Научная статья на тему 'Взаимодействие логистики и маркетинга в оптовой деятельности предприятий в мебельной отрасли Московского региона'

Взаимодействие логистики и маркетинга в оптовой деятельности предприятий в мебельной отрасли Московского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОNNECTING MАRKETING АND LОGISTICS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ И МАРКЕТИНГА / ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ МЕБЕЛИ / МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА В ОПТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TENDENCY IN THE MARKET OF FURNITURE / FUNCTION OF LOGISTICS AND MARKETING / MARKETING IN WHOLESALE ACTIVITY / LOGISTICS IN WHOLESALE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишина Т. И.

Мишина Т.И. ВЗАИ МОДЕ ЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ И МАР КЕТИН ГА В ОПТОВОЙ ДЕ ЯТЕЛЬНО СТИ ПРЕД ПРИ ЯТИЙ В МЕБЕЛЬНО Й ОТРА СЛИ МОСКОВСКОГО РЕ ГИОНА. В статье рассмотрены основные функции логистики и маркетинга в оптовой деятельности предприятий мебельной отрасли, а также необходимость объединения маркетинга и логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mishinа T.I. CОN ECTIN G MА RKETIN G АN D LОGISTICS IN АCTIVI TY ОF FI RMS IN FU RNI TURE BRАN CH ОF THE MО SCОW REGIОN. The аrticle is written by Mishinа Tаtiаnа, pоst grаduаted student. The nаme оf this аrticle is Cоnnecting mаrketing аnd lоgistics in аctivity оf firms in furniture brаnch оf the Mоscоw regiоn «. The mаin functiоns оf mаrketing аnd lоgistics in whоlesаle-intermediаry аctivity оf firms in furniture brаnch аre cоnsidered in this аrticle.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие логистики и маркетинга в оптовой деятельности предприятий в мебельной отрасли Московского региона»

ЭКОНОМИКА

ков на мебельных предприятиях, относятся следующие:

1) изменение условий, в которых предприятие осуществляет деятельность;

2) изменение информационных систем;

3) новые технологии;

4) изменение ассортимента;

5) экспортно-импортные операции и т.д.

В ходе аудиторской проверки устанавливается достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор проверяет ведение налогового учета, а также достоверность налоговой отчетности.

В соответствии с изменениями, внесенными в ПБУ 18 Приказом Минфина РФ от 11.02.2008 № 23 н, малые организации могут не вести отдельно налоговый учет, не определять постоянные и временные разницы.

Однако определение налогооблагаемой базы следует оговорить в учетной политике либо на основании первичных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определенным организацией самостоятельно.

Аудит эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства рекомендуем выполнять на основе показателей: экономичность, продуктивность и результативность бизнеса.

Экономичность оценивается с помощью относительной экономии ресурсов, продуктивность определяется как соотношение полученных результатов и использованных ресурсов. Результативность определяется степенью достижения запланированных результатов. Как правило, это получение прибыли. За эталон принимается среднее значение этого показателя, которое вычисляется по результатам анализа функционирования малых предприятий, которые работают в данной отрасли или сфере бизнеса.

Конечный эффект от функционирования малого предпринимательства может быть оценен с помощью системы экономических и социальных индикаторов.

К экономическим индикаторам следует относить валовой региональный продукт на душу населения, прирост валового регионального продукта на рубль субсидирования, экономическую эффективность ресурсов, направленных на поддержку малого предпринимательства.

В качестве интегральных индикаторов всей системы малого предпринимательства рекомендуем использовать индикатор оценки экономичности - коэффициент совокупной относительной экономии ресурсов, индикатор оценки продуктивности использования ресурсов и индикатор оценки результативности - коэффициент совокупной прибыльности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ И МАРКЕТИНГА В ОПТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В МЕБЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

ТИ. МИШИНА, асп. каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ

Рассмотрим основные тенденции, сложившиеся в последнее время в оптовых продажах на московском рынке офисной мебели, составим схему оптовых продаж офисной мебели, рассмотрим основные проблемы, возникающие в наши дни в оптовых продажах офисной мебели, и на основе рассмотренных данных составим прогноз ближайшего разви-

caf-econvnesh@mgul. ac. ru

тия рынка офисной мебели в Москве и Московской области.

