Научная статья на тему 'Взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США'

Взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ / УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ / СТРАТЕГИИ ТЕЛЕОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / ТЕЛЕКУРС / ТЕЛЕЗАНЯТИЕ / ТЕЛЕЛЕКЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ / ОБУЧАЕМЫЙ / ФАСИЛИТАТОР / AN APPROACH TO DISTANCE LEARNING / LEARNING OBJECTIVES / TELETEACHING STRATEGIES / LEARNING ACTIVITIES / EXERCISES / A TELECOURSE / A TELELESSON / A TELELECTURE / AN INSTRUCTOR / A TEACHER / A STUDENT / A FACILITATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США. Проанализирована графическая модель подхода к дистанционному обучению (шесть ступеней).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interaction of Some Elements of the Pedagogical Process in Distance Teaching in the USA

The interaction of the pedagogical process elements in distance teaching in the USA is considered in this article. The graphic model of an approach to distance learning (six steps) is analysed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США»

Взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США

О. С. Толстова

В статье рассматривается взаимодействие отдельных элементов педагогического процесса в дистанционном обучении в США. Проанализирована графическая модель подхода к дистанционному обучению (шесть ступеней).

Ключевые слова: подход к дистанционному обучению, учебные цели, стратегии телеобучения, виды учебной деятельности, упражнения, телекурс, телезанятие, телелекция, преподаватель, учитель, обучаемый, фасилитатор.

The Interaction of Some Elements of the Pedagogical Process in Distance Teaching in the USA

O. S. Tolstova

The interaction of the pedagogical process elements in distance teaching in the USA is considered in this article. The graphic model of an approach to distance learning (six steps) is analysed.

Key words: an approach to distance learning, learning objectives, teleteaching strategies, learning activities, exercises, a telecourse, a telelesson, a telelecture, an instructor, a teacher, a student, a facilitator.

В мировой практике широкое распространение получает дистанционное обучение, которое предоставляет обучаемым возможность учиться под руководством ведущих представителей образовательного сообщества. Новые технологии создают новые возможности для взаимодействия педагога и обучаемых. Если обучаемого и педагога разделяет расстояние, то связь между ними может поддерживаться при помощи современных информационных и коммуникационных технологий в синхронном и асинхронном режиме.

Подход к дистанционному обучению изложен в научной работе американских ученых T. E. Cyrs и E. D. Conway [1]. Он представлен в качестве графической модели (схема 1) [1. С. 57].

Графическая модель процесса обучения и изучения - подход, который может использоваться в процессе телеобучения в синхронном и асинхронном режиме. Эта модель состоит из шести ступеней: ступень 1.0 - идентификация целей и задач факультета, образовательного учреждения; ступень 2.0 - определение целей изучения; ступень 3.0 - проектирование методики оценки процесса обучения и изучения; ступень 4.0 - обеспечение обратной связи; ступень 5.0 -идентификация альтернативных стратегий телеобучения; ступень 6.0 - идентификация упражнений и видов учебной деятельности по вовлечению обучаемых в процесс изучения.

Ступень 1.0 - идентификация целей и задач факультета, образовательного учреждения. В разработке целей и задач факультета принимает участие весь профессорско-преподавательский состав.

Ступень 2.0 - идентификация целей изучения - включает обоснование конечных целей телекурса. В целях отражается ответ на вопрос: «Что обучаемый должен знать и уметь выполнять по завершению телекурса?». Преподаватель должен

ответить на этот вопрос в терминах: когнитивных или интеллектуальных (когнитивная область); аффективных (аффективная область); психомоторных или манипулятивных. Конечные цели курса обычно резюмируются в трех-пяти утверждениях. Некоторые преподаватели определяют только когнитивные учебные цели и стараются избегать обоснования аффективных учебных целей, что, на наш взгляд, является не совсем верным. Учебные цели телекурса должны быть связаны с целями и задачами факультета. Двойная стрелка, направленная от ступени 1.0 к ступени 2.0, символизирует взаимосвязь между целями и задачами факультета и учебными целями студентов.

Для планирования и организации процесса обучения преподаватель должен определить учебные цели курса и занятия, а также интеллектуальный уровень, необходимый для достижения всех поставленных целей изучения.

