Научная статья на тему 'Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации'

Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
966
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Середина А. С.

Актуальность темы взаимодействия органов государственной власти (местного самоуправления) со средствами массовой информации подчеркивает тот факт, что информационное общество в полном смысле этого слова становится сегодня реальностью в России. Подтверждение тому – не только стремительное увеличение количества электронных и печатных СМИ, но и качественные изменения в их работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Середина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ) СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

© Середина А.С.*

Телерадиоинформационное агентство «Новый Уренгой-Импульс», г. Новый Уренгой

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

Актуальность темы взаимодействия органов государственной власти (местного самоуправления) со средствами массовой информации подчеркивает тот факт, что информационное общество в полном смысле этого слова становится сегодня реальностью в России. Подтверждение тому - не только стремительное увеличение количества электронных и печатных СМИ, но и качественные изменения в их работе. Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации.

Новизна исследования заключается в том, что выбранный регион -Ямало-Ненецкий автономный округ - располагает оригинальной системой СМИ. Главные отличия от других регионов: местная пресса и радио появились там всего 70 лет назад, экономическое благополучие округа намного выше среднего уровня, высокая степень организации системы СМИ при содействии местной власти.

Объектом исследования стало функционирование системы средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа в современных условиях. Предмет исследования - специфические особенности этой системы, выделяющие её из ряда типичных представителей других регионов России.

В ходе работы были изучены разные источники: нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровня, данные пресс-службы Губернатора ЯНАО; аналитические и статистические материалы; обзоры публикаций ямальских средств массовой информации и методические материалы.

В основе исследования лежит рассмотрение системы средств массовой информации в Ямало-Ненецком автономном округе как единство структуры и функции составляющих её элементов.

Концепция формирования информационного общества в России предусматривает, что государство должно играть ведущую роль в обеспечении перехода к информационному обществу. Соответственно, формировать и координировать политику перехода к информационному обществу и созда-

* Главный редактор, магистрант.

ния регионального информационного пространства на региональном уровне должны власти региона. «Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределительные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами и пр.» [1]. Вместе с тем очевидны и опасения, связанные с возможностью власти воздействовать на информационное пространство. Эти опасения прежде всего связаны с контролем власти над распространением информации и доступом к ней. Существует «своеобразный парадокс региональных политических элит: стремясь к созданию собственного положительного образа, они, тем не менее, не пытаются сделать информацию о себе максимально доступной и прозрачной. «Ученые выдвигают ряд объяснений этому феномену: в условиях перманентной конфликтогенности политического ландшафта любая информация рассматривается как аргумент в пользу оппонента; авторитарные тенденции, доминирующие в политической жизни многих регионов, продолжают воспроизводить атмосферу секретности и закрытости информации; наконец, существуют технологические и образовательные барьеры» [2]. Прохоров Е. анализирует один из сотен случаев давления местной власти на районную газету [3]. Одним из основных инструментов влияния на прессу остается экономический фактор, а также возможность нужным власти образом трактовать законодательство: «Не от хорошей жизни пошла редакция на соучредительство с областной властью. Иначе под вопросом оказалось бы само существование газеты - других источников поддержки нет. Впрочем, редакция от этой бомбы может спрятаться в прочное убежище закона: ст. 19 Закона «О средствах массовой информации» утверждает, что «редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности», а ст. 18 предупреждает: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, уставом редакции, договором между учредителей и редакцией». Тем не менее, понятно, что при возникновении спора преимущество оказывается на стороне администрации. И все-таки, существование единого информационного пространства в регионе и даже сам факт его декларирования может побудить власть к изменению собственной позиции. В этом смысле показательна информация о встрече полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе П. Латышева с журналистами: «Сильное го-

сударство невозможно без свободы слова, - так завершил генерал-лейтенант выступление о поставленных перед ним президентом грандиозных задачах. -Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами, но в мои обязанности входит и защита прав граждан на получение информации. Так что приглашаю прессу к сотрудничеству». Судя по всему, региональная власть осознала, что без единого, сопряженного с ее намерениями информационного пространства она существовать не может [4]. В других источниках встречаются упоминания о том, что становление регионального информационного пространства значительно повысит эффективность деятельности по управлению регионом, повысит скорость работы, позволит существенно сократить дублирование функций, а также будет способствовать установлению информационной прозрачности в работе властей. «Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом. Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности [5]. Сегодня отчётливо проявляется двойственная роль самих СМИ в системе «государство - СМИ - гражданское общество». «С одной стороны, СМИ в силу своей природы, включены в управленческий механизм государственных структур. С другой, - они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов как отдельной личности, так и всего гражданского общества. Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ - гражданское общество» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства. Взаимодействие СМИ и власти носит противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа

с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.

Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая). В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели. Следует признать, что сегодня на первое место по значимости для функционирования СМИ выходят особенности финансирования. Иначе говоря, «если не имеешь представления о том, кто и за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ». В рыночных условиях, когда СМИ являются таким же средством производства и одновременно товаром, как заводы, транспорт, торговые предприятия, масс-медиа должны иметь конкретных владельцев (государство, собственника, журналистский коллектив), которые определяли бы экономическую политику СМИ и как следствие - их информационную политику. На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:

- Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.

- Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.

- Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.

Как видим, сам информационный продукт, выпускаемый масс-медиа, не является основным источником дохода ни в одной из указанных групп.

Отсутствие законодательства, регулирующего распределение бюджетных средств, выделяемых на финансирование СМИ, приводит к тому, что деньги получают в первую очередь «свои», лояльные к власти масс-медиа, которые так или иначе их «отрабатывают». В Ямало-Ненецком округе нет в наличии большого сектора негосударственных СМИ и потенциального рынка рекламы. И, значит, нет определенного противовеса мощному государственному воздействию, заставляющего местную администрацию сосуществовать с независимыми СМИ. По этим параметрам наша система ближе к патерналистскому варианту советской медийной модели. Ямальская журналистика - явление неординарное, система СМИ этого региона имеет свои структурно-функциональные особенности, свою стратегию развития. Факт, что система средств массовой информации Ямала существует в автономном режиме, можно считать явлением, типичным для современной России. Разлом вертикальных связей с центром повлек за собой создание таких

автономий во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня назрела необходимость скоординировать опыт этих автономий в деле формирования единой государственной информационной политики. Мы полагаем, что опыт современного обустройства системы СМИ в Ямало-Ненецком автономном округе является в целом удачным примером взаимоотношений журналистики и власти в условиях демократизации общества.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашено построение демократического информационного общества. Рассматривая государственную информационную политику применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции признают, что переход РФ к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в информации, обусловливающую особую роль СМИ в жизни общества не только как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации также признается необходимость вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:

1. Недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.).

2. Регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках экономической элиты, бесправию журналистов).

3. Защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ.

4. Совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации.

Для осуществления государственной информационной политики в первую очередь необходимо создание единого информационного пространства. Нередко можно услышать точку зрения, что единое информационное пространство - это возможность государства на всей территории распространять одну и ту же информацию, однако это неверно. Как пишет В.Д. Попов, информационно пространство - это «сфера отношений субъектов и объектов, формирующаяся по поводу производства, распространения и потребления информации». Таким образом, единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы. Иначе говоря, создание единого информационного пространства - это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать её таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.

Функциональные особенности системы средств массовой информации на Ямале определяются спецификой аудитории. Исследуемый нами регион имеет сложный этнический состав. Современная политическая ситуация, возросший общественный интерес к межэтническим отношениям заставляют нас бережно хранить культурно-исторические традиции Обдорского Севера. С учетом этой необходимости печатные и электронные СМИ региона несут дополнительную функциональную нагрузку: культурную, просветительскую, информационную. Наряду с этим следует помнить, что большая часть населения округа - новопоселенцы, представители разных культур и национальностей, не связанные с этой территорией родовыми корнями. И здесь особое значение приобретают организаторская и интегративная функции журналистики. Региональная идея особого северного менталитета культивируется всеми средствами массовой информации, постепенно вытесняя из сознания людей психологию «временщика». Очевидное присутствие пропаганды, или, как теперь говорят, социально-педагогической функции, предполагает прямую вовлеченность журналистики в систему административного воздействия на население. В факте сотрудничества журналиста с властью нет ничего аморального, если не аморальна сама власть». Усиление культурно-просветительного и социально-педагогического воздействия на аудиторию помогает местным телекомпаниям одерживать верх в конкурентной борьбе с федеральными каналами телевещания. Отказавшись от формулы

«Информация + Развлечение» окружное и муниципальное ТВ работает сегодня на перспективу и добивается на этом пути немалых успехов.

