Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами и механизм их участия в реализации программ профессионального обучения'

Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами и механизм их участия в реализации программ профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / INTERACTION / EDUCATIONAL INSTITUTION / SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуряев Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются формы и направления взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами с целью совершенствования профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE SOCIAL PARTNERS AND THE MECHANISM OF THEIR PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL TRAINING PROGRAMS

The article discusses ways of interaction of educational institutions with social partners in order to improve vocational training of students.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами и механизм их участия в реализации программ профессионального обучения»

ции к рабочему месту. Это позволяет отслеживать происходящие изменения на рынке труда и ориентировать студента на неизбежность непрерывного профессионального образования, что является основным показателем его готовности к профессиональной мобильности, самосовершенствованию.

1. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. -2008. - № 6 - С. 80-83.

2. Лебедкина Л. Ю. Организация адаптации выпускников к рынку труда в профессиональном колледже[ Электронный ресурс] // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 20-21 янв. 2012 г.). - URL: © http://anbin.ru/anticles/a_2962.htm (дата обращения 03.05.2013).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс]. — URL:: http://base.ganant.ru.

4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. - 2006.- № 6. - С. 14-18.

5. Попов И. П. Адаптация учащихся учреждений начального профессионального образования к условиям современного сельскохозяйственного производства : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005.

6. Реморенко И. М. Социальное партнерство в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. - М.; СПб.: Югорск, 2003. - 128 с.

7. Суворова Е. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

8. Фетисова С. И. Управление педагогической практикой как ситуацией становления социально-педагогической зрелости студента педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 050146. Преподавание в начальных классах : приказ Министерства образования и науки РФ от 5.11.2009 № 535. - URL: минобрнауки.рф/докумен-ты/1497.

УДК / UDK 377.5 Д. А. Пуряев

D. Puryaev

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ И МЕХАНИЗМ ИХ УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

THE INTERACTION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE SOCIAL PARTNERS AND THE MECHANISM OF THEIR PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF VOCATIONAL TRAINING PROGRAMS

В статье рассматриваются формы и направления взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами с целью совершенствования профессиональной подготовки.

The article discusses ways of interaction of educational institutions with social partners in order to improve vocational training of students.

Ключевые слова: взаимодействие, образовательное учреждение, социальные партнеры.

Keywords: interaction, educational institution, social partners.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной эко-

номики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса.

Многофункциональность и открытость современной системы профессионального образования требуют реализации новых подходов во взаимодействии с социальными партнерами. Это взаимодействие должно основываться на интеграции производственных технологий и интересов производства в образовательный процесс.

Модель будет эффективной, если:

- все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе образовательных программ;

- образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов;

- коллективы образовательного учреждения и предприятий сотрудничают на основе принципов взаимодействия, интеграции, кор-

поративности, саморазвития и социальной адаптации профессионального образования.

В настоящее время ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры геодезии и строительства» осуществляет социальное партнерство с более 40 предприятиями, это сотрудничество распространяется не только на предоставление оплачиваемых мест практик и трудоустройства, а также:

- на развитие социально-государственного сотрудничества (партнерства) в области

создания и внедрения наукоемких технологий, совершенствования отделочных строительных работ с использованием прогрессивных высококачественных строительных материалов и технологий;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров строительной отрасли, в том числе и работников образовательных учреждений, готовящих специалистов для строительной отрасли Кемеровской области.

Таблица

Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами

ООО «Хенкель Баутехник» ООО «Технони-коль» Группа компаний «Алаксар» ООО «Кнауф» АНО УЦ «Навгеоком» НП «СПК»

Информа- ционное взаимодей- ствие Сопровождение и проведение семинаров, конференций Содействие в подготовке к конкурсам профессионального мастерства Информирование о современных технологиях строительства и материалах Информирование о современных технологиях строительства и материалах Информирование о современных технологиях строительства и материалах Информирование о современных технологиях строительства и материалах Предоставление информации о современном геодезическом оборудовании Информирование о современных технологиях строительства и материалах

Учебно-ме- тодическое взаимодей- ствие Разработка методических рекомендаций оценочных материалов Разработка методического обеспечения образовательного процесса Разработка учебных программ

Норматив- но-правовое взаимодей- ствие Внедрение независимой сертификации студентов и преподавателей^^^^^^В Предоставление нормативных документов по проектированию и строительству^^ Предоставление нормативных документов по проектированию и строительству Предоставление нормативных документов по проектированию и строительству

Материаль-но-техниче-ское взаимодействие Обеспечение материалами для подготовки конкурсов, семинаров, конференций Предоставление стендов, макетов, образцов Приобретение инструментов для проведения производственного обучения Предоставление современного механизированного инструмента Пополнение библиотечного фонда технической литературой, в том числе на электронных носителях Предоставление стендов, макетов, образцов Пополнение библиотечного фонда технической литературой, в том числе на электронных носителях Предоставление стендов, макетов, образцов Предоставление стендов, макетов, образцов Пополнение библиотечного фонда технической литературой, в том числе на электронных носителях

Кадровое взаимодей- ствие Консультации высококвалифицированных специалистов, технологов Обучение преподавателей спецдисциплин Консультации высококвалифицированных специалистов, технологов Обучение преподавателей спецдисциплин Консультации высококвали- фицированных специалистов, технологов Консультации высококвалифицированных специалистов Обучение преподавателей спецдисциплин Консультации высококвали- фицированных специалистов, технологов

В данном направлении развития социального партнерства наш техникум тесно взаимодействует с ведущими производителями строительных материалов ООО «Хенкель Баутехник», ООО «Технониколь», группой компаний «Алак-сар», ООО «Кнауф», производителями геодезического оборудования АНО УЦ «Навгеоком» и некоммерческим партнером «Строительные предприятия малого и среднего бизнеса Кузбасса».

