ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАРОККО И РОССИИ В ДВУСТОРОННЕМ И МНОГОСТОРОННЕМ ФОРМАТАХ
В XXI ВЕКЕ
Эррашиди Иман
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 9/2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются взаимоотношения между Марокко и Россией в политической, торгово-экономической, инвестиционной, военной и культурной сферах в 2000-е гг. Автор исследует особенности отношений между Москвой и Рабатом на двусторонней основе, а также анализирует многосторонний формат их взаимодействия в рамках «Довильского партнерства».
Ключевые слова: Марокко, Россия, Ближний Восток, сотрудничество, двусторонние отношения, дипломатия. Довильское партнерство.
Дипломатические отношения между СССР и Марокко были установлены 1 сентября 1958 г., а 30 декабря 1991 г. МИД Марокко заявил о признании Российской Федерации. Как справедливо отмечает российский востоковед А.Б. Подцероб, «второе дыхание» двусторонние отношения обрели после назначения Е.М. Примакова министром иностранных дел России, и особенно после избрания В.В. Путина президентом России [4. С. 104].
В этот период существенно укрепилась договорно-правовая база российско-марокканского двустороннего сотрудничества, в том числе благодаря вступлению в силу Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного в Москве 4 сентября 1997 г. [9].
В начале XXI в. активный политический диалог продолжился: помимо дипломатии на высшем и высоком уровнях, укреплялись личные связи между руководителями двух государств, что стало важным фактором развития двусторонних отношений. Так, 15 октября 2002 г. в присутствии президента России В.В. Путина и короля Марокко Мухаммеда VI, находившегося в Москве с официальным визитом, состоялось подписание ряда межправительственных и межведомственных соглашений. Были подписаны Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Марокко, Соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи, а также информационных технологий, соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой (ТПП) России и Федерацией торговых палат (ФТП) Марокко, заключен Меморандум о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и Королевским центром дис-
танционного зондирования и Королевским центром космических исследований Марокко о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях [8].
7 сентября 2006 г. В.В. Путин с ответным визитом посетил Касабланку, где вновь встретился с Мухаммедом VI. Главы государств обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и другие актуальные международные вопросы, а также двустороннее деловое сотрудничество.
По окончании переговоров были подписаны следующие двусторонние документы: Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, Соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, о сотрудничестве в сфере туризма, о культурном и научном сотрудничестве, о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, о сотрудничестве в области карантина растений. Заключено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Королевства Марокко о сотрудничестве в области здравоохранения. Подписан Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта между Федеральным агентством по физической культуре и спорту Российской Федерации и Сектором по делам спорта Королевства Марокко, а также Меморандум о взаимопонимании между Внешэкономбанком России и Банком внешней торговли Марокко [8].
В преддверии этих исторических визитов советник короля Марокко совершил неформальную поездку по России, которую по его просьбе организовал известный российский предприниматель Амур Канчавели, руководитель «Ассоциации КАД-М». Высокопоставленного гостя принимали вице-мэр Москвы, губернатор Волгоградской области, президент Республики Удмуртия, скульптор Зураб Церетели, известный врач Валерий Шумаков и еще многие знаменитости из сферы политики, бизнеса, искусства. Видимо, не случайно одним из первых действий после визита короля Марокко Мохаммеда VI в Россию стала отмена для граждан России въездных виз [3].
В 2000-х гг. двусторонние российско-марокканские контакты заметно активизировались, особенно по линии МИДа. Так, 29 января 2002 г. Москву посетил министр иностранных дел и сотрудничества М. Бенаиса. 8 мая 2003 г. состоялась встреча министра иностранных дел России И.С. Иванова с государственным министром Марокко А. эль-Фасси, прибывшим в Москву в качестве специального королевского представителя. А. эль-Фасси передал личное послание Мухаммеда VI, адресованное В.В. Путину.
21 сентября 2004 г. в Нью-Йорке в рамках 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прошла встреча министра иностранных дел России С.В. Лаврова с министром иностранных дел и сотрудничества Марокко М. Бенаисой.
В ноябре 2005 г. в ходе поездки по странам Северной Африки Марокко посетил министр иностранных дел России С.В. Лавров, который был принят королем Мухаммедом VI.
В мае 2013 г. Марокко с рабочим визитом посетил специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель ми-
нистра иностранных дел России М.Л. Богданов. В ходе визита состоялись его встречи с премьер-министром А. Бенкираном, министром иностранных дел и сотрудничества С. Османи, советником короля Т. Фасси Фихри и министром энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и охраны окружающей среды Ф. Дуири [2].
