УДК 35.977
В. Е. Воротин, В. М. Проданик
Институт законодательства Верховного Совета Украины
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия бизнес-ассоциаций и структур государственного управления в условиях реализации и совершенствования регуляторной политики в Украине. Раскрываются пути и механизмы государственного управления формированием сферы предпринимательства в Украине, в частности, исследуется механизм - анализ нормативного воздействия регуляторного акта.
Акцентировано, что привлечение общественных объединений предпринимателей к реализации функций государственной власти позволит сократить не только путь продвижения управленческих решений с момента их принятия до реализации, но и управленческие затраты и расходы государственного бюджета, в частности расходы на конкретные меры государственного управления и регулирования в сфере предпринимательства.
Анализ показал, что начиная с 2000 года все Программы деятельности Кабинета Министров Украины, которые утверждены, реализуют меры эффективного механизма взаимодействия органов публичного управления и общественных организаций предпринимателей по вопросам проведения государственной политики в области предпринимательства. Для решения этой задачи органы, занимающиеся предпринимательством с участием общественных объединений, разработали конкретные документы (концепцию, стратегию, программу) по сотрудничеству общественных объединений с органами государственной власти. Такие документы должны включать создание сети консультативных органов при органах исполнительной власти на всех уровнях государственного управления и регулирования в Украине.
Установлено, что механизм такого сотрудничества основан на принципах партнерства на основе «обратной связи» между государством и предпринимателями, что обеспечивает свободный доступ самоуправляемых организаций малых и средних предприятий к информации государственных органов и местного самоуправления, привлекая их к разработке и обсуждению нормативных проектов и нормативных актов в сфере формирования бизнес-среды, введения общественного контроля за текущим исполнением органами государственной власти.
Отмечено, что такие правила и процедуры изложены в типовых положениях соответствующих советов, общественных комитетов и влияют на четкие способы, механизмы и инструменты реализации государственной регуляторной политики в Украине.
Ключевые слова: государственное управление, ассоциация предпринимателей, малый и средний бизнес, сфера предпринимательства, анализ регуляторного влияния.
V. Vorotin, V. Prodanyk
Institute of Legislation of the Verkhovna Rada of Ukraine
COOPERATION OF THE UNION OF ENTERPRISES AND AUTHORITIES AS A MECHANISM OF REGULATORY POLICY IN UKRAINE
The article discusses the interaction of business associations and government structures in the implementation and improvement of regulatory policy in Ukraine. The ways and mechanisms of state management of the formation of the sphere of entrepreneurship in Ukraine are revealed, in particular, a mechanism is being studied - an analysis of the regulatory impact of a regulatory act.
It is emphasized that the involvement of public associations of entrepreneurs to implement the functions of state power will not only shorten the way to promote management decisions from the moment of their adoption to implementation, but also reduce management costs and state budget expenditures, in particular, the costs of specific measures of public administration and regulation in the field of entrepreneurship.
The analysis showed that since 2000 all the Programs of the Cabinet of Ministers of Ukraine, which have been approved, implement measures of an effective mechanism for interaction between public administration authorities and public organizations of entrepreneurs on the implementation of state policy in the field of entrepreneurship. To solve this problem, the bodies engaged in entrepreneurship with
the participation of public associations developed specific documents (concept, strategy, and program) on the cooperation of public associations with government bodies. Such documents should include the creation of a network of advisory bodies to the executive authorities at all levels of government and regulation in Ukraine.
It has been established that the mechanism of such cooperation is based on the principles of partnership based on "feedback" between the state and entrepreneurs, which ensures the free access of self-governing organizations of small and medium enterprises to the information of state bodies and local self-government, involving them in the development and discussion of regulatory projects and regulations in the sphere of the formation of the business environment, the introduction of public control over the current performance of public authorities.
It is noted that such rules and procedures are set out in the model provisions of the relevant councils, public committees and affect clear ways, mechanisms and tools for the implementation of the state regulatory policy in Ukraine.