Понятие «офисная мебель» охватывает широкий ассортимент мебели: кресла и стулья различных расцветок и моделей, мобильные офисные перегородки любых размеров, мягкая мебель, металлические шкафы и стеллажи, журнальные столы и вешалки.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

129

ЭКОНОМИКА

Основными секторами рынка офисной мебели являются:

- мебель для кабинета руководителя и топ-менеджмента. Она отличается высочайшим качеством, использованием дорогих материалов - шпона, натуральной кожи, натурального дерева;

- мебель для зоны ожидания или рецепции. Как правило, это износостойкая, но при этом очень стильная офисная мебель. С ее помощью создается комфортное пространство для посетителей кампании, а также для сотрудников рецепции;

- офисная мебель для сотрудников. Эта мебель сочетает в себе функциональность и удобство, а продуманный дизайн позволяет практично и компактно разместить ее на офисной площади;

- обстановка комнаты отдыха. Мягкая мебель для зоны общения и релаксации сотрудников изготавливается преимущественно из кожи или ее заменителей;

- мебель для комнаты переговоров. Как правило, это большой стол и подобранные к нему кресла, относящиеся к средней и высокой ценовой категории.

Современная офисная мебель обладает широким разнообразием по качеству и цене.

В последние годы наблюдалась достаточно стабильная ситуация на московском рынке офисной мебели. Тенденции, которые наметились несколько лет назад, продолжали действовать до осени 2008 г. Московский рынок офисной мебели приближается к стадии насыщения, поскольку предложение производителей и поставщиков несколько превышает существующий спрос.

По данным исследования РБК «Розничные сети по продаже мебели и мебельные торговые центры в России», 42 % розничных продаж мебели приходится на Центральный федеральный округ и в первую очередь на Москву и Московскую область - соответственно 19 % и 14 % всех продаж мебели в России.

Тенденция импортозамещения, возникшая несколько лет назад, продолжает действовать и сегодня. По мнению директора компании «Феликс» Антона Терентьева, в сегменте оперативной мебели отечественная

продукция уже вытеснила импорт и составляет более 80 %. Сейчас можно отметить, что аналогичный процесс активно идет и в сегменте мебели для руководителей.

Рост рынка в денежном выражении во многом объясняется смещением спроса на рынке московского региона в более высокие ценовые сегменты.

Структура продаж офисной мебели, по мнению специалистов РБК, такова: около 50-60 % - это так называемая оперативная офисная мебель, предназначенная для низшего персонала (средняя стоимость одного рабочего места - 200-500 долл.). Второй сегмент (примерно 30-40 % рынка) - мебель так называемого бизнес-класса, которой обустраиваются рабочие места руководителей и менеджеров среднего звена (1-10 тыс. долл.). И оставшаяся часть приходится на эксклюзивную офисную мебель, предназначенную для кабинетов первых лиц и топ-менеджмента (от 10 тыс. долл.).

Ведущими производителями офисной мебели в России, по исследованиям РБК, являются такие компании, как «Феликс», «Юни-текс», «Соло», «Крафт», «Док-17», «Камбио», «Фронда». Лидером как по России, так и по Московскому региону признан «Феликс», уверенно занимающий 40 % рынка.

В нынешних условиях финансового кризиса выявляется ряд проблем в продажах мебели и, в первую очередь, эти проблемы относятся к сфере В2В. Если в розничных продажах на какое-то время возможно даже повышение спроса вследствие того, что люди стремятся потратить деньги, боясь инфляции, то оптовые продажи, количество крупных заказов на поставку офисной мебели значительно снижаются. По мнению экспертов, в 2009г. ожидается снижение спроса на офисную мебель примерно на 20-25 %, в то время как в середине 2008 г. было запланировано увеличение спроса на 13-15 % на 2009г. Производителям офисной мебели стоит обратить особое внимание на оптовые каналы сбыта мебели, детально проработать логистические схемы оптовых поставок.