В апреле 2013 г. Москву посетила высокопоставленная марокканская делегация во главе с советником короля Т. Фасси Фихри, которая была принята министром иностранных дел России С.В. Лавровым. В июне 2013 г. состоялся рабочий визит в Москву министра иностранных дел и сотрудничества Марокко С. Османи, в ходе которого состоялась его встреча с С.В. Лавровым.
Развиваются межпарламентские связи. В апреле 2013 г. Россию посетил генеральный секретарь Партии прогресса и социализма, министр жилищного строительства, урбанизации и политики в области градостроительства Марокко Н. Бенабдалла. Состоялись его встречи с заместителем министра иностранных дел М.Л. Богдановым и некоторыми руководителями думских фракций.
В октябре 2013 г. состоялся рабочий визит в Марокко председателя Московской Городской Думы В.М. Платонова, в ходе которого прошла его встреча с председателем Палаты советников парламента Марокко М. Биядиллой. В.М. Платонов и заместитель руководителя «Россотрудничества» Г.Л. Мурадов приняли участие в Конгрессе Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ), организованном в Рабате в указанный период и получившем название «Всемирный саммит местных и региональных лидеров».
В ноябре 2013 г. Марокко посетил заместитель министра связи и массовых коммуникаций России А.К. Волин, который провел переговоры с министром связи Марокко, официальным представителем правительства М. эль Хальфи, а также принял участие в 6-м Международном форуме «МЕДейс» [7].
Таким образом, помимо глав государств, активный политический диалог ведут внешнеполитические ведомства обоих государств. Интенсивный политический диалог государств позволяет убедиться в том, что они рассматривают друг друга в качестве стратегических партнеров. В этой связи вполне закономерно, что обе стороны постоянно «сверяют часы» по основным вопросам, входящим в зону совместных интересов: по ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Средиземноморье, поскольку дипломатия Рабата играет там важную роль [4. С. 105].
Переходя от внешнеполитических связей к экономическим, отметим, что торговые связи между двумя странами регулируются важными нормативно-правовыми актами, позволяющими минимизировать возможные риски при партнерстве.
Речь идет о двустороннем соглашении о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования и расчетах в конвертируемой валюте 1994 г., а также о соглашении об избежании двойного налогообложения 1997 г. [9].
С учетом территории и численности населения российский рынок является весьма перспективным для Марокко. Тем не менее пока Россия находится лишь в середине второго десятка внешнеторговых партнеров Марокко, а ее удельный вес во внешнеторговом обороте королевства составляет менее 1% [11].
Прочные торговые связи Марокко имеет с Францией и Испанией, которые в силу исторических факторов издавна занимали привилегированное положение на местном рынке. Доля США заметно меньше, но тем не менее год от года набирает обороты. Из региональных партнеров Марокко стоит выделить Саудовскую Аравию, которая на протяжении нескольких лет поддерживает стабильный уровень товарооборота с североафриканским государством.
Марокко наряду с Египтом и Алжиром входит в тройку ведущих торгово-экономических партнеров России в Африке. Марокко и Россию связывают тесные отношения, в том числе в экономической сфере, подтверждением чему является то, что товарооборот между странами составляет около 3 млрд долл. Товарооборот в 2012 г. составил 2,5 млрд долл., в 2011-м — 2,3 млрд долл. [6]. Марокканский рынок вполне можно охарактеризовать как потенциально емкий и стабильный для России, особенно в вопросах сбыта и получения продовольствия, продукции легкой промышленности, а в перспективе и фосфоросодержащей продукции [4. С. 108].
Основными российскими экспортными товарами, поступающими на марокканский рынок, являются нефть, аммиак, сера, азотные и калийные удобрения, пиломатериалы и металлопрокат. Основу импорта из Марокко в Россию традиционно составляют цитрусовые, кофе, томаты.
Тем не менее потенциал сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах остается недоиспользованным. В этой связи основной акцент на перспективу сделан на развитии делового сотрудничества между предпринимателями двух стран в сфере электроэнергетики, инфраструктурного и гидротехнического строительства, а также в развитии газового сектора Марокко.