T. E. Cyrs берет за основу таксономию такого американского ученого, как B. S. Bloom, и описывает интеллектуальные уровни. Они представлены следующим образом: знание (припоминание соответствующих сведений); понимание (способность понимать, описывать, объяснять, сравнивать и сопоставлять понятия); применение (способность применять принципы и способы действий для решения ранее неизвестных проблем); критическое мышление (способность выбирать определенные правила для решения проблемы). Наивысший интеллектуальный уровень - критическое мышление - включает в себя анализ, синтез и оценку [1. С. 59].

Более подробно таксономия когнитивных и аффективных учебных целей представлена в работе М. В. Кларина. При определении категории учебных целей в аффективной области мы пред-

лагаем использовать таксономию аффективных учебных целей по М. В. Кларину [2].

Однако, как отмечает М. Б. Челышкова, таксономия B. S. Bloom подвергается значительной критике «из-за того, что в ней произошло методологически недопустимое смешение конкретных результатов обучения (знания, понимание и т. д.) с операциями, представляющими необходимое условие их достижения (анализ, синтез,

оценка)» [3. С. 90]. М. Б. Челышкова, вполне правомерно, предлагает использовать другую классификацию целей, в основу которой положен уровневый системный подход описания достижений учащихся (И. Я. Лернер, В. П. Беспаль-ко и др.). Этот подход позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровня учебной деятельности [3. С. 90-91].

Схема 1. Графическая модель подхода к дистанционному обучению

Мы считаем, что при организации телеобучения в России в процессе планирования телезанятий на ступени 2.0 при определении категории учебных целей в когнитивной области целесообразно использовать не таксономию B. S. Bloom, а классификацию целей, в основу которой положен уровневый системный подход описания достижений учащихся.

Ступень 3.0 — проектирование методики оценки процесса обучения и изучения — предполагает оценку обучаемыми своих достижений, оценивание педагогом достижений обучаемого, взаимную оценку обучаемыми друг друга и оценку администрации. Эти данные предназначены для организации обратной связи и оптимизации процесса обучения. Оцениваться должны также методы обучения, виды учебной деятель-

ности и упражнения (методы и приемы изучения

- О. Т.).

Сочетание букв «ff» обозначает связь между ступенью 2.0 и ступенью 3.0. Следующий логический шаг после определения учебных целей — проектирование методики оценки процесса обучения и изучения. Педагог «движется» между ступенями 2.0 и 3.0, пока не определит валидные методики оценки.

Ступень 4.0 — обеспечение обратной связи. Обратная связь между ступенью 3.0 и ступенью 2.0 является важной для идентификации валидных способов оценки, которые должны быть на том же интеллектуальном уровне, что и сформулированные цели изучения.

Если цель изучения сформулирована на уровне применения правила, тогда и способ оценки должен осуществляться на том же интеллектуальном уровне. Ошибка многих педагогов состоит в том, что часто они обучают на уровне понимания, а от обучаемых требуют применить правило в измененной или незнакомой ситуации. Такой способ оценивания невалиден, так как преподаватель обучал на уровне понимания, а контроль осуществляет на более высоком уровне

— на уровне применения.

Существует два типа обратной связи: формирующая и итоговая (суммирующая). Первый тип связи представляет педагогу и обучаемым данные о процессе обучения и изучения во время проведения телекурса, чтобы обучаемые знали, достигают ли они целей изучения, а педагог мог внести коррекцию в организацию телекурса. Второй тип связи представляет собой итоговое оценивание, которое проводится в конце телекурса. Обучаемый получает итоговую оценку и данные о том, насколько он достиг поставленных целей изучения. Педагог также получает данные об успеваемости обучаемых и может разработать учебный портфолио (a learning portfolio).

Ступень 5.0 — идентификация альтернативных стратегий телеобучения. Стратегии телеобучения определяют, что необходимо делать телеучителю. Эти способы включают такие методы синхронной и асинхронной связи с обучаемыми, как монолог педагога, двустороннее взаимодействие, вопросы, задаваемые педагогом на высоком уровне сложности, диалог между обучаемыми, взаимное обучение и т. д.

Педагог играет роль фасилитатора (реализация гуманистического подхода к обучению) [4. C. 87].

Ступень 5.0 можно определить и как использование педагогом методов преподавания, но с

учетом того, что обучение ведется «на расстоянии», используется телеобучение. Организация телеобучения требует модификации традиционных методов преподавания в связи с особенностями дистанционного обучения, а также необходимостью подготовки преподавателей к использованию модифицированных методов.

