова: Парламент, законодательная власть, исполнительная власть, депутат, политические права, разделение властей, демократия.
Key words: Parliament, legislature, enforcement authorities, the deputy, the political rights, division of the authorities democracy.
татья 6 Конституции Республики
С Северная Осетия-Алания провозглашает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, указывая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Этот принцип является важнейшей характеристикой демократического правового государства. Его реализация предполагает не только разделение функций органов государственной власти, но и сохранение общих целей и направлений их деятельности, разграничение полномочий различных органов исходя из принципа единства государственной власти, а также установления основ взаимодействия этих органов.
Традиционно взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей государственной власти строится на основании системы сдержек и противовесов. Являясь значимым и достаточно самостоятельным элементом этой системы, Парламент Республики Северная Осетия-Алания обладает контрольными полномочиями по
отношению к органам исполнительной власти, в частности к Правительству Республики Северная Осетия-Алания.
Парламентский контроль можно определить как совокупность норм, регулирующих порядок проведения наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти. Общие контрольные полномочия региональных парламентов определены в ст. 5. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [1].
Основные полномочия Парламента Республики Северная Осетия-Алания, в том числе и контрольные, названы в ст. 71 Конституции РСО-А. В частности названная норма предоставляет право Парламенту РСО-А реализовывать такие функции, как:
1. Утверждение по представлению Главы Республики Северная Осетия - Алания системы органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания. Это положение пункта 12 статьи 71 Конституции Республики Северная Осетия-Алания конкретизируется в
299
Конституционном законе Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2001 года №-РЗ "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания", который определяет порядок образования, формирования и функционирования на территории Республики органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
2. Дача согласия Главе Республики Северная Осетия - Алания на назначение Председателя Правительства Республики Северная Осетия -Алания. Указанная процедура предусмотрена главой 17 Регламента Парламента Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии со статьями 71 и 83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания назначается Главой Республики Северная Осетия-Алания с согласия Парламента.
Парламент рассматривает представленную Главой Республики Северная Осетия-Алания кандидатуру Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
Решение Парламента о даче согласия на назначение Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания принимается по усмотрению Парламента тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов, либо открытым голосованием, если большинством голосов от числа присутствующих депутатов Парламента такое решение будет принято.
3. Решение вопроса о недоверии (доверии) Правительству Республики Северная Осетия -Алания. Порядок решения данного вопроса предусмотрен главой 18 Регламента Парламента Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Парламент может выразить недоверие Правительству Республики Северная Осетия-Алания.
Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству Республики Северная Осетия-Алания вносится группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, вправе выступить на заседании Парламента с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству
Республики Северная Осетия-Алания.
Парламент принимает постановление о недоверии Правительству Республики Северная Осетия-Алания большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента.
4. Утверждение республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания и контроль за его исполнением; утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания; утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Северная Осетия-Алания и отчетов об их исполнении; установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Северная Осетия - Алания, контроль за его соблюдением и исполнением.
В области регулирования бюджетных отношений контроль Парламента РСО-А предусматривает право на:
получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении республиканского бюджета;
получение от органов, исполняющих республиканский бюджет, информации о его исполнении;
утверждении (неутверждение) отчета о исполнении республиканского бюджета;
проведение внешнего аудита республиканского бюджета силами Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания;
внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджет.
Действенным механизмом парламентского контроля в сфере исполнительной власти является также так называемый "Правительственный час", когда члены Правительства РСО-А обязаны по приглашению Парламента РСО-А присутствовать на его заседаниях и отвечать на вопросы депутатов Парламента РСО-А в порядке определенном Регламентом Республики Северная Осетия-Алания. "Правительственный час" проводится не реже одного раза в три месяца на очередном заседании Парламента, если Парламентом не будет принято иное решение (ст. 169.1 Регламента Парламента РСО-А).
На "Правительственном часе" рассматривается один из блоков вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти: "Экономическое развитие и торговля", "Финансовая и налоговая политика", "Промышленность и энергетика", "Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспортный комплекс", "Информационные технологии и связь", "Сельское хозяйство и
_300
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 3 (35)
продовольствие", "Природные ресурсы и экология", "Личная безопасность граждан и борьба с преступностью", "Социальная политика", "Здравоохранение", "Образование и наука", "Культура и средства массовой информации", "Физическая культура, спорт и туризм" (ст. 169.2 Регламента Парламента РСО-А).
В настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания для действительно эффективной системы парламентского контроля требуются новые механизмы. Назрела необходимость повышения роли Парламента Республики Северная Осетия-Алания, в особенности расширения его контрольных функций. Основные начала этого заложил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году. В частности он предложил "уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне" [2]. В сфере контрольных полномочий региональных парламентов он указал на необходимость включения в уставы и конституции субъектов Российской Федерации "статьи о ежегодном отчете руководителя исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России".
Таким образом, мы предлагаем дополнить
ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА статью 71 Конституции Республики Северная Осетия-Алания отельным пунктом следующего содержания:
"заслушивание ежегодных отчетов Правительства Республики Северная Осетия-Алания о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Парламентом Республики Северная Осетия-Алания".
Порядок этих отчетов должен быть установлен Регламентом Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Указанные отчеты подлежат официальному опубликованию.
Ежегодные отчеты Правительства РСО-А перед Парламентом РСО-А, по нашему мнению, будут способствовать открытости работы кабинета министров Республики Северная Осетия-Алания.
1.Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
2. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации //Российская газета. 13.11.2009. № 214.
301