УДК 81
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОДОВ КУЛЬТУРЫ И ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА
© 2010 А.В.Папшева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 28.12.2009
Рассматривается лингвокультурологический подход к исследованию лексико-фразеологических полей с учетом универсальных характеристик, так и этнокультурной специфики.
Ключевые слова: культурные коды, лингвокультурология, концептосфера, лексико-фразеологическое поле, языковая картина мира.
Языкознание рубежа XX - XXI столетий характеризуется сменой понятийно-терминологической парадигмы. Если в ХХ веке лингвистов интересовало в основном строение языка, рассматриваемого «в самом себе»1, то в начале III тысячелетия стали актуальны вопросы о том, как язык связан с обществом, культурой и психологией человека, как социосемиотиче-ские и социокультурные факторы определяют построение речи, как культурные коды взаимодействуют с вербальной знаковой системой (естественным языком).
Выход за пределы имманентной языковой структуры ознаменовал собой расширение объекта и предмета лингвистических исследований и «оккупацию» территорий, которые ранее относились к компетенции других научных отраслей - культурологии, социологии, психологии и семиотики. Возник ряд междисциплинарных отраслей: психо-, социо-, семио- и культурологическая лингвистика, а также этнолингвистика, лингвострановедение, психология речи, теория языковой личности, социосемиотика и семиотика культуры. Появился интерес к функционированию языка в социальном и культурном контексте, приведший к созданию теории дискурса. Таким образом, в поле зрения языковедов попали области, смежные с языком.
«Презумпция «чистоты науки», - отметила М.Б.Бергельсон, - лежит в основании ... аргумента: «это не лингвистика» ... То, что считается «нелингвистикой» на одном этапе, включается в нее на следующем. Этот процесс лингвистической экспансии нельзя считать законченным»2.
Стыковые отрасли науки обязаны своим возникновением тому факту, что перекодирование информации с языка одной науки на язык другой (других) приводит к осмыслению объ-
Папшева Алина Валерьевна, ассистент кафедры иностранных языков. E-mail: alina papsheva@mail.ru
1 Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: 1978.
2 Бергельсон М.В. и др. Моделирование языковой дея-
тельности в интеллектуальных системах. - М.: 1987.
екта на новых теоретических основаниях, на более высоком уровне и позволяет добиться результатов, недостижимых при одностороннем подходе. Дву- и многосторонний подход, предполагающий наложение друг на друга альтернативных моделей объекта, дает возможность создать его объемную картину и на этой основе заметно расширить область прикладного использования полученных данных: обучение языкам, перевод, пропаганда, реклама, пиар, нейролингвистическое программирование, психотренинг, психотерапия, автоматический синтез и анализ речи, разработка программ искусственного интеллекта и др.
Одной из междисциплинарных отраслей, получивших в наше время наиболее активное развитие и связанных с изучением языковых явлений в широком контексте их существования, является лингвокультурология. Эта комплексная область познания исследует взаимосвязь и взаимовлияние языка и культуры. Ее расцвет обусловлен тем, что в современную эпоху, характеризующуюся глобальным ростом межкультурной коммуникации, возросла необходимость «наведения мостов» между народами, которые в течение многих предшествующих веков были в той или иной степени изолированы друг от друга в культурном отношении и испытывали значительные трудности в преодолении культурных и языковых барьеров. Технический и социальный прогресс ныне обеспечивает возможность превращения Земного шара в единое информационное пространство. Однако, помимо социального и технического, существует еще один аспект проблемы международного общения, который требует безотлагательного решения; имеется в виду проблема кросс-культурного взаимопонимания. Специфика исторического развития этнокультур обусловила немалые различия в ценностных системах, культурных кодах, обычаях и традициях, социальном символизме, речевом и неречевом этикете и других компонентах этнокультур. Это при-
Филология
вело к тому, что каждая этнокультура до сих пор в значительной мере является «вещью в себе», малопонятной для носителей иных (особенно генетически и типологически удаленных) культур и языков. Этот барьер необходимо преодолеть, поскольку без знакомства с чужой культурой знание чужого языка оказывается само по себе недостаточным для адекватного и эффективного международного общения. «Мы не сможем полностью понять язык другого народа, - отмечал Р.Ладо, - пока не научимся видеть его глазами тех, кого они считают своими героями, пока не уясним, чему они воздают хвалу, что считают доблестью, делом чести...»3.
Язык - сокровищница (лат. thesaurus) этно-культуры. Хотя на каждом этноязыке можно говорить о других этнокультурах, всё же каждый язык, в первую очередь, предназначен для информационного обеспечения и регуляции процессов родной ему культуры. За знаками языка стоят прежде всего феномены этой культуры. Чтобы правильно понимать речь на данном языке, необходимо отчетливо осознавать этноспецифику его единиц как в денотативно-сигнификативном, так и в коннотативном аспекте их семантики, а также располагать фоновыми знаниями, не закрепленными в значениях и внутренней форме языковых знаков, но позволяющими понимать высказывания и тексты, апеллирующие к этим знаниям. Например, чтобы понять, чту означает фраза «You are a real sportsman», если она обращена к человеку, не занимающемуся спортом, нужно знать, что английское слово sportsman, в отличие от русского слова спортсмен, обладает коннотациями [человек чести], [верный своему слову] и т.п. Другой пример: чтобы понять «черный» юмор фразы «But apart from this, Mrs. Lincoln, how did you enjoy the show?», необходимо располагать фоновыми знаниями о том, что президент Линкольн был застрелен в театре на глазах у его жены. Так смысл речи связан с семантикой и прагматикой языковой системы, уходящей корнями в родную культуру, а также с культурным фоном вербальной коммуникации.
