Научная статья на тему 'Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками'

Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4828
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / НАЛОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / СВЕРКА РАСЧЁТОВ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна, Маршавина Любовь Яковлевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования налоговых органов во взаимодействии с налогоплательщиками. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются многие налогоплательщики, описаны этапы совершенствования этих проблем. Сделан вывод, что если существующая система мер принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков, которые не желают исполнять по каким-либо причинам свои обязанности по уплате налогов, налоговыми органами не эффективна, то необходимо принимать более серьёзные решения, как, например, взыскание за счёт имущества должника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUTHORITIES’ INTERACTION WITH TAXPAYERS

The article deals with the topical problems of tax authorities’ interaction with taxpayers. The auhors identify the problems faced by many taxpayers and describe the stages of solving these problems. It is concluded that if the existing system of tools for compulsory collection of debts from those taxpayers who do not wish to fulfill their tax payment obligations is not effective, then more serious measures must be taken, such as recovery from the debtor’s property.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-225-235

взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками

Семенова ГН12, Маршавина ЛЯ.2

1Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация 2Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования налоговых органов во взаимодействии с налогоплательщиками. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются многие налогоплательщики, описаны этапы совершенствования этих проблем. Сделан вывод, что если существующая система мер принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков, которые не желают исполнять по каким-либо причинам свои обязанности по уплате налогов, налоговыми органами не эффективна, то необходимо принимать более серьёзные решения, как, например, взыскание за счёт имущества должника.

Ключевые слова: задолженность, налоговое администрирование, бюджетная система, реструктуризация задолженности, налоговые требования, налоговый мониторинг, сверка расчётов с налогоплательщиками, противоправные действия.

tax authorities' interaction with taxpayers

G. Semenova1'2, L. Marshavina1

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

Plekhanov Russian University of Economics

236, Stremyanniy ln., Moscow, 117997, Russian Federation

Abstract. The article deals with the topical problems of tax authorities' interaction with taxpayers. The auhors identify the problems faced by many taxpayers and describe the stages of solving these problems. It is concluded that if the existing system of tools for compulsory collection of debts from those taxpayers who do not wish to fulfill their tax payment obligations is not effective, then more serious measures must be taken, such as recovery from the debtor's property.

Key words: arrear, tax administration, budget system, debt restructuring, tax requirements, tax monitoring, reconciliation of settlements with taxpayers, illegal actions.

Изменения, происходящие в российской экономике за последние годы, привлекают повышенный интерес к налогам, поскольку в современных условиях

© CC BY Семенова Г.Н., Маршавина Л.Я., 2018.

V225;

трансформации рыночных отношений именно налоги являются важнейшей частью деятельности любого из субъектов налоговых отношений.

Необходимо обеспечить собираемость налогов, это позволит стабилизировать финансовую систему любого государства, в том числе и России. Основным источником доходов любого бюджета являются налоги, которые выполняют фискальную функцию, т. е. изъятие части дохода с юридических и физических лиц. Поэтому на экономические процессы в государстве огромное влияние оказывают налоги как часть совокупности финансовых отношений с формированием денежных источников государства [7].

Несмотря на постоянное совершенствование и модернизацию российской налоговой системы, сложившаяся система работы налоговых органов во многом исчерпала свои возможности и требует повышения её эффективности. Одним из самых актуальных вопросов в налоговой сфере становится вопрос о взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами. Одним из способов обеспечения стабильных и своевременных поступлений в бюджет Российской Федерации является создание комфортных условий для налогоплательщиков, которые, в соответствии с налоговым законодательством, должны выполнять свои обязанности по уплате страховых взносов, налогов и сборов.

Налоговые органы и налогоплательщики - это участники налоговых правоотношений, их отношения должны строится на законных основаниях, т. к. они основаны на неравенстве: с одной стороны, налогоплательщики, с другой - государство, но обе стороны должны быть заинтересованы в поддержке друг друга [8]. Сегодня в системе налогового администрирования необходимы новые формы и методы со стороны налоговых органов, которые будут не только основываться на контрольных функциях проверки предприятий и организаций, но и помогать им выявлять ошибки при проведении налогового контроля в форме налогового мониторинга. Постоянное развитие и совершенствование, сложившаяся система работы налоговых органов во многом исчерпали свои возможности и требуют повышения её эффективности. Сейчас наиболее эффективными считаются камеральные проверки: проверяются все сданные документы и декларации налогоплательщиков. Камеральными проверками охвачены почти 95% налогоплательщиков.

