ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-8-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
INTERACTION BETWEEN SPEECH THERAPIST AND FAMILY ON DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS OF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN WITH MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION
Е.С. Штефанова E.S. Shtefanova
Коммуникативные умения, педагогическая грамотность, умеренная и тяжелая умственная отсталость. В статье представлено содержание взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Выделены этапы формирования педагогической грамотности родителей детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; сформулированы цели и задачи, решаемые на каждом этапе; определены содержание и формы работы на всех этапах; веделены критерии оценки эффективности прохождения каждого этапа.
Сommunication skills, teaching literacy, moderate and severe mental retardation. The article is devoted to the content of the interaction between a speech therapist and a family in the formation of communicative skills in 6-8-year-old children with moderate or severe mental retardation. The stages of the formation of pedagogical literacy of 6-8-year-old children's parents with moderate or severe mental retardation are described; the aims and tasks at each stage are identified; the content and the form of the work at all stages are determined, the evaluation criteria of effectiveness of each stage are given.
В сфере образования произошли существенные изменения в отношении к лицам с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Проблемы изучения потенциальных возможностей детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, адаптации их в жизни приобретают высокую социальную значимость.
Многие исследователи отмечают, что возможности успешной социальной реабилитации и адаптации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости в значительной мере определяются уровнем сформированности коммуникативных умений, а также эмоциональной и поведенческой сферы [Задумова, 2005, с. 67; Маллер, Цикото, 2003, с. 31; Шипицына, 2002, с. 5].
В настоящее время доказаны социальная обусловленность коммуникативного развития и ведущая роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка. В специальной литературе имеются мно-
гочисленные указания на тот факт, что семьи, воспитывающие ребёнка с тяжёлым нарушением интеллекта, встречаются с большим количеством характерных проблем, связанных с формированием навыков общения у детей. Для разрешения этих проблем родители зачастую не обладают необходимыми знаниями, умениями, то есть у них отмечается недостаточный уровень сформированности педагогической грамотности и они испытывают необходимость в профессиональной педагогической помощи.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам выявить уровневые различия в плане сформированности коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. При составлении схемы обследования детей мы руководствовались методиками, предложенными А.В. Мамаевой [Мамаева, 2008, с. 79],
О.Б. Половинкиной [Половинкина, 2005, с. 55]. Диагностические методики указанных авторов были адаптированы и модифицированы нами с учетом целей исследования, возраста и психолого-педагогических особенностей данной категории детей.
На основании таких критериев, как сформированного экспрессивной, импрессивной речи, адекватность и активность в общении, нами выделены 4 уровня коммуникативных нарушений.
Первый уровень характеризуется ведущей не-сформированностью коммуникативных умений при относительной сохранности экспрессивной и импрессивной речи.
Второй уровень характеризуется ведущей не-сформированностью экспрессивной речи при относительной сохранности импресивной речи и коммуникативных умений.
Третий уровень характеризуется грубой не-сформированностью коммуникативных умений и экспрессивной речи при относительно сохранном понимании речи (не ниже номинативного уровня).
Четвёртый уровень является полиморфным, в нём выделено 2 группы:
1) с грубой несформированностью коммуникативных умений и импрессивной речи при относительно сохранной экспрессивной речи;
2) с грубой несформированностью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи.
Выявлены уровневые различия в плане сфор-мированности педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Нами выделены 5 уровней педагогической грамотности родителей:
1 уровень - высокий, характеризуется активной взаимосвязанностью матери и ребёнка;
2 уровень - средний, характеризуется наличием тенденции к «влиянию и взаимовлиянию» в общении с ребёнком;
3 уровень - ниже среднего, характеризуется наличием у родителей мнимой «предполагаемой» взаимосвязанности с ребёнком;
4 уровень - низкий, характеризуется наличием в общении родителя с ребёнком тенденции к «молчаливому соприсутствию»;
5 уровень - нулевой, характеризуется наличием тенденции к «изолированности».