Оптовые продажи мебели производителями производятся 4 способами:

1. Через сеть собственных салонов.

130

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

2. Через салоны дилеров.

3. Изготовление мебели напрямую по заказам потребителей.

4. Через Интернет.

В случае продаж через дилерские салоны оптовыми поставками считаются продажи дилеру (с точки зрения производителя продажи дилера конечному покупателю мы не рассматриваем). За исключением отдельных индивидуальных заказов на отдельный комплект мебели (которые в случае офисной мебели достаточно редки) все поставки мебели дилеру будут оптовыми. Производитель варьирует дилерскую скидку в зависимости от объемов и частоты заказов дилеров. Производитель предоставляет своим дилерам другие льготы, например, рекламную печатную продукцию, маркетинговые программы, совместные рекламные акции, специалисты компании производителя проводят обучение для менеджеров дилерской компании.

Изготовление офисной мебели по прямым заказам покупателям достаточно выгодно для производителя, в этом случае нет необходимости в затратах на посредников. А также это выгодно для заказчика - есть возможность получить дополнительную скидку за оптовый заказ напрямую у поставщика.

Стоит обратить особое внимание на оптовые продажи через Интернет. В последнее время эта форма продаж становится все более популярной. Особенно в сфере B2B (а к B2B можно отнести практически все продажи офисной мебели), где закупки производят профессионалы. Производителям следует обратить особое внимание именно на Интернетпродажи, продумать дополнительные скидки Интернет-заказчикам, следить за тем, чтобы сайт был информативным, удобным для оформления заказа, своевременно содержал всю необходимую информацию. Возможно, в будущем именно эта форма продажи будет основной в сегменте офисной мебели, так как схема продаж на офисном рынке и является более развитой, поскольку стандарты обслуживания в сфере b2b гораздо более жесткие и быстро совершенствуются.

Очень часто производители используют лишь один из каналов оптовых продаж, а желая остаться на рынке в нелегких условиях

современной действительности, они должны производить поставки всеми четырьмя способами. Необходимо внедрять те способы, которые не использовались до этого. Также необходимо продумать всю логистическую цепочку поставок как для каждого способа оптовых продаж, так и общую логистическую схему деятельности компании.

В современных условиях финансового кризиса еще важнее доработать схемы поставок, чтобы выиграть в нелегкой борьбе с российскими и зарубежными конкурентами за предпочтения потребителя в нелегкой сфере В2В.

Но, несмотря на это, многие производители до сих пор продолжают концентрировать усилия только на товаре, а не на нуждах потребителя. Это также влияет на организацию сбыта в оптовой торговле. Хотя многие оптовые и оптово-посреднические фирмы используют маркетинговые схемы иностранных производителей, организация сбыта является одним из самых сложных вопросов успешной рыночной деятельности. Теоретические вопросы рассматривают систему закупок и сбыта как один из элементов маркетинговой деятельности. И в то же время нельзя не уделять внимания логистическим вопросам организации сбыта и закупок. Закупочная деятельность оптовой фирмы представляет собой приобретение продукции для дальнейшего ее распределения по различным сбытовым каналам (этими каналами могут быть собственные салоны, продажи через дилерскую сеть, продажи через Интернет или продажи покупателю напрямую). Многие производители мебели не прибегают к услугам оптово-посреднических фирм, а сами организуют систему сбыта.