Key words: public administration, business association, small and medium business, business, regulatory impact analysis.
Введение. Современные вопросы формирования эффективной системы управления в сфере малого и среднего бизнеса в Украине нуждаются в активизации деятельности общественных организаций предпринимателей и усилении их роли при непосредственном влиянии на процесс формирования и реализации государственной политики в сфере бизнеса. Особенно это необходимо в части использования механизма анализа регуляторного влияния нормативного акта в современной практике. В целом партнерские отношения между государством и предпринимателями приобретают все более широкое и профессиональное развитие. Обсуждения представителями предпринимателей и сферой государственного управления совместных мероприятий закрепили основы таких отношений между субъектами хозяйствования, предпринимателями и властью, создали новые возможности и предоставили широкие полномочия объединениям предпринимателей, побуждая их к постоянному сотрудничеству и созданию эффективных механизмов управления сферой предпринимательства в Украине.
Цель статьи заключается в раскрытии вопросов взаимодействия объединений предпринимателей и органов государственного управления в условиях реализации и совершенствования регуляторной политики в Украине.
Анализ исследований и публикаций. Если вспомнить историю самоорганизации украинского предпринимательства, то процесс диалога между властью и предпринимательством начался еще в начале 90-х годов. Важным шагом на пути сближения власти и предпринимательства в решении вопросов его поддержки и развития стало создание еще в 1993 году Совета предпринимателей Украины при Кабинете Министров Украины, который дал толчок к формированию
современных механизмов взаимодействия между властью и предпринимателями. Известные авторы, исследовавшие указанную проблему, - В. Воротин, Ю. Ехануров, Д. Ляпин, К. Ляпина и др.
Основная часть. Сегодня многие общественные предпринимательские объединения действительно защищают права и интересы предпринимателей и играют заметную роль в поддержке бизнеса в Украине. Однако органы публичного управления еще не в полной мере используют такие возможности современных объединений предпринимателей. Здесь тоже есть свои объективные и субъективные причины развития таких взаимоотношений в современных условиях хозяйствования. Отметим, что органы государственного управления в Украине, которые должны отвечать за стимулирование развития и поддержку предпринимательства, имеют объективные ограничения, и по количеству персонала, и по времени, и по финансово-материальным возможностям работы с отдельным субъектом хозяйствования. Поэтому государственным органам целесообразно опираться на объединение предпринимателей, поддерживать и направлять их инициативы по содействию развитию предприятий отдельной отрасли, получать оперативную информацию о современном состоянии национальной экономики и потребностях субъектов хозяйствования. Возможно также делегировать им определенные права по реализации мероприятий государственной экономической политики, проектов решений органов по реализации мероприятий государственной хозяйственной политики, проектов решений органов власти по соответствующим вопросам, полномочий по экспертизе инвестиционных проектов и проектов законов и постановлений правительства.
Привлечение общественных объединений предпринимателей к реализации некоторых функций государственной власти позволяет не только сократить путь, которым продвигаются управленческие решения с момента их принятия к реализации, но и уменьшить соответствующие статьи расходов государственного бюджета, в частности расходов на конкретные мероприятия государственного управления и регулирования в области предпринимательства.
В Украине данные вопросы изучаются на стыке двух наук - экономики и науки государственного управления. Последняя относительно новая наука, которая активно развивается в стране с начала XXI века, но уже прочно завоевала свое место в системе наук в Украине.
Наш анализ показывает, что начиная с 2000 годов все Программы деятельности органов власти обязательно включают действенные механизмы сотрудничества органов государственного управления и общественных организаций предпринимателей по вопросам реализации государственной политики в сфере предпринимательства. Во исполнение этой задачи органы, которые занимаются предпринимательством, с участием общественных объединений разрабатывали конкретные документы (концепции, стратегии, программы) сотрудничества общественных объединений с органами государственного управления. Такие документы предусматривают создание сети совещательных органов при органах исполнительной власти на всех уровнях государственного управления и регулирования в Украине. Механизм такого сотрудничества базируется на принципах партнерства на основе «обратной связи» между властью и предпринимателями, которые предусматривают свободный доступ самоуправляющихся организаций малого и среднего предпринимательства к информации органов государственной власти и местного самоуправления, привлечения их к разработке и обсуждению проектов нормативных и регуляторных актов в сфере формирования предпринимательской среды. Это обеспечивается введением общественного контроля за текущим исполнением органами государственного управления политики регулирования. Такие нормы и процедуры заложены в типовых положениях соответствующих советов, коллегий, комитетов. Все это влияет на четкие пути реализации государственной регуля-торной политики в Украине, которая занимается проблемами предпринимательства.
