Научная статья на тему 'Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти как элементов единой системы публичной власти в сфере противодействия террористической деятельности'

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти как элементов единой системы публичной власти в сфере противодействия террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
публичная власть / противодействие терроризму / местное самоуправление / конституционное право / муниципальное право / public government / counter-terrorism activities / local self-government / constitutional law / municipal law

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе, Сергей Дмитриевич Афанасьев

В результате конституционной реформы 2020 года в Конституции РФ было закреплено понятие единой системы публичной власти, что стало основанием для переоценки роли и места местного самоуправления в осуществлении отдельных публично-властных полномочий. Авторы статьи рассматривают вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в аспекте взаимодействия с вышестоящими уровнями публичной власти в сфере противодействия терроризму. Ключевым выводом исследования стало определение фактически отсутствующих эффективных полномочий и жестко подчиненной роли муниципальных органов в сфере противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе, Сергей Дмитриевич Афанасьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of local self-government authorities and government authorities as elements of the unified public government system in the sphere of counter-terrorism activities

As a result of the constitutional reform of 2020, the concept of a unified system of public power was enshrined in the Constitution of the Russian Federation, which became the basis for a reassessment of the role and place of local government in the exercise of certain public powers. The authors of the article consider the issues of implementing the powers of local governments in the aspect of interaction with higher levels of public authority in the field of countering terrorism. The key conclusion of the study was the identification of virtually absent effective powers and a strictly subordinate role of municipal bodies in the field of countering terrorism.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти как элементов единой системы публичной власти в сфере противодействия террористической деятельности»

Закон и право. 2024. № 1. С. 101-104. Law and legislation. 2024;(1):101-104.

Научная статья УДК 342.25

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-101-104 EDN: https://elibrary.ru/LGQJDH

NIION: 1997-0063-12/24-020 MOSURED: 77/27-001-2024-12-220

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти как элементов

единой системы публичной власти в сфере противодействия террористической деятельности

Леван Теймуразович Чихладзе1, Сергей Дмитриевич Афанасьев2

1 Юридический институт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы;

Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова,

Москва, Россия

2 Центр компетенций Национальной технологической инициативы по большим данным

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В результате конституционной реформы 2020 года в Конституции РФ было закреплено понятие единой системы публичной власти, что стало основанием для переоценки роли и места местного самоуправления в осуществлении отдельных публично-властных полномочий. Авторы статьи рассматривают вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в аспекте взаимодействия с вышестоящими уровнями публичной власти в сфере противодействия терроризму. Ключевым выводом исследования стало определение фактически отсутствующих эффективных полномочий и жестко подчиненной роли муниципальных органов в сфере противодействия терроризму.

Ключевые слова: публичная власть, противодействие терроризму, местное самоуправление, конституционное право, муниципальное право.

Для цитирования: Чихладзе Л.Т., Афанасьев С.Д. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти как элементов единой системы публичной власти в сфере противодействия террористической деятельности // Закон и право. 2024. № 1. С. 101 —104. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-1-101-104 ББЫ: https://elibrary.ru/LGQJDH

Original article

Interaction of local self-government authorities and government authorities as elements of the unified public government system in the sphere of counter-terrorism activities

Levan T. Chikhladze1, Sergei D. Afanasev2

1 Law Institute of the Russian Peoples' Friendship University named after Patrice Lumumba; Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkova, Moscow, Russia

2 Competence Center of the National Technology Initiative for Big Data of M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

© Чихладзе Л.Т., Афанасьев С.Д. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 01-2024

Abstract. As a result of the constitutional reform of 2020, the concept of a unified system of public power was enshrined in the Constitution of the Russian Federation, which became the basis for a reassessment of the role and place of local government in the exercise of certain public powers. The authors of the article consider the issues of implementing the powers of local governments in the aspect of interaction with higher levels of public authority in the field of countering terrorism. The key conclusion of the study was the identification of virtually absent effective powers and a strictly subordinate role of municipal bodies in the field of countering terrorism.

Keywords: public government, counter-terrorism activities, local self-government, constitutional law, municipal law.

For citation: Chikhladze L.T., Afanasev S.D. Interaction of local self-government authorities and government authorities as elements of the unified public government system in the sphere of counter-terrorism activities // Law and legislation. 2024;(1):101—104. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-101-104 EDN: https://elibrary.ru/LGQJDH

Введение

В связи с закреплением в Конституции РФ категории единой системы публичной власти в науке активно рассматривается взаимодействие различных ее уровней как в общем виде, так и в контексте отдельных сфер деятельности органов власти. Одной из таких сфер, требующей слаженной работы всей системы органов публичной власти, являются вопросы противодействия терроризму. Следует рассмотреть вопросы распределения полномочий и взаимодействия государственных и муниципальных органов в контексте единой системы публичной власти.

Взаимодействие различных уровней публичной власти в целях противодействия терроризму

Несмотря на конституционное закрепление концепции единой системы публичной власти только в результате конституционной реформы 2020 г.1, для науки [см., напр., 1] и практики конституционного правосудия данный подход не является принципиально новым. Примечательно, что концепция «уровней публичной власти» была использована Конституционным Судом РФ еще в 2008 г. именно в аспекте полномочий по противодействию терроризму2.

Нормативным актом, регулирующим основы противодействия терроризму в Российской Федерации, является Федеральный закон «О противо-

1 Новая часть 3 ст. 132 Конституции РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 № 452-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 1.

действии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ3 (далее — Закон № 35-Ф3). В соответствии его положениями предусмотрены следующие возможные формы участия органов местного самоуправления в реализации полномочий по противодействию терроризму.