Вслед за торговлей постепенно набирают ход двусторонние отношения в финансовой области. Здесь наблюдается картина, схожая с ситуацией во внешней торговле: основными инвесторами в экономику королевства являются те же игроки — Франция, Испания и США [11]. Российские инвестиции, как и марокканские, пока находятся на крайне низком уровне, который не соответствуют степени политического диалога между государствами.
Уникальность Марокко в том, что оно является одним из лидеров на африканском континенте как по привлеченным, так и по вложенным инвестициям. В 2013 г. Марокко привлекло более 3,5 млрд долл. прямых зарубежных инвестиций — больше, чем какая-либо другая страна Северной Африки. При этом прирост прямых зарубежных инвестиций в Марокко более чем в два раза превысил среднемировые темпы их прироста [5].
В то же время за последние пять лет Марокко инвестировало в различные страны около 2 млрд долл., из них две трети — в экономику африканских стран. Благодаря своему географическому положению и договорам о свободе торговли с ЕС, США, Турцией и арабскими странами, Марокко может предложить иностранным предприятиям выход на рынки, у которых более миллиарда потребителей [5].
Презентация постоянно действующей выставки товаров и услуг российских производителей состоялась 7 сентября 2006 г. Она была приурочена к встрече Президента Российской Федерации Владимира Путина и короля Марокко Мохам-
меда VI. Мероприятие проходило под эгидой Российско-марокканского делового совета при поддержке посольства РФ в Королевстве Марокко, посольства Королевства Марокко в РФ и Торгово-промышленной палаты РФ. Организованную «Ассоциацией КАД-М» выставку высоко оценили ведущие СМИ России и Марокко, в том числе популярная газета L'ECONOMISTE, первый и второй каналы телевидения Марокко, «Российская Газета», «Новые Известия» и другие СМИ обеих стран [10].
26 декабря 2006 г. первая постоянно действующая выставка начала официально функционировать по адресу: г. Касабланка 40, Residence ASSILM II, Avenue Ain Taoujtate, Bourgogne. Выставка представляет продукцию (серийные образцы, макеты, информационно-рекламные стенды) нескольких десятков российских предприятий из 18 регионов РФ, в том числе автомобили «Лада Нива», «Лада Калина», ИЖ 27175 и ВАЗ 21041 [2].
9 апреля 2004 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Генеральной конфедерацией предприятий Марокко, а 8 июня 2006 г. — Соглашение между ТПП России и ФТП Марокко о создании Межправительственной смешанной российско-марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству [8]. Российскую часть комиссии возглавляет министр сельского хозяйства Н.В. Федоров (c декабря 2013 г.), марокканскую — министр иностранных дел и сотрудничества С. Мезуар (с октября 2013 г.) [7].
Вопрос о российских инвестициях в Марокко явилось важным пунктом повестки дня заседания Межправительственной российско-марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в апреле 2014 г. Обсуждались основные направления дальнейшего развития традиционно дружественных российско-марокканских отношений, а также актуальные вопросы международной и региональной повестки дня с упором на урегулирование западно-сахарской проблемы, ситуацию в Северной Африке и Сирии. Марокко уже не раз поднимало вопрос о желании привлечь российские инвестиции.
Таким образом, проанализировав динамику и развитие российско-марокканских экономических связей, можно прийти к выводу, что год от года они все более оправдывают статус стратегически важных для обеих сторон, пусть и не всегда со стабильными макроэкономическими показателями. Учитывая имеющиеся договоренности и совместно реализуемые проекты, в перспективе следует ожидать видимого прогресса в динамике развития двусторонних торговых и инвестиционных связях.
Россия является активным участником многосторонних механизмов содействия международному развитию, главной задачей которых является реализация программ и проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, включая Марокко. Одной из таких инвестиционных программ является «Довильское партнерство» [8].
Эта программа разработана в 2011 г. во время председательства в «восьмерке» Франции. Она призвана поддержать социально-экономические реформы и демократические преобразования в переживших «арабскую весну» странах
Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе за счет совместных инвестиционных программ.
Речь идет о международных финансово-экономических институтах и фондах, где Россия выступает в качестве донора. Так, например, в ноябре 2013 г. стартовал совместный проект России и Всемирной продовольственной программы ООН по совершенствованию школьного питания в Марокко.
Хотелось бы отметить и донорство России в Транзитном фонде «Довильского партнерства», который успешно реализует проекты в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В феврале 2014 г. Россия перечислила очередной транш в 3 млн долл.
