УДК 351
Емельянов И.К.
магистрант 1 курса МГУ им. М.В. Ломоносова
г. Москва, РФ Русанова Д.А.
магистрант 1 курса МГУ им. М.В. Ломоносова
г. Москва, РФ
Научный руководитель: Афанасьева О. Н.
Кандидат экономических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, Г. Москва, РФ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация
В статье на примере зарубежных стран описываются возможные модели взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации. Анализируется роль СМИ в информационном обеспечении государственных решений и связанные с этим проблемы. Также определяются правовые основы и порядок организации взаимодействия между данными субъектами в России. Для наглядной иллюстрации рассматривается пример функционирования пресс-службы Министерства Просвещения РФ.
Ключевые слова
СМИ, органы исполнительной власти, цензура, пресс-служба, коммуникация.
Emelianov I.K.
1st-year master's student of Lomonosov Moscow State University
Moscow, Russia Rusanova D.A.
lst-year master's student of Lomonosov Moscow State University
Moscow, Russia Afanasyeva O.N. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Lomonosov Moscow State University
Moscow, Russia
INTERECTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES WITH MASS MEDIA: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Abstract
The article describes possible models of interaction between public authorities and mass media on the example of foreign countries. The role of mass media in information support of state decisions and related problems is analyzed. The legal basis and the procedure for organizing interaction between these entities in Russia are also determined. For a visual illustration, an example of the functioning of the press service of the Ministry of Education of the Russian Federation is considered.
Key words
Mass media, executive authorities, censorship, press service, communication.
Вокруг любого органа исполнительной власти существует информационная среда, формирование которой обусловлено прежде всего потребностью государственных институтов в надежной, качественной, полной и всесторонней информации, необходимой для их эффективного функционирования. Так, государственные органы получают большое количество информации в процессе коммуникации с субъектами внешней информационной среды, к которым относятся средства массовой информации [9, 360].
С другой стороны, органы исполнительной власти сами выступают адресантами информации. В информационном обществе, согласно теории М. Кастельса, успешность реализации государственной политики не в последнюю очередь зависит от возможности правительственных структур осуществлять информационные обмены с гражданским обществом. Главной посреднической структурой, поддерживающей этот трансграничный информационный поток, выступают СМИ, а главным каналом - до сих пор остается телевидение. Однако, следуя схеме информационной модели Шеннона-Уивера, именно включение СМИ как канала передачи создает «шумы» в передаваемом сообщении. В контексте цифровизации нужную направленность массового публичного дискурса также позволяют поддерживать сетевые коммуникации в сети Интернет.
Так, необходимость взаимодействия со СМИ определяется тем, что последние, выполняя информационную и пропагандистскую функцию, имеют значительное влияние на общественное мнение [6, 151-153]. В связи с этим ряд политологов даже позиционирует их как «четвертую ветвь» власти, только не обладающую никакими закрепленными в нормативно-правовой базе властными полномочиями.
Однако, несмотря на столь значимую роль СМИ в информационном обеспечении государственных решений, основной проблемой является отсутствие разработанной целенаправленной государственной политики взаимодействия со СМИ. До сих пор существует несколько модификаций конфликтных ситуаций между органами государственной власти и СМИ:
— Конфликт по линии «власть-СМИ» в большинстве случаев возникает, если государственные органы оказывают давление на медиа с целью продвижения собственных интересов. Также имеет место такая ситуация, когда путем шантажа компрометирующей информацией СМИ пытается установить контроль над деятельностью органов власти и конкретных чиновников;
— Конфликт по линии «СМИ-СМИ» - его источником является непосредственно расхождение интересов самостоятельных медиа, представляющих разные государственные органы;
— Конфликт по линии «власть-власть» - возникает из-за противоречий между уровнями власти или различными государственными структурами, в которые оказываются вовлечены государственные СМИ [5].
Таким образом, можно увидеть при формировании конструктивного диалога между федеральными органами исполнительной власти и СМИ необходимо учитывать целое многообразие различных аспектов.
Зарубежный опыт формирования моделей взаимодействия органов исполнительной власти со СМИ
К настоящему времени в мировой практике сформировались разные модели взаимодействия органов власти и средств массовой информации от полного правового контроля до системы саморегулирования [8, 67-71].
