Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений'

Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7133
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / CRIME PREVENTION / CRIME DETECTION / INTERACTION OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / INTERACTION OF THE PENAL SYSTEM / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крымов Александр Александрович

В статье автор обращает внимание на некоторые виды взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения преступлений, не получившие в настоящее время должной законодательной регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крымов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the bodies of internal affairs and penal system on the questions of prevention and detection of crimes

The author pays attention to those types of interaction of the bodies of internal affairs and penal system on the questions of prevention of crimes which have no proper legislative regulation nowadays.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений»

УДК 343.8

А.А. Крымов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВОПРОСАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье автор обращает внимание на некоторые виды взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения преступлений, не получившие в настоящее время должной законодательной регламентации.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, взаимодействие органов внутренних дел, взаимодействие уголовно-исполнительной системы, оперативно-розыскная деятельность, административный надзор.

Вопрос о взаимодействии органов внутренних дел и уголовноисполнительной системы в последнее время актуален, как никогда. За последние два десятилетия произошли существенные изменения в деятельности этих ведомств, которые серьезным образом изменили концепцию их взаимоотношений. К наиболее значительным преобразованиям в этой сфере можно отнести: перевод уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России); продолжающаяся длительное время «волнообразная» реформа системы исполнения наказаний, в свете которой постоянно корректируются полномочия учреждений и органов, исполняющих наказания; реформирование органов внутренних дел, радикально изменившее организацию их деятельности, и т. д.

Специалисты критикуют непрекращающиеся изменения законодательства и организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, указывают на невозможность в таких условиях выработать единый подход к организации их взаимодействия [1. С. 7—11; 2]. Дополнительные трудности создают отличия правовой базы деятельности этих ведомств, когда многие основополагающие нормативноправовые акты прежде всего относятся к сфере деятельности одного из них и лишь эпизодически затрагивают другой (например, Федеральный закон «О полиции», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», указы Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.). Деятельность уголовно-исполнительной системы (в основном в сфере исполнения наказаний) регламентирует Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), а деятельность органов внутренних дел (прежде всего касающуюся расследования преступлений) - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ).

В связи с тем, что на федеральном уровне совместных ведомственных нормативно-правовых актов МВД России и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) для организации их взаимодействия явно недостаточно, на местном уровне руководители соответствующих ведомств вынуждены налаживать его самостоятельно [3]. Какие же вопросы требуют дополнительной законодательной и ведомственной регламентации для организации взаимодействия указанных структур?

Во-первых, взаимодействие должно осуществляться в ходе оперативнорозыскной деятельности. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет ее основы и предусматривает, в частности, что оперативные подразделения органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью (в том числе органов внутренних дел), вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативнорозыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (абз. 5 ст. 13). В ч. 1 ст. 84 УИК РФ определено, что в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, одной из задач которой является содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. В связи с этим представляется необходимым установить постоянные контакты между соответствующими оперативными подразделениями, особенно при передаче оперативно значимой информации из полиции во ФСИН России при осуждении лица к лишению свободы, и наоборот, при его освобождении из исправительного учреждения (может быть, даже законодательно закрепить).

На практике именно органы внутренних дел обычно содействуют уголовно-исполнительной системе в осуществлении розыска и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок (что также закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).

Во-вторых, такое взаимодействие необходимо при расследовании преступлений. Хотя администрация исправительных учреждений, в отличие от органов внутренних дел, не вправе осуществлять предварительное расследование преступлений, тем не менее в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами (которые могут относиться и к подследственности полиции).

При этом, как указывают К.К. Горяинов и другие специалисты1, сотрудники уголовно-исполнительной системы, не специализирующиеся на осуще-

1 См.: Казаринова Л.В. Некоторые вопросы обеспечения прав и законных интересов осужденных при производстве неотложных следственных действий на территории пенитенциарных учреждений // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 26-28; Александрова О.П., Горяинов К.К. Дознание в уголовно-исполнительной системе: проблемы и решения // Рос. следователь. 2006. № 7. С. 48-51;

А.А. Крымов

ствлении уголовно-процессуальных функций и не имеющие достаточного опыта в этой сфере, нередко допускают ошибки, впоследствии влияющие на эффективность расследования преступлений.

В-третьих, взаимодействие между органами внутренних дел и уголовноисполнительной системой необходимо при реализации института выездов осужденных к лишению свободы. Так, при выезде осужденного из исправительного учреждения (в соответствии со ст. 97 УИК РФ) контроль за его поведением и в случае необходимости его розыск должны осуществлять органы внутренних дел.

Лишь в общих чертах (к сожалению, без конкретики) обязанности органов внутренних дел в этой сфере указаны и в п. 13 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» (что отмечают и другие исследователи [4]).

В-четвертых, помощь органов внутренних дел уголовно-исполнительной системе необходима в период действия режима особых условий, устанавливаемого в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, групповых неповиновениях осужденных и характеризующегося усиленным вариантом охраны и надзора (ст. 85 УИК РФ). Представляется, что основная роль органов внутренних дел в таких ситуациях будет заключаться в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка на территориях, прилегающих к исправительным учреждениям, которые сотрудники уголовно-исполнительной системы не в состоянии контролировать.

В-пятых, органы внутренних дел должны осуществлять административный надзор в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы (в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если оно отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего; в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания). Роль сотрудников администрации исправительного учреждения заключается в выполнении некоторых последовательных действий: 1) не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подать в суд заявление об установлении административного надзора; 2) после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица,

Гнатенко В.А. Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007 и др.

освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направить копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания; 3) при освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, вручить предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупредить данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

В-шестых, органы внутренних дел должны взаимодействовать с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам предупреждения новых преступлений осужденных без изоляции от общества, контроля за их поведением и пр. [5]. Объединяют эти ведомства и различные формы контроля за соблюдением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания1; нельзя забывать и о том, что осужденные к лишению свободы нередко до отбывания наказания в исправительных учреждениях находились в изоляторах временного содержания, что создает некую преемственность в их содержании в условиях изоляции от общества.

Безусловно, изложенное не дает исчерпывающего перечня точек взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Очевидна необходимость не только конкретизации законов, регулирующих перечисленные и другие вопросы, но и издания двухсторонних (или многосторонних, с привлечением других правоохранительных ведомств) ведомственных правовых актов по различным аспектам взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Литература

1. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительная политика: современное состояние и направления развития // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. докл. участников Между-нар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.): в 3 т. Рязань, 2013. Т. 1.

2. Петров М.П. Необходимость административной реформы правоохранительной системы (критические замечания к законопроекту «О полиции») // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 126-129.

3. Рощин А. Взаимодействие с органами внутренних дел при осуществлении контроля за поведением осужденных без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1. С. 17-19.

4. Дендебер С.Н. Институт выезда осужденных за пределы исправительного учреждения в контексте реформирования ОВД и УИС: организационно-правовые вопросы // Юрист Юга России. 2012. № 1. С. 19-22.

5. Остапенко Н.И. Проблемы взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных уполномоченных уголовного розыска в предупреждении преступности подростков, осужденных к условной мере наказания // Рос. следователь. 2007. № 9. С. 23-26.

1 См. подробнее: Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: сб. тез. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М., 2005. Ч. 2. С. 31-34; Давыдова И.А., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний. М., 2008; Скиба А.П., Мосиенко В.П. Институт общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания / под науч. ред. А.Я. Гришко, Ю.А. Кашубы. Ростов н/Д, 2012 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.