Председательство России в «Группе восьми» позволило отдать приоритет в 2014 году такому направлению деятельности «Довильского партнерства», как занятость, особенно среди молодежи. В этих целях в апреле 2014 г. был проведен специальный семинар на тему «Экономические потери от безработицы среди молодежи и меры по борьбе с ними».
Еще одной важной темой для обсуждения в рамках «Довильского партнерства» является вовлеченность женщин в экономическую сферу. По данным Всемирного банка, только 25% женщин в регионе Ближнего Востока и Северной Африки имеют официальную работу, и всего 13% компаний принадлежат женщинам [2].
Другим приоритетным направлением работы «Довильского партнерства» в 2014 г. должно стать проведение реформ государственного управления с акцентом на повышение потенциала в области управления госфинансами. Кроме того, важной задачей является более активное вовлечение в реализацию программ «До-вильского партнерства» институтов гражданского общества и бизнеса [12].
В декабре 2013 г. состоялась организованная Российско-арабским деловым советом (РАДС) и Российско-марокканским деловым советом (РМДС) «Бизнес-неделя России в Марокко» с целью содействия развитию российско-марокканского делового сотрудничества. В ней приняли участие около 60 марокканских и более 40 российских предпринимателей, представляющих ряд городов и регионов России, в том числе Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Липецк, Нижний Тагил, Екатеринбург [1].
Перспективным направлением взаимодействия с Марокко является область высоких технологий. Важным шагом на этом направлении стал успешный запуск 10 декабря 2001 г. с космодрома «Байконур» марокканского спутника «Maroc-Tubsat», выведенного на орбиту российским носителем.
В феврале 2012 г. в Москве были подписаны Межправительственные соглашения о сотрудничестве в военной и военно-технической областях [8]. У Марокко имеется соглашение в сфере военно-технического сотрудничества с США и Францией, Марокко имеет соглашение в этой сфере и с рядом иных государств, в частности региональных. В то же время королевство заинтересовано и намеревается развивать отношения в этой сфере и с Россией. В 2012 г. в Марокко была поставлена партия самоходных артиллерийских установок типа «Мста-С». «Марокканская сторона активно интересуется тематикой ПВО, сухопутных войск. В 2013 г. марокканские офицеры принимали участие в смотрах российских воору-
жений. Ранее СМИ сообщили о намерении Марокко приобрести первую подводную лодку. Среди возможных поставщиков назывались Россия и Германия [5].
Между РФ и Марокко развивается культурное сотрудничество. Так, в октябре 2007 г. были проведены Дни культуры Королевства Марокко в Российской Федерации. В рамках мероприятия прошли выступления марокканских творческих коллективов, выставка работ художников, показ работ кинематографистов страны. В ноябре 2007-го впервые за постсоветский период в Марракеше была организована Неделя российского кино.
Важным событием в двусторонних отношениях стало проведение осенью 2012 г. Дней культуры России в Марокко. В рамках мероприятия прошли выступления российских творческих коллективов, выставка работ мастеров народного творчества и художественных ремесел.
Следующий аспект взаимодействия России и Марокко — сотрудничество в образовании. Среди марокканцев свыше 10 тысяч выпускников советских и российских учебных заведений. В настоящее время в России обучаются около 2,5 тысяч марокканцев [6].
Важным шагом по развитию российского туризма в Марокко стало решение марокканского правительства о переходе в одностороннем порядке с 13 июня 2005 г. на безвизовый режим с Россией. В 2010 г. количество туристов составило более 10 млн человек. В 2011 году этот показатель был увеличен еще на 3,5% [6].
С апреля 1998 г. действует Соглашение о сотрудничестве между ИТАР-ТАСС и марокканским информационным агентством «МАП».
Одним из крупнейших событий в современной истории российской дипломатии стало празднование в 2013 г. десятилетия визита Президента РФ Владимира Путина в Королевство Марокко и визита короля Марокко Мохаммеда VI в Россию. Эти важнейшие события в истории двух государств стали серьезной исторической вехой и фактически положили начало новому этапу развития дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Марокко, а также способствовали укреплению делового партнерства между Россией и странами Магриба. Обмен визитами десятилетней давности между первыми лицами двух государств стал важной исторической вехой не только для развития двусторонних отношений, но и в немалой степени началом нового этапа стратегического сближения России с государствами Магриба.