Можно выделить следующие направления взаимодействия:

- информационное;

- учебно-методическое;

- нормативно-правовое;

- материально-техническое;

- кадровое.

Система взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами отражена в таблице.

Взаимодействие образовательного учреждения устанавливается через диалог с социальными партнерами, потенциальными потребителями конечного продукта, предприятиями отрасли, образовательными учреждениями разного уровня.

Это инновационная функция, которую в настоящее время учреждения профессионального образования не осуществляют, с одной стороны, в силу своей занятости целевыми функциями, с другой стороны, из-за отсутствия времени и способностей осуществлять эту связь.

ГАОУ СПО КО КузТАГиС взяло на себя полномочия по изучению профессионального рынка строительной отрасли региона и осуществляет перевод производственных потребностей на уровень образования. Создание такого механизма началось с формирования на базе техникума ресурсного центра по подготовке специалистов для строительной отрасли и установления взаимодействия между ними.

Информационное взаимодействие: предоставление информации о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в технических областях производства строительных материалов и конструкций, новейших технологий производства в строительной отрасли, о современном оборудовании, о рынках труда специалистов технической направленности и тенденциях их развития, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли, электронные библиотеки.

Учебно-методическое взаимодействие:

совместная разработка основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, профессиональные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и студентов); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала.

Нормативно-правовое взаимодействие: предоставление базы нормативно-правовых документов по направлениям деятельности образовательных учреждений; осуществление независимой сертификации студентов и преподавателей образовательного учреждения.

Материально-техническое взаимодействие: обеспечение образовательного процесса учебно-производственным оборудованием, инструментами и материалами; макетами, технической литературой.

Кадровое взаимодействие: сопровождение образовательного процесса специалистами строительной отрасли.

Положительное влияние социального партнерства на развитие техникума проявляется:

- в достижении высокого уровня практи-ко-ориентированной подготовки специалистов за счет повышения качества профессиональной подготовки;

- оптимизации учебного процесса на основе использования современного оборудования, материалов и инновационных технологий, применяемых на производстве;

- совершенствовании учебно-производственной базы с учетом современных требований производства;

- внедрении новых форм обучения в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке студентов техникума;

- повышении имиджа техникума как современного конкурентоспособного образовательного учреждения, соответствующего современным стандартам и требованиям подготовки специалистов для высокотехнологических производств.

Взаимодействие ГАОУ СПО КО КузТАГиС с ключевыми партнерами строительного производства и образования позволяет в полной мере реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в подготовке квалифицированных специалистов, дает возможность выпускникам знакомиться с новейшими разработками в строительной отрасли непосредственно от производителя. Таким образом, выпускник обладает актуальными, важными

знаниями и компетенциями при дальнейшем трудоустройстве.

1. Медведев И. Б., Скрипниченко В. И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. - 2011.

- №13. - URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/pnoblemy-fonminovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-obnazovatelnyh-иЛг^Ь^ету (дата обращения: 18.01. 2013).

2. Медведева Н. В. Взаимодействие среднего специального учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissencat. com/content/vzaimodeistvie-snednego-spetsialnogo-uchebnogo-zavedeniya-i-sotsialnykh-pantnenov-v-obespech#ixzz2I7SUen5P (дата обращения: 18.01. 2013).

3. Соколов В. П., Гдалин Д. А., Калугина А. М. Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества по-

УДК / UDK 377.5 М. М. Абрагимович

M. Abragimovich

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION AS A SOURCE FOR DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION GRADUATES

левых и научно-исследовательских практик [Электронный ресурс] // Вестник Герценовского университета. - 2010.

- № 7. - URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/setevoe-vzaimodeystvie-vuzov-kak-fakton-povysheniya-kachestva-polevyh-i-nauchno-issledovatelskih-pnaktik (дата обращения: 18.01. 2013).

4. Ломовцева О. А., Мордвинцев А. И. Использование механизмов государственно-частного партнерства в региональном развитии [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2009. - № 9. - URL: http://cybenleninka. nu/anticle/n/ispolzovanie-mehanizmov-gosudanstvenno-chastnogo-pantnenstva-v-negionalnom-nazvitii (дата обращения: 18.01. 2013).

5. Фадеев С. А. Социальное партнерство колледжа с работодателями как условие повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 5. -С. 62-66.

В статье раскрываются пути и возможности развития конкурентоспособности специ-алистов-выпускников СПО средствами дополнительного профессионального образования в сфере ДПО. Анализируется понятие «конкурентоспособный специалист», показана примерная модель по формированию конкурентоспособного специалиста, рассматривается значимость профессиональных компетенций в формировании конкурентоспособного специалиста, обозначены организационно-педагогические условия ДПО.

The article describes the ways of raising the competitiveness of highly specialised Secondary Professional Education graduates by the means of Supplementary Professional Education in the SPE domain. The author analyses the concept of «competitive specialist» and examines the model of a competitive specialist formation, considering the importance of professional key competences as essential condition allowing to adapt to constant changes in an increasingly interconnected world. Moreover, the article determines the organizational and pedagogical conditions of SPE.

Ключевые слова: деятельность учреждений СПО в сфере ДПО; конкурентоспособный специалист-выпускник; модель формирования конкурентоспособного специалиста; профессиональные компетенции; организационно-педагогические условия ДПО.

Keywords: Activities of the SPE institutions, competitive highly specialized graduate; the model of a competitive specialist formation, professional competences, the organizational and pedagogical conditions of the SPE effectiveness.

Проблемы подготовки специалистов и рабочих, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования её взаимоотношений с реальным сектором экономики встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из важнейших показателей в образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Динамика спроса на рынке труда на спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.