В Украине вопросы становления и развития малого и среднего бизнеса находятся среди приоритетов формирования эффективной системы
хозяйствования на всей территории Украины. Однако современные предприятия малого бизнеса экономически уязвимые и требуют реального государственного управления и регулирования, опеки и поддержки. Таким примером стала Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года (далее Стратегия), которая разработана во исполнение Указа Президента Украины от 12 января 2015 и плана приоритетных действий Правительства до 2020 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 2017 № 275. Эта Стратегия разработана с учетом главных положений почти всех основных стратегических документов в государстве. Стратегия охватывает все ключевые сферы общественной жизни и, соответственно, имеет отражение в основных стратегических и программных документах, прямо или косвенно влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства. Таким образом, Стратегия дает возможность скоординировать деятельность других органов государственной власти для реализации взвешенной и всеобъемлющей политики в сфере развития предпринимательства в соответствии с требованиями современности [1].
Указанный документ публичного управления предпринимательством согласуется с программными и стратегическими материалами, в частности Стратегией развития высокотехнологичных отраслей до 2025 года, Экспортной стратегией Украины, Дорожной картой стратегического развития торговли на 2017-2021 годы, Стратегией развития промышленного комплекса, Энергетической стратегией Украины на период до 2035 года, Целями устойчивого развития (20152030 годы), программами реформирования системы государственного надзора (контроля) и др. Однако насущные проблемы развития системы управления и самого бизнеса остаются, и решать их нужно, в частности, путем совершенствования механизмов государственного управления обозначенной области.
По мнению экспертов, реализовать указанную Стратегию возможно путем: скоординированного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и других заинтересованных сторон; системного подхода к формированию и реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства; определения ожидаемых результатов ее реализации; выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии; эффективного сотрудничества органов государственной власти,
органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства, их объединений; максимального привлечения всех возможных ресурсов.
Отметим, что за годы независимости в Украине проведена весомая работа по разработке и имплементации системной нормативно-правовой базы и институционального обеспечения ре-гуляторной политики, в частности, объединения предпринимателей очень много для этого сделали. На современном этапе развития государства регуляторная политика в полной мере интегрирована в национальную социально-экономическую политику. В частности, механизм анализа регуляторного влияния закреплен как обязательная составляющая подготовки проектов правительственных решений, имеющих характер ре-гуляторных, и дальнейшего их рассмотрения как на заседаниях профильных правительственных комитетов, так и Кабинета Министров Украины. Саморазвитие и совершенствование регулятор-ной политики предусмотрено Программой Правительства и, соответственно, в среднесрочном плане приоритетных действий Правительства до 2020 года. Указанным планом предусмотрено уменьшение административных барьеров для бизнеса путем разработки и внедрения нормативно-правовых актов с одновременным проведением количественных расчетов выгод и затрат при внедрении каждого регулирования для всех форм бизнеса и современного государства бизнеса. Действенная государственная регуляторная политика направлена на недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности.
