Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАНТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрижакова Е.В., Кадуцкая Л.А., Шимохина М.В., Аракелян Д.Г.

Цель исследования - выявить тенденции развития взаимодействия государственных структур и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на работу с лицами, имеющими различные нарушения здоровья. Методика и организация исследования. В ходе работы были использованы опрос и аналитические методы: анализировались данные открытых источников по проблеме исследования, официальной государственной статистики, проводился контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативных правовых документов по организации внебюджетной деятельности. Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности оказания услуг государственными организациями, некоммерческими организациями в рамках проектной деятельности и грантовой поддержки в сфере адаптивной физической культуры и спорта. На основании результатов проведенного анализа вовлеченности НКО и СО НКО (социально ориентированные некоммерческие организации) в схему взаимодействия с государственными структурами, их эффективность в вопросах оказания услуг (работ) населению в сфере адаптивной физической культуры и спорта разработана и предложена схема взаимодействия для решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND STATE STRUCTURES OF THE REGION IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to identify trends in the development of interaction between government agencies and non-profit organizations whose activities are aimed at working with people with various health disorders. Methods and structure of the study. In the course of the work, a survey and analytical methods were used: data from open sources on the research problem, official state statistics were analyzed, a content analysis of the content of official sites, regulatory legal documents on the organization of extrabudgetary activities was carried out. Results and conclusions. The features of the provision of services by state organizations, non-profit organizations within the framework of project activities and grant support in the field of adaptive physical culture and sports are revealed. Based on the results of the analysis of the involvement of socially oriented non-profit organizations in the scheme of interaction with government agencies, their effectiveness in providing services (works) to the population in the field of adaptive physical culture and sports, a scheme of interaction was developed and proposed to solve the identified problems.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.06

Поступила в редакцию 09.03.2022 г.

Информация для связи с автором: kadutskaya@bsu.edu.ru

Аспирант Е.В. Стрижакова1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1, 2

Кандидат педагогических наук М.В. Шимохина1

Аспирант Д.Г. Аракелян1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

iNTERACTION OF NON-PROFiT ORGANIZATiONS AND STATE STRUCTURES OF THE REGION IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Postgraduate student E.V. Strizhakova1 PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1, 2 PhD M.V. Shimokhina1

Postgraduate student D.G. Arakelyan1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod

(U □

■t-l

и

га у

1Л £ 4—

о

OJ и

■ -О

с га

Si . о

OJ

л Н

Аннотация

Цель исследования - выявить тенденции развития взаимодействия государственных структур и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на работу с лицами, имеющими различные нарушения здоровья.

Методика и организация исследования. В ходе работы были использованы опрос и аналитические методы: анализировались данные открытых источников по проблеме исследования, официальной государственной статистики, проводился контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативных правовых документов по организации внебюджетной деятельности. Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности оказания услуг государственными организациями, некоммерческими организациями в рамках проектной деятельности и грантовой поддержки в сфере адаптивной физической культуры и спорта. На основании результатов проведенного анализа вовлеченности НКО и СО НКО (социально ориентированные некоммерческие организации) в схему взаимодействия с государственными структурами, их эффективность в вопросах оказания услуг (работ) населению в сфере адаптивной физической культуры и спорта разработана и предложена схема взаимодействия для решения выявленных проблем.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, некоммерческие организации, грант, проектная деятельность, социально значимые услуги.

Abstract

Objective of the study was to identify trends in the development of interaction between government agencies and non-profit organizations whose activities are aimed at working with people with various health disorders. Methods and structure of the study. In the course of the work, a survey and analytical methods were used: data from open sources on the research problem, official state statistics were analyzed, a content analysis of the content of official sites, regulatory legal documents on the organization of extrabudgetary activities was carried out.

Results and conclusions. The features of the provision of services by state organizations, non-profit organizations within the framework of project activities and grant support in the field of adaptive physical culture and sports are revealed. Based on the results of the analysis of the involvement of socially oriented nonprofit organizations in the scheme of interaction with government agencies, their effectiveness in providing services (works) to the population in the field of adaptive physical culture and sports, a scheme of interaction was developed and proposed to solve the identified problems.

Keywords: adaptive physical culture, adaptive sports, non-profit organizations, grant, project activities, socially significant services.

Введение. Начиная с 2009 г в целях повышения качества и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере и в целях привлечения негосударственного сектора в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации было предусмотрено введение института социально ориентированных некоммерческих организаций. Послание активизировало совершенствование нормативно-правовой базы в области содействия выхода СО НКО на рынок услуг в социальной сфере [2].

