Научная статья на тему 'Взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере г. Азова Ростовской области)'

Взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере г. Азова Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / БАНК ДАННЫХ АСОЦИАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / СЕМЬИ И ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / JUVENILE SYSTEM / PREVENTIVE MAINTENANCE OF OFFENCES OF MINORS / THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS / THE DATABANK OF NON-SOCIAL PARENTS / INTERDEPARTMENTAL PREVENTIVE OPERATION / FAMILIES AND CHILDREN OF GROUP OF RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титов Дмитрий Викторович

Статья исследует систему органов профилактики преступности несовершеннолетних в малом городе на примере г. Азова Ростовской области. Именно на муниципальном уровне, по месту жительства, профилактика преступности несовершеннолетних дает наибольший эффект. Поэтому сравнение деятельности различных структур и их пересечения способно повлиять на эффективность работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Титов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The local self-government organs and state power interaction in the light of deviant behavior of the under-aged (at the example of Azov, Rostov region)

Clause investigates system of bodies of preventive maintenance of criminality of minors in a small city on an example of Azov of the Rostov area. At a municipal level, on a residence, preventive maintenance of criminality of minors gives the greatest effect. Therefore comparison of activity of various structures and their crossings is capable to affect an overall performance.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере г. Азова Ростовской области)»

Д.В. ТИТОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ Г. АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время российская ювенальная система* сталкивается с невысокой эффективностью системы исполнения наказаний несовершеннолетних, связанных с лишением свободы, и большим процентом рецидива преступлений. Между тем во многих странах большая часть работы с несовершеннолетними (в т.ч. правонарушителями) направлена на профилактику девиантного поведения и защиту их интересов. Определенные предпосылки для таких методов работы имелись и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, но практически никогда не сводились воедино. Именно несогласованность действий различных структур органов местного самоуправления и государственного управления (судов, прокуратур, комиссий по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты населения и т.д.), а также отсутствие единого теоретического подхода в осуществлении этой деятельности, и приводит во многом к росту преступности несовершеннолетних.

Развитие взаимодействия различных структур органов местного самоуправления и государственной власти в ювенальной системе должно привести в результате к росту ее эффективности. Ниже мы исследуем существующие механизмы взаимодействия на примере города Азова Ростовской области**.

Основной структурой, организующей профилактику правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне, традиционно является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Азова. В течение 2007 г. (в сравнении с 2006 г.) комиссией проводилась следующая профилактическая работа с несовершеннолетними (см. табл. 1):

Таблица 1.

Проведенные мероприятия 2007 г. 2006 г. %

Профилактические мероприятия 17 12 +41,7

Беседы 275 249 +10,4

Семинары 4 3 +33,3

Совещания 7 6 +16,7

«Круглые столы» 9 8 +12,5

Комплексные рейды 43 39 +10,3

Обучение родителей 4 3 +33,3

Заседания комиссии по делам несовершеннолетних 19 14 +35,7

Профилактической работой охвачены следующие категории несовершеннолетних, а также их родители (см. табл. 2):

Таблица 2.

Категории несовершеннолетних, их родители 2007 г. 2006 г. %

Условно осужденные 28 31 -9,7

Находящиеся в Азовской воспитательной колонии №4 248 241 +2,9

Прибывшие из Азовской воспитательной колонии №4 3 2 +50

Прибывшие из специальной школы закрытого типа 2 2 0

«Группы риска» 306 189 +61,9

Лица с девиантным поведением 71 57 +24,7

Родители несовершеннолетних 103 221 -53,4

В едином банке данных асоциальных родителей в 2007 г. состояла 101 семья (152 несовершеннолетних), в 2006 г. - 221 и 553 соответственно. В едином банке данных безнадзорных и беспризорных детей в 2007 г. состояло 13 несовершеннолетних, в 2006 г. - 21. К наркологу направлен 121 несовершеннолетний (в 2006 г. - 117). В наркологический диспансер направлен на лечение 51 родитель (в 2006 г. - 46). Лишены родительских прав 18 человек (в 2006 г. - 15). Привлечено к административной ответственности 123 родителя (в 2006 г. - 80).