Так что же нужно изменить в нашей системе во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, чтобы обеспечить самый высокий уровень соблюдения налогового законодательства? На современном этапе развития налоговых систем все налоговые службы различных зарубежных стран признали, что именно качество предоставляемых услуг налоговыми органами показывает, как они соответствуют потребностям налогоплательщика.

Налоговым кодексом РФ в ст. 21, 23, 31, 32 определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов [4], т. е. все конституционные нормы и другие законодательные и нормативные акты, которые регулируют различные семейные, имущественные отношения физических лиц. Проводимые налоговые реформы в России в области налогового администрирования, налоговой политики носят в основном фискальный характер [9].

V22V

На основе налоговой аналитики Федеральной налоговой службы России по структуре задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафным санкциям в бюджетную систему РФ можно сказать, что долги организаций и физических лиц перед государством из года в год растут, это видно из табл. 1 [3].

Таблица 1

Структура задолженности, в млрд руб.

Вид задолженности На 01.01.2016 На 01.01.2017 На 01.01.2018 Изменение с начала года

% +/-

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) 1 155,2 1 402,1 1 576,6 112,4 174,5

Неурегулированная задолженность 643,4 834,3 1 349,4 161,8 515,2

Не подлежит взысканию налоговыми органами 511,8 567,8 227,2 40,0 -340,6

Отсроченная, реструктурированная задолженность 18,0 21,6 564,6 2 616,2 543,0

Взыскивается судебными приставами 145,0 156,8 2,5 1,6 -154,3

Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа 55,6 49,3 3,1 6,3 -46,2

Приостановленная к взысканию по банкротству 284,4 334,2 70,7 21,2 -263,4

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит к списанию налоговыми органами) 11,4 10,9 44,2 403,8 33,3

Приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» [5] является главным документом и определяет взаимодействие налогового органа с налогоплательщиками. Приказ создан для повышения эффективности работы с налогоплательщиками и плательщиками сборов. В этом регламенте описывается:

- как организовать приём налогоплательщиков в инспекциях ФНС России [5];

- как организовать регистрацию и выдачу документов отделами работы с налогоплательщиками [5];

- определены порядок проведения сверки расчётов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам [5];

- как организовать информационную работу [5];

- определены особенности организации работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах (ТОРМ) инспекций ФНС России межрайонного уровня [5].

Сейчас всё больше структурными подразделениями используются интернет-ресурсы, информирование налогоплательщиков по телефону, а также проведения бесплатных семинаров по изменениям в законодательстве о налогах, сборах, страховых взносах.

И всё же идеальной системы не бывает, и этот регламент не доводит до совершенства работу налоговых органов. Например, рекомендация по расположению операционного зала в налоговых органах не всегда исполняется. Так, большинство операционных залов находится не на первых этажах, а гораздо выше.

Существующие на сегодняшний день проблемы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков довольно сложны и не всегда имеют решение. Всякая структура требует совершенства и изменения не только из-за невозможности быть идеальной, но также она должна отвечать всем современным признакам и идти в ногу со временем.

План мероприятий, направленный на совершенствование налогового администрирования ("Дорожная карта"), был создан в 2014 г. [6]. В нём существует целый блок по совершенствованию взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В нём содержится девять пунктов, которые должны улучшить связь между налогоплательщиками и налоговыми органами. Рассмотрим некоторые из них:

1. Расширение сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков, с помощью интернет-сервисов. Чтобы облегчить жизнь налогоплательщиков на официальном сайте ФНС России действуют около 40 электронных сервисов. С помощью них можно заплатить налоги, сборы, взносы онлайн, узнать свой ИНН, предоставить налоговую и бухгалтерскую отчётность в налоговый орган, рассчитать налог и т. д. [3].

Для обеспечения возможности получения налогоплательщиками, как физическими лицами, так и юридическими, документов (актов сверок расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) создан сервис личного кабинета налогоплательщика. По требованию налогоплательщиков от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа предоставляются акты сверки, требования, решения по актам, платёжные извещения и иные документы. Это очень быстро и очень удобно. Но никто не предупреждает налогоплательщика о том, что, как только он получает ключи от личного кабинета, он больше не будет получать почтовые извещения об уплате налогов. Так, многие физические лица

могут пропустить срок уплаты налога и попасть под санкции за налоговое правонарушение, т. к. сами не сформировали себе платёжный документ-извещение и своевременно не заплатили налог.

2. Не реже одного раза в квартал обеспечение регулярной публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обобщающих обзоров разъяснений Минфина России о налогах, сборах, страховых взносах, носящих обязательный характер для налоговых органов, а для налогоплательщиков - рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах [6].

