Научная статья на тему 'Взаимодействие образования и рынка труда в сфере услуг'

Взаимодействие образования и рынка труда в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсалиев Эмир Шавадиевич

В статье анализируется взаимодействие рынков образовательных услуг и труда; выявляется система интересов, реализация которых способствует повышению эффективности производства в сфере услуг на основе развития взаимодействия «образовательные услуги – рынок труда»; предопределены формы и методы активизации такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образования и рынка труда в сфере услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.132

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ УСЛУГ

© 2012

Арсалиев Э.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется взаимодействие рынков образовательных услуг и труда; выявляется система интересов, реализация которых способствует повышению эффективности производства в сфере услуг на основе развития взаимодействия «образовательные услуги - рынок труда»; предопределены формы и методы активизации такого взаимодействия.

The article analyzes the interaction between the market of educational services and the labour market; identifies the system of interests, implementing of which contributes to the increase of production efficiency in the non-material sphere on the basis of the development of the educational services - the labour market interaction; forms and methods of enhancing such the interaction are predestinated.

Ключевые слова: сфера услуг, взаимодействие, образовательные услуги, рынок труда, государственное регулирование, финансирование образования.

Keywords: services, interaction, educational services, labour market, state regulation, financing of education.

Активизация человеческого фактора как решающего условия развития экономики обусловлена объективной необходимостью развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда в сфере услуг осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через сотрудника, служащего, рядового работника и руководителя. Поступая на работу и становясь членом коллектива, работник занимает определенное положение. Он вступает в должность, принимает на себя определенные обязанности и функции, занимает определенное место в социальной и производственной системе. Будучи введен в структуру производства, работник включается в сложную систему производственных и социальных отношений, реализация которых, наряду с существующей рыночной системой хозяйствования, зависит и от уровня его образования, квалификации, стажа работы и других профессиональных качеств [1. С. 34].

Многообразию должностей на предприятии сферы услуг соответствует и многообразие совокупностей элементов знаний, умений и навыков, которые аккумулирует в себе представитель той или иной специальности, работник того или иного уровня подготовки. С другой стороны, с каждой должностью и соответствующим работником связаны определенные конкретные требования на производстве. :Ут требования работниками даже на одинаковых должностях (рабочих местах)

воспринимаются и выполняются в силу их индивидуальных особенностей, различий в уровне подготовки по-разному, с неодинаковой степенью адекватности условиям производства. В достижении и реализации динамического соответствия между требованиями постоянно развивающегося производства к работникам и уровнем их подготовки и использования заключается качественный аспект взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Разработка и обоснование общегосударственной и региональной политики в области развития потенциала работников, кадрового, финансового обеспечения жизненно необходимых сфер, развития их материально-технической базы, направлений использования капитальных вложений и организации социальной защиты работников составляют ресурсный аспект взаимодействия развития образовательных услуг с рынком труда

Исходя из приведенных выше соображений, взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда понимается нами как процесс реализации социальных и экономических интересов работника, общества и государства, объективно соответствующих материальным и моральным отношениям в процессе подготовки и использования кадров для сферы услуг.

Экономическая сущность взаимодействия между образованием и рынком труда заключается в том, что индивидуальные интересы работников посредством коллективных интересов стимулирует развитие государственных интересов и, наоборот, достижение государственных интересов способствует удовлетворению индивидуальных интересов работников. Так что посредством развития рынка труда и развития рынка образовательных услуг реализуется система интересов, способствующая повышению эффективности производства (табл.).

Таблица

Система интересов, способствующих повышению эффективности производства в

сфере услуг, и ее составляющие

Группы интерес ов Элементы системы интересов Субъекты интересов Средства защиты интересов Методы удовлетворения интересов Конечный результат удовлетворения интересов

Государственные интересы Г осударство Увеличение налоговых поступлений в бюджет Налогообложение, льготы, пособия и Т.Д. Расширение налогооблагаемой базы; повышение уровня образовательного, медицинского, пенсионного, страхового обслуживания

Коллективные интересы Региональные и местные органы управления; администраци я предприятия (учреждения) Увеличение поступлений в фонды экономического и социального развития, повышение эффективности производства Отчисления от прибыли, других фондов в фонды экономического и социального развития Развитие учебных, медицинских, оздоровительных, лечебных, жилищно-коммунальных служб и учреждений

Индивидуальные интересы Работник предприятия, организации, учреждения Получение дополнительного заработка, повышение профессиональног о уровня, ротация кадров Дополнительное материальное стимулирование работников (доплаты, выплаты, премии и ДР) Получение дополнительных доходов, оздоровительных, лечебных, жилищно-коммунальных, бытовых услуг

Регулирование рынка труда и рынка образовательных услуг в инфраструктуре сферы услуг имеет крайне важное значение и может быть представлено в виде следующей схемы (рис.).