На сегодня из государственного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства выделяется недостаточный объем финансовых ресурсов, поэтому необходимо усовершенствовать подходы к формированию и реализации политики, в частности, путем повышения институциональной способности: Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины как постоянно действующего консультативного органа, который готовит предложения по созданию правовых, экономических и организационных условий для дальнейшего развития предпринимательской деятельности; других центральных органов исполнительной власти, которые прямо или косвенно влияют на развитие малого и среднего предпринимательства; местных органов исполнительной власти,
обеспечивающих выполнение государственных и региональных программ социально-экономического развития, в том числе (в случае принятия соответствующего решения) программ развития малого и среднего предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; органов местного самоуправления, которые утверждают программы социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных единиц, финансируемых за счет местных бюджетов, и контролируют их выполнение; Совета бизнес-омбудсмена как постоянно действующего консультативно-совещательного органа Кабинета Министров Украины, что способствует прозрачности деятельности органов государственной власти, субъектов хозяйствования, которые принадлежат к сфере их управления; инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая объединение субъектов хозяйствования, научные учреждения, консультативные, совещательные структуры, созданные при центральных органах исполнительной власти и местных госадминистрациях, Торгово-промышленную палату Украины, 25 региональных торгово-промышленных палат, общественные объединения предпринимателей и работодателей.
Следует учитывать, что определить точное количество общественных объектов инфраструктуры не представляется возможным, поскольку критерии отнесения к организациям, осуществляющим деятельность, направленную на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, не определены. В то же время, по предварительным данным, на 1 января 2019 года в Украине функционировали 310 бизнес-центров, 2660 информационно-консультативных учреждений, 55 бизнес-инкубаторов, 161 фонд поддержки предпринимательства, 17 индустриальных парков.
В Украине процедуры и правила регулятор-ной политики определяются нормами соответствующего Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-1У и целым рядом подзаконных актов.
Во всех областных и городских советах народных депутатов созданы соответствующие профильные комитеты. В соответствии со статьей 1 Закона Украины регуляторными органами являются: Верховный Совет Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, центральные органы исполнительной власти,
местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также территориальные органы центральных органов исполнительной власти, государственные специализированные учреждения и организации, некоммерческие самоуправляющиеся организации, осуществляющие руководство и управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования [2].
Необходимо отметить, что европейский опыт последовательно адаптируется и внедряется в национальную практику регуляторной деятельности. В частности, во исполнение требований Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом [3] и Повестки дня ассоциации между Украиной и ЕС [4] были адаптированы и внедрены в законодательное поле Украины нормы европейского инструмента регуляторной политики 8МЕ-Те8^ который в Украине получил название М-Тест, и введена обновленная методика анализа регулятор-ного воздействия.
Отметим, что Кабинетом Министров Украины 3 апреля 2017 года утвержден Среднесрочный план приоритетных действий Правительства до 2020 года, предусматривающий проведение ряда ключевых реформ, которые будут способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Украине, в частности осуществлению мероприятий, направленных на упрощение администрирования налогов. Кроме того, с целью построения современной и эффективной системы управления государственными финансами, которая способна обеспечить предоставление качественных услуг, эффективное аккумулирование ресурсов и распределение их в соответствии с приоритетами развития государства в средне- и долгосрочной перспективе, одобрена Стратегия реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы. Именно этой Стратегией предусмотрено выполнение задач по повышению уровня стабильности и прогно-зируемости налоговой системы, качества и эффективности налогового администрирования. Для выполнения указанных задач предусмотрена разработка стратегии развития налоговой системы на среднесрочную перспективу, которая будет согласовываться со стратегией экономического развития, реформирования бюджетного процесса и пенсионной системы [5].
Акцентируем, что постоянное совершенствование механизмов и инструментов самой
политики и пути ее эффективной реализации в Украине предусмотрены нормами Соглашения об ассоциации с ЕС и входят в вопросы постоянного диалога с МВФ, Всемирным банком и ОЭСР. Так, Всемирный банк в исследовании комплексной оценки показателей регуляторной политики Global Indicators of Regulatory Governance [6] (оценка от 0 до 6 по 185 странам мира) присвоил Украине 5,2 балла (аналогичный показатель получили Польша и Германия) [7].