Нами выявлено, что существует тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории детей и уровнем педагогической грамотности родителей (Гэмп=0,85).
Таким образом, в результате анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента выявлены несоответствия и противоречия между:
- значимостью коммуникативных умений для успешной социализации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости и тяжестью, многообразием проявлений коммуникативных нарушений у данной категории детей;
- значимостью семьи в процессе формирования коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и недостаточным уровнем сформированности педагогической грамотности многих родителей;
- необходимостью оказания специализированной помощи родителям по формированию коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и недостаточной разработанностью содержания взаимодействия логопеда и семьи в данном направлении.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать цель исследования: определение содержания взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
Наряду с представленными в литературе данными по вопросам изучения, развития и коррекции когнитивной, эмоционально-личностной сфер, коммуникативного развития у детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта нам не встретилось специальных исследований, раскрывающих особенности включения родителей в процесс формирования коммуникативных умений у ребёнка 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Неразработанность содержания консультирования и способов сопровождения учителем-логопедом такой семьи определило актуальность проведения данного исследования.
Новизна исследования заключается в том, - Формирование у родителей знаний о ти-
что: пологических и специфических особенностях
1) выделены этапы формирования педаго- детей.
гической грамотности родителей детей 6-8 лет - Знакомство родителей с потенциальными
с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; возможностями детей. Важным моментом, по-
2) сформулированы цели и задачи, решаемые зволяющим обосновать родителям необходи-
на каждом этапе;
3) определены содержание и формы взаимодействия на всех этапах;
4) определены критерии оценки эффективности прохождения каждого этапа.
Нами выделены следующие этапы взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
к Подготовительный.
N. Основной.
Мк Заключительный.
I этап. Подготовительный
Цель - формирование у родителей готовности к сотрудничеству с педагогом в коррекционно-развивающем процессе.
В рамках i этапа реализуются следующие задачи.
1. Формирование эмоционального аспекта Содержание
- Формирование положительного отношения родителей к совместной работе с учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе. В работе с родителями мы придерживаем-
мость проведения коррекционных мероприятий, является формулирование педагогом позитивного условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу.
- Знакомство родителей с причинами появления неправильного поведения у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
- Раскрытие значения воспитания и обучения в развитии ребенка с проблемами интеллекта.
- Знакомство с ролью семьи в развитии ребёнка и формировании коммуникативных умении и эмоционально-поведенческого компонента у детей.
- Знакомство с методами и приемами обучения и воспитания детей, эффективными способами общения с детьми в семье.
Формы работы
1. Индивидуальные и подгрупповые беседы.
2. Индивидуальная консультация с педагогом.
3. Семинары-практикумы, на которых родители не только расширяют и уточняют знания по проблеме, а также овладевают необходимыми практическими навыками.
Итоги i этапа
1. Создание предпосылок для принятия роди-
ся принципа опоры на все положительное, так как телем решения об активном участии в коррекци-
это способствует формированию доверия к педа- онной работе.
гогу и повышению эффективности педагогическо- 2. Повышение уровня педагогической гра-го воздействия. мотности родителей в области психолого- Формирование у родителей осознания того, педагогических знаний о закономерности разви-что ребёнок обладает потенциальными возмож- тия ребенка с умеренной и тяжёлой степенью ум-
ностями.
- Формирование положительного отношения родителей к логопедическим занятиям с ребёнком.
ственной отсталости.
3. Сформированность у родителей активной позиции в вопросах обучения и воспитания ребёнка. Родители из пассивных наблюдателей стано-
- Формирование у родителей установки вятся активными участниками воспитания и обу-
на безоценочное принятие ребёнка.
2. Формирование когнитивного аспекта Содержание
- Знакомство родителей с причинами возникновения выраженных интеллектуальных нарушений, симптоматикой сопутствующих заболеваний.
чения своих детей.
4. Появление тенденции к постепенному исключению родителями гиперболизации проблем и представления об отсутствии перспективности развития ребенка.