По мнению Рудаковой О. Ю. в современных условиях в структуре общественного сектора значительное место за-

нимают негосударственные некоммерческие организации, созданные в целях удовлетворения социальных, культурных, образовательных, духовных и иных нематериальных потребностей граждан, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта [6].

Деятельность органов власти в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта и, довольно часто, молодежной политики непосредственно связана с предметной деятельностью НКО, потому что достаточно часто направлена на решение социальных проблем. Соответственно, именно они могут быть и являются непосредственными партнерами НКО [3-5].

46

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

Цель исследования - выявить тенденции развития взаимодействия государственных структур и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на работу с лицами, имеющими различные нарушения здоровья.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были использованы опрос и аналитические методы: анализировались данные открытых источников по проблеме исследования, официальной государственной статистики, проводился контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативных правовых документов по организации внебюджетной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. По состоянию на 1 января 2021 г 30 некоммерческих организаций осуществляют деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Белгородской области, из них 13 НКО работают с детьми с нарушениями по здоровью, в том числе в сфере физической культуры и спорта, реабилитации и абилитации. В 2020 году на конкурс Фонда президентских грантов подано 10 000 заявок со всей страны. В числе победителей 45 проектов из Белгородской области (рис. 1).

В настоящее время, учитывая опыт проектной деятельности по реализации социально-значимых проектов, в регионе выстраивается взаимодействие с некоммерческими и общественными организациями в целях повышения качества социально значимых услуг [1].

По данным Минэкономразвития (доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих ор-

Рис. 1. Динамика активности НКО на всероссийском и региональном уровнях

ганизаций, 2019), общий объем средств, переданных субъектам РФ социально ориентированным НКО в отраслях социальной сферы в 2018 году, превысил 31,3 млрд рублей. Эти средства были распределены между 4,4 тыс. СО НКО, услуги которых получили более 22 млн человек (в 2017 году - более 24 млрд рублей на 4,1 тыс. СО НКО, услуги которых получили более 6 млн человек).

Принципиально важно, что у государства есть обязательства перед гражданами и обществом, и задачи по их исполнению. НКО могут и предлагают решения этих задач. Это очень важный ракурс - он позволяет НКО выйти из роли просителя во взаимодействие с государством. Важно, однако понимать, что взгляды на проблемы и их решения у НКО и государственных структур могут не совпадать.

Кроме того, НКО иногда приходится конкурировать с другими организациями, потому что у государственных структур есть выбор с кем взаимодействовать. Это означает, по мнению К. А. Сулимова - эксперта Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ», что НКО нужно иметь и уметь использовать свои конкурентные преимущества [7].

Опираясь на данные опроса и практический опыт по взаимодействию НКО, СО НКО с государственными структурами, мы предлагаем схему взаимодействия НКО и государственных структур Белгородской области (рис. 2).

Вывод. С целью повышения эффективности взаимодействия некоммерческих организаций и государственных структур Белгородской области в сфере адаптивной физической культуры и спорта необходимо:

• тиражировать лучшие практики и опыт некоммерческих организаций по взаимодействию с государственными структурами;

• информировать некоммерческие организации о возможности получения грантовой поддержки с оказанием помощи и тесного сотрудничества с государственными организациями;

• разработать комплекс мер, направленных на качественное оказание социально значимых услуг, предоставляемых некоммерческими организациями;

• развивать сотрудничество государственных структур и некоммерческих организаций в разрезе муниципальных районов и городских округов Белгородской области, исходя из имеющихся ресурсов;

• выстраивать механизм взаимодействия преимущественно на социальном партнерстве.

Рис. 2. Схема взаимодействия НКО и государственных структур Белгородской области

№4 • 2022 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

Литература

1. Нарзулаев С.Б. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / С.Б. Нарзулаев, И.Н. Сафронова, Н.А. Петухов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin) 2012. Вып. 5 (120). - С. 154-160.

2. Ольховский Р.М. Взаимодействие социально ориентированных некоммерческих организаций и органов власти в сфере физической культуры и спорта: метод. пособие / Р.М. Ольховский, А.В. Жбанникова. - М.: ООО «Буки Веди», 2019 - 64 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от

23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки СО НКО».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от

30.12.2012 № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

5. Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.04.2017 № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

6. Рудакова О.Ю. Ключевые проблемы развития некоммерческих организаций Белгородской области / О.Ю. Рудакова // Среднерусский вестник общественных наук, серия Экономика. - 2016. - № 4 - С. 143-149.

7. Сулимов К.А. Взаимодействие НКО и власти / К.А. Сулимов. - М.: Агентство социальной информации, 2020. - 72 с.