Взаимодействие субъектов рынка труда в сфере услуг и рынка образовательных

услуг по указанной схеме происходит по следующим направлениям:

- продвижение информации о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда (1);

- информационные потоки об имеющихся свободных рабочих местах (2);

- информационные каналы взаимодействия систем профессионального образования и органов службы занятости (3).

Рис. Взаимодействие структур по трудоустройству и подготовке кадров для сферы услуг

При указанном взаимодействии могут возникать типичные ситуации. Попытаемся охарактеризовать их в целях разработки эффективной стратегии действий на рынке труда в сфере услуг.

Ситуация 1. При наличии высокого престижа профессии (блок А), но и практическом отсутствии ее спроса на рыке труда (блок С) в сфере услуг целесообразно предусматривать расширение платных (внебюджетных) форм обучения.

Ситуация 2. При отсутствии престижа профессии (блок А), но при значительном спросе работодателей на рабочую силу по указанной профессии (блок С), в системе государственных учебных заведений (блок В) целесообразно увеличивать набор студентов (учащихся) на основе бесплатного (бюджетного) обучения.

Ситуация 3. В случае повышенного спроса работодателей на рабочую силу определенных специальностей, востребованных на рынке услуг, и высокого престижа указанных профессий следует стимулировать расширение сети частных учебных заведений.

Ситуация 4. В обратной ситуации при отсутствии престижа профессии и спроса на нее со стороны работодателей, следует сворачивать государственные программы подготовки по данным специальностям. При этом возможны исключения в случаях, если речь идет о некоторых видах специальностей, необходимых для развития культуры, языка, традиций и быта коренных народов какого-либо региона. В данном случае целесообразно стимулировать учебные заведения, осуществляющие подготовку по данным видам специальностей.

Исходя из изложенного для дальнейшего улучшения функционирования инфраструктуры рынка труда в сфере услуг нами выработаны следующие рекомендации для заинтересованных сторон:

- укрепление государственной системы профориентационного обслуживания населения, осуществляемого органами федеральной государственной службы занятости населения, за счет унификации технологии профдиагностики и создания автоматизированных рабочих мест профконсультанта;

- активизация информационной деятельности органов службы занятости с целью пропаганды рабочих профессий, востребованных на рынке труда в сфере услуг;

- определение депрессивных регионов с точки зрения развития рынка труда в сфере услуг и создания в них особого организационно-экономичес-кого механизма благоприятствования и стимулирования инфраструктуры сферы услуг;

- использование механизма административных мер и применение финансово-кредитных льгот для обеспечения роста инвестиционной привлекательности вложения средств, сохранение и создание на этой основе

экономически целесообразных рабочих мест;

- использование финансовых рычагов, в том числе создание региональных фондов, акционерных обществ, общественного капитала, целью которых является повышение технического уровня отрасли, модернизация и обновление используемого оборудования, что будет способствовать не только повышению престижности рабочих мест, но и выступит в качестве эффективного механизма управления инфраструктурой.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг характеризуется следующей устойчивостью связи: потребность экономики - потребность рынка труда - возможность рынка образовательных услуг - потребность населения в конкретном образовании [2].

При этом следует учитывать, что в настоящее время к рабочей силе предъявляются совершенно новые, по сравнению с прошлым требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. Это все требует высокого качества образования и профессиональной подготовки работников.

Однако ситуация усугубляется тем, что в настоящее время существует глубокое внутреннее расхождение представлений производителя и потребителя о том, что такое качественное образование. По этому вопросу широкие исследования проводил Л. И. Якобсон, который отмечал, что производитель и потребитель ориентированы на совершенно разные критерии оценки конечного результата [3]. Потребитель, вступая во взаимоотношения с рынком образовательных услуг, знает, что хочет получить в конце процесса: это карьерная перспектива. Сама система образования не даст внятных сигналов о качестве. Работники образования, когда говорят о качестве, рассуждают, как правило, о необходимости того, чтобы программа была насыщенной. Вероятно, это является необходимыми составляющими для достижения цены потребителя, но не конечным результатом.