5. Сформированность у родителей адекват-
ных ожиданий в отношении результатов коррек-ционной работы.
6. Сформированность у родителей позитивной воспитательской модели «сотрудничества».
7. Появление тенденции к формированию установки на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует.
II этап. Основной
Цель - формирование у родителей умений применять полученные знания в общении с детьми.
В рамках i этапа реализуются следующие задачи.
1. Формирование эмоционального аспекта Содержание
- Продолжение формирования у родителей установки на безоценочное принятие ребёнка.
- Формирование у родителей осознания возможностей ребенка и умения радоваться его маленьким успехам.
- Продолжение формирования у родителей позиции понимания и принятия проблем своего ребенка.
- Повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
2. Формирование когнитивного аспекта Содержание
- Знакомство родителей с методами и приемами формирования коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями.
- Получение родителями информации об альтернативных источниках помощи: ассоциациях родителей и других формах общественной поддержки, о наличии реабилитационных центров в районе проживания.
- Формирование первоначальных навыков наблюдения за ребёнком.
3. Формирование поведенческого аспекта Содержание
- Формирование конкретных навыков общения с детьми в различных моделях общения.
- Педагогическое влияние на изменение отношений ребенка с его родителями. Неадекватные родительские установки рождают дезадаптивное поведение детей. Основными задачами педагогического влияния на данном этапе являются: изме-
нение родительской позиции, воссоздание полноценных контактов ребенка с родителями, перестройка способов эмоционально-поведенческого реагирования родителей на нарушения поведения у детей.
Формы работы
1. Участие родителей в разработке и реализации индивидуальных планов развития ребенка с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
2. Практические занятия «педагог - ребёнок -родитель».
3. Индивидуальные консультации с педагогом.
Итоги II этапа
1. Сформированность позиции понимания и принятия проблем ребенка.
2. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Сформированность умений применять полученные знания в общении с детьми.
4. Исправление ошибочных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, стремление уйти от трудностей. Принятие родителями индивидуальности ребенка.
5. Овладение родителями навыками проведения в домашних условиях занятий с ребёнком.
6. Сформированность у родителей установки на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует.
III этап. Заключительный
Цель - создание у родителей новых ресурсов, позволяющих максимально адаптироваться в социуме.
В рамках III этапа реализуются следующие задачи.
1. Формирование поведенческого аспекта Содержание
1. Привлечение родителей к участию в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии.
2. Привлечение родителей к участию в работе различных конференций, видеоконференций, интернет-форумов.
3. Привлечение родителей к организации совместно проводимых мероприятий по вопросам
обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями при участии родителей детей с нарушениями в развитии, педагогов, преподавателей, аспирантов, магистрантов, специалистов учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, представителей общественных организаций.
Итоги III этапа
1. Активное включение родителей в совместную деятельность в более широком социальном пространстве.
2. Трансляция своих достижений (например, через публикации историй из жизни на сайте конференции и в сборнике материалов конференции).
В ряде случаев, почувствовав свой потенциал, некоторые родители могут поступать в педагогические вузы, на курсы по тьюторскому сопровождению, однако это не является обязательным условием.
Таким образом, предложенное нами содержание взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости включает следующие взаимосвязанные компоненты: этапы, задачи, содержание и формы организации. Основные задачи: формирование эмоционального, когнитивного, поведенческого аспектов - реализу-
ются через индивидуальные и подгрупповые беседы, индивидуальные консультации с педагогом, семинары-практикумы, участие родителей в разработке и реализации индивидуальных планов развития ребенка, практические занятия «педагог - ребёнок - родитель». Содержание взаимодействия усложняется поэтапно.
Библиографический список
1. Задумова Н.П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. СПб., 2005.
3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003.
2. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 228 с.
4. Половинкина О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: дис. . канд. пед. наук. М., 2005. 176 с.
5. Шипицына Л. . «Необучаемый ребёнок» в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.