В течение 2007 г. комиссией проведены следующие профилактические мероприятия (в т.ч. общеобластные - на территории города): месячники «Подросток и закон», «Подросток и семья», летняя оздоровительная кампания «Лето-2007», межведомственная профилактическая операция «Подросток».

Школы города и района посещали инспекторы отдела по делам несовершеннолетних ОВД, проводившие профилактические беседы с учащимися.

Отделом по делам молодежи, туризму и казачеству администрации г. Азова проводились тематические дискотеки и иные мероприятия в целях пропаганды здорового образа жизни. Для обеспечения досуга несовершеннолетних и противодействия их вовлечению в совершение правонарушений действовали различные клубы. Осуществлялись и мероприятия по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Отделом по физической культуре и спорту администрации г. Азова организована летняя спартакиада среди детей и подростков «Лето-2007» по 8 видам спорта, в которой приняли участие дети из 14 оздоровительных площадок и 8 пришкольных лагерей. Проведены и другие массовые спортивные соревнования среди школьников.

Специфическим для г. Азова является государственное учреждение Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г. Азова» (до 01.01.2006 - муниципальное учреждение). Центр был создан по инициативе администрации и общественности города в соответствии с постановлением мэра № 1056 от 03.08.1998 в целях социального обслуживания граждан, осуществления права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, развития и укрепления социального института семьи, оказания реабилитационной помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с хроническими заболеваниями.

Важным направлением деятельности Центра является выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение социального патронажа этой категории семей и дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, защита их прав, интересов и адаптация в обществе.

Работой «Дома семьи» в 2007 г. были охвачены следующие категории граждан (см. табл. 3):

Год Семьи, Молодые Семьи Много- Неполные Единичные В т.ч.

всего семьи с детьми- детные семьи посети- несовершен-

инвали- семьи тели нолетние

дами

2007 2069 51 376 185 814 952 574

2,5 % 18,2 % 8,9 % 39,3 % 60,3 %

2006 2075 114 266 184 785 943 585

5,5 % 12,8 % 8,9 % 37,8 % 62,0 %

В целях «обеспечения безопасности граждан, снижения уровня преступности, воссоздания системы социальной профилактики правонарушений, активизации борьбы с пьянством, алкоголизмом, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» 26.02.2006 было подписано распоряжение мэра города № 24 «О создании городской комиссии по профилактике правонарушений». Данное распоряжение повтори-

ло на городском уровне распоряжение администрации Ростовской области от 29.11.2005 № 343 «О создании областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений». В соответствии с Положением городская комиссия является совещательным коллегиальным органом.

С 2007 г. в г. Азове началась реализация пилотного проекта комплексной социальной программы «Семьи и дети группы риска» (впоследствии получил название «Крепкая семья») Всероссийской политической партии «Единая Россия» (всего осуществляется в 11 регионах РФ). В числе задач проекта -профилактика безнадзорности и беспризорности, предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Распоряжением мэра города № 142 от 18.05.2007 создана рабочая группа по реализации проекта «Семьи и дети группы риска». В рамках проекта работа городских служб с несовершеннолетними была перестроена следующим образом:

- внедрены новые подходы в сопровождении семей и детей группы риска;

- введены диагностические карты семей и детей группы риска с социальными, медицинскими и психолого-педагогическими показателями (данные социального обследования семьи, психологического, медицинского, педагогического обследования несовершеннолетнего);

- введены индивидуальные программы реабилитации семьи группы риска, включающие следующие виды реабилитации: социально-экономическая, медико-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-психологическая;

- созданы службы сопровождения семей и детей группы риска при некоторых структурах: при Управлении образования и школах, при Управлении социальной защиты населения, при Центре занятости населения, при Центре социальной помощи семье и детям - Доме семьи, при системе здравоохранения, при ОВД.

В ходе реализации проекта социальными группами сопровождения активизирована профилактическая работа с асоциальными семьями и с детьми группы риска.