Одной из важных проблем не только взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, но и вообще отношения налогоплательщиков к налогам являются сложность и противоречивость налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ не только сложен в понимании, но и подвергается множеству изменений в течение года. Не все могут уследить за этими изменениями. Так, публикации изменений, а вместе с ними и разъяснений позволят обеспечить прозрачность законодательства о налогах и сборах, а также минимизировать количество судебных споров по налогам и сборам. Одним из предложений, которое можно внести, является интернет-рассылка данных изменений и разъяснений налогоплательщикам, которым это интересно.

3. Необходимость создания и внедрения института "предварительного налогового разъяснения" по оценке финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц для избежания различных ситуаций по нарушению налогового законодательства [6].

После реализации данного пункта налоговые органы смогут заранее оговаривать с налогоплательщиками по их просьбе все риски заключаемых в будущем сделок. Хорошо бы сделать этот институт бесплатным, т. к. данную функцию обычно исполняют налоговые консультанты или консалтинговые компании, занимающиеся данными вопросами. Но так как не все налогоплательщики имеют возможности для обращения в эти службы, то бесплатность института "предварительного налогового разъяснения" дала бы возможность многим налогоплательщикам не совершить противоправных действий. Это впоследствии приводит к сокращению налогового администрирования и затрат на него.

Так, в 2015 г. в Налоговый кодекс РФ [4] введён новый вид налогового контроля, а также институт предварительного разъяснения - налоговый мониторинг. Суть метода заключается в правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, страховых взносов до налоговых проверок, а вместе с ними и санкций, которые могут быть наложены за нарушение налогового законодательства. Налоговые органы в режиме онлайн следят за сделками организации и дают советы с точки зрения налоговых органов, которые в будущем будут проверять отчётность организации.

Налоговый мониторинг - это не новый метод, созданный законодателями Российской Федерации, а успешно функционирующий во многих зарубежных странах вид налогового контроля. Впервые налоговый мониторинг был осуществлён в 2005 г. в Нидерландах [2, с. 27]. Целью введения института налогово-

V22!;

го контроля было его усиление над крупными корпорациями. Сотрудничество юридических лиц и налоговых органов осуществлялось посредством оформленных соглашений. На основании соглашения субъект налогообложения обязан сообщать в налоговые органы обо всех хозяйственных операциях, содержащих возможные налоговые риски, анализировать и давать собственную оценку таким юридическим последствиям сделки, рассматривать все виды налогов, как федеральных, так и региональных и местных.

В качестве преимущества налоговые органы предоставляли своё мотивированное мнение по финансовым операциям компании, тем самым уменьшая вероятность непредвиденных рисков и возникновения судебных разбирательств [1].

Этот институт выглядит очень привлекательно, но:

- он предназначен только для крупнейших налогоплательщиков, критерии которых описаны в Налоговом кодексе РФ [5, п. 3 ст. 105.26]. Предприятиям с более низкими показателями деятельности тоже хотелось бы иметь возможность использовать этот институт.

- не все налогоплательщики пойдут на раскрытие своей информации отчётности для налоговых органов, так как сейчас у налогоплательщиков сложились не очень доверительные отношения с налоговыми органами.

Это далеко не все изменения, которые предлагаются для совершенствования налогового администрирования, касающиеся взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Рассмотрим последние изменения в законодательстве о налогах и сборах в отношении налогового администрирования:

1) налогоплательщик с 1 июля 2015 г. может осуществлять документооборот с налоговым органом через свой личный кабинет. Это сократит время для подачи деклараций, ожидание в очереди для их сдачи, полностью исключит ошибки в их заполнении [4, ст. 11.2];

2) физические лица с 1 января 2015 г. обязаны сообщать в налоговый орган о признаваемых объектами налогообложения, о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, т. к. неисполнение указанной обязанности грозит штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение [4, ст. 129.1];

3) органы ЗАГСов с 1 января 2015 г. обязаны сообщать в налоговые органы информацию о положении семьи, для того чтобы проверить правильность применения стандартных вычетов налоговыми агентами при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и исчислении налога [4, абз. 1 п. 3 ст. 85];

4) налоговому агенту с 1 января 2016 г. может быть по акту камеральной проверки выставлен штраф за непредставление в срок ежеквартального отчёта по НДФЛ [4, п. 1.2 ст. 126], а так же могут быть приостановлены операции по его расчётному счёту. Из этого видно, что ужесточается контроль за налоговым агентом, т. к. на него возложены те же функции, что и на налогоплательщика.

