Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / РОСПАТЕНТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галкина Ульяна Викторовна

Освещаются вопросы взаимодействия органов внутренних дел с государственными учреждениями при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Проводится анализ действующего законодательства, положительного опыта взаимодействия органов внутренних дел с государственными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH PUBLIC AGENCIES IN DISCLOSING AND INVESTIGATION OF CRIMES RELATED WITH ILLEGAL USE OF MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF GOODS (WORKS, SERVICES)

The article highlights the issues of interaction of bodies of internal Affairs with public agencies in disclosing and investigation of crimes related with illegal use of means of individualization of goods (works, services). An analysis of the current legislation, generalization of positive experience of interaction of the bodies of internal Affairs with public institutions.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)»

УДК 343

УЛЬЯНА ВИКТОРОВНА ГАЛКИНА,

преподаватель кафедры предварительного расследования ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Освещаются вопросы взаимодействия органов внутренних дел с государственными учреждениями при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Проводится анализ действующего законодательства, положительного опыта взаимодействия органов внутренних дел с государственными учреждениями.

Ключевые слова: средства индивидуализации, исключительное право, уголовное дело, дознаватель, Федеральная антимонопольная служба, Роспатент, Федеральная таможенная служба.

U. V. Galkina, Lecturer Preliminary Investigation FGCO IN «Moscow University the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot»; e-mail: uvgalkina@mail.ru, tel.: 8 (495) 335-52-33.

Interaction of internal Affairs bodies with public agencies in disclosing and investigation of crimes related with illegal use of means of individualization of goods (works, services).

The article highlights the issues of interaction of bodies of internal Affairs with public agencies in disclosing and investigation of crimes related with illegal use of means of individualization of goods (works, services). An analysis of the current legislation, generalization of positive experience of interaction of the bodies of internal Affairs with public institutions.

Key words: means of individualization the exclusive right in a criminal case, the investigator, the Federal Antimonopoly service, Rospatent, the Federal customs service.

За нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с российским законодательством возможно наступление гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. В период с 2012 по 2015 г. сотрудниками УОД ГУ МВД России по г Москве расследовалось 24 уголовных дела по ч. 1 ст. 180 УК РФ. Из них одно уголовное дело направлено в суд, и по нему вынесен обвинительный приговор; в шести уголовных делах изменилась квалификация: с ч. 1 ст. 180 УК РФ на ч. 3 ст. 180 УК РФ, и они направлены в следственные органы МВД России по подследственности; по 17 уголовным делам производство дознания приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Анализ уголовно-правовой статистики позволяет утверждать, что защита уголовно-правовыми мерами не всегда приводит к восстановлению нарушенного права правообладателя и привлечению виновного к уголовной ответственности. Данная ситуация возникает в связи с недостаточностью доказательств при осуществлении предварительного расследования. Для повышения эффективности раскрытия и расследования уголовных дел

о преступлениях, предусмотренных ст. 180 УК РФ, рассмотрим возможность получения органами внутренних дел доказательственной базы при взаимодействии с государственными учреждениями, осуществляющими защиту средств индивидуализации в специальном порядке. Защита прав владельцев товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений и обладателей свидетельств на право пользования наименованиями мест происхождения товара в специальном порядке, именуемом административным, применяется в случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 11 ГК РФ).

В настоящее время на страже интересов правообладателей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации стоит ряд норм федеральных законов и нормативных правовых актов.

Так, указанные нормы содержатся в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-Ф3) [6], Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам,

утвержденных приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 [7], Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-Ф3) и нормах Таможенного кодекса Таможенного союза. Реализация указанных норм осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России), Палатой по патентным спорам при Роспатенте, Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России).

Защита интеллектуальных прав в административном порядке, путем обращения в вышеуказанные учреждения, применяется только в России, и ни одна страна мира этого не использует. В основном применяется судебный порядок. Участники же российского рынка видят такой способ защиты эффективным, о чем свидетельствуют статистические данные [4].

Какую же доказательственную базу дознаватель может получить от государственных учреждений?

Для полноценного правообладания исключительным правом требуется обязательное использование в предпринимательской деятельности средств индивидуализации. В ходе использования могут происходить споры о нарушении прав на средства индивидуализации между конкурирующими хозяйствующими субъектами. Предприниматели, в целях получения конкурентного преимущества, регистрируют средства индивидуализации, которые являются для них эффективным легальным средством завоевания и удержания конкурентного преимущества на рынке. И, как правило, с той же целью действуют нарушители прав на средства индивидуализации, пытаясь приобрести конкурентное преимущество, воспользовавшись репутацией чужого средства индивидуализации. В данном случае споры о нарушении исключительного права на средства индивидуализации представляется возможным разрешить с помощью норм Закона № 135-Ф3, путем обращения в специализированный административный орган по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Таким органом в Российской Федерации является ФАС России.