Одна из проблемных зон для Украины по этим действиям - потребность более формализованного определения критериев, по которым требуется проведение оценки регуляторного воздействия. Также определенным недостатком для Украины является отсутствие единой базы данных с проектами регуляторных актов и отчетами об отслеживании результативности. В общем низкая эффективность дерегуляции связана со слабой практической регуляторной деятельностью органов на региональном уровне [8].
Среди факторов, снижающих эффективность реформ дерегуляции, следует отметить, что существует достаточно слабый контроль за порядком определения и отнесения проектов нормативно-правовых актов к регуляторным. Формальность на этапе определения признаков регуляторного влияния проектов актов позволяет соответствующим органам избегать требований публичности их подготовки, оценки регуляторного влияния и эффективности для субъектов хозяйствования и рынка в целом. В большей степени это применимо к проектам нормативно-правовых актов, утверждение которых находится в полномочии отдельного органа власти. Сегодня распространена практика подготовки нормативно-правовых актов без надлежащей регуляторной подготовки как на общем, так и региональном уровнях, в том числе без обсуждения в союзах и объединениях предпринимателей.
Необходимо отметить, что основными пробелами в нормотворческой деятельности органов государственной и местной власти является отсутствие анализа регуляторного влияния и несоблюдение публичности обсуждения и принятия соответствующих актов. В Украине отслеживание результативности регуляторного акта является прямой нормой Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» (базовое, повторное и периодическое отслеживание результативности). Если отслеживание результативности регулирования не осуществляется, то невозможно оценить эффект от регуляции и достижения им целей, и такая регуляция
чаще становится инструментом коррупции. Вместе с тем проблема заключается в формальном подходе к отслеживанию результативности регуляторными органами.
Отметим, что содержательное отслеживание результативности сегодня, по данным Государственной регуляторной службы, не производится [9]. Это приводит к невозможности определения результата регулирования, невозможности сопоставить результаты с тем, что ожидалось при разработке и принятии регулирования. Так как любое регулирование требует расходования ресурсов как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных органов, то искусственные и неэффективные регулирования могут приводить к существенным потерям и, как результат - к снижению конкурентоспособности национального бизнеса.
Выводы и рекомендации. В целом законодательное и институциональное обеспечение взаимодействия общественных объединений предпринимателей в части реализации регуляторной политики практически соответствует современным требованиям и лучшим мировым практикам и требованиям ЕС [10]. Это означает, что разработка и внесение изменений в законодательное обеспечение регуляторной политики в Украине ко времени, но меры совершенствования такого взаимодействия необходимы.
Имеющиеся проблемы в реализации норм регуляторной политики могут быть решены применением инструмента методического сопровождения и активизации внимания Правительства к надлежащему исполнению всех составляющих эффективной регуляторной деятельности - от подготовки и публичного обсуждения общественными объединениями в надлежащее обоснование воздействия на субъекты хозяйствования, конкуренцию на рынке, экономическую безопасность государства в целом. Для достижения дерегуляционного эффекта в Украине в 2019 году необходимо реализовать
ряд инициатив и мероприятий, которые будут способствовать надлежащему выполнению норм и правил регуляторной деятельности. Нужно поручить главам областных государственных администраций и районных государственных администраций к ежегодному отчету о своей деятельности добавлять обязательный раздел о реализации государственной регуляторной политики (в том числе об эффективности и результативности публичных консультаций с заинтересованными сторонами в отношении собственных регуляторных решений). Вместе с Государственной регуляторной службой Украины организовывать периодические методологические семинары по вопросам реализации регуляторной политики местных органов государственной власти с привлечением органов местного самоуправления.
Для проведения профессиональных консультаций по вопросам, касающимся развития предпринимательства, в том числе эффективного выполнения задач, определенных программных документов государственного управления развитием малого и среднего бизнеса, создан консультативно-совещательный орган при Минэкономразвития - Офис развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование деятельности Офиса осуществляется за счет средств международной технической помощи и других источников, не запрещенных законодательством.
