ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
87
ИА. ВОЛОХ
Иван Александрович ВОЛОХ — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.
В 2011 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика сферы услуг.
^ ^ ^
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ* *
Последние десятилетия характеризуются значительными преобразованиями в сфере жилищнокоммунальных услуг. Как крупнейший многоотраслевой комплекс данный сектор занимает исключительное положение среди отраслей экономики. Высокий уровень сложности подсистем жилищнокоммунального хозяйства определяется не только разнообразием научно-технического и технологического характера деятельности предприятий, оказывающих услуги тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения, осуществляющих работы по благоустройству и озеленению территорий, увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства, но и учетом многообразных связей и взаимозависимостей, процессов управления, подчинения и взаимодействия, решением единых хозяйственных и социальных проблем.
Современная ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется несоответствием методов его деятельности требованиям рыночной экономики. В настоящее время в состав жилищнокоммунального комплекса входит более 4 млн объектов инженерной инфраструктуры, потребляющих около 20 % отечественных энергоресурсов. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 1,5 трлн руб., что составляет около трети основных фондов страны. При этом темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5 % в год. Изношенность котельных, коммунальных сетей водопровода, канализации, тепловых, электрических сетей, очистных сооружений приближается к 60 %. При этом 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативный срок [1]. Те негативные тенденции, которые определяют долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии жилищно-коммунального хозяйства, обоснованы многообразием форм и способов проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие складывающихся отношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг. Проводимая модернизация в секторе жилищнокоммунальных услуг России призвана изменить вектор развития ЖКХ в соответствии с переходом к модели общества сервисного типа. Функция ЖКХ в экономике заключается в оказании услуг для их коллективного или индивидуального потребления, что требует межсубъектного взаимодействия всех участников сервисного цикла, от начала процесса оказания услуги (оценка потребности в предоставлении услуги) до ее завершения (обратная связь, оценка первичного и вторичного эффекта потребления услуги).
Существующая система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном секторе характеризуется рядом системных недостатков, без устранения которых невозможны нормализация
ГРНТИ 06.71.51 © И.А. Волох, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
88
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
функционирования сферы, повышение надежности и качества, а также обеспечение стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Доминирующим (главным) участником является потребитель, удовлетворенность которого зависит от гарантированного обеспечения в полном объеме коммунальных и жилищных услуг хорошего качества. Следует отметить приоритетность интересов потребителей, поскольку становится бессмысленным наличие ЖКХ, которое не обеспечивает или не способно обеспечить в жилом помещении комфортные условия жизни [3].
Все, что предоставляется в качестве услуг ЖКХ в домах, предоставляется либо ресурсоснабжающими организациями, либо исполнителями всех услуг (коммунальных и жилищных) — управляющими организациями или компаниями, организующими обслуживание жилищного фонда (дома и территории) другими организациями или самостоятельно. Управляющие организации участвуют в формировании и принятии размера платы за содержание и ремонт жилья в виде стоимости содержания одного квадратного метра жилья, которую они обязаны рассчитать и рекомендовать собственникам, исходя из перечня и размеров общего имущества дома, предстоящих работ из перечня работ по содержанию и ремонту. При этом плата за данные услуги для потребителей должна быть посильна, прозрачна и понятна, а для поставщиков и исполнителей коммунальных услуг — должна устраивать продавца предоставляемой потребителю услуги и обеспечивать финансовую стабильность и прибыль, за счет которой они могли бы развивать, модернизировать предприятия, снижать затратность и увеличивать доходность на вложенный ими в основное производство капитал.
На современном этапе функционирования организаций в жилищно-коммунальной сфере не созданы экономически привлекательные условия ведения бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве на местах. Этому препятствует и техническое состояние объектов, которые они эксплуатируют, и не доведенная до логического конца реформа, итогом которой предполагались не столько модернизированная инженерная коммунальная инфраструктура и отремонтированные многоквартирные здания, сколько структурированные соответствующим образом на договорной основе на местах жилищные правоотношения между всеми без исключения участниками производства, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, включая квартировладельцев в многоквартирных домах и собственников индивидуального жилья, администрации муниципальных образований, ресурсоснабжающие, обслуживающие, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие заинтересованные стороны. Это должно было бы создать условия, позволяющие осуществлять мероприятия, связанные с эксплуатацией и воспроизводством объектов жилищно-коммунального комплекса.