Первая известная классификация моделей взаимодействия органов власти и СМИ была составлена Ф. Зибертом в его труде «четыре теории прессы». Согласно его подходу, следует выделять четыре основных модели, которые различаются между собой в первую очередь по степени государственного контроля и наличию цензуры [10]. Так, например, в Швеции воспроизводится либертианская модель, для которой характерно отсутствие цензуры, а в США - модель социальной ответственности, когда государство вмешивается в деятельности СМИ в случае необходимости. В Китае имеются все основания говорить о функционировании советской модели, при которой все СМИ находятся в государственном ведении. Еще
большая степень контроля характерна для авторитарной модели (Северная Корея), где установлены жесткая цензура с уголовными преследованиями за инакомыслие.
В последующем к указанным четырем моделям были добавлены еще две современные модели: модель демократического участия (страны Западной Европы), при которой деятельность СМИ регулируется самим гражданским обществом и модель развивающихся стран (Бразилия) - цензура и ограничения основываются на приоритетах развития страны [7, 2911-2917]. Но стоит уточнить, что все представленные модели являются идеальными теоретическими конструкциями, в свою очередь на практике может быть синтез сразу нескольких моделей.
Также в зарубежных странах отмечается многообразие организационно-правовых механизмов государственной поддержки СМИ: законодательное закрепление свободы СМИ и их статуса, финансовая помощь, оперативный доступ к информации и техническое содействие.
Порядок и особенности организации взаимодействия
Для России в настоящее время наиболее характера модель развивающихся стран, где наличие ограничений деятельности СМИ определяется приоритетами государственного развития. Несмотря на то, что статьей 29 Конституции РФ был закреплен принцип свободы мысли и слова, а также запрещена цензура [1], что предполагает недопустимость вмешательства органов власти в медиа сферу, случаи блокировки интернет-сайтов определенных СМИ в начале 2022 года свидетельствуют о том, что на практике этот принцип нарушается. Поэтому фиктивную «свободу» имеют только те СМИ, которые поддерживают существующую власть.
Если говорить об организационном аспекте, то для регулирования деятельности СМИ в России был создан отельный правительственный орган - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Правовой основой взаимоотношений между властью и СМИ выступают два профильных закона: Закон «О средствах массовой информации» и ФЗ-№7 «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ». В последнем закрепляется субъектный состав федеральных органов государственной власти, определение государственного федерального средства массовой информации и информационных программ. К обязанностям государственных федеральных СМИ относится оперативная (как правило день в день) трансляция обращений и заявлений Президента России, открытие первого заседания Совета Федерации и заседания нового Правительства Российской Федерации [2] . При этом аккредитованные СМИ имеют право присутствовать на этих мероприятиях и производить собственную аудио- и видео-запись.
В соответствии с Законом «О СМИ» медиа обладают рядом прав, позволяющих им влиять на информационно-коммуникационные процессы власти, например, запрашивать информацию о деятельности федеральных органов исполнительной власти, которую последние обязаны предоставить. С другой стороны, имеются положения, определяющие возможность влияния власти на медиа. Так, согласно статье 32 Закона «О СМИ» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Минцифры России), устанавливает требования к программе, транслируемой в эфире цифрового наземного вещания, а также непосредственно и сам порядок взаимодействия с органами государственной власти [3]. Вместе с этим каждое министерство самостоятельно может утверждать порядок взаимодействия со СМИ, закрепляя его во внутренних регламентах или локальных приказах.
Однако, по мнению авторов, текущее законодательство требует актуализации в соответствии с современными тенденциями и проблемами. Во-первых, необходимо установить четкие критерии законных способов производства и распространения информации. Во-вторых, поскольку каналы коммуникации (Телеграм-каналы) и субъектный состав медиа (блогеры) постоянно пополняются, следует
установить дифференцированный подход к субъектам, осуществляющим производство и распространение массовой информации. Это можно сделать в том числе путем закрепления правового статуса каждого «новостного агрегатора и распространителя», а также через установление ответственности, возникающей при неисполнении своих обязанностей и при нарушении прав и свобод со стороны других субъектов.