V23o;

Все последние изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, с одной стороны, направлены на ужесточение контроля за налогоплательщиками, налоговыми агентами, а с другой стороны, на увеличение самостоятельности налогоплательщиков.

Несмотря на все вносимые изменения, которые должны увеличить собираемость налогов и сборов, а также реструктурировать задолженность перед бюджетом, этого не происходит.

Как видно из табл. 1, совокупная задолженность в бюджет за последние три года только растёт и составила за 2017 г. 1 576,6 млрд руб., что по отношению к 2016 г. составляет 112,4%, т. е. задолженность увеличилась на 174,5 млрд. руб., но при этом задолженность, не подлежащая к взысканию, сократилась на 340,6 млрд. руб., это происходит за счёт сокращения задолженности, взыскиваемой судебными приставами на 154,3 млрд. руб.; задолженность, приостановленная к взысканию по банкротству, сократилась на 263,4 млрд. руб. [3].

Если существующая схема мер принудительного взыскания задолженности с налоговыми органами налогоплательщиков, которые не желают исполнять свои обязанности по уплате обязательных налогов, не эффективна, к ним необходимо принимать более серьёзные решения, как, например, взыскание за счёт имущества должника.

Например, если задолженность взыскивается в бесспорном порядке у юридических лиц, необходимо применить следующие процедуры:

- выставить требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа;

- взыскание задолженности осуществить за счёт денежных средств, в том числе электронных;

- принятие обеспечительных мер за счёт приостановления операций по счетам, наложения ареста на имущество должника;

- решение о взыскании принять за счёт имущества должника;

- для совершения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю направить исполнительные документы.

Если задолженность по налогам, пени, штрафам у физических лиц взыскивается только в судебном порядке, необходимо применить следующие процедуры:

- выставление требования должнику об уплате налога, пени, штрафа;

- о взыскании за счёт имущества физического лица - подача заявления в суд;

- судебный приказ;

- исполнительный лист;

- для совершения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю направление исполнительного документа.

Расширяется сотрудничество налоговых органов и бизнеса в форме налогового мониторинга с 2017 г.

Организации, ведущие честный и открытый бизнес, пользуются большими преимуществами налогового мониторинга по сравнению с иными формами налогового администрирования. Они имеют освобождение от налоговых проверок, а также публичное и официальное признание организации-налогопла-

V23y

тельщикам надёжным и ответственным, что, в свою очередь, привлекает к росту участников налогового мониторинга.

В 2017 г. количество заявок на проведение налогового мониторинга возросло, принято решение в отношении 14 новых участников, в 2016 г. было одобрено только семь участников из поданных заявлений на участие в налоговом мониторинге.

Налоговый мониторинг в качестве новой формы налогового администрирования ФНС России впервые использовался в течение 2016 г. Опробовать режим расширенного информационного взаимодействия с налоговыми органами организации-участники получили возможность на практике в первый год проведения налогового мониторинга.

Минимизация налоговых рисков, как совершенных операций, так и планируемых в дальнейшем, повышение уровня определённости у налогоплательщиков в отношении такого сотрудничества между бизнесом и налоговыми органами является основным направлением в области налогового администрирования и налогового мониторинга. В результате налогового мониторинга налоговый орган, анализируя деятельность налогоплательшика, остерегает его от сомнительных сделок, которые приведут к нарушению налогового законодательства. У участников сторон возникает возможность оперативно согласовывать методологические позиции и запрашивать мотивированное мнение налогового органа, впоследствии гарантирующее отсутствие пени и штрафных санкций.

Для перехода на налоговый мониторинг не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, организациям необходимо представить соответствующие заявления. Налоговый мониторинг каждым из участников предусматривает выбор оптимальной модели информационного взаимодействия с налоговым органом, это обеспечит доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта и получение информации о применяемой налогоплательщиком системе внутреннего контроля.

Предоставление в оперативном режиме непосредственного доступа к данным позволяет налоговому органу, с одной стороны, существенно ограничить спектр контрольных мероприятий в отношении каждой организации, с другой -оптимизировать издержки бизнеса на выполнение требований налогового законодательства.

В то же время налоговый мониторинг, существующий сегодня, далеко не совершенен, но его совершенствование позволит снизить количество налоговых правонарушений и преступлений и будет способствовать также увеличению доходной базы всех уровней бюджета. Данный метод налогового контроля способен воспитать налоговую культуру у налогоплательщиков, а также повысить их налоговую грамотность.