1. Должностные лица и специалисты органов местного самоуправления могут привлекаться к работе Национального антитеррористического комитета4, который фактически может рассматриваться как руководящий орган в сфере противодействия терроризму.

2. Муниципальные органы участвуют во взаимодействии с иными органами публичной власти при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта, порядок которого определен Правительством РФ5.

3. Представители органов местного самоуправления могут входить в состав иных специализированных органов, создаваемых по решению Президента РФ в целях координации дея-

3 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

4 Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 29.01.2022) // СЗ РФ. 2015. № 52 (часть I). Ст. 7591.

5 Соответствующий Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.05.2017 № 638 (ред. от 15.11.2023) «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов федеральных территорий и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3337.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

тельности органов власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

4. Органы местного самоуправления — при организации соответствующих мероприятий высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — участвуют в проведении учений в целях усиления взаимодействия органов власти при осуществлении мер по противодействию терроризму (п. 6 ч. 2 ст. 5.1 Закона № 35-Ф3).

5. Взаимодействие с органами государственной власти федерального и регионального уровней в форме участия в их мероприятиях по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Указанные формы участия органов местного самоуправления в антитеррористической деятельности реализуются по инициативе и прямому указанию «вышестоящих» органов единой системы публичной власти.

«Собственные» полномочия органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму

Рассмотренный перечень дополняют «собственные» полномочия муниципальных органов6, которые фактически сводятся к полномочиям по участию в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1 ч. 1 ст. 14, п. 6.1 ч. 1 ст. 15, п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3), а также по направлению предложений по соответствующим вопросам в органы власти субъектов РФ7 (п. 5 ст. 5.2 Закона № 35-Ф3).

В целях реализации данных полномочий органы местного самоуправления: разрабатывают и реализуют соответствующие муниципальные программы, проводят антитеррористическую пропаганду, обеспечивают требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении соответствующих органов. Как показывает практика, реализуемые в муници-

6 Закрепленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 02.11.2023) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

7 Несмотря на формальную формулировку, полагаем, что препятствия для инициативного направления подобных предложений в органы власти федерального уровня отсутствуют.

пальных образованиях программы противодействия терроризму, как правило, в значительной мере сходны [см., напр., 5].

Таким образом, «собственные» полномочия муниципальных органов по противодействию терроризму также сводятся к участию в антитеррористических мероприятиях, инициируемых «вышестоящими» органами единой системы публичной власти. Это позволяет сделать вывод о том, что фактически роль муниципальных органов местного самоуправления в противодействии терроризму минимальна, что рядом исследователей оценивается как недостаток действующей системы антитеррористической безопасности в Российской Федерации [см., напр., 4]. При этом противодействие терроризму на муниципальном уровне в ряде случаев может быть более эффективно при условии наличия у органов местного самоуправления соответствующих ресурсов и компетенции (например, в части формирования списков лиц, потенциально связанных с террористическими объединениями).

Заключение

Подводя итог исследованию, полагаем необходимым отметить следующее.

В сфере реализации полномочий по противодействию терроризму в рамках единой системы публичной власти проявляется общая тенденция централизации властных полномочий, которая характеризуется передачей соответствующих полномочий на более высокий уровень.

Таким образом, взаимодействие органов единой системы публичной власти федерального, регионального и муниципального уровней в сфере противодействия терроризму фактически сводится к иерархической и управленческой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Вместе с тем муниципальные органы — как органы власти «на местах», наиболее приближенные к населению — могли бы занимать более существенное положение в сфере противодействия терроризму.

Список источников

1. Бабичев И. В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 51—57.

2. Горохова С. С. Российское местное самоуправление в системе публичной власти государства // Гос. власть и местное самоуправление. 2023. № 5. С. 20—24.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2024

3. Гриценко Е.В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50—57.

4. Мальков С.М. Модель противодействия терроризму в Российской Федерации: современное состояние, недостатки, пути совершенствования // Совр. право. 2018. № 9. С. 111—115.

5. Мисроков Т.З. Органы местного самоуправления как субъекты противодействия терроризму: легитимация и особенности организации деятельности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 4. С. 32—34.

References

1. Babichev I.V. Constitutional innovations for local self-government: some analysis // Constitutional and municipal law. 2021. № 2. Pp. 51—57.

2. Gorokhova S.S. Russian local self-government in the system of public power of the state / / State power and local self-government. 2023. № 5. Pp. 20-24.

3. Gritsenko E.V. What will remain of local self-government in a unified system of public authority? (Problems of legislative interpretation of constitutional amendments) // Constitutional and municipal law. 2022. № 5. Pp. 50—57.

4. Malkov S.M. Model of countering terrorism in the Russian Federation: current state, shortcomings, ways ofimprovement // Modern law. 2018. № 9. Pp. 111—115.

5. Misrokov T.Z. Local government bodies as subjects of countering terrorism: legitimation and features of organizing activities / / Municipal service: legal issues. 2018. № 4. Pp. 32—34.

Информация об авторах

Чихладзе Л.Т. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; профессор кафедры юриспруденции Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова

Афанасьев С.Д. — кандидат юридических наук, руководитель проектов направления правовых исследований и юридического сопровождения Центра компетенций Национальной технологической инициативы по большим данным МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер Юридической компании «Инноправо»

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 25.11.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the authors

Chikhladze L.T. — doctor of law, professor, head of the department of municipal law of the Law Institute of the Russian Peoples' Friendship University named after Patrice Lumumba; professor of the department of jurisprudence of the Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov Afanasev S.D. — candidate of legal sciences, project manager for the direction of legal research and legal support of the Competence Center of the National Technology Initiative for Big Data of M.V. Lomonosov Moscow State University, partner of the Innopravo Law Company

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 25.1 1.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.