Путем государственного влияния можно обеспечить выпуск определенного количества специалистов, однако необходимо сориентировать учебные заведения, то есть производителя, на обеспечение качества в том смысле, в каком это качество понимает потребитель. Потребителю надо не абстрактное академическое совершенство, а чтобы производитель ориентировался на его запросы, старался помочь получить образование, позволяющее эффективно влиться в рынок труда.

Поэтому система образования должна ориентироваться на три основных момента:

- требования современного уровня развития экономики;

- потребности рынка труда в необходимом количестве специалистов;

- желания своих потребителей.

В этой связи мы можем представлять учебное заведение как производителя образовательных услуг, действующего на рынке так же, как и предприятие. Соответственно в качестве производителя образовательных услуг в условиях рынка учебное заведение должно само нести ответственность за продажу образовательного и прочего продукта и функционировать на открытом рынке для всех видов продукции, используемых для продажи в учебных заведениях. Однако для успешной деятельности в условиях рынка производитель должен ориентироваться на требования своих потребителей и прилагать усилия, чтобы наиболее полно их удовлетворить.

Необходимо отметить, что при условии обеспечения учета и максимально возможного уровня удовлетворения образовательными учреждениями указанных потребностей автоматически будет решена такая важная проблема, как работа выпускника по специальности. В противном случае молодые люди и дальше будут стремиться получать профессиональное образование «для корочки», уже заранее не предполагая работать в соответствии с приобретенной профессией.

При этом в условиях приобретения новой стратегии социально-экономи-ческого развития России и постановки новых задач перед обществом возрастает роль государственного регулирования, которое может способствовать улучшению взаимодействия всех участников экономической деятельности. Создание адекватных механизмов будет способствовать учету интересов и продвижению поставленной цели.

В то же время осуществление функций государственного регулирования требует

определенных средств как для выполнения соответствующих функций государственными чиновниками, так и для запуска необходимых финансовых механизмов. Недостаток финансовых ресурсов в любом случае будет играть негативную роль.

В частности, несмотря на реформы, проводимые в образовании и связанные с перераспределением полномочий, на сегодня не решен вопрос достаточного финансирования. Последствия режима экономии, абсолютные или относительные, будут чувствовать на себе либо производитель образовательных услуг, либо потребитель, или, что наиболее вероятно, обе стороны. Например, влияние экономии на образовательное учреждение может привести к:

- потере учреждением возможности реагировать или изменяться;

- потере сотрудников, в особенности высококвалифицированных, или потере качества работы сотрудников (в результате сокращения заработной платы);

- старению оборудования, включая компьютерную технику и библиотечные материалы;

- ухудшению физической базы, невозможности расширять физические мощности для того, чтобы успевать за растущим приемом студентов.

Это особенно остро проявляется в настоящее время, когда масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов должны непрерывно нарастать и определяться уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач.

Таким образом, для полноценного функционирования двух рассматриваемых рынков (труда и образования), а также осуществления их тесного взаимодействия необходимо хорошее состояние бюджетной системы. Предполагается, что в ней достаточно средств, выделяемых на конкретные цели, вследствие чего достигается нужный обществу результат.

В настоящее время государственное регулирование не может обеспечивать необходимые взаимосвязи между действующими элементами экономического

развития. Вопросы взаимодействия составных частей механизма всегда являлись

достаточно сложными и не поддающимися однозначным решениям. Возникающие вопросы обеспечения развития экономики и ее отдельных отраслей соответствующим кадровым потенциалом надо решать в комплексе, на основе системного подхода, исходя из того, что у каждого элемента цепочки есть свои интересы.

При этом следует учесть, что, чем шире рынок труда и больше предложение рабочей силы, тем лучше выбор будущих работников у предприятий сферы услуг по уровню образования, квалификации, опыту работы, что, в свою очередь, ведет к росту образовательного потенциала предприятия и повышению эффективности

производства. И, наоборот, чем уже рынок труда и меньше предложение рабочей силы, тем меньше выбор у предприятий будущих работников и ниже эффективность производства. Таким образом, посредством рынка труда осуществляется

взаимодействие между образовательными услугами и эффективностью производства в сфере услуг в целом.

Примечания

1. Алиев М. А. Социально-экономический механизм взаимодействия образования и производства. Махачкала : Дагучпедгиз, 1991. 2. Макарова М. Н. www.eed.ru Сайт журнала «Экономика образования сегодня». 3. Якобсон Л. И. Некоторые комментарии к реформе финансирования высшего образования в России. Интернет-конференция «Финансирование и доступность высшего образования». 10.09.04-30.10.04. URL:http://www.ecsocman.edu.ru/db/mag/181577.httm

Статья поступила в редакцию 20.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.