References

1. Narzulaev S.B., Safronova I.N., Petukhov N.A. Aspekty socialnoj adaptacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya sredst-vami fizicheskoj kultury i sporta [Aspects of social adaptation of people with disabilities by means of physical culture and sports]. Vestnik TGPU. 2012. No. 5 (120). pp. 154-160.

2. Olkhovsky R.M., Zhbannikova A.V. Vzaimodejstvie socialno orien-tirovannyh nekommercheskih organizacij i organov vlasti v sfere fizicheskoj kultury i sporta [Interaction of socially oriented non-profit organizations and authorities in the field of physical culture and sports]. Teaching aid. Moscow: Buki Vedi publ., 2019. 64 p.

3. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 23.08.2011 № 713 «O predostavlenii podderzhki SO NKO» [Decree of the Government of the Russian Federation of 23.08.2011 No. 713 "On the provision of support to SO NCO"].

4. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 30.12.2012 № 1478 «Ob imushchestvennoj podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2012 No. 1478 "On property support for socially oriented non-profit organizations"].

5. Rasporyazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 03.04.2017 № 93-rp «Ob obespechenii v 2017 godu gosudarstvennoj podderzhki nekommercheskih nepravitel'stvennyh organizacij, uchastvuyush-chih v razvitii institutov grazhdanskogo obshchestva, realizuyushchih social'no znachimye proekty i proekty v sfere zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina» [Decree of the President of the Russian Federation No. 93-rp dated April 3, 2017 "On ensuring in 2017 state support for non-profit non-governmental organizations participating in the development of civil society institutions, implementing socially significant projects and projects in the field of protecting the rights and freedoms of man and citizen"].

6. Rudakova O.Yu. Klyuchevye problemy razvitiya nekommercheskih organizacij Belgorodskoj oblasti [Key problems of development of nonprofit organizations in the Belgorod region]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk, seriya Ekonomika. 2016. No. 4. pp. 143-149.

7. Sulimov K.A. Vzaimodejstvie NKO i vlasti [Interaction between NGOs and authorities]. Moscow: Agentstvo socialnoj informacii publ., 2020. 72 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

новый подход к физическому воспитанию: измерения, расчеты и оценки показателей здоровья

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1 1Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань

УДМ^С 796.011

Ключевые слова: здоровье, показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Введение. Формирование знаний о критериях состояния здоровья и их измерении позволяет усилить образовательную направленность предмета «Физическая культура» [1, 2].

Цель исследования - обосновать методику обучения оценке состояния здоровья, в том числе студентов с ОВЗ в процессе физического воспитания в вузе.

Методика и организация исследования. Научно-педагогическая работа проводилась со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 1-го курса Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. В ходе исследования разработана программа инклюзивного физического воспитания данной группы студентов, направленная на самостоятельное получение навыков проведения мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности.

Результаты исследования и их обсуждение. Занятия по физической культуре со студентами с ОВЗ в вузе начинались с ознакомления обучающихся с учебной программой, целью и задачами обучения. В содержание практических занятий входили общеразвивающие упражнения, общефизическая и специальная физическая подготовка в избранном виде спорта. В это же время студентами изучались требования к выполнению тестовых испытаний ГТО и нормативы к ним. Также они осваивали навыки работы с приборами и инструментами для измерения показателей физического состояния и физической подготовленности, проведения

a new approach to physkal educauon: measurements,

cALcuLATioNs AND assessments oF HEALTH iNDicATORs

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa1 1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), Kazan

Поступила в редакцию 20.02.2022 г.

физического мониторинга для определения резервов здоровья. При последующем обучении вводился лекционно-практический курс, целью которого, наряду с проводимыми практическими занятиями, являлось выполнение расчетных и оценочных операций с полученными ранее результатами фактических измерений. Учащиеся с ОВЗ выполняли и рассчитывали только те показатели, которые были указаны врачом. Значимая роль отводилась мониторингу физических качеств, где за эталон были взяты половозрастные нормативы возрожденного комплекса ГТО, охватывающего все группы населения, в том числе и лиц с ОВЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Студенты с ОВЗ самостоятельно, с помощью методических разработок кафедры, обучались навыкам проведения измерений и расчетов показателей здоровья в процессе занятий по физической культуре для повышения мотивации к физической активности и улучшения состояния здоровья.

Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова.

Литература

1. Ланда, Б.Х. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): структура, содержание, технология внедрения: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - Казань: Изд-во «Познание», 2021 - 96 с.

2. Ланда, Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. Серия ВФСК ГТО. - М.: Изд-во «Спорт», 2017. - 128 с.

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

48

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.