Основная причина трудностей в реализации предлагаемых мероприятий по реформированию ЖКХ заключается в несогласованности экономических интересов задействованных сторон. Способ реализации интересов определяется индивидуальными особенностями субъекта, его положением в существующей системе экономических отношений. Движимый собственными интересами, он может вступить в конфликт с интересами другого субъекта и (или) всего общества, так как в каждом экономическом отношении заложены противоречия. Очевидно, что для реализации своих интересов и удовлетворения потребностей субъекты вступают во взаимодействие, которое в конечном счете выступает как взаимодействие их экономических интересов. Иными словами, у каждого из субъектов могут быть как схожие, так и диаметрально противоположные с другим (другими) субъектом (субъектами) интересы. При этом у каждого участника рынка жилищно-коммунальных услуг существуют и внутренние противоречия. Так, в зоне государства присутствуют государственные, региональные и муниципальные интересы, между которыми существуют противоречия по поводу трансфертов из вышестоящих бюджетов. Экономический интерес федерального центра в отношении регионов состоит в минимизации дотирования их бюджетов, что подразумевает финансовую автономность федеральных субъектов. Регионы же пытаются пополнить свои бюджеты из федерального центра, зачастую даже не стремясь к увеличению темпов экономического роста и сокращению масштаба дотаций. Следует учитывать и личные интересы конкретных должностных лиц, которые принимают те или иные решения.
Множество экономических интересов государства в ЖКХ определяется потребностями: обеспечения всех потребителей жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества; создания условий (соответствующей экономической, налоговой, правовой среды и т. п.) для функционирования предприятий и организаций отрасли; получения экономической выгоды посредством налоговых сборов
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
89
с хозяйствующих субъектов; выполнения функции тарифного регулятора; социальной защиты отдельных категорий граждан; недопущения сбоев и перебоев в обеспечении жилищно-коммунальных услуг, а также социальных и прочих конфликтов [2].
Экономические интересы всех потребителей сводятся к получению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества по минимальным ценам. Экономические интересы предприятий и организаций — поставщиков жилищно-коммунальных услуг независимо от формы собственности в основном сводятся к получению прибыли от совершаемой деятельности по обеспечению населения и прочих потребителей жилищными и коммунальными услугами.
Взаимоотношения между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг формируют непрозрачные условия осуществления деятельности, что позволяет хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. К основным видам нарушений со стороны организаций ЖКХ относятся: необоснованное прекращение оказания услуг; нарушение порядка предоставления услуг; навязывание невыгодных договорных условий; изменение методов ценообразования на услуги. При этом реальная конкуренция между организациями ЖКХ невозможна ввиду технологических особенностей оказания услуг, а потенциальная конкуренция сдерживается большой величиной первоначальных затрат для организации альтернативных источников тепло-, водо-, газоснабжения, а также ограниченностью финансовых ресурсов и действующими правовыми актами.
На наш взгляд, именно монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданскоправовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей в сфере надежности обслуживания и качества услуг, которые сегодня находятся на беспрецедентно низком уровне. Монополистические тенденции в коммунальном хозяйстве еще более усиливаются в результате финансовой неустойчивости предприятий сектора, его непривлекательности для инвестиций и, как следствие, отсутствия интереса к деятельности у потенциальных альтернативных участников.
Точкой пересечения интересов всех трех субъектов является цена на жилищно-коммунальную услугу (тариф). Все остальное — улучшение качества предоставляемых услуг, снижение себестоимости услуг, повышение уровня благоустройства, привлечение инвестиций и пр. — может входить в круг интересов какой-то пары субъектов, но не будет соответствовать интересам третьего участника. Например, повышение качества услуг отвечает только интересам государства и потребителя, а снижение их себестоимости — только интересам поставщика и государства. При этом развитие рынка жилищно-коммунальных услуг является устойчивым, если обеспечивается воспроизводство материально-технической базы отрасли на основе современных ресурсосберегающих технологий с соблюдением санитарных и экологических требований, а экономически обоснованная тарифная политика способствует рационализации затрат и снижению социальной напряженности в процессе удовлетворения потребителей в качественных и своевременно предоставляемых услугах ЖКХ. В связи с этим для повышения эффективности функционирования и обеспечения устойчивого развития отрасли необходимо создание системы государственного регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг с учетом рационального использования новых современных технологий в развитии территорий. Следует отметить, что существующая расстановка интересов при доминирующей роли государства как собственника основных фондов, законодателя, тарифного регулятора, проводника социальной защиты населения, да еще и одного из потребителей коммунальных услуг в одном лице не способствует достижению целей модернизации отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агитаев Е.В. Укрощение тарифов на услуги ЖКХ // ЖКХ. 2011. № 6.
2. Дегтярева И.В., Зайнутдинова Л.Р. Экономические интересы государства как участника корпоративных отношений и пути их реализации // Вестник УГАТУ. 2006. Т. 8. № 2 (18).
3. Дронов А.А. Чем мы хотим управлять в ЖКХ и достигаем ли поставленных целей? // ЖКХ. 2013. № 12.