Таким образом, ступень 5.0 предполагает использование стратегий, включающих средства, при помощи которых осуществляется обучение: например, одностороннее или двустороннее телевидение, передающее непосредственно с места действия без предварительной записи на киноленту; обучение при помощи компьютера; консультации или традиционные телелекции. Стратегии обучения отвечают на вопрос, как педагог будет организовывать обучение на расстоянии: используя одну или несколько систем доставки информации?

Ступень 6.0 — идентификация упражнений и видов учебной деятельности по вовлечению обучаемых в процесс изучения. Процесс изучения организуется в малых группах, состоящих из 2—5 обучаемых, которые взаимодействуют и решают проблемы разного уровня сложности, и чем больше обучаемые вовлечены в процесс приобретения знаний, в процесс изучения, тем более прочными будут знания. Взаимосвязь между ступенью 5.0 и ступенью 6.0, которая обозначена на схеме буквой «Г», указывает, что педагог сам выбирает виды учебной деятельности и упражнения, контролирует и оценивает их использование. Однако ответственность за процесс изучения несут обучаемые.

Ступень 6.0 можно рассматривать как использование методов изучения, но с учетом того, что педагог удален от обучаемого, они разделены расстоянием. Использование традиционных методов изучения требует их модификации. Необходимо учитывать, что модифицированные методы изучения будут использоваться в малых группах.

Принимая во внимание определение метода обучения в отечественной педагогике, в соответствии с которым «методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленной на овладение знаниями, навыками, умениями, на воспитание и развитие» [5. С. 180], ступень 5.0 (методы преподавания — О. Т.) и ступень 6.0 (методы изучения — О. Т.) можно рассматривать в единстве как методы обучения, но с учетом того, что используется телеобучение.

Схема 1 отражает, на наш взгляд, достаточно подробно все ступени телеобучения. Модель легко адаптировать к целям и задачам образовательного учреждения, которые оказывают влияние на выбор учебных целей курса, в то время как профессорско-преподавательский состав определяет их и детализирует. Преподаватели должны обозначать все конечные цели изучения. Влияние на определение учебных целей и задач может оказывать колледж, университет и образовательный округ, к которому относится университет.

Модель позволяет осуществлять систематический отбор учебных результатов, которые отражают цели и задачи потребителей образовательных услуг, определяет направление деятельности профессорско-преподавательского состава и делает открытым для обучаемых, педагогов и администрации содержание изучаемых курсов.

Таким образом, взаимодействие элементов педагогического процесса в дистанционном обучении является гибким. Представленную в статье модель можно использовать при организации телеобучения в образовательных учреждениях России, но с учетом достижений ученых отечественной педагогической школы (В. П. Беспаль-ко, М. В. Кларина, И. Я. Лернера, М. Б. Челыш-ковой и др.), а также обычаев, традиций, менталитета и культуры нашей страны.

Так, при обосновании целей телекурса мы предлагаем использовать не таксономию B. S. Bloom, а классификацию целей, в основу которой положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровня учебной деятельности. При определении категории учебных целей в аффективной области мы предлагаем использовать таксо-

номию аффективных учебных целей по М. В. Кларину. В исследовании установлено, что подходу к дистанционному обучению, предлагаемому американскими учеными, свойственны черты гуманистического подхода к обучению, который предполагает, что учитель играет роль фасилитатора, а обучаемый является субъектом процесса обучения, он активен в процессе приобретения знаний, а процесс обучения центрирован на обучаемом. Таким образом, гуманистический подход к обучению плавно переходит в среду современных информационных и коммуникационных технологий, успешно используется в дистанционном обучении и в процессе телеобучения.

Библиографический список

1. Cyrs, T. E. Teaching At a Distance with the Merging Technologies. An Instructional Systems Approach [Text] / T. E. Cyrs, E. D. Conway. -Center for Educational Development. New Mexico State University. - 1997. - 468 p.

2. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М. В. Кларин. - М. : Арена, 1994. - 223 с.

3. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст] : учебное пособие / М. Б. Челышкова. - М. : Логос, 2002. - 432 с.

4. Толстова, О. С. Методы реализации гуманистического подхода к обучению в образовательных учреждениях США [Текст] : монография / О. С. Толстова. - Кинель: РИЦ СГСХА, 2007. -180 с.

5. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вента-на-Граф, 2005. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.