Из других городских межведомственных структур, в той или иной степени влияющих на ситуацию с правонарушениями несовершеннолетних, можно отметить следующие:

- межведомственная комиссия по социально-демографическим вопросам, созданная в соответствии с распоряжением мэра города № 38 от 10.03.2006 (ситуация на рынке труда, социальная поддержка семей с детьми, организация летнего отдыха и оздоровления детей, работа образовательных учреждений по укреплению здоровья детей и подростков);

- координационный совет по делам молодежи, созданный в соответствии с распоряжением мэра города № 140 от 07.06.2006;

- координационный совет по военно-патриотическому воспитанию и подготовке юношей к военной службе, созданный в соответствии с распоряжением мэра города № 254 от 10.08.2006;

- координационный совет по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, созданный в соответствии с распоряжением мэра города № 310 от 26.09.2006;

- комиссия по реализации приоритетных национальных проектов, созданная в соответствии с распоряжением мэра города № 23 от 21.02.2006 (национальный проект «Образование»);

- межведомственная комиссия по организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, созданная в соответствии с постановлением мэра города № 520 от 15.05.2007 г.

Следует отметить, что в составе большинства комиссий находятся руководители одних и тех же учреждений. Впрочем, многие комиссии создаются городской администрацией в соответствии с рекомендациями областной администрации и дублируют функции и состав комиссий областного уровня без учета местной специфики.

Возможно, имеет смысл несколько сократить количество параллельных структур, сведя их к допустимо минимальному количеству и объединив, например, общим штабом, а также чаще переходить к комплексным мерам воздействия. Не говоря о других положительных эффектах, это приведет, в частности, к сокращению времени, затрачиваемого на решение технических вопросов. Хотя, как уже говорилось выше, возможности городской администрации, руководствующейся указаниями областных властей, в этом отношении ограничены.

Несмотря на отмечаемую всеми структурами координацию действий, обращает на себя внимание, что различные органы и учреждения в своих докладах представляют разные сведения о количестве правонарушений несовершеннолетних и проведенных мероприятий. Причем, как нам кажется, происходит это не из-за недостаточной информированности, а, скорее, из-за несогласованности понятий.

Однако насколько эффективно все эти действия сказывались на криминогенной ситуации?

В г. Азове и Азовском районе в 2007 г. наблюдался рост преступности и, в первую очередь, краж имущественного характера. По данным Азовского ОВД, количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 12,9 % (2433) по сравнению с 2006 г. (2155). Удельный вес раскрытых преступлений, наоборот, снизился с 64,5 до 59,7 %. На 30,5 % увеличилось количество грабежей (с 154 до 201), на 27,6 % - завладений транспортными средствами (с 29 до 37), на 18,8 % - преступлений, связанных с

незаконным оборотом наркотиков (с 144 до 171), на 27,5 % - преступлений, совершенных в общественных местах (с 138 до 176), на 342,4 % - преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (с 33 до 146), на 225,5 % - преступлений, совершенных ранее судимыми (с 94 до 306).

Тенденция совершения преступлений взрослыми/несовершеннолетними в г. Азове в 2006-2007

гг. характеризуется следующими данными (см. табл. 4):

Таблица 4.

Виды преступлений Возраст 2006 г. 2007 г. %

Общее количество зарегистрированных преступлений Всего 2155 2433 +12,9

Несовершеннолетние Удельный вес 126 9,5 % 136 9,4 % +7,9 -0,1

В т.ч. грабежи Всего 154 201 +30,5

Несовершеннолетние Удельный вес 19 12,3 % 28 13,9 % +193,1 +1,6

Таким образом, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось, по сравнению с 2006 г., на 7,9 %, т.е. меньше общего роста преступности (12,9 %).

Необходимо отметить и тот факт, что в среднем по Ростовской области удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, составил в 2007 г. 6,2 %, т.е. гораздо меньше азовского показателя (9,4 %).

* Под ювенальной системой нами подразумевается система противодействия и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

** Город Азов относится к числу малых городов - на 1 января 2007 г. в нем проживало 82,7 тысячи человек. За год наблюдался незначительный прирост населения (на 0,1 тысячи человек), что не сказалось на криминогенной ситуации. На 1 января 2007 г. в городе проживало 25 205 пенсионеров (30,48 %), 9 320 инвалидов (11,27 %), 14 119 детей в возрасте до 18 лет (17,07 %). Из детей 5 318 (37,67 %) официально относились к категории малоимущих и получали ежемесячное пособие, 544 (3,85 %) - к многодетным семьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.