Поводом для обращения в ФАС России являются случаи, если:

соглашения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, направлены на ограничение конкуренции;

приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции, в том числе путем

смешения. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации.

Закон № 135-Ф3 в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции прямо называет незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации, также копирования или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар (ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ).

Обращаясь с заявлением в антимонопольный орган, правообладатель средства индивидуализации, чье право нарушается, должен представить правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие у заявителя прав на товарный знак, наименование места происхождения товара, фирменное наименование (свидетельство, зарегистрированный лицензионный договор о передаче исключительных прав), и доказать, что, во-первых, действия нарушителя противоречат ГК РФ, т. е. осуществляется несанкционированное использование средства индивидуализации.

В качестве доказательств могут быть представлены упаковки контрафактных товаров с размещенным на них товарным знаком (знаком обслуживания); рекламные материалы, где с использованием чужого товарного знака, фирменного наименования привлекается внимание потребителей к однородным товарам, услугам;

заверенные нотариусом материалы сети Интернет, подтверждающие использование нарушителем товарного знака, фирменного наименования правообладателя.

Во-вторых, действия нарушителя уже причинили или могут причинить ущерб правообладателю либо нанести ущерб его деловой репутации. Как показывает правоприменительная практика, ущерб может быть причинен, если качество товаров и/или услуг нарушителя ниже качества товаров правообладателя. Это влечет снижение объемов продаж правообладателя и ухудшение отношения потребителей к продукции правообладателя. При этом причиняется как реальный имущественный ущерб, так и ущерб деловой репутации правообладателя. Несоответствие качества можно подтвердить поступающими от потребителей претензиями к качеству товаров, результатами лабораторных исследований товаров.

В-третьих, нарушитель является конкурентом правообладателя, а именно действует на одном рынке с ним, производя продукцию или оказывая услуги, однородные продукции или услугам правообладателя, на одной и той же территории для одинаковых групп потребителей.

По итогам проведенной проверки ФАС России может вынести предписание или решение. Предписание может быть:

о прекращении недобросовестной конкуренции;

об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимоно-польногозаконодательства [3, с. 19-22].

Все вышеперечисленные документы могут быть затребованы в ФАС России и приобщены в качестве доказательства неоднократности нарушения прав правообладателей средств индивидуализации, и действия правонарушителей подпадают под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 180 УК РФ.

При возникновении возражений в отношениях, связанных с оспариванием предоставления правовой охраны на товарные знаки и наименования мест происхождения товара, правообладателю либо иному заинтересованному лицу предоставляется право в административном порядке (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 1248 ГК РФ) обратиться в Роспатент или же в имеющуюся при нем Палату по патентным спорам [1, с. 92-97].

Анализ решений Палаты по патентным спорам показал, что большинство заявителей обращаются с возражениями против предоставления правовой охраны товарному знаку и указывают на следующие нарушения:

оспариваемый товарный знак может быть воспринят потребителями как товарный знак, принадлежащий лицу, подавшему возражение, и тем самым ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя товаров и места их происхождения (подп. 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ);

оспариваемый товарный знак может быть воспринят потребителями как товарный знак, принадлежащий лицу, обладающему охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами наименования или обозначения) в отношении однородных товаров (п. 8 ст. 1483 ГК РФ);

оспариваемый товарный знак тождествен названию известного в Российской Федерации произведения науки, литературы и искусства, персонажу или цитате из такого произведения (подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ).

По результатам рассмотрения возражения Палата по патентным спорам может принять решение об его удовлетворении, отказе в удовлетворении, о прекращении делопроизводства.

Решение Палаты по патентным спорам - это решение административного органа, находящегося в ведении патентного ведомства, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и вступает в силу с даты его утверждения.

Из документов, полученных в Роспатенте, дознаватель опять же может получить доказательство неоднократности незаконного использования средства индивидуализации, а также применения тождественных или схожих до степени смешения обозначений [2, с. 14-15].

Следующим органом, призванным осуществлять в административном порядке защиту интеллектуальной собственности, а также борьбу с контрафактным товаром, является ФТС России.

Правообладатель или его представитель, имея достаточные основания полагать, что при перемещении через таможенную границу на товары незаконно нанесен товарный знак, правообладателем которого он является, имеет право обратиться в ФТС России для защиты своих интеллектуальных прав. В пределах своей компетенции таможенные органы принимают следующие меры по защите средств индивидуализации

(гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза).

1. Получив заявление от владельца средства индивидуализации, таможенный орган рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты данного объекта права путем включения его в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств -членов Таможенного союза (ст. 330 Таможенного кодекса Таможенного союза). Информационный листок, содержащий необходимые данные для идентификации объекта интеллектуальной собственности, рассылается по вертикали региональным таможенным органам и таможням.

