Научная статья на тему 'Взаимодействие основных участников рынка жилищно-коммунальных услуг'

Взаимодействие основных участников рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REGULATORY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волох Иван Александрович

В статье выявлены особенности взаимодействия участников рынка жилищно-коммунальных услуг, обоснована необхо­димость учета экономических интересов потребителей, гос­ударства и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, уточнены методические подходы к выбору рациональной системы государственного регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волох Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the major market participants utility services

In the article the features of the interaction of market participants of housing and communal services, the necessity of taking into account the economic interests of consumers, state and providers of utility services, refined methodological approaches to the se­lection of a rational system of state regulation of utility services.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие основных участников рынка жилищно-коммунальных услуг»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

87

ИА. ВОЛОХ

Иван Александрович ВОЛОХ — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.

В 2011 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

^ ^ ^

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ* *

Последние десятилетия характеризуются значительными преобразованиями в сфере жилищнокоммунальных услуг. Как крупнейший многоотраслевой комплекс данный сектор занимает исключительное положение среди отраслей экономики. Высокий уровень сложности подсистем жилищнокоммунального хозяйства определяется не только разнообразием научно-технического и технологического характера деятельности предприятий, оказывающих услуги тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения, осуществляющих работы по благоустройству и озеленению территорий, увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства, но и учетом многообразных связей и взаимозависимостей, процессов управления, подчинения и взаимодействия, решением единых хозяйственных и социальных проблем.

Современная ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется несоответствием методов его деятельности требованиям рыночной экономики. В настоящее время в состав жилищнокоммунального комплекса входит более 4 млн объектов инженерной инфраструктуры, потребляющих около 20 % отечественных энергоресурсов. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 1,5 трлн руб., что составляет около трети основных фондов страны. При этом темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ составляют 3-5 % в год. Изношенность котельных, коммунальных сетей водопровода, канализации, тепловых, электрических сетей, очистных сооружений приближается к 60 %. При этом 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативный срок [1]. Те негативные тенденции, которые определяют долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии жилищно-коммунального хозяйства, обоснованы многообразием форм и способов проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие складывающихся отношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг. Проводимая модернизация в секторе жилищнокоммунальных услуг России призвана изменить вектор развития ЖКХ в соответствии с переходом к модели общества сервисного типа. Функция ЖКХ в экономике заключается в оказании услуг для их коллективного или индивидуального потребления, что требует межсубъектного взаимодействия всех участников сервисного цикла, от начала процесса оказания услуги (оценка потребности в предоставлении услуги) до ее завершения (обратная связь, оценка первичного и вторичного эффекта потребления услуги).

Существующая система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном секторе характеризуется рядом системных недостатков, без устранения которых невозможны нормализация

ГРНТИ 06.71.51 © И.А. Волох, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

88

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

функционирования сферы, повышение надежности и качества, а также обеспечение стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Доминирующим (главным) участником является потребитель, удовлетворенность которого зависит от гарантированного обеспечения в полном объеме коммунальных и жилищных услуг хорошего качества. Следует отметить приоритетность интересов потребителей, поскольку становится бессмысленным наличие ЖКХ, которое не обеспечивает или не способно обеспечить в жилом помещении комфортные условия жизни [3].

Все, что предоставляется в качестве услуг ЖКХ в домах, предоставляется либо ресурсоснабжающими организациями, либо исполнителями всех услуг (коммунальных и жилищных) — управляющими организациями или компаниями, организующими обслуживание жилищного фонда (дома и территории) другими организациями или самостоятельно. Управляющие организации участвуют в формировании и принятии размера платы за содержание и ремонт жилья в виде стоимости содержания одного квадратного метра жилья, которую они обязаны рассчитать и рекомендовать собственникам, исходя из перечня и размеров общего имущества дома, предстоящих работ из перечня работ по содержанию и ремонту. При этом плата за данные услуги для потребителей должна быть посильна, прозрачна и понятна, а для поставщиков и исполнителей коммунальных услуг — должна устраивать продавца предоставляемой потребителю услуги и обеспечивать финансовую стабильность и прибыль, за счет которой они могли бы развивать, модернизировать предприятия, снижать затратность и увеличивать доходность на вложенный ими в основное производство капитал.

На современном этапе функционирования организаций в жилищно-коммунальной сфере не созданы экономически привлекательные условия ведения бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве на местах. Этому препятствует и техническое состояние объектов, которые они эксплуатируют, и не доведенная до логического конца реформа, итогом которой предполагались не столько модернизированная инженерная коммунальная инфраструктура и отремонтированные многоквартирные здания, сколько структурированные соответствующим образом на договорной основе на местах жилищные правоотношения между всеми без исключения участниками производства, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, включая квартировладельцев в многоквартирных домах и собственников индивидуального жилья, администрации муниципальных образований, ресурсоснабжающие, обслуживающие, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие заинтересованные стороны. Это должно было бы создать условия, позволяющие осуществлять мероприятия, связанные с эксплуатацией и воспроизводством объектов жилищно-коммунального комплекса.