Сегодня в Украине остаются нерешенными многие проблемы развития предпринимательства и существует необходимость в активизации роли государства в формировании сектора бизнес-структур [11]. На наш взгляд, целесообразно использовать эффективные методы государственного регулирования и стимулирования развития предпринимательства, в частности взаимодействие объединений предпринимателей и органов государственного управления в части реализации регуляторной политики в Украине.
Литература
1. Воротин В. Е. Модернизация сферы образования и науки как объекта государственного управления: конкурентные преимущества для Украины // Научные записки Института законодательства Верховной Рады Украины. 2017. № 6. С. 153-160.
2. Об актуальных проблемах регуляторной политики Украины и направлений их решения в 2018 году. Аналитическая записка НИСИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.niss.gov.ua/articles/2903/ (дата обращения: 11.01.2019).
3. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=248387631(flaTa обращения: 11.01.2019).
4. Повестка дня ассоциации между Украиной и ЕС для подготовки и содействия имплементации Соглашения об ассоциации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/
article%3FshowHidden= 1 &art_id=243281941 &cat_id=223345338&ctime=1266423569791 (дата обращения: 11.01.2019).
5. Дополнительные материалы к решению Коллегии ДРС от 26.10.2017 по реализации требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.drs.gov.ua/wp-content/plugins/google-document-embedder/load.php?d=http%3A%2F%2Fwww.drs.gov.ua%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2FMonitoryng-vykonannya-vymog.docx (дата обращения: 11.01.2019).
6. OECD. Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию. Том II: Руководство [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/daf/competition/49167929.pdf (дата обращения: 11.01.2019).
7. European Commission. Evaluating laws, policies and funding programmes [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/law/law-making-process/evaluating-and-improving-existing-laws/evaluating-laws_en (дата обращения: 11.01.2019).
8. Vorotin V. Ye. Makroekonomichne regulyuvannya v umovax global'y'x transformacij [Macro-economic regulation in the conditions of global transformations]. Kiev: UADU, 2002. 392 p.
9. Анализ уровня соблюдения органами местного самоуправления требований Методики в части проведения М-теста, как инструмента измерения влияния регулирования на малый бизнес. Дополнительные материалы к решению Коллегии ДРС от 26.10.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.drs.gov.ua/wp-content/plugins/google-document-embedder/load.php?d=http%3A%2F%2Fwww.drs.gov.ua %2Fwp-content%2Fuploads% 2F2017% 2F11% 2FMonitoryng-vykonannya-vymog.docx (дата обращения: 11.01.2019).
10. Communication from the commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions. Smart Regulation in the European Union [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/lexuriserv/lexuriserv.do?uri=com:2010:0543:fin:en:pdf (дата обращения: 11.01.2019).
11. Improving the organizational and legal mechanism of state economic management: the European experience for Ukraine. Financial and credit activity: problems of theory and practice / V. Ye.Vorotin [et al.]. 2018. T. 3 (26). P. 368-376.
References
1. Vorotin V. Ye. Modernization of the sphere of education and science as an object of government: competitive advantages for Ukraine. Nauchnyye zapiski Instituta zakonodatel'stva Verkhovnoy Rady Ukrainy [Scientific Papers of the Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine], 2017, no. 6, pp. 153-160 (In Russian).'
2. Ob aktual'nykh problemakh regulyatornoy politiki Ukrainy i napravleniy ikh resheniya v 2018 godu. Analiticheskaya zapiska NISI [About the actual problems of the regulatory policy of Ukraine and the directions of their solution in 2018. Analytical note NISS]. Available at: http://www.niss.gov.ua/ articles/2903/ (accessed 11.01.2019).
3. Soglasheniye ob assotsiatsii mezhdu Ukrainoy i Yevropeyskim Soyuzom [Association Agreement between Ukraine and the European Union]. Available at: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/ publish/article?art_id=248387631 (accessed 11.01.2019).
4. Povestka dnya assotsiatsii mezhdu Ukrainoy i ES dlya podgotovki i sodeystviya implementatsii Soglasheniya ob assotsiatsii [The agenda of the association between Ukraine and the EU to prepare and facilitate the implementation of the Association Agreement]. Available at: http://www.kmu.gov.ua/ control/uk/publish/article%3FshowHidden=1&art_id=243281941&cat_id=223345338&ctime=126642356 9791 (accessed 11.01.2019).
