Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
365
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мелкова К.Г., Гагарина С.Н.

В статье обоснована значимость средств массовой информации в принятии государственных решений. По результатам исследования выявлено, что современный этап характеризуется наличием проблемы взаимодействия органов публичной власти со средствами массовой информации. Определены преимущества использования средств массовой информации для формирования общественного мнения, развития общества и государства. Сделан вывод о необходимости использования наряду с государственными, независимых средств массовой информации. Предложено создание интегрированной системы взаимодействия публичной власти и средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF STATE AUTHORITIES AND THE MEDIA

The article substantiates the importance of mass media in government decision-making. According to the results of the study, it was revealed that the current stage is characterized by the presence of the problem of interaction of public authorities with the mass media. The advantages of using mass media for the formation of public opinion, the development of society and the state are determined. It is concluded that it is necessary to use independent mass media along with state-owned ones. It is proposed to create an integrated system of interaction between public authorities and mass media at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

К.Г. Мелкова, студент

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-2-104-106

Аннотация. В статье обоснована значимость средств массовой информации в принятии государственных решений. По результатам исследования выявлено, что современный этап характеризуется наличием проблемы взаимодействия органов публичной власти со средствами массовой информации. Определены преимущества использования средств массовой информации для формирования общественного мнения, развития общества и государства. Сделан вывод о необходимости использования наряду с государственными, независимых средств массовой информации. Предложено создание интегрированной системы взаимодействия публичной власти и средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: средства массовой информации, органы публичной власти, государственные решения, взаимодействие.

Возникновение современного информационного общества связано со становлением информационных процессов и повышением роли информации во всех сферах жизни общества [1]. Возникновение такого рода процессов обусловливает необходимость аккумулировать информацию о состоянии общества, а также осуществлять контроль над ней, распределять и предоставлять её для достижения целей государственного управления. Осуществление взаимодействия органов власти и средств массовой информации (СМИ) связано с возникновением системы отношений, которая реализует государственную информационную политику через каналы связи и выполняет функцию по формированию общественного мнения и осуществлению контроля над политическими процессами, происходящими в обществе [2].

В настоящее время существуют следующие виды средств массовой информации:

- телевидение - совокупность аудиовизуальных сообщений, которые предназначены для слухового и зрительного восприятия. Аудиовизуальные сообщения - это информация, представляющая собой серию связанных кадров. Телевидение является источником информации разного рода

- коммерческой, культурной, развлекательной, политической, образовательной. Всё это вместе с рекламой создаёт основу для манипуляции человеческим сознанием.

- интернет - система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как «всемирная сеть» и «глобальная сеть», а также просто «сеть». На основе интернета работает «всемирная паутина» и множество других систем передачи данных.

- радио - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

- печатное издание - издание, размноженное при помощи печатания (книги, журналы, газеты, сборники и др.) [3].

Демократическое правовое государство требует от средств массовой информации не только наличия свободы и независимости в процессе осуществления своей деятельности, но и поиска каналов взаимодействия с органами публичной власти и управления, позволяющих реализовывать интересы личности.

В настоящее время, деятельность СМИ выступает серьезным рычагом влияния публичной власти на общественные про-

цессы, политическое и правовое сознание граждан. Кроме того, их роль заключается в удовлетворении информационных запросов общества и представлению интересов как отдельной личности или социальной группы, так и всего населения. Особенностью данного инструмента является возможность выражения общественного мнения и осуществление общественного контроля политической деятельности. В этой связи представляется важным точно определить каналы взаимодействия между СМИ и публичной властью, так как построение такого диалога принесет пользу обеим сторонам. Это связано с возможностью органов государственной власти и местного самоуправления предоставить информацию от первого лица, установить открытый диалог с гражданским обществом [4], раскрывая и поясняя государственные решения и мероприятия, реализуемые в определенный период времени, а также осветить независимое мнение по актуальным проблемам.

Можно выделить следующие преимущества использования СМИ для формирования общественного мнения, развития общества и государства:

- получение возможности свободного доступа к достоверной информации;

- получение органами публичной власти площадки для разработки и реализации государственных решений, при активном участии населения;

- получение личностью или отдельными социальными группами каналов для выражения собственного мнения;

- формирование института контроля над политическими процессами в обществе.

В процессе проведенного исследования установлено, что серьезной проблемой в

димость использования наряду с государственными, независимых СМИ. На данный момент эта проблема остается открытой и можно констатировать лишь ситуацию формирования информационного пространства, преимущественно состоящего из государственных СМИ, поэтому необходимо создание публичной властью условий для формирования отдельной группы независимых СМИ [5]. Попыткой могут служить создание круглых столов, пресс-конференций и других мероприятий, на которых журналистам предоставляется доступ к сведениям относительно деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Взаимодействие средств массовой информации и российской власти основывается на контроле второй стороны над центральными информационными каналами, свободно работающими в данной сфере. При этом наблюдается переизбыток информационных ресурсов в одних регионах России и их недостаток в других.

Таким образом в рамках исследования выявлено, что воздействие на граждан сочетания информации центральных СМИ и региональных приводит к возникновению безразличия о состоянии региона проживания и различным политическим процессам, происходящим на его территории. В этой связи представляется целесообразным создание интегрированной системы взаимодействия публичной власти и средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях для обеспечения объективной, своевременной, актуальной и продуманной информацией населения субъектов РФ и расположенных на их территориях муниципальных образований.

Российской Федерации остается необхо-

Библиографический список

1. Сложеникин, Д.А. Развитие государственного управления в условиях цифровизации / Д.А. Сложеникин, Н.Ю. Чаусов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 08-09 апреля 2020 года. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. - С. 1175-1180. - EDN MLIJHZ.

2. Гуржий, Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. - 2015. - № 12 (92). - С. 991-993.

3. Захарова, В.И. Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом // Коммуникология. - 2014. - №6. - С. 183-193.

4. Гагарина, С.Н. Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления / С.Н. Гагарина, Д.А. Маухин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 6-1 (57). - С. 182-187. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-6-1182-187. - EDN QHWCMH.

5. Пименова, Ю. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России. - М.: ООО «Газета», 2011. - С. 181-185.

INTERACTION OF STATE AUTHORITIES AND THE MEDIA K.G. Melkova, Student

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article substantiates the importance of mass media in government decisionmaking. According to the results of the study, it was revealed that the current stage is characterized by the presence of the problem of interaction ofpublic authorities with the mass media. The advantages of using mass media for the formation of public opinion, the development of society and the state are determined. It is concluded that it is necessary to use independent mass media along with state-owned ones. It is proposed to create an integrated system of interaction between public authorities and mass media at the federal and regional levels.

Keywords: mass media, public authorities, government decisions, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.