Слова и устойчивые словесные обороты объединяются в лексико-фразеологические поля, покрывающие соответствующие области вне-языковой действительности. Значения языковых единиц в составе поля взаимосвязаны, они образуют этнически специфичную «сетку», сквозь которую носители языка видят и осмысливают данную предметную область согласно тем представлениям о мире, которые выработаны в веках народом и зафиксированы в языке. Недаром Анатоль Франс назвал словарь языка
3 Томахин Г.Д. Лингвистические аспекты лингвострано-ведения // Вопросы языкознания. - 1985. - № 6.
«Вселенной, расположенной в алфавитном порядке»4. Семантика лексико-фразеологических полей в своей совокупности составляет языковую картину мира - «сложную систему образов, отражающих действительность в коллективном сознании»5.
Этническое своеобразие семантики лексико-фразеологических полей проявляется в разных аспектах. В одном случае предметная область носит универсальный (межэтнический) характер, и специфика проявляется в особенностях осмысления предметной области, ее отражения в сознании, ее рациональной и эмотивной оценки. Обращаясь к одной и той же предметной области, англичане и русские несколько по-разному мысленно делят ее на части, по-разному катего-ризируют ее фрагменты, по-разному переосмысливают их. Это своеобразие прослеживается в семантическом (сигнификативном) и прагматическом (коннотативном) аспектах. В другом случае этноспецифика обнаруживается в сигматическом (денотативном) аспекте. В этом случае сама предметная область (сфера внеязыко-вой реальности) отмечена чертами национального своеобразия, что обусловливает безэквива-лентность или неполную межъязыковую эквивалентность слов и устойчивых оборотов, входящих в состав поля, а значит, и специфику семантики и прагматики такого рода языковых единиц.
Например, лексико-фразеологическое поле «Части человеческого тела» покрывает универсальную предметную область, а поле «Коррида» - специфически испанскую предметную область. Подходы к анализу таких полей должны быть разными. Что касается поля «Явления природы», оно характеризуется и универсализмом, и местной спецификой, а значит, требует комплексного подхода.
Всякий человек с раннего детского возраста привыкает осмысливать окружающий мир в категориях семантической системы родного языка; за этими категориями стоит концепто-сфера родной культуры. Тот, кто осваивает неродной язык, на первых (а порой и на последующих) этапах обучения склонен невольно приписывать иноязычным словам и устойчивым оборотам (единицам лексико-фразеологических полей) значения и стилистическую окраску слов и оборотов родного языка, которые зачастую не являются их полными эквивалентами, что приводит к коммуникативной неудаче. Так, англичанин может приписать русскому существительному печь значения английских существительных stove или oven, мысленно представ-
4 Горелов И.Н. Язык и компьютер. - М.: 1987.
5 Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - Волгоград: 2002.
ляя себе соответствующие этим английским словам технические устройства, и тогда встретившиеся ему в русских классических произведениях словосочетания влезть на печь, спать на печи, готовить в печи на поду, вынуть ухватом горшок из печи и даже купать ребятишек в печи (что практиковалось в старину в русских деревнях) - все подобные словосочетания будут казаться ему гротескными или бессмысленными: ведь он не представляет себе предметную область «Русская крестьянская изба», а потому неверно семантизирует элементы соответствующего лексико-фразеологического поля. Поэтому освоение лексико-фразеологи-ческого поля должно осуществляться на фоне обретения знаний о соответствующем фрагменте культуры страны изучаемого языка (так называемой когнитивной схеме, или фрейме культуры). В противном случае иноязычное лекси-ко-фразеологическое поле окажется структурированным в языковом сознании учащегося по схемам родной культуры и языка, что приведет к неверному пониманию и употреблению языковых единиц в речи. Столь же важно установление правильной связи между лексико-фразеологическим полем и когнитивной схемой при переводе с одного языка на другой. Например, без знания соответствующего культурного фрейма невозможно адекватно перевести на русский язык английскую фразу «The kids demanded a penny for the guy», а на английский - русскую фразу «Она прописана у родите-
лей». Этим обусловлена необходимость лингво-культурологического подхода к анализу лекси-ко-фразеологических полей. Следует подчеркнуть, что этнокультурную специфику слов и оборотов гораздо целесообразнее изучать не изолированно, а в составе поля, поскольку в рамках поля значения языковых единиц взаимосвязаны и взаимообусловлены по объему денотатов и семному составу, так что понять значения одних слов нередко можно лишь на основе знания других; они составляют тематический комплекс. Например, точно усвоить значения английских слов slice / morsel / chunk/ sop / chip/ lump / crumb / bit, переводимых русскими словами кусок, кусочек, можно только в сопоставлении друг с другом на фоне предметной области, которую они покрывают.
Обобщая всё сказанное в этой статье, отметим, что лингвокультурологический подход к исследованию лексико-фразеологических полей (и, в частности, поля «Явления природы») способствует формированию у билингвов такой языковой, коммуникативной и культурной компетенции, которая максимально приближена к компетенции носителей языка, поскольку при таком подходе лексико-фразеологические поля оказываются адекватно семантизированы и структурированы, что приводит к росту взаимопонимания и повышению эффективности межкультурной коммуникации.
CULTURAL CODES AND NATURAL LANGUAGE INTERACTION
© 2010 A.V.Papsheva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article deals with the linguocultural approach to lexico-phraseological fields study taking into account universal and ethnocultural specific characteristics.
Key words: cultural codes, linguocultural studies, conceptosphere, lexico-phraseological field, linguistic picture of the world.
o
Papsheva Alina Valeryevna, Assistant of the Department of Foreign Languages. E-mail: alina papsheva@mail.ru