5. Dopolnitel'nyye materialy k resheniyu Kollegii DRS ot 26.10.2017po realizatsii trebovaniy Zakona Ukrainy "Ob osnovakh gosudarstvennoy regulyatornoy politiki v sfere khozyaystvennoy deyatel'nosti" [Additional materials to the decision of the Board of the DSU from 10.26.2017 on the implementation of the requirements of the Law of Ukraine "On the Fundamentals of the State Regulatory Policy in the Sphere of Economic Activity"]. Available at: http://www.drs.gov.ua/wp-content/plugins/google-document-embedder/ load.php?d=http%3A%2F%2Fwww.drs.gov.ua%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2FMonitoryng-vykonannya-vymog.docx (accessed 11.01.2019).
6. OECD. Instrumentariy dlya otsenki vozdeystviya na konkurentsiyu. Tom II: Rukovodstvo [OECD. Tools for assessing the impact on competition. Vol. II: Guide]. Available at: http://www.oecd.org/ daf/competition/49167929.pdf (accessed 11.01.2019).
7. European Commission. Evaluating laws, policies and funding programmes. Available at: https://ec.europa.eu/info/law/law-making-process/evaluating-and-improving-existing-laws/evaluatilaws_en (accessed 11.01.2019).
8. Vorotin V. Ye. Makroekonomichne regulyuvannya v umovax global'ny'x transformacij [Macro-economic regulation in the conditions of global transformations]. Kiev, UADU Publ., 2002, 392 p.
9. Analiz urovnya soblyudeniya organami mestnogo samoupravleniya trebovaniy Metodiki v chasti provedeniya M-testa, kak instrumenta izmereniya vliyaniya regulirovaniya na malyy biznes. Dopolnitel 'nyye materilaly k resheniyu Kollegii DRS ot 26.10.2017 [Analysis of the level of compliance by local authorities with the requirements of the Methodology in terms of the M-test, as a tool for measuring the impact of regulation on small business. Additional materials to the decision of the Board of the DSU from 10.26.2017]. Available at http://www.drs.gov.ua/wp-content/plugins/google-document-embedder/load.php?d=http%3A%2F%2F www.drs.gov.ua%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2FMonitoryng-vykonannya-vymog.docx (accessed 11.01.2019).
10. Communication from the commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions. Smart Regulation in the European Union. Available at: http://eur-lex.europa.eu/lexuriserv/lexuriserv.do?uri=com:2010:0543:fin:en:pdf (accessed 11.01.2019).
11. Vorotin V. Ye., Romanenko Ye. A., Shchokin R. G., Pivovarov K. V. Improving the organizational and legal mechanism of state economic management: the European experience for Ukraine. Financial and credit activity: problems of theory and practice, 2018, vol. 3 (26), pp. 368-376.
Информация об авторах
Воротин Валерий Евгеньевич - доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий отделом комплексных проблем государственного строительства Института законодательства Верховного Совета Украины (04053, г. Киев, пр-т Нестеровский, 4, Украина). E-mail: vevo-rotin@gmail. com
Проданик Василий Михайлович - магистр государственного управления, соискатель Института законодательства Верховного Совета Украины (04053, г. Киев, пр-т Нестеровский, 4, Украина). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Vorotin Valerii - Doctor of Sciences in Public Administration, Professor, Head of the Department of complex problems of state-building of the Institute of Legislation of the Verkhovna Rada of Ukraine (4, Nesterovskiy Ave., 04053, Kiev, Ukraine). E-mail: [email protected]
Prodanyk Vasily - Master of Public Administration, Applicant of the Institute of Legislation of the Verkhovna Rada of Ukraine (4, Nesterovskiy Ave., 04053, Kiev, Ukraine). E-mail: [email protected]
Поступила 26.03.2018