Марокканская ассоциация «Дружба Марокко—Россия» в партнерстве с факультетом социальных и гуманитарных наук Университета им. Мохаммеда V провели в 2013 г. в Рабате симпозиум на тему «Стратегическое партнерство между Марокко и Россией: итоги визита Его Величества короля Марокко Мохаммеда VI в Москву по прошествии десяти лет (2002—2012)». Симпозиум был организован под патронажем короля Мохаммеда VI и проходил в течение двух дней на факультете социальных и гуманитарных наук. В ходе симпозиума политики, ученые и общественные деятели из России и Марокко обменялись информацией о российско-марокканских отношениях и ходе развития стратегического партнерства.
На современном этапе Российская Федерация рассматривает Королевство Марокко в качестве надежного партнера на международной арене и в регионе, учитывая немалый политический вес и авторитет Рабата в арабском и исламском мире.
Подходы двух государств к актуальным вопросам мировой политики, включая урегулирование кризисных ситуаций, противодействие терроризму, во многом близки и порою совпадают, например касательно таких вопросов, как формирование многополярного мироустройства, повышение роли ООН в мировых делах, стабильность и безопасность в Средиземноморье, Северной Африке и на Ближнем Востоке.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аль Акхбар. — 03.02.2014. № 375б.
[2] Ал-Иттихад ал-Иштиракий. — 04.10.2013. — № 10.518.
[3] Аль-Иттихад Аль Иштиракий. — 07.02.2014.
[4] Ближний Восток и современность. — Вып. 46. — М., 2012.
[5] Касаев Э.О. Основные направления торгового и инвестиционного взаимодействия России и Марокко // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=16919.
[6] Развитие российско-марокканского сотрудничества в области таможенного дела // ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
[7] Российско-марокканские отношения // Посольство РФ в Королевстве Марокко. URL: http://www.marocco.mid.ru/posolstvo.html.
[8] Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/spd_md.nsf/twowebcantr?openview&Restrict ToCategory=%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9A%D0%9A%D0%9E.
[9] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. URL: http://www.akdi.ru/gd/proekt/070016GD.SHTM.
[10] Щедрин В. Открытые двери Черного континента // Российская газета. — 08.10.2006. № 4166.
[11] Leportaildel'OfficedesChanges // Управление валютного контроля Минфина Марокко. URL: http ://www.oc.gov.ma/portal/
[12] Maroc Export. — № 5, октябрь 2013.
INTERACTION OF MOROCCO AND RUSSIA ON THE BILATERAL AND MULTILATERAL LEVELS IN THE XXI CENTURY
Errachidiimane
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maclay str., 9/2, Moscow, Russia, 117198
The article examines the relationship between Morocco and Russia in political, economic, trade, investment, military and cultural spheres in the 2000s. The author analyzes the existing bilateral cooperation between Moscow and Rabat and the multilateral relations within the «Deauville Partnership» as well.
Key words: Morocco, Russia, the Middle East, cooperation, bilateral relations, diplomacy, the Deauville Partnership.
REFERENCES
[1] Al Akhbar. — 02.03.2014. Number 375b.
[2] Al-Ittihad al-Ishtiraki. — 04.10.2013. — № 10.518.
[3] Al Ittihad Al Ishtiraki. — 07.02. 2014.
[4] The Middle East and modernity. MY. 46. — M., 2012.
[5] Kasaev E.O. Main directions of trade and investment cooperation between Russia and Morocco / Institute of the Middle East. URL: http://www.iimes.ru/?p=16919.
[6] Development of Russian-Moroccan cooperation in customs affairs // FCS of Russia. URL: http://www.customs.ru.
[7] Russian-Moroccan relations // Embassy of the Russian Federation in the Kingdom of Morocco. URL: http://www.marocco.mid.ru/posolstvo.html.
[8] List of bilateral treaties of the Russian Federation // The official website of the Russian Federation Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mid.ru/spd_md.nsf/twowebcantr?openview& RestrictToCategory=%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9A%D0%9A%D0%9E.
[9] Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Morocco for the avoidance of double taxation with respect to taxes on income and property. URL: http://www.akdi.ru/gd/proekt/070016GD.SHTM.
[10] Shchedrin B. Open the door of the Black Continent // Rossiyskaya Gazeta. — 08.10.2006. Number 4166.
[11] Leportaildel'OfficedesChanges // Management of foreign exchange control Finance Morocco. URL: http://www.oc.gov.ma/portal.
[12] Maroc Export. — № 5, October 2013.