2. Осуществляет мониторинг товаров, находящихся под таможенным контролем, на предмет выявления контрафактных товаров.

В случае выявления товаров, в отношении которых существуют подозрения, что их перемещение осуществляется в нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, таможенный орган принимает меры к их задержанию, информирует в течение одного рабочего дня об этом владельца объекта интеллектуальной собственности или его контактных лиц в стране (регионе).

3. Приостанавливает перемещение товаров через таможенную границу при наличии подозрений их в контрафактности.

Выпуск товаров приостанавливается на срок 10 рабочих дней (ст. 331 Таможенного кодекса Таможенного союза). Срок приостановления выпуска товаров может быть продлен по запросу правообладателя, если он обратился в уполномоченные органы за защитой своих прав, например, с иском в суд по интеллектуальным правам либо с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лиц, незаконно использующих его товарный знак, в правоохранительные органы.

В течение указанного срока правообладатель может брать пробы и образцы товаров, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска (п. 3 ст. 308 Закона № 311-ФЗ).

Дальнейшая судьба приостановленного к выпуску товара решается в зависимости от выбранного правообладателем способа защиты (в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях, уголовного законодательства).

Если правообладатель или лицо, представляющее его интересы, получив уведомление о приостановлении выпуска товаров, не обратилось в таможенный орган с заявлением о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интел-

лектуальной собственности, не высказало заинтересованности в защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности, то таможенный орган по истечении 10 рабочих дней отменяет решение о приостановлении выпуска товаров и пропускает их через таможенную границу (п. 1 ч. 1 ст. 332 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В случае если товары оказались подлинными, владелец товарного знака несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в соответствии с гражданским законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 5 ст. 331 Таможенного кодекса Таможенного союза).

4. Предоставляет информацию правообладателю, которая может понадобиться ему для защиты своих прав.

При реализации права на защиту интеллектуальных прав на средства индивидуализации в данной форме активная роль принадлежит правообладателю. Он должен зарегистрировать свой объект интеллектуальной собственности в таможенном реестре [5] объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза и осуществлять активное сотрудничество с представителями таможенных органов.

До недавнего времени у таможенного органа существовала проблема в осуществлении его правоохранительной функции в отношении товаров, на которые нанесены обозначения, относящиеся к средствам индивидуализации. Таможенные органы имели право только по заявлению правообладателя интеллектуальной собственности приостанавливать выпуск товара. В большинстве таких случаев таможенные органы получали разрешение правообладателей на вывоз товаров и тем самым отказывались от привлечения нарушителей к мерам административного воздействия, что свидетельствовало о нежелании самих правообладателей защищать свои права.

В целях воспрепятствования распространению контрафактного товара как на территории государства, так и за его пределами ФТС России неоднократно выступала с предложениями наделить таможенные органы полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio (принцип «ex officio» предполагает наделение таможенных органов Российской Федерации полномочиями по приостановлению на семь рабочих дней охраняемых на территории РФ товаров с товарными знаками, в том числе не

включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, по подозрению в контрафактности).

В ходе решения стратегических вопросов использования и защиты объектов интеллектуальной собственности Российской Федерацией 27 ноября 2009 г. было подписано Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза», а годом позже, 27 ноября 2010 г., был принят Закон № 311-ФЗ.

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 308 Закона № 311-ФЗ, ч. 4 ст. 328 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Используя в ходе рассмотрения данные проверки и принятия решения, а также уже непосредственно в производстве предварительного расследования материалы, полученные из государственных учреждений, дознаватель получает важнейшие доказательства противоправных действий в отношении объектов интеллектуальной собственности. Данными материалами подтверждается неоднократность противоправных действий.

Список использованной литературы

1. Галкина, У. В. Защита интеллектуальных прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий [Текст] : сборник / У. В. Галкина // Осуществление и защита

гражданских прав. Сер. : Проблемы гражданского права и процесса. - М. : Московский университет МВД России, 2009.

2. Галкина, У. В. Проблемы возбуждения уголовного дела о незаконном использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг) [Текст] / У. В. Галкина // Молодой ученый. - 2016. -№ 25-1 (129).

3. Галкина, У. В. Специальный порядок защиты исключительных прав на средства индивидуализации (на примере Федеральной антимонопольной службы) [Текст] / У. В. Галкина // Актуальные проблемы истории, политики и права: сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза : РИО ПГСХА, 2016.

4. Годовой отчет за 2011 г. Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rupto.ru/ about/sod/otch/otch2011/r1/r1_r.html

5. О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза [Электронный ресурс] : [соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г.]. -Режим доступа : http://www.tsouz.ru/Docs/ IntAgrmnts/Pages/soglintsob.aspx

6. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/ cgi/onlme.cgi?-req=doc;base=LAW;n=200913

7. Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ ru/documents/russian_laws/-order_rospatent/prik_ rosp_56_22042003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.