Для осуществления успешной деятельности на оптовом рынке посреднической или оптовой фирме (или фирме-произ-водителю) необходимо организовать такую систему закупок, которая позволила бы постоянно поставлять продукцию по каналам распределения. Правильно построенная закупочная система позволяет иметь нужный ассортимент и количество товара, что и обеспечивает максимальное удовлетворение конечного потребителя, в то же время не создавая излишних запасов на складе. В сфере

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

131

ЭКОНОМИКА

закупочной деятельности задачи оптовой организации можно подразделить на логистические и маркетинговые составляющие. Маркетинговые в первую очередь направлены на выбор поставщиков продукции, анализ закупаемой продукции и сегментацию рынка. К маркетинговым вопросам в области закупок можно также отнести изучение рынка, который позволяет выявлять товары, на которые существует самый высокий спрос. Важное значение имеет и определение требований, которые покупатели предъявляют к продукции. На основе этих данных формируются требования к товарам, а также выявляются те поставщики, которые смогут обеспечить наилучшим образом доставку товаров. Можно сформулировать следующие функции логистики и маркетинга при управлении закупочной деятельностью:

1. Маркетинг в управлении закупочной деятельностью: анализ и поиск поставщиков; анализ продукции; анализ требований потребителей к закупаемой продукции; контроль за выполнением закупок и затратами.

2. Логистика в управлении закупочной деятельностью: планирование, организация и проведение закупочной деятельности; рационализация хранения и складирования; взаимоотношения с поставщиками; снижение расходов на приобретение и хранение товаров.

Рассматривая сбытовые аспекты в оптовой фирме, необходимо учитывать маркетинговые и логистические вопросы. Выбор наилучшего канала распределения является очень важным для оптовой компании: чем протяженнее канал распределения, тем больше возрастает конечная цена товара или услуги, что, естественно, может сильно повлиять на уменьшение товарооборота оптового предприятия или фирмы-производителя в случае, если сбыт осуществляется производителем. При рассмотрении проблемы выбора каналов распределения продукции для оптовой фирмы необходимо обратить внимание на определение наиболее приемлемых сроков и условий поставки, а также оплаты. Если на оптовом рынке жесткая конкуренция, оптовые фирмы прилагают большие усилия к стимулированию сбыта и используют для этих целей маркетинговые стратегии, оценивают

логистические аспекты успешной сбытовой политики оптовой компании.

К основным функциям логистики и маркетинга при организации сбыта относятся:

1. Маркетинг в сбыте - поиск потенциальных покупателей; выбор и анализ метода распределения продукции; сегментирование потребителей; анализ спроса; изучение сбыта.

2. Логистика в сбыте - выбор приоритетных каналов товародвижения продукции; стимулирование сбыта; управление запасами готовой продукции и их хранение; управление планами перевозки; выбор форм и способов товародвижения и организация торговли; разработка стратегии сбыта.

Важно заметить, что выбор главных функций логистики и маркетинга при организации оптовой деятельности является довольно сложной задачей. При этом очень важно учитывать человеческий фактор - личностные характеристики человека, ответственного за принятие решения, который в результате определяет степень важности или влияния одной или другой функции на принятие решений. Поэтому наибольший результат от применения логистики и маркетинга в организации оптовой и посреднической деятельности может быть получен объединением этих функций. Это позволит объединить усилия маркетинга и логистики, направленные на достижение стратегических целей и задач фирмы. На сегодняшний день, когда применение только маркетинга и только логистики не дает желаемого эффекта, объединение этих подходов может дать наибольший экономический результат.

Библиографический список

1. Гаджинский, А.М. Логистика. учеб.: 17-е изд. пере-раб. и доп. / А.М. Гаджинский. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 484 с.

2. Годин, А.М. Маркетинг: учеб.: 7-е изд. перераб. и доп. / А.М. Годин - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 652 с.

3. Логистический менеджмент: учеб. / В.Е. Николай-чук - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 980 с.

4. Философия и логика Львовско-варшавской школы / Е.Н. Шульга (ред.). - М., 1999. - С. 219-232.

5. http // www.rbk.ru (официальный сайт РосБизнесКонсалтинг).

132

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.