Организационную основу для построения конструктивного диалога власти и СМИ обеспечивают специально созданные в федеральных органах исполнительной власти пресс-службы. Пресс-службы в обязательном порядке ведут видео- и аудио- всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации и других федерального органов государственной власти. В последующем журналисты имеют право снять копии с предоставленных им пресс-службой материалов.
Взаимодействие органов исполнительной власти со СМИ (опыт Министерства Просвещения РФ)
Рассмотрим практику выстраивания взаимоотношений со СМИ в Министерстве Просвещения РФ. В данном федеральном органе исполнительной власти пресс-служба является структурным подразделением Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью, который занимается реализацией информационной политики органа государственной власти. К первоочередным задачам пресс-службы, помимо организации взаимодействия со СМИ, относится наполнение и поддержка работы официального сайта Министерства и его официальных аккаунтов в социальных сетях. Таким образом, рассматриваемый орган исполнительной власти может общаться напрямую с гражданским обществом через собственные каналы, но проблемой является низкая просматриваемость новостей аудиторией. У крупных медиа этот показатель значительно выше, по этой причине министерства при реализации своей информационной политики привлекают СМИ к участию.
Вместе с этим в Минпросвещения России до сих пор не был принят внутренний приказ, определяющий порядок взаимодействия с медиа. В открытом доступе имеется только проект Приказа от 14 января 2021 года №8 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», который до настоящего времени не выступил в силу. В нем указано, что Министерство обеспечивает всеобщий доступ к информации путем ее обнародования в СМИ или через размещение в сети «Интернет» [4].
Для повышения эффективности работы пресс-службы как Министерства Просвещения России, так и других министерств, необходимо задействовать СМИ в следующих направлениях: информирование общественности о деятельности федерального органа исполнительной власти, а также обеспечение последнего сведениями, позволяющими провести оценку состояния общественного мнения. Такое привлечение СМИ к освещению деятельности Правительства будет способствовать как повышению прозрачности, так и обеспечению качественной связи между государством и обществом.
Таким образом, в настоящее время существуют различные форматы взаимодействия органов власти и СМИ, выбор которых зависит от содержания коммуникаций и значимости передаваемой в их процессе информации. В большинстве случаев коммуникационного взаимодействия рассматриваемых субъектов СМИ выступают в роли посредника между государством и гражданским общество, однако, в практике имеются примеры, когда масс-медиа пытались установить контроль над деятельностью органов власти и конкретных государственных должностных лиц, что провоцирует конфликт по линии отношений «власть-СМИ». Более того, отечественное законодательство легализует определенные механизмы влияния СМИ, например, через право запроса информации у исполнительных органов власти.
Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Консультант Плюс - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468 е/ (дата обращения: 17.10.2022).
2. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Гарант - URL: http://ivo.garant.rU/#%2Fdocument%2F103529%2Fparagraph%2F23%3A0 (дата обращения: 27.10.2022).
3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812 (дата обращения: 27.10.2022).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 14 января 2021 г. N 8 "Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" (документ не вступил в силу) [Электронный ресурс]: Гарант.ру - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400670477/ (дата обращения: 15.10.2022).
5. Богомолова Е. Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. №1.
6. Закирова А.Э. Взаимодействие властных структур и предпринимательства: зарубежный опыт и отечественные реалии // АНИ: экономика и управление. 2018. No2 (23). С.151-153.
7. Козлова Д.А. Модель взаимодействия органов государственной власти и СМИ / Д. А. Козлова. — Текст : электронный // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования" : сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 2911-2917.
8. Кусяпов А.Х.. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации и пути их решения в правовом поле // Правовестник. 2019. №6 (17). С. 67-71.
9. Макроэкономический анализ банковской сферы: учебник / коллектив авторов; под ред. О.Н. Афанасьевой, С.Е. Дубовой. — Москва : КНОРУС, 2018. — 360 с.
10.Siebert, F. S., Peterson T., and Schramm W.. Four Theories of the Press: The Authoritarian, Libertarian, Social Responsibility, and Soviet Communist Concepts of What the Press Should Be and Do. University of Illinois Press, 1984.
© Емельянов И.К., Русанова Д.А., 2022