Основная причина трудностей в реализации предлагаемых мероприятий по реформированию ЖКХ заключается в несогласованности экономических интересов задействованных сторон. Способ реализации интересов определяется индивидуальными особенностями субъекта, его положением в существующей системе экономических отношений. Движимый собственными интересами, он может вступить в конфликт с интересами другого субъекта и (или) всего общества, так как в каждом экономическом отношении заложены противоречия. Очевидно, что для реализации своих интересов и удовлетворения потребностей субъекты вступают во взаимодействие, которое в конечном счете выступает как взаимодействие их экономических интересов. Иными словами, у каждого из субъектов могут быть как схожие, так и диаметрально противоположные с другим (другими) субъектом (субъектами) интересы. При этом у каждого участника рынка жилищно-коммунальных услуг существуют и внутренние противоречия. Так, в зоне государства присутствуют государственные, региональные и муниципальные интересы, между которыми существуют противоречия по поводу трансфертов из вышестоящих бюджетов. Экономический интерес федерального центра в отношении регионов состоит в минимизации дотирования их бюджетов, что подразумевает финансовую автономность федеральных субъектов. Регионы же пытаются пополнить свои бюджеты из федерального центра, зачастую даже не стремясь к увеличению темпов экономического роста и сокращению масштаба дотаций. Следует учитывать и личные интересы конкретных должностных лиц, которые принимают те или иные решения.

Множество экономических интересов государства в ЖКХ определяется потребностями: обеспечения всех потребителей жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества; создания условий (соответствующей экономической, налоговой, правовой среды и т. п.) для функционирования предприятий и организаций отрасли; получения экономической выгоды посредством налоговых сборов

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

89

с хозяйствующих субъектов; выполнения функции тарифного регулятора; социальной защиты отдельных категорий граждан; недопущения сбоев и перебоев в обеспечении жилищно-коммунальных услуг, а также социальных и прочих конфликтов [2].

Экономические интересы всех потребителей сводятся к получению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества по минимальным ценам. Экономические интересы предприятий и организаций — поставщиков жилищно-коммунальных услуг независимо от формы собственности в основном сводятся к получению прибыли от совершаемой деятельности по обеспечению населения и прочих потребителей жилищными и коммунальными услугами.

Взаимоотношения между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг формируют непрозрачные условия осуществления деятельности, что позволяет хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. К основным видам нарушений со стороны организаций ЖКХ относятся: необоснованное прекращение оказания услуг; нарушение порядка предоставления услуг; навязывание невыгодных договорных условий; изменение методов ценообразования на услуги. При этом реальная конкуренция между организациями ЖКХ невозможна ввиду технологических особенностей оказания услуг, а потенциальная конкуренция сдерживается большой величиной первоначальных затрат для организации альтернативных источников тепло-, водо-, газоснабжения, а также ограниченностью финансовых ресурсов и действующими правовыми актами.

На наш взгляд, именно монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданскоправовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей в сфере надежности обслуживания и качества услуг, которые сегодня находятся на беспрецедентно низком уровне. Монополистические тенденции в коммунальном хозяйстве еще более усиливаются в результате финансовой неустойчивости предприятий сектора, его непривлекательности для инвестиций и, как следствие, отсутствия интереса к деятельности у потенциальных альтернативных участников.

Точкой пересечения интересов всех трех субъектов является цена на жилищно-коммунальную услугу (тариф). Все остальное — улучшение качества предоставляемых услуг, снижение себестоимости услуг, повышение уровня благоустройства, привлечение инвестиций и пр. — может входить в круг интересов какой-то пары субъектов, но не будет соответствовать интересам третьего участника. Например, повышение качества услуг отвечает только интересам государства и потребителя, а снижение их себестоимости — только интересам поставщика и государства. При этом развитие рынка жилищно-коммунальных услуг является устойчивым, если обеспечивается воспроизводство материально-технической базы отрасли на основе современных ресурсосберегающих технологий с соблюдением санитарных и экологических требований, а экономически обоснованная тарифная политика способствует рационализации затрат и снижению социальной напряженности в процессе удовлетворения потребителей в качественных и своевременно предоставляемых услугах ЖКХ. В связи с этим для повышения эффективности функционирования и обеспечения устойчивого развития отрасли необходимо создание системы государственного регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг с учетом рационального использования новых современных технологий в развитии территорий. Следует отметить, что существующая расстановка интересов при доминирующей роли государства как собственника основных фондов, законодателя, тарифного регулятора, проводника социальной защиты населения, да еще и одного из потребителей коммунальных услуг в одном лице не способствует достижению целей модернизации отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агитаев Е.В. Укрощение тарифов на услуги ЖКХ // ЖКХ. 2011. № 6.

2. Дегтярева И.В., Зайнутдинова Л.Р. Экономические интересы государства как участника корпоративных отношений и пути их реализации // Вестник УГАТУ. 2006. Т. 8. № 2 (18).

3. Дронов А.А. Чем мы хотим управлять в ЖКХ и достигаем ли поставленных целей? // ЖКХ. 2013. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.