В заключение необходимо отметить, что любые действия в сфере трансформации взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов должны исходить из общеустановленных принципов налогообложения, поскольку современная налоговая система становится более гибкой и подстраивается под постоянно изменяющиеся экономические условия, выступая действенным ры-

V23V

чагом управления государственной, экономической политики, в свою очередь, налогоплательщику необходимо следовать требованиям налогового и бухгалтерского законодательства и в полной мере использовать возможности нового формата взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герб А.А., Гринкевич Л.С. Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации // Проблемы учёта и финансов. 2016. № 2 (22). C. 12-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга - как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26-34.

3. Налоговая аналитика из форм отчётности 4-НМ [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: [сайт]. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU. htm (дата обращения: 18.03.2018).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (утверждён 31.07.1998 № 146-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 18.03.2018).

5. Приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013) «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55643 (дата обращения: 18.03.2018).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий ("дорожная карта") «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158817 (дата обращения: 18.03.2018).

7. Семенова Г.Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов, Москва, январь 2017 г. М.: ИИУ МГОУ С. 28-31.

8. Семенова Г.Н. Налоговое администрирование: проблемы и технологии взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами // Сборник научных трудов «Перспективы развития предпринимательства в России». Москва, январь 2017 г. М.: ИИУ МГОУ С. 78-85.

9. Семенова Г.Н., Зозуля В.В. Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Транспортное дело России. 2017. № 3 (130). С. 25-27.

REFERENCES

1. Gerb A.A., Grinkevich L.S. [Tax Monitoring in Russia: Current Stage Of Implementation]. In:

Problemy ucheta ifinansov [Accounting and Finance Problems], 2016, no. 2 (22), pp. 12-14.

2. Ilyin A.Yu., Moiseyenko M.A. [The Extension of the Scope of the Provisions of the Tax Code

of the Russian Federation Governing the Procedure for Conducting Tax Monitoring as a Form of Tax Control]. In: Finansovoe pravo [Finance Law], 2016, no. 2, pp. 26-34.

3. [Tax analyst reporting forms 4-NM]. In: Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossii [The Federal

Tax Service of the Russian Federation]. Available at: http://analytic.nalog.ru/portal/index. ru-RU.htm (accessed: 18.03.2018).

4. [Tax Code of the Russian Federation (amended 31.07.1998)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (accessed: 18.03.2018).

5. [The Decree of the Federal Tax Service of Russia dated 09.09.2005 No. SAE-3-01/444@ (edited

on 21.01.2013) "On Approval of the Rules of Organizing Work with Taxpayers, Fee Payers, Compulsory Pension Insurance Payers and Tax Agents"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55643 (accessed: 18.03.2018).

6. [The Decree of the Government of the Russian Federation dated 10.02.2014 No. 162-R. The

Roadmap. "Improving Tax Administration]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158817 (accessed: 18.03.2018).

7. Semenova G.N. [Small Business and the System of Tax Optimization]. In: Perspektivy razvitiya

predprinimatel'stva v Rossii: sbornik nauchnykh trudov, Moskva, yanvar' 2017 g. [Prospects for Entrepreneurship Development in Russia: A Collection of Research Papers, Moscow, January 2017]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ. pp. 28-31

8. Semenova G.N. [Tax Administration: Problems and Technologies of Interaction of Taxpayers with Tax Authorities]. In: Sbornik nauchnykh trudov "Perspektivy razvitiya predprinimatel'stva v Rossii". Moskva, yanvar' 2017 g. [A Collection of Research Papers "Prospects for Entrepreneurship Development in Russia". Moscow, January 2017]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., pp. 78-85

9. Semenova G.N., Zozulya V.V. [Fiscal Issues of Regulation of the Development of the Subjects

of Small and Middle-Size Business in Russia]. In: Transportnoye delo Rossii [Transport Business of Russia], 2017, no. 3 (130), pp. 25-27.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; e-mail: [email protected]

Маршавина Любовь Яковлевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения финансово-учётного кластера Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Galina N. Semenova - PhD in Economics, associate professor, associate professor at the Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; associate professor at the Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics; e-mail: [email protected]

Lyubov Y Marshavina - Doctor of Economics, professor, professor at the Department of Taxes and Taxation of the Financial Accounting Cluster, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Семенова Г.Н., Маршавина Л.Я. Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 225-235 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-225-235

FOR CITATION

Semenova G.V., Marshavina L.Ya. Tax Authorities' Interaction with Taxpayers. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 2, рp. 225-235 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-225-235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.