Переходя к рассмотрению телевизионного сегмента медиапространства северных регионов, следует сказать, что предпочтения аудиторий, проявляемые при выборе центральных телеканалов, достаточно близки к общероссийским. Тройку лидеров среди центральных телеканалов по суточному охвату аудитории составляют Первый канал, Россия 24 и НТВ. Особенностью регионального телевещания является наличие окружного телеканала. В ЯНАО это ОГТРК «Ямал-регион». Его суточный охват весьма высок -23,2 %, четвертое место в регионе. Высокие показатели демонстрируют и местные телеканалы. В большинстве случаев это муниципальные студии либо телевидение, принадлежащее работающим в регионах крупным предприятиям нефтегазовой отрасли, однако могут быть приведены и отдельные примеры коммерческих вещателей. Охват аудитории местным вещанием в ЯНАО - 30,8 %. Результаты, продемонстрированные окружными и местными телевещателями, следует рассматривать как весьма высокие. Это позволяет сделать вывод не только о востребованности локального телеконтента телевидения населением округа, но и о способностях творческого коллектива телекомпании в подавляющем большинстве случаев удовлетворить запросы зрителей. Структура региональных сегментов печатной периодики в ЯНАО также состоит из двух основных элементов: окружного и местного. Единственное окружное издание Ямало-Ненецкого автономного округа -выходящая дважды в неделю газета «Красный Север». Ее постоянно читают 4,1 % взрослых жителей округа, а ее общая аудитория равна 22,1 %. Соответственно, вообще не обращаются к изданию 77,9 % населения.

Подведем итоги. Прежде всего, отметим, что общая медиаситуация в ЯНАО обладает определенной спецификой, что обуславливает необходимость ее более детального изучения. С одной стороны, по проникновению технических средств коммуникации данный северный регион входит в первую пятерку среди субъектов федерации. Доходы на душу населения и, следовательно, потребительский потенциал северян довольно высоки. В то же время, рынок массовой коммуникации в ЯНАО находится в зачаточном состоянии. При этом едва ли можно говорить о недостатке локальной массовой информации, производство которой дотируется, прежде всего - местными органами власти и крупным бизнесом. Спрос на массовую информацию из различных источников достаточно высок. Об этом свидетельствуют, в частности, более высокие показатели бюджета времени, который отводят на СМИ северяне. При этом, если в сегменте общероссийских СМИ предпочтения аудитории в целом не сильно отличаются от средних по стране, то в сегменте окружного и местного уровня ситуация значительно варьируется в зависимости от населенного пункта.

* * *

Обобщая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что современная система средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округанесет на себе отпечаток двойной экспансии: коммунистической и постперестроечной политики государства. Не будем бояться этого слова, в данном случае мы рассматриваем экспансию, как «политику, имеющую целью распространение своего влияния на другие страны (регионы) и осуществляемую дипломатическими, экономическими и другими методами». Целый ряд структурных особенностей ямальской системы СМИ советского периода сохраняется в ней и сегодня. Это практически полный контроль государственной власти над печатными и электронными СМИ, строгая вертикаль управления, объединение разрозненных информационных потоков и дозированное их распределение. В отличие от других регионов России, где превалируют горизонтальные управленческие связи (Екатеринбург, Самара) наша северная модель менее восприимчива к амплитудам рыночной экономики. Но и политика безмерной демократизации привнесла свои структурные элементы в систему ямальских СМИ. Резкое увеличение числа периодических изданий, теле- и радиокомпаний, регионализация прессы, перераспределение информационного пространства - явления сегодняшнего дня. Эти процессы происходят на Ямале более сглаженно, в настоящий период уже не стихийно, а с солидной долей разумной организации.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.

Список литературы:

1. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.isn.ru/zakon.

2. Ачкасова В.А., Чугунов А.В. Концепт глобализации и роль информационных технологий (российский контекст).

3. Прохоров Е.П. Региональная пресса в информационном пространстве России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inguk.ru/Region Proch.htm.

4. Колпина Л. «Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами...». Но использовать их следует // «Эксперт-Урал». - 2000. - № 